Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год
Оценка 4.9

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Оценка 4.9
Руководства для учителя
pdf
изобразительное искусство
1 кл—4 кл
31.01.2020
Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год
Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год
Изобразительное искусство.pdf




 


УДК 372.8:73/76                                                                                                    16+

ББК 74.26 И38

Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, О. А. Коблова, Т. А. Мухина

Изобразительное искусство. Рабочие программы.

И38 Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Немен( ского. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Го( ряева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — 5(е изд. — М. : Просвещение, 2015. — 128 c. — ISBN 978-5(09(035058(7.

Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо( вания.

Основная цель программы — формирование художественной куль( туры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, которая до( стигается через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной худо( жественно(творческой деятельности.

Программа включает все основные разделы в соответствии с требо( ваниями стандарта к программам отдельных учебных предметов.

УДК 372.8:73/76 ББК 74.26

ISBN978-5090350587                               © Издательство «Просвещение», 2011, 2012 © Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2011, 2012

Все права защищены

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в об щеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духов ной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколения ми. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивили зации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзыв чивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федераль ного государственного образовательного стандарта начального общего образования[1] и Концепции духовнонравственного раз вития и воспитания личности гражданина России[2].

Программа создана на основе развития традиций россий ского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является ре зультатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность програм мы обеспечивает целостность учебного процесса и преемствен ность этапов обучения.

Художественноэстетическое развитие учащегося рассматри вается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художествен ное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребен ка. Цели художественного образования состоят в развитии эмо циональнонравственного потенциала ребенка, его души сред ствами приобщения к художественной культуре как форме духовнонравственного поиска человечества. Содержание про граммы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в ко ей мере не ограничивает связи с культурой разных стран ми ра, напротив, в основу программы положен принцип «от род ного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом от крывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по вседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декора тивноприкладное искусство, изображение в зрелищных и эк ранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех ос новных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в на чальной школе выступают для детей в качестве хорошо им по нятных, интересных и доступных видов художественной дея тельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельнос ти позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функ ций: изображение — это художественное познание мира, выра жение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметнопро странственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функ ции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как БратьяМастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и пони мать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубо ко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития кур са помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимает ся год за годом, урок за уроком по ступенькам познания лич ных связей со всем миром художественноэмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотвор чество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставлен ных задач и вариативность их решения; освоение традиций ху дожественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая ху дожественнотворческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественнотворческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по вос приятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваи вая опыт художественной культуры) имеют творческий харак тер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пласти лин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные мате риалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных ма териалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес уче ников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает разви тие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практичес кой работы происходит формирование образного художествен ного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружаю щей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего от ношения к действительности должно служить источником раз вития образного мышления.

Развитие художественнообразного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдатель ности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдатель ности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освое ния детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз мышления о нем, выражения своего отношения на основе ос воения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контак ты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднима ется год за годом, урок за уроком по ступенькам познания лич ных связей со всем миром художественноэмоциональной куль туры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и стро ишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художест венной деятельности в повседневной жизни, с работой художни ка, учатся с разных художнических позиций наблюдать реаль ность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выра зительные свойства различных художественных материалов.

Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное раз витие ребенка сосредотачивается на способах выражения в ис кусстве чувств человека, на художественных средствах эмоцио нальной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.

Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присут ствие пространственновизуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искус ства и каким образом они воздействуют на нас дома, на ули це, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети уз нают, почему у разных народов поразному строятся традици онные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопонима нию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохо жая, иная, красота помогает глубже понять свою родную куль туру и ее традиции.

