Тема: Изменение имен существительных по падежам.
Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания)
Цели:
1. Ознакомление с изменением имён существительных по падежам;
2. Совершенствовать знания учащихся об имени существительном и умение применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
3. Развивать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, картинки с изображением настроения (грустное, веселое, спокойное).
ХОД УРОКА
I. Ориентировочно – мотивационный этап (эмоциональный настрой на урок)
-Какое у вас настроение? (показать на карточке)
-Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.
-Улыбнитесь, поздоровайтесь глазами, передайте друг другу хорошее настроение.
- Проверим, все ли в порядке: книги, тетради? Спасибо всем кто к уроку готов.
II. Актуализация знаний.
1. Запишите в тетрадях число, классная работа. Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями.
2. Запись словарных слов под диктовку
Восток, герой, дорога, запад, лагерь, победа, товарищ.
- взаимопроверка, оценить друг друга. (слайд 1)
- что вы можете сказать об этих словах? (словарные слова, имена существительные)
- ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?
(ответы поочередно появляются на слайде 2)
- это часть речи
- обозначает предмет
- отвечает на вопросы кто? что?
- бывает женского, мужского, среднего рода
- изменяется по числам
- бывают одушевленные и неодушевленные
- собственные и нарицательные
III.Постановка учебной задачи (проблемный вопрос).
Ребята, я прочитаю вам сказку, которая поможет нам в изучении новой темы. Вы внимательно послушайте, а потом назовите те слова, которые меняют свою форму.
(Слайд 3)
Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.
- Какие два слова здесь встречаются? (ромашка и мотылек)
Слайд № 4
мотылёк ромашка
мотылька ромашки
мотыльку ромашке
мотылька ромашку
мотыльком ромашкой
о мотыльке о ромашке
- Что заметили? Какая часть слова изменяется?(Изменяется окончание.)
- Для чего служит окончание?(Окончания служат для связи слов в предложении.Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами.)
Давайте поставим к словам вопросы.
кто? мотылёк что? ромашка
кого? мотылька чего? ромашки
кому? мотыльку чему? ромашке
кого? мотылька что? ромашку
кем? мотыльком чем? ромашкой
о ком? о мотыльке о чем? о ромашке
- Какие вопросы поставили к слову мотылек и к слову ромашка?
(Ответы детей.)
- Почему поставили разные вопросы?
(Слово мотылек одушевленное, а слово ромашка - нет)
- Какие вопросы ставим к одушевленным именам существительным?
(Ответы детей)
Какие вопросы ставим к неодушевленным именам существительным?
(Ответы детей)
-Какие изменения в именах существительных вы заметили?
(Вопросы помогали изменить форму слова.)
- Как вы думаете, как называется по другому такое изменение формы имени существительного.
- А где мы можем найти эту информацию? (В учебнике.)
- Откройте учебники и прочитайте правило. С.6.
- Кто нам скажет, как называется изменение формы имени существительного?
- Называется изменением по вопросам или изменением по падежам.
- Ребята, кто догадался, как называется наша тема урока.
(Ответы детей)
IV.Открытие детьми нового знания.
- Сколько раз имя существительное изменило свою форму? (6 раз)
- Значит сколько в русском языке падежей? (6 падежей)
- А сейчас мы с вами вместе постараемся дать имена этим падежам, а в этом нам поможет грамматическая сказка.(слайд 5), заполняют таблицу-помощницу.
1. Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – как вы думаете? Именительный (И.п.)
2. Родился и стал как вы думаете каким?Родительным (Р.п.)
3. Он рос, но был еще малышом, ему всё давали, и он сталкак вы думаете каким? Дательным (Д.п.)
4. Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он сталкак вы думаете каким? Винительным (В.п.)
5. Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться сталкак вы думаете? Творительным (Т.п.)
6. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назваликак мы его назовем? Предложным (П.п.)
- Ребята, чтобы правильно поставить к словам падежный вопрос в русском языке есть слова – помощники (Запись слов есть, нет, рад, вижу, любуюсь, говорюв таблицу)
- А сейчас опираясь с помощью слов - помощников запишем вопросы.
- Давайте еще раз повторим название падежей.
V. Включение в систему знаний и повторение.
-
А сейчас выберите задание, которое вам нравится, и вы сможете его выполнить.(слайд
6)
Красная карточка
Составь из слов каждой строчки предложение. Слова река поставь в нужной форме.
(река), зимой, на, появился, лёд.
гордятся, (река), жители, города, своей.
Зеленая карточка
Прочитай. Спиши текст, вставляя слово (река) в нужной форме.
Зимой на (река) появился лед. Берега (река) замело снегом. Жители города гордятся своей (река).
- Самопроверка, оценить себя. Что заметили?
VI. Рефлексивно – оценочный этап (итог урока)
1. - Ребята, как называется изменение имен существительных по вопросам?
- Какие падежи запомнили?
2. рефлексия по уроку.(слайд 7 )
3. Дача домашнего задания (слайд 8)
Написать 6 предложений на тему «Мой дом», девочкам с существительными именительного, родительного, дательного падежей, а мальчикам – винительного, творительного, предложного падежей.
4.Что обычно говорят на прощание?
(до свидания, до скорой встречи, спасибо, обмениваются рукопожатиями, прикасаясь, друг к другу ладонями)
- На парте у вас лежат листочки с изображением ладошек. Возьмите их и коснитесь ладошками друг друга. Пусть тепло ваших сердец передаётся через ладошки, и пожелайте друг другу всего хорошего.
- А с каким настроением вы уйдете с урока.
-Урок закончен. Спасибо вам большое.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.