Урок составлен по методическому комплекту УМК "Развивающая система Л.В. Занкова". Учебник русского языка для 2 класса. Целью урока является развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания. На уроке используется интерактивная приставка Mimio Teach, базовый учебник, ученические тетради,карточки.урок по русскому языку
Конспект Сорокина В.Г. МБОУ Новонукутская СОШ
Тема урока: Изменение имен прилагательных по родам.
Цели и задачи урока:
образовательные – развитие умения точно употреблять в речи имена
прилагательные, правильно писать родовые окончания.
развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений,
сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала,
развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к
самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся,
приобщение к информационнопоисковой деятельности, языковой интуиции.
воспитательные воспитывать познавательную активность, любовь к родному
языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе,
воспитание культуры общения.
Форма урока: комбинированный урок
Оборудование: ПК, интерактивная приставка Mimio Teach,базовый учебник,
ученические тетради, карточки.
Программные средства: комплект методических пособий УМК «Развивающая
система Л.В.Занкова». Учебник русского языка для 2 класса: автор А.В.Полякова.
Формы и методы: на уроке использовались элементы современных
образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на
внимание);
игровые;
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных
средств обучения;
проблемное обучение (частично – поисковое);
работа в парах
Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется
сопоставительным анализом, творческими заданиями в парах, в группах,
самостоятельными выводами в конце урока.
Оживляют урок игровые моменты, элементы фантазирования.
В приложении к уроку даётся дидактический и аудио материал – записи звуков,
стихотворений, комплекс тренировочных упражнений, игр, направленный повышающий
познавательную активность и мотивацию учащихся на уроках.Ход урока.
I. Организационный момент
Психологический настрой на работу.
Слайд 1
Учитель: –Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чьято сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок русского
языка!
Сегодня не простой урок русского языка, а урок путешествие в мир слов. А мы не
ученики, а путешественники.
Кого называют путешественниками? (Ответы детей)
Мы отправляемся в главный город этой страны – Грамотеевск.
Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много
трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников, в них мы будем
записывать свои открытия и наблюдения.
II. Чистописание.
В городе Грамотеевске много разных жителей, сейчас мы встретимся с ними:
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Птицы)
Сегодня, на этом уроке
Мы много узнаем, поймем.
Помогут нам в этом птицы.Мы их на урок позовем.
Перед вами слова: ястреб, голубь, лебедь, дрозд.
Слайд 2
Какие буквы пропущены в словах? (Парные согласные на конце слов.)
Объясните, как их надо написать и почему? (Подбирают проверочные слова.)
Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными.)
Что обозначают имена существительные? (Предметы одушевленные и
неодушевленные.)
Работа по вариантам: 1вариант пишет букву б, 2 вариант букву д.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
А какая часть речи обозначает признаки предметов? (Имена прилагательные)
Поберите словапризнаки, т.е. имена прилагательные , к данным именам
существительным.( Лебедь красивый, грациозный, ястреб решительный, голубь
быстрый, дрозд …)
Итак, мы подобрали словапризнаки, сказали, что они являются именами
прилагательными. А что мы знаем об этой части речи? (Имена прилагательные
обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы какой? Какая? Какое?
Какие? Имена прилагательные изменяются по числам и родам, относятся к именам
существительным.)
III. Работа по теме урока.
Слайд 3
1) Прочитайте имена прилагательные с каждым именем
существительным:
Спелый: арбуз, ягода, яблоко.Чтобы правильно написать окончания имен прилагательных надо помнить об
окончаниях вопросов, которые задают к ним от имен существительных.
Устно:
Арбуз (какой?) спелый –м.р.
Ягода (какая?) спелая ж.р.
Яблоко (какое?) спелое ср.р.
А следующее аналогичное задание будем выполнять в тетрадях , 1 ученик у доски на
оценку
Добрый: речь, человек, слово.
Речь (какая?) добрая.
Человек (какой?) добрый.
Слово (какое? ) доброе.
От чего зависит род и число имени прилагательного? (Род и число имени
прилагательного зависит от рода и числа имени существительного.)
2)Жители города Грамотеевск очень дружные, помогают друг другу в нужную минуту.
Вот и мы сейчас воспользуемся помощью своих друзейсоседей по партам.
А сейчас мы с вами будем работать в парах:
Найди замену, определи род имен прилагательных, выдели окончания имен
прилагательных:
Очень холодная (вода) знойное
Очень жаркое (лето) студеная
Очень худой (человек) крохотная
Очень маленькая (туфелька) тощий
Очень густой (лес) дремучий
Самопроверка.
IV. ФизминуткаV.Закрепление пройденного:
Слайд 4
1) Работа с синонимами:
В городе Грамотеевск живут словаприятели, они говорят одно и тоже,
но поразному.
Вот как они сказали по разному про одно и тоже озеро своего городка:
Неглубокое озеро, сказал один. А что сказал другой? (Мелкое озеро).
Словаприятели зашифровали слово, попробуем его разгадать.
Здание дом.
Какой частью речи являются эти слова? (Это имена существительные.)
Подберите словапризнаки, имена прилагательные к ним. (Здание
высокое, кирпичное, многоэтажное,.... Дом низкий, деревянный,
старенький,…)
Найдите синонимы в пословице:
Занятого человека грустьтоска не берет.
Какой частью речи являются эти слова? (Это имена существительные.)
Образуйте однокоренные имена прилагательные от данных имен
существительных: Грустный, тоскливый
Слайд 5
2) Работа с антонимами:
В городе Грамотеевск живут слованеприятели, они говорят и делают всё
наоборот.
Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше.
А короткий – для Алёнки,
Маленькой её сестрёнки.
Найдите слованеприятели. Как они называются? (Это антонимы)Записать в тетрадь, выделить окончания, определить род имен
прилагательных.
Длинный короткий (м.р.).
Вышел в поле храбрый рыцарь.
Может он с любым сразиться.
А трусливого зайчонка испугает и девчонка.
Записать в тетрадь, выделить окончания, определить род имен
прилагательных.
Трусливый храбрый (м.р.).
VI.Работа в группах.
В городе Грамотеевск пошел дождь.
А что вы любите делать во время дождя, ведь на улицу не выйдешь? (Играть, читать,
смотреть телевизор, решать кроссворды, сканворды, ребусы).
Вот и мы сейчас будем разгадывать ребусы.
Слайд 7
1 группа:
2 группа:
,, й (СИНИЙ)
к + я (БЕЛАЯ),+ ,+ое(ВЕСЕЛОЕ)
3 группа:
VII. Итог урока, выставление оценок.
VIII. Домашнее задание. Упр 89 стр 43
Мы еще вернемся в этот удивительный, интересный, загадочный город Грамотеевск.
VII. Рефлексия .
Использованная литература.
1. Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»).
СПб.: Тритон, 1997.
2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика в рифмовках занимательных: книга
для учителя. М.: Просвещение, 1994.
3. Волина В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. М.:
АСТПРЕСС, 1996.
4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Первая школьная энциклопедия.
М.: ЗАО «РОСМЭНПРЕСС», 2008.5. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с
увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 14 класс. М.: 5 за
знания, 2004.
6. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Сборник разноуровневых проверочных работ
по русскому языку 12 классы. Ростов нД: издво «Феникс», 2002.
7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 12 класс.
М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
8. Ходова Т.В.. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 24
классы. М.: Айриспресс, 2007.