Восприятие произведений искусства и практические твор ческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и со здавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает че редование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуальноколлективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Со вместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уваже нием и интересом относиться к работе товарища, а общий по ложительный результат дает стимул для дальнейшего творчест ва и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какойто большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках нахо дит разнообразные формы выражения: изображение на плос кости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); де коративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивиду альной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; про слушивание музыкальных и литературных произведений (на родных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основ ным средством приобщения к художественной культуре. Сред ства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помо гает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, по иску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративноприкладного ис кусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художествен ной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание де тей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возмож ность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут приме няться в оформлении школы.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработа на для 1—4 классов начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Программа также может осуществляться, когда на изучение предмета отводится 2 часа в неделю. При увеличении количест ва часов на изучение предмета за счет вариативной части, опре деляемой участниками образовательного процесса, или за счет внеурочной деятельности предлагается не увеличение коли чества тем, а расширение времени на практическую художест веннотворческую деятельность учащихся при сохранении самой логики программы. Это способствует качеству обучения и до стижению более высокого уровня как предметных, так и лич ностных и метапредметных результатов обучения.

Данная учебная программа включает также задачи художест венного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Приоритетная цель художественного образования в шко ле — духовнонравственное развитие ребенка, т. е. формиро вание у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в вос приятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ре бенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многооб разного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являют ся базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение


искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми про! граммного материала. Стремление к выражению своего отно! шения к действительности должно служить источником разви! тия образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интере са к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это являет! ся залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возмож! но лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес кого опыта. Только тогда знания и умения по искусству ста! новятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекват! но передать словами. Эмоционально!ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно!образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному упо! доблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть прис! воено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально!ценностных критериев жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные ре! зультаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка! чественных свойствах учащихся, которые они должны приоб! рести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других на!

родов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни об!

щества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно! творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творчес! ком отношении к окружающему миру, потребностей в само! стоятельной практической творческой деятельности), ценнос!

тей и чувств;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио! нально!нравственной отзывчивости, понимания и сопережи! вания чувствам других людей;

 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим за!

мыслом;

 умение обсуждать и анализировать собственную художест! венную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор! мированности универсальных способностей учащихся, прояв! ляющихся в познавательной и практической творческой дея!

тельности:

           освоение способов решения проблем творческого и поиско!

вого характера;

 овладение умением творческого видения с позиций худож! ника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно дейст!

вовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной реф! лексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при! знакам;

                              овладение умением вести диалог, распределять функции

и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;  использование средств информационных технологий для ре! шения различных учебно!творческих задач в процессе поис! ка дополнительного изобразительного материала, выполне! ние творческих проектов, отдельных упражнений по живо! писи, графике, моделированию и т. д.;

 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно!творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно!творческой деятельности, который приоб! ретается и закрепляется в процессе освоения учебного пред! мета:

 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в ду! ховно!нравственном развитии человека;

 сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в об!

щении с искусством; овладение практическими умениями и навыками в восприя!

тии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и на! выками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи! ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра!

фия, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);  знание видов художественной деятельности: изобразитель! ной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (ди! зайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно!визуаль! ных искусств;

понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружаю!

щего мира; применение художественных умений, знаний и представле! ний в процессе выполнения художественно!творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоцио! нально оценивать несколько великих произведений русско! го и мирового искусства;

 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально!пространственных ис! кусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;  способность использовать в художественно!творческой дея! тельности различные художественные материалы и худо!

жественные техники;

 способность передавать в художественно!творческой дея! тельности характер, эмоциональные состояния и свое отно!

шение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду! манный художественный образ;

освоение умений применять в художественно!творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообра! зие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красо! те у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художест!

венную культуру;  изображение в творческих работах особенностей художест! венной культуры разных (знакомых по урокам) народов, пе! редача особенностей понимания ими красоты природы, че!

ловека, народных традиций;  способность эстетически, эмоционально воспринимать кра! соту городов, сохранивших исторический облик, — свидете!

лей нашей истории;  умение приводить примеры произведений искусства, выра! жающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, кра!

соту внутреннего мира человека.

Ниже представлено тематическое планирование в соответ! ствии с учебниками для общеобразовательных организаций под редакцией Б. М. Неменского: Л. А. Неменская. Изобразитель! ное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;

Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты.

2 класс; Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс; Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс. Все учебники выпущены в свет из! дательством «Просвещение».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения искусства у обучающихся:

 будут сформированы основы художественной культуры: пред! cтавления о специфике искусства, потребность в художест! венном творчестве и в общении с искусством;  начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чув! ства, формироваться основы анализа произведения искусства;  сформируются основы духовно!нравственных ценностей лич! ности, будет проявляться эмоционально!ценностное отно!

