Изменение имен существительных по падежам
Оценка 4.7

Изменение имен существительных по падежам

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
16.05.2021
Изменение имен существительных по падежам
конспект урока Изменение имен существительных по падежам..docx

Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания)

Цели:

1.     Ознакомление с изменением имён существительных по падежам;

2.     Совершенствовать знания учащихся об имени существительном и умение применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

3.     Развивать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, картинки с изображением настроения (грустное, веселое, спокойное).

 

ХОД УРОКА

I.                   Ориентировочно – мотивационный этап (эмоциональный настрой на урок)

-Какое у вас настроение? (показать на карточке)

-Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.

-Улыбнитесь, поздоровайтесь глазами, передайте друг другу хорошее настроение.

- Проверим, все ли в порядке: книги, тетради? Спасибо всем кто к уроку готов.

II. Актуализация знаний.

1.     Запишите в тетрадях число, классная работа. Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями.

2.     Запись словарных слов под диктовку

Восток, герой, дорога, запад, лагерь, победа, товарищ.

- взаимопроверка, оценить друг друга. (слайд 1)

- что вы можете сказать об этих словах? (словарные слова, имена существительные)

- ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?

(ответы поочередно появляются на слайде 2)

- это часть речи

- обозначает предмет

- отвечает на вопросы кто? что?

- бывает женского, мужского, среднего рода

- изменяется по числам

- бывают одушевленные и неодушевленные

- собственные и нарицательные

III.Постановка учебной задачи (проблемный вопрос).

 

Ребята, я прочитаю вам сказку, которая поможет нам в изучении новой темы. Вы внимательно послушайте, а потом назовите те  слова, которые меняют свою форму.

 

(Слайд 3)

 

 

Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок:  нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.

 

- Какие два слова здесь встречаются? (ромашка и мотылек)

 

Слайд № 4

 

мотылёк                ромашка

мотылька              ромашки

мотыльку              ромашке

мотылька              ромашку

мотыльком           ромашкой

о мотыльке           о ромашке

 

-  Что заметили? Какая часть слова изменяется?(Изменяется окончание.)

-  Для чего служит окончание?(Окончания служат для связи слов в предложении.Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами.)

 

Давайте поставим к словам вопросы.

 

кто?                 мотылёк                           что?           ромашка

кого?               мотылька                         чего?            ромашки

кому?              мотыльку                         чему?           ромашке

кого?               мотылька                         что?            ромашку

кем?                мотыльком                     чем?              ромашкой

о ком?             о мотыльке                     о чем?          о ромашке

 

- Какие вопросы поставили к слову мотылек и к слову ромашка?

(Ответы детей.)

- Почему поставили разные вопросы?

 (Слово мотылек одушевленное, а слово ромашка - нет)

- Какие вопросы ставим к одушевленным именам существительным?

(Ответы детей)

Какие вопросы ставим к неодушевленным именам существительным?

(Ответы детей)

-Какие изменения в именах существительных вы заметили?

(Вопросы помогали изменить форму слова.)

- Как вы думаете, как называется по другому такое изменение формы имени существительного.

- А где мы можем найти эту информацию? (В учебнике.)

- Откройте учебники и прочитайте правило. С.6.

- Кто нам скажет, как называется изменение формы имени существительного?

 - Называется изменением по вопросам или изменением по падежам.

- Ребята, кто догадался, как называется наша тема урока.

(Ответы детей)

IV.Открытие детьми нового знания.

 

- Сколько раз имя существительное изменило свою форму? (6 раз)

- Значит сколько в русском языке падежей? (6 падежей)

- А сейчас мы с вами вместе постараемся дать имена этим падежам, а в этом нам поможет грамматическая сказка.(слайд 5), заполняют таблицу-помощницу.

1. Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – как вы думаете?  Именительный (И.п.)

2. Родился и стал как вы думаете каким?Родительным (Р.п.)

3. Он рос, но был еще малышом, ему всё давали, и он сталкак вы думаете каким? Дательным (Д.п.)

4. Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он сталкак вы думаете каким? Винительным (В.п.)

5. Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться сталкак вы думаете? Творительным (Т.п.)

6. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назваликак мы его назовем? Предложным (П.п.)

- Ребята, чтобы правильно поставить к словам падежный вопрос в русском языке есть слова – помощники  (Запись слов  есть, нет, рад, вижу, любуюсь, говорюв таблицу)

- А сейчас опираясь с помощью слов - помощников запишем вопросы.

- Давайте еще раз повторим название падежей.

V. Включение в систему знаний и повторение. 

 

- А сейчас выберите задание, которое вам нравится, и вы сможете  его выполнить.(слайд 6)
Красная карточка

Составь из слов каждой строчки предложение. Слова река поставь в нужной форме.

(река), зимой, на, появился, лёд.

гордятся, (река), жители, города, своей.

Зеленая карточка

Прочитай. Спиши текст, вставляя слово (река) в нужной форме.

Зимой на (река) появился лед. Берега (река) замело снегом. Жители города гордятся своей (река).

- Самопроверка, оценить себя. Что заметили?

VI.  Рефлексивно – оценочный этап (итог урока)

1.     - Ребята, как называется изменение имен существительных по вопросам?

- Какие падежи запомнили?

2.  рефлексия по уроку.(слайд 7 )

3. Дача домашнего задания (слайд 8)

Написать 6 предложений на тему «Мой дом», девочкам с существительными именительного, родительного, дательного падежей, а мальчикам – винительного, творительного, предложного падежей.

4.Что обычно говорят на прощание?

(до свидания, до скорой встречи, спасибо, обмениваются рукопожатиями, прикасаясь, друг к другу ладонями)

-  На парте у вас лежат листочки с изображением ладошек.  Возьмите их и коснитесь ладошками друг друга. Пусть тепло ваших сердец передаётся через ладошки, и пожелайте друг другу всего хорошего.

- А с каким настроением вы уйдете с урока.

-Урок закончен. Спасибо вам большое.

 

 

 

 

 

 


 

Тема: Изменение имен существительных по падежам

Тема: Изменение имен существительных по падежам

III . Постановка учебной задачи (проблемный вопрос)

III . Постановка учебной задачи (проблемный вопрос)

Что заметили? Какая часть слова изменяется?(

Что заметили? Какая часть слова изменяется?(

IV . Открытие детьми нового знания

IV . Открытие детьми нового знания

Зеленая карточка Прочитай.

Зеленая карточка Прочитай.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021