изменение имен существительных по падежам

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока Изменение имен существительных по падежам..docx

Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания)

Цели:

1.     Ознакомление с изменением имён существительных по падежам;

2.     Совершенствовать знания учащихся об имени существительном и умение применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

3.     Развивать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, картинки с изображением настроения (грустное, веселое, спокойное).

 

ХОД УРОКА

I.                   Ориентировочно – мотивационный этап (эмоциональный настрой на урок)

-Какое у вас настроение? (показать на карточке)

-Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.

-Улыбнитесь, поздоровайтесь глазами, передайте друг другу хорошее настроение.

- Проверим, все ли в порядке: книги, тетради? Спасибо всем кто к уроку готов.

II. Актуализация знаний.

1.     Запишите в тетрадях число, классная работа. Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями.

2.     Запись словарных слов под диктовку

Восток, герой, дорога, запад, лагерь, победа, товарищ.

- взаимопроверка, оценить друг друга. (слайд 1)

- что вы можете сказать об этих словах? (словарные слова, имена существительные)

- ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?

(ответы поочередно появляются на слайде 2)

- это часть речи

- обозначает предмет

- отвечает на вопросы кто? что?

- бывает женского, мужского, среднего рода

- изменяется по числам

- бывают одушевленные и неодушевленные

- собственные и нарицательные

III.Постановка учебной задачи (проблемный вопрос).

 

Ребята, я прочитаю вам сказку, которая поможет нам в изучении новой темы. Вы внимательно послушайте, а потом назовите те  слова, которые меняют свою форму.

 

(Слайд 3)

 

 

Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок:  нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.

 

- Какие два слова здесь встречаются? (ромашка и мотылек)

 

Слайд № 4

 

мотылёк                ромашка

мотылька              ромашки

мотыльку              ромашке

мотылька              ромашку

мотыльком           ромашкой

о мотыльке           о ромашке

 

-  Что заметили? Какая часть слова изменяется?(Изменяется окончание.)

-  Для чего служит окончание?(Окончания служат для связи слов в предложении.Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами.)

 

Давайте поставим к словам вопросы.

 

кто?                 мотылёк                           что?           ромашка

кого?               мотылька                         чего?            ромашки

кому?              мотыльку                         чему?           ромашке

кого?               мотылька                         что?            ромашку

кем?                мотыльком                     чем?              ромашкой

о ком?             о мотыльке                     о чем?          о ромашке

 

- Какие вопросы поставили к слову мотылек и к слову ромашка?

(Ответы детей.)

- Почему поставили разные вопросы?

 (Слово мотылек одушевленное, а слово ромашка - нет)

- Какие вопросы ставим к одушевленным именам существительным?

(Ответы детей)

Какие вопросы ставим к неодушевленным именам существительным?

(Ответы детей)

-Какие изменения в именах существительных вы заметили?

(Вопросы помогали изменить форму слова.)

- Как вы думаете, как называется по другому такое изменение формы имени существительного.

- А где мы можем найти эту информацию? (В учебнике.)

- Откройте учебники и прочитайте правило. С.6.

- Кто нам скажет, как называется изменение формы имени существительного?

 - Называется изменением по вопросам или изменением по падежам.

- Ребята, кто догадался, как называется наша тема урока.

(Ответы детей)

IV.Открытие детьми нового знания.

 

- Сколько раз имя существительное изменило свою форму? (6 раз)

- Значит сколько в русском языке падежей? (6 падежей)

- А сейчас мы с вами вместе постараемся дать имена этим падежам, а в этом нам поможет грамматическая сказка.(слайд 5), заполняют таблицу-помощницу.

1. Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – как вы думаете?  Именительный (И.п.)

2. Родился и стал как вы думаете каким?Родительным (Р.п.)

3. Он рос, но был еще малышом, ему всё давали, и он сталкак вы думаете каким? Дательным (Д.п.)

4. Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он сталкак вы думаете каким? Винительным (В.п.)

5. Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться сталкак вы думаете? Творительным (Т.п.)

6. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назваликак мы его назовем? Предложным (П.п.)

- Ребята, чтобы правильно поставить к словам падежный вопрос в русском языке есть слова – помощники  (Запись слов  есть, нет, рад, вижу, любуюсь, говорюв таблицу)

- А сейчас опираясь с помощью слов - помощников запишем вопросы.

- Давайте еще раз повторим название падежей.

V. Включение в систему знаний и повторение. 

 

- А сейчас выберите задание, которое вам нравится, и вы сможете  его выполнить.(слайд 6)
Красная карточка

Составь из слов каждой строчки предложение. Слова река поставь в нужной форме.

(река), зимой, на, появился, лёд.

гордятся, (река), жители, города, своей.

Зеленая карточка

Прочитай. Спиши текст, вставляя слово (река) в нужной форме.

Зимой на (река) появился лед. Берега (река) замело снегом. Жители города гордятся своей (река).

- Самопроверка, оценить себя. Что заметили?

VI.  Рефлексивно – оценочный этап (итог урока)

1.     - Ребята, как называется изменение имен существительных по вопросам?

- Какие падежи запомнили?

2.  рефлексия по уроку.(слайд 7 )

3. Дача домашнего задания (слайд 8)

Написать 6 предложений на тему «Мой дом», девочкам с существительными именительного, родительного, дательного падежей, а мальчикам – винительного, творительного, предложного падежей.

4.Что обычно говорят на прощание?

(до свидания, до скорой встречи, спасибо, обмениваются рукопожатиями, прикасаясь, друг к другу ладонями)

-  На парте у вас лежат листочки с изображением ладошек.  Возьмите их и коснитесь ладошками друг друга. Пусть тепло ваших сердец передаётся через ладошки, и пожелайте друг другу всего хорошего.

- А с каким настроением вы уйдете с урока.

-Урок закончен. Спасибо вам большое.

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также