шение к миру, художественный вкус;  появится способность к реализации творческого потенциа! ла в духовной, художественно!продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;  установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно!исторической, социальной и духовной жизни род! ного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много! национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;  будут заложены основы российской гражданской идентич! ности, чувства гордости за свою Родину, появится осозна! ние своей этнической и национальной принадлежности, от! ветственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

 овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; да! вать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;  получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника! ми, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значи! мых явлений жизни и искусства;

научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона); будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно!творческого замысла; смогут вы! полнять простые рисунки и орнаментальные композиции, ис! пользуя язык компьютерной графики в программе Paint.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Ты учишься изображать Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь Мир полон украшений.

Цветы.

Красоту нужно уметь замечать.

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Красивые рыбы. Монотипия.

Украшения птиц. Объемная аппликация.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата4Мастера всегда трудятся вместе.

Праздник весны.

Сказочная страна.

Времена года.

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

ИСКУССТВО И ТЫ

Как и чем работает художник?

Три основных цвета — желтый, красный, синий.

Белая и черная краски.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные воз4 можности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Неожиданные материалы (обобщение темы).

Реальность и фантазия

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья4Мастера Изображения, Украшения и Постройки всег4 да работают вместе (обобщение темы).

О чем говорит искусство

Изображение природы в различных состояниях.

Изображение характера животных.

Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ.

Образ человека в скульптуре.

Человек и его украшения.

О чем говорят украшения.

Образ здания.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обоб4 щение темы).

Как говорит искусство

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Тихие и звонкие цвета.

Что такое ритм линий?

Характер линий.

Ритм пятен.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства вырази4 тельности.

Обобщающий урок года.

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС

Искусство в твоем доме Твои игрушки.

Посуда у тебя дома.

Обои и шторы у тебя дома.

Мамин платок.

Твои книжки.

Открытки.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города Памятники архитектуры.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Волшебные фонари.

Витрины.

Удивительный транспорт.

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

Художник и зрелище Художник в цирке.

Художник в театре.

Театр кукол.

Маски.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный карнавал (обобщение темы).

Художник и музей

Музей в жизни города.

Картина — особый мир. Картина4пейзаж.

Картина4портрет.

Картина4натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК

(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Истоки родного искусства Пейзаж родной земли.

Деревня — деревянный мир.

Красота человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей земли Родной угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины4защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник

Страна восходящего солнца. Образ художественной культу4 ры Японии.

Народы гор и степей.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Европейские города Средневековья.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы Материнство.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои4защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данная программа обеспечена учебнометодическими ком плектами для 1—4 классов общеобразовательных организаций. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.

УЧЕБНИКИ

Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Ты изобража ешь, украшаешь и строишь. 1 класс; Е. И. Коротеева. Изобра зительное искусство. Искусство и ты. 2 класс; Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс; Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс.

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерс кая. Рабочая тетрадь. 1 класс; Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс; Изобразительное искус ство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс; Л. А. Неменс кая. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тет радь. 4 класс.

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.

1—4 классы.

МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование объектов и средств

материальнотехнического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Федеральный госу дарственный образо вательный стандарт начального общего образования

Д

Стандарт, примерная программа, рабочие про граммы входят в состав обязательного програм мнометодического обес печения кабинета изоб

 

 

 

2

Примерная програм ма начального общего образования по изоб разительному искус ству

Д

разительного искусства

3

Рабочие программы по изобразительному искусству

Д

4

Учебнометодические комплекты по про грамме, выбранной в качестве основной для проведения уро ков изобразительного искусства

К

При комплектации биб лиотечного фонда пол ными комплектами учеб ников целесообразно включить в состав кни гопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпля ров учебников из других УМК по изобразитель ному искусству. Эти учебники могут быть использованы учителем как часть методического обеспечения кабинета


 

Наименование объектов и средств

материальнотехнического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

5

Учебники по изобра зительному искусству

К

 

