Изменение имён прилагательных по родам.
Цель: обобщить знания об имени прилагательном как части речи.
Задачи. Развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число.
Воспитывать самостоятельность, активизировать познавательный интерес учащихся.
Тип урока – усвоение новых знаний
Цель: изучение правил определения рода имён прилагательных.
Задачи: 1. Формировать умение распознавать прилагательные в речи; определять род, число.
2.Развивать мышление, память ,внимание.
3. Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту природы; бережно относиться к птицам, пробуждать интерес к урокам русского языка.
Методы :наглядный, словесный ,частично- поисковый
Формы работы:в парах, в группах, индивидуально.
Оборудование: тесты, индивидуальные задания
Ход урока: I Организационный момент.
- Солнышко светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайды 1).
Теперь откроем тетради, запишем число и классная работа .
-Руки?
-На месте!
-Ноги?
-На месте!
-Локти у края?
-Спина прямая!
2. Актуализация знаний. Сообщение цели.
- Сегодня, на этом уроке мы много узнаем, поймём. Помогут нам в этом птицы. Мы их на урок позовём. Посмотрите на экран. Каких птиц вы узнали? (…) Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз….
- Прочитаем их название. Какие из них зимующие? (ястреб и голубь).
- На какую орфограмму все эти слова? (парные согласные на конце слова)
- Вспомним, как проверяются парные согласные на конце слова?
- Назовите пропущенные буквы в этих словах. ( б, д ).
3. Минутка чистописания. . Именно эти буквы мы и повторим сегодня на чистописании
Чередуем написание данных букв в соединении. Кто повторит правило? Чтобы красиво писать, нужно правильно сидеть!
- Как хорошо у вас получилось. Найдите и обведите самую красивую букву.
- Поднимите руку у кого такая буква есть.
б) Азбука добрых слов. Вспомните и назовите добрые слова, которые начинаются с этих букв.(добрый, душевный, дружелюбный, доброжелательная, достойное, благородный, бережливый, благополучный). Молодцы! Посмотрите на экран, я знаю ещё несколько таких слов. Прочитайте их.
-Что мы можем сказать об этих словах?
- Кто догадался, какая тема нашего урока? Изменение имён прилагательных по родам
- Вы правы. Тема нашего урока: Изменение имён прилагательных по родам».
4. Изучение нового материала. Сядьте красиво, продолжим урок. Посмотрите внимательно на карточки, сравните эти два текста. .
*Зима для птиц – время года, и подкормить их в этот период – значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны.
*Зима для птиц – самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться тёплой весны.
- Какой текст вам нравится больше? Почему? (более точное описание, более красивый текст).
- Назовите слова, которые помогли украсить этот текст. Что они обозначают?
На какие вопросы отвечают?
- Вы догадались, какие это части речи? (имя прилагательное)
Вывод.
- Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? (Они украшают речь, дают точное описание предмета.
Словарная работа
-отгадайте слова.
-Непоседа пёстрая ,птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая.(сорока),
-Маленький мальчишка в сером армячишке по двору гуляет крошки собирает ( воробей),
-Оно живое, зеленое, красивое,полезное и птицам очень нужное.
Сорока ,воробей ,растение
- Какие это слова? (словарные) .
- Запишим. .Подберите к ним подходящие по смыслу имена прилагательные
(1ученик записывает у доски все пишут в тетрадях) выделите окончания --Почему разные окончания?
Вывод: род имени прилагательного зависит от рода имена существительного с которым оно согласовано. Проверим наши предположения. откройте учебники на странице 147 прочтите правило
- Молодцы! Вы отлично поработали, а теперь пора отдохнуть
физминутка
Новая тема
1. На доске запись: ыы
солнце красногрудый
сова яркое весеннее
снегирь ночная лупоглазая
– Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как части речи. (В левом столбике написаны имена существительные, они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные, они отвечают на вопросы какой? какое? какая? и обозначают признак предмета.)
– Какого рода данные имена существительные? (Солнце – ср. р., трава – ж. р., цветок – м. р.)
– Подберите к существительному солнце соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Солнце какое? яркое весеннее.)
– Подберите к существительному трава соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Трава какая? яркая весенняя.)
– Сделайте такую же работу и в отношении существительного цветок. (Цветок какой? яркий весенний.)
– Когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного. Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого же рода и имя прилагательное.
– Определите род прилагательных, которые относятся к существительному солнце. Обоснуйте свой ответ. (Прилагательные яркое весеннее среднего рода, так как они относятся к существительному среднего рода – солнце.)
– Определите род прилагательных, связанных с существительным трава. (Прилагательные яркая весенняя женского рода, так как они относятся к существительному женского рода – трава.)
– Определите род прилагательных яркий весенний. (Прилагательные яркий весенний мужского рода, так как относятся к существительному мужского рода – цветок.)
