Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
Цель: Дать представление о времени глаголов.
Тип урока: Открытие нового знания
Планируемые результаты:
Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Метапредметные:
- регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи
- познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, развивать умение классифицировать слова по группам
- коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, , аргументация своего мнения, учёт разных мнений
- предметные: обучающиеся научатся распознавать времена глаголов, распознавать глаголы среди слов других частей речи; оценивать результаты выполненного задания.
Ход урока
1.Чистописание
- Для каждого из вас я выписала образцы правильного написания соединений букв, которые необходимо повторить.
- Вспомните правила посадки и положения тетради при письме. Приступайте к работе.
Цц // щщ // ши//
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
Определите части речи у слов.
2. Словарная работа.
Работают в парах: выпишите 6 слов из словаря на букву А. Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы с непроверяемыми написаниями. Проверьте свою работу.
3. Индивидуальная работа (выдаю нескольким детям разноуровневые карточки).
4. Беседа (фронтальная работа с остальными учащимися)
- Что такое части речи?
- На какие две группы делятся части речи?
- Какие части речи относятся к самостоятельным? К служебным?
-Что такое глагол?
- Каким членом предложения являются глаголы? Как мы их подчёркиваем?
- Как изменяются глаголы?
5. Самоопределение к деятельности
- Итак, что вы знаете уже о глаголе? (на слайде записаны слова)
- Часть речи
- Действие
- Вопросы
- Изменяется по числам, по временам.
- Главный член предложения: сказуемое.
-Как вы думаете, всё ли мы знаем о глаголе? Что еще можно изучать о глаголе?
-Предположите, какая тема урока у нас сегодня.
6. Открытие нового знания
- Посмотрите в окно. Составьте и запишите предложение о том, что происходит в настоящее время. (Светит солнце. Поют птицы.)
- Напишите предложение о том, что уже произошло. (Растаял снег)
Составьте предложение о том, что произойдёт. (Скоро наступят каникулы.)
- Прочитайте глаголы из составленных предложений, на какие вопросы они отвечают?
- Мы пронаблюдали за изменением глаголов и «открыли», что глаголы в нашей речи бывают в трех временных формах. (слайд)
- Итак, переходим к открытию новых знаний – как определить время глагола?
-Правило с. 84
.Упражнение в определении времени глаголов.
Зазеленела, поют, расцветает, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит, стряхнул.
7. Включение нового знания в систему знаний
-Работа по учебнику
С. 111. Прочитайте задание к упр.557
- Поставьте вопросы к глаголам и определите время.
- Рифмованное упражнение
Прошедшее время- то, что прошло:
«Вчера мы писали», «Солнце ушло»
Настоящее время приходит теперь:
«Мы пишем имя», «Бегает зверь».
Будущее время ещё не пришло:
«После уроков пойдём мы в кино»
8.Физминутка (проводят дежурные)
9.Самостоятельная работа
- Прочитайте задание к упр.558
- Выпишите глаголы из первой части текста.
- Запишите вторую часть текста так, как запомнили. Укажите время глаголов. Проверьте себя.
10. Повторение
(Беседа- фронтальная работа)
-Давайте обобщим: какие признаки глаголов вы умеете определять?
-Как определить время у глагола? (Слайд )
- (Надо задать вопрос. Если действие происходит в момент речи (сейчас) и глаголы отвечают на вопросы: Что делает? Что делают? – время настоящее; действие происходит до момента речи (уже произошло) и глаголы отвечают на вопросы: что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? – время прошедшее; действие происходит после момента речи (будет) и глаголы отвечают на вопросы: Что сделает? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать? – время будущее)
- Для чего вам нужны эти знания?
11. Рефлексия деятельности
Я предлагаю вам проконтролировать себя. Ответьте на вопросы.
-Узнал ли я, какие бывают временные формы у глагола?
-Научился ли я определять время глагола?) Молодцы!
- Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.(слайд)
12. Домашнее задание
Написать 15 слов в разных временных формах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.