6

Рабочие тетради

К

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетра ди, соответствующие ис пользуемым комплектам учебников

7

Методические посо бия (рекомендации к проведения уроков изобразительного ис кусства)

Д

 

8

Методические журна лы по искусству

Д

В состав библиотечного фонда необходимо вклю чать журналы федераль ного значения

9

Учебнонаглядные пособия

Ф

Д

Наглядные пособия в виде таблиц и пла катов — Д, формата

А4 — Ф

10

Хрестоматии литера турных произведений к урокам изобрази тельного искусства

Д

 

11

Энциклопедии по ис кусству, справочные издания

Д

По одному каждого на именования

12

Альбомы по искусству

Д

По одному каждого на именования

 

Наименование объектов и средств

материальнотехнического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

13

Книги о художниках и художественных му зеях

Д

По одной каждого на именования

14

Книги по стилям изобразительного ис кусства и архитектуры

Ф

Книги по стилям в ис кусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут ис пользоваться как разда точный материал при подготовке учащихся к творческой деятельнос ти, для подготовки со общений, творческих ра бот, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной биб лиотеки

15

Словарь искусствовед ческих терминов

П

 

2. Печатные пособия

16

Портреты русских и зарубежных художни ков

Д

Комплекты портретов по основным разделам кур са. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изда ниях (альбомы по ис кусству) и на электрон ных носителях

17

Таблицы по цветове дению, перспективе, построению орна мента

Д

Таблицы, схемы могут быть представлены в де монстрационном (на стенном) и индивидуаль

 

Наименование объектов и средств

материальнотехнического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

18

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

нораздаточном вариан тах, в полиграфических изданиях и на электрон ных носителях

 

19

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, че

ловека

Д

20

Таблицы по народ ным промыслам, рус скому костюму, деко ративноприкладному искусству

Д

21

Дидактический разда точный материал: карточки по художе ственной грамоте

К

 

 

3. Информационнокоммуникационные средства

 

22

Мультимедийные обучающие художест венные программы. Электронные учеб ники

Д

Мультимедийные обу чающие программы и электронные учебники могут быть ориентиро ваны на систему ди станционного обучения либо носить проблемно тематический характер и обеспечивать допол нительные условия для изучения отдельных предметных тем и разде

 

Наименование объектов и средств

материальнотехнического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

 

 

 

лов стандарта. В обоих случаях эти                пособия должны                предоставлять техническую                возмож ность построения систе мы текущего и итогово го контроля уровня под готовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля).

Возможно использова ние следующих про грамм:

Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9

Sound-Forge, Finale,

Dance Machine, Coo//

23

Электронные библио теки по искусству

Д

Электронные библиоте ки включают комплекс информационноспра вочных материалов, ори ентированных на раз личные формы художе ственнопознавательной деятельности, в том числе исследователь скую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энцикло педии и альбомы по ис кусству (изобразитель ное искусство, музыка), аудио и видеоматериа лы, тематические ба

 

Наименование объектов и средств

материальнотехнического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

 

 

 

зы данных, фрагменты культурноисторических текстов, текстов из на учнопопулярных изда ний, фотографии, ани мация.

Электронные библиоте ки могут размещаться на CD-ROM либо соз даваться в сетевом вари анте (в том числе на ба зе образовательного уч реждения)

24

Игровые художест венные компьютер ные программы

 

 

4. Технические средства обучения (ТСО)

25

Музыкальный центр

Д

Центр или аудиомагни тофон с возможностями использования аудио дисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнит ных записей

26

CD/DVDпроигрыва тели

Д

 

27

Телевизор

 

С диагональю не менее

72 см

28

Видеомагнитофон

Д

 

29

Мультимедийный компьютер с художе

Д

 

 

Наименование объектов и средств

материальнотехнического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

 

ственным программ ным обеспечением

 

 

30

Слайдпроектор

Д

Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон

31

Мультимедиапроек тор

Д

Может входить в мате риальнотехническое обеспечение образова тельного учреждения

32

Аудиторная доска с магнитной поверх ностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д

 