2. Знакомство с правилом и работа по таблице. (упр. 491.)
3. Закрепление изученного материала. Задания с адаптацией
1. - А теперь мы поработаем в нашей постоянной рубрике «Давай подумаем» и вспомним ещё об одной красивой птице.
1 уровень
- Перед вами деформированное предложение, которое мы должны восстановить и записать красиво
К, прилетели, кормушке, снегири, красногрудые.
- Запишите это предложение. Как на письме оформляются предложения? Дай характеристику предложению, подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены.
- Есть ли имена прилагательные в этом предложении (снегири (какие?) красногрудые) Каким членом предложения является?
- Как подчеркнём? (…) Подчеркните волнистой линией.
- Ребята, а вы знаете, почему птица снегирь имеет такое название?
- Птица, снегирь, названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Есть такая народная примета.
- Как только пойдет первый снежок – жди снегиря.
- А почему именно зимой птичкам требуется больше заботы и внимания от нас? (холодно, голодно, меньше корма)
- А что лично мы с вами сделали для птиц. На уроке технологии мы сделали кормушки. Выходит ученик с кормушкой читает стихотворение.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз, к своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Вывод: Ребята, помните, что зимой птицам нужна наша забота.
2 уровень
1 группа - Следующее задание Тест-соответствие подбери к существительному соответствующее ему по смыслу имя прилагательное. Соедини стрелкой, подчеркни волнистой линией прилагательное. , определи род имён прилагательных ( в парах)
Дятел чёрный
ворон красноголовый
сова пёстрый
зяблик сонная
Проверка
2 группа
-Найдите и вставьте подходящие по смыслу прилагательные, подчеркните их. , определи род имён прилагательных.
Синица.
В наших местах живёт … синица. Эта птица … . Песни у синицы ….
Слова для справок: быстрая , рыжий, звонкие, красивая, круглое.
-Проверка.
3 уровень
тестовые задания.
1 вариант:
1. В какой строке родовые окончания прилагательных указаны верно:
а) средний род - ая, - яя.
б) мужской род – ый, ой, ий.
в) женский род – ое, ее.
2. Сколько прилагательных в стихотворении?
Лежит круглый, золотистый
На тарелочке на чистой.
Рот раскрыл я, сколько мог,-
Откусил большой кусок:
Он мне сладеньким казался-
Очень кислым оказался.
а) 6; б) 5; в) 4.
2 вариант:
1. В какой строке записаны только окончания прилагательных мужского рода?
а) – ой, -ый, -ий, -ого, -его, -ым, -им.
б) – ая,-яя,ый,-ий,-ым,-им.
в) – ого,-его,-ое,-ее,- яя, -ая.
2. Сколько прилагательных в этом четверостишьи?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
а) 5; б) 6; в) 7.
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б). признак предмета;
в). действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
Выпишите прилагательные м.рода
а) голубой; б) добрая; в) красивый.
Выпишите прилагательные ср.рода
а) могучий; б) яркое; в) весеннее.
Выпишите прилагательные ж.рода
а) лесной; б) пушистая; в) ранняя
12. Итог урока.
- Подведём итог урока. … Пожалуйста! ( подготовленный ученик)
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное.
- Какая часть речи помогла вам правильно ответить на вопрос? Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи?
Выставление оценок. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хочу отметить…, вы за урок получают. … А также все получат оценки и за тесты.
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление нового материала.
1. На доске записаны прилагательные:
1) зелёный, продолговатый, сочный…
2) маленькая, серенькая, пугливая…
3) дальняя, трудная, незнакомая…
4) красное, спелое, душистое…
5) белый, душистый, лесной…
6) мягкий, тёплый, пушистый…
7) высокая, стройная, белоствольная…
8) смешной, забавный, короткий…
– К прилагательным каждого ряда подберите подходящее по смыслу существительное, определите род прилагательных и существительного, к которому они относятся. Подчеркните орфограммы.
Образец записи: зелёный продолговатый сочный огурец (м.р.).
1. запись под диктовку
Прекрасен мой родной край. Он богат просторными лугами, на которых растут желтенькие одуванчики, душистый чабрец. Радостно человеку смотреть на чудесные цветы. Поля, луга, леса чаруют сочной зеленью. Я люблю свой край.
Подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Определите их род.
-Что обозначают эти имена прилагательные?
С какой частью речи они связаны?
А как бы выглядело это предложение без имен прилагательных. Прочитайте. ( Ученики читают.)
Какова же роль имен прилагательных в нашей речи?
2. А в группах
Задание . Первой группе дописать пропущенные буквы, а второй группе нужно выписать словосочетания - имена прилагательные с именами существительными. Устно объясните орфограммы.
-Определите род этих прилагательных.
- Теперь подберите к именам прилагательным подходящие имена существительные, определите число.
Праздничный, удивительные, радостное.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.