33

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры

1,251,25 м

34

Фотоаппарат

П

Цифровая камера

35

Видеокамера

Д

 

36

Графический планшет

Д

 

5. Экраннозвуковые пособия

37

Аудиозаписи по музы ке, литературные про изведения

Д

Комплекты компакт дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса

38

DVDфильмы: — памятники архи тектуры;

Д

По одному каждого на именования

 

Наименование объектов и средств

материальнотехнического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

 

— художественные музеи;

— виды изобразитель ного искусства; — творчество отдель ных художников; — народные промыс лы;

— декоративнопри кладное искусство; — художественные технологии

 

 

39

Презентации на CD или DVDдисках:

— по видам изобра зительных           (пласти ческих) искусств;

— по жанрам изобра зительных искусств; — по памятникам ар хитектуры России и мира;

— по стилям и на правлениям в искус стве;

— по народным про мыслам;

— по декоративно прикладному искус ству;

— по творчеству ху дожников

Д

Произведения пласти ческих искусств в исто рической ретроспективе, иллюстрации к литера турным произведениям, выразительные объекты природы в разных ра курсах в соответствии с программой

6. Учебнопрактическое оборудование

40

Мольберты

К

 

 

Наименование объектов и средств

материальнотехнического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

41

Настольные скульп турные станки

К

 

42

Комплекты резцов для линогравюры

К

 

43

Конструкторы для мо делирования архитек турных сооружений

Ф

 

44

Краски акварельные

К

 

45

Краски гуашевые

К

 

46

Краска офортная

П

 

47

Валик для накатыва ния офортной краски

П

 

48

Тушь

К

 

49

Ручки с перьями

К

 

50

Бумага А3, А4

К

 

51

Бумага цветная

К

 

52

Фломастеры

К

 

53

Восковые мелки

К

 

54

Пастель

Ф

 

55

Сангина

К

 

56

Уголь

К

 

57

Кисти беличьи № 5,

10, 20

К

 

58

Кисти, щетина № 3,

10, 13

К

 

 

Наименование объектов и средств

материальнотехнического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

59

Емкости для воды

К

 

60

Стеки (набор)

К

 

61

Пластилин/глина

К

 

62

Клей

Ф

 

63

Ножницы

К

 

64

Рамы для оформле ния работ

К

Для оформления выста вок

65

Подставки для натуры

П

 

7. Модели и натурный фонд

66

Муляжи фруктов

(комплект)

Д

 

67

Муляжи овощей

(комплект)

Д

 

68

Гербарии

Ф

 

69

Изделия декоратив ноприкладного ис кусства и народных промыслов

Д

 

70

Гипсовые геометри ческие тела

Д

 

71

Гипсовые орнаменты

Д

Тричетыре вида

72

Маски античных голов

Д

Два вида

73

Античные головы

Д

Четыре вида

74

Обрубовочная голова

Д

 

 

Наименование объектов и средств

материальнотехнического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

75

Модуль фигуры чело века

П

 

76

Капители

Д

Ионическая и доричес кая капители

77

Керамические изде лия (вазы, кринки и др.)

П

 

78

Драпировки

П

 

79

Предметы быта (ко фейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

П

 

8. Игры и игрушки

80

Конструкторы

Ф

Строительные конструк торы для моделирования архитектурных сооруже ний (из дерева, пласти ка, картона)

81

Театральные куклы

Д

 

82

Маски

Д

 

9. Специализированная учебная мебель

83

Столы рисовальные

К

 

84

Стулья

К

 

85

Стулья брезентовые складные

К

Для рисования на пле нэре

86

Стеллажи для книг и оборудования

Д

 

Конкретное количество указанных средств и объектов мате риальнотехнического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения коли чественных показателей в рекомендациях используется следую щая система символических обозначений:

Наименование объектов и средств

материальнотехнического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

87

Мебель для проекци онного оборудования

Д

 

88

Мебель для хранения таблиц и плакатов

Д

Кассетницы, плакатни цы

Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специаль но оговоренных случаев);

К — полный комплект (исходя из реальной наполняемос ти класса);

Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два ра за меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6—7 экз.).


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Общая характеристика учебного предмета . . . . . . . . . . . Место учебного предмета в учебном плане  . . . . . . . . . .

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета  . . . . . . . . . . . . . Планируемые результаты  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тематическое планирование   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Учебно$методическое обеспечение     . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Материально$техническое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . .

3

4

9

10

15

16 20 116 117

У ч е б н о е и з д а н и е

Неменский Борис Михайлович

Неменская Лариса Александровна Горяева Нина Алексеевна и др.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Рабочие программы

Предметная линия учебников под редакцией

Б. М. Неменского

1—4 классы

Пособие для учителей общеобразовательных организаций

Руководитель центра художественно%эстетического и физического образования Л. И. Льняная. Зав. редакцией изобразительного искусства, музыки, МХК, ОРКСЭ Л. Н. Колычева. Ответственный за выпуск Е. А. Комарова. Редактор Е. А. Комарова. Младший редактор Л. С. Дмитриева. Макет и внешнее оформление художника А. Г. Бушина. Художественный редактор

Ю. Н. Кобосова. Компьютерная вёрстка и техническое редактирование Н. В. Кондратьевой. Корректор А. В. Рудакова

Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005%93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 10.07.14. Формат 60901/16.

Бумага газетная. Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Уч.%изд. л. 4,06. Тираж 2000 экз. Заказ         .

Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3%й проезд Марьиной рощи, 41.

Отпечатано в филиале «Смоленский полиграфический комбинат» ОАО «Издательство «Высшая школа». 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1. Тел.: +7(4812)31%11%96. Факс: +7(4812)31%31%70. E%mail: [email protected] http://www.smolpk.ru



[1] См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начально го общего образования / Министерство образования и науки Российской Фе дерации. — М.: Просвещение, 2011.

[2] См.: Д а н и л ю к А. Я., К о н д а к о в А. М., Т и ш к о в В. А. Концеп ция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина Рос сии. — М.: Просвещение, 2011.

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

УДК 372.8:73/76 16+

УДК 372.8:73/76 16+

УДК 372.8:73/76 16+

УДК 372.8:73/76 16+

Все права защищены ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Все права защищены ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Содержание про граммы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях

Содержание про граммы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функ ций: изображение — это художественное познание мира, выра жение своего к…

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функ ций: изображение — это художественное познание мира, выра жение своего к…

Одна из задач — постоянная смена художественных ма териалов , овладение их выразительными возможностями

Одна из задач — постоянная смена художественных ма териалов , овладение их выразительными возможностями

Ребенок поднима ется год за годом, урок за уроком по ступенькам познания лич ных связей со всем миром художественноэмоциональной куль туры

Ребенок поднима ется год за годом, урок за уроком по ступенькам познания лич ных связей со всем миром художественноэмоциональной куль туры

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает че редование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает че редование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание де тей, формирует опыт творческого общения

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание де тей, формирует опыт творческого общения

Родины, а потом знакомится с искусством других народов

Родины, а потом знакомится с искусством других народов

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор! мированности универсальных способностей учащихся, прояв! ляющихся в познавательной и практической творческой дея! тельности: освоение способов решения проблем творческого и поиско!…

Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор! мированности универсальных способностей учащихся, прояв! ляющихся в познавательной и практической творческой дея! тельности: освоение способов решения проблем творческого и поиско!…

ИКТ (цифровая фотогра! фия, видеозапись, элементы мультипликации и пр

ИКТ (цифровая фотогра! фия, видеозапись, элементы мультипликации и пр

Ниже представлено тематическое планирование в соответ! ствии с учебниками для общеобразовательных организаций под редакцией

Ниже представлено тематическое планирование в соответ! ствии с учебниками для общеобразовательных организаций под редакцией

Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много! национального народа

Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много! национального народа

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Выразительность материалов для работы в объеме

Выразительность материалов для работы в объеме

Искусство в твоем доме Твои игрушки

Искусство в твоем доме Твои игрушки

ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА

ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год

Изобразительное искусство Рабочие программы Б.М. Неменский 1-4 классы 2015 год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020