Изотерапия
как эффективная технология
в развитии и коррекции
детей с ОВЗ
Краевая межведомственная конференция
«Формирование здоровьесберегающей образовательной среды,
культуры здорового и безопасного образа жизни у детей и подростков
с ограниченными возможностями здоровья»
М.Р. Перминова
учитель ИЗО
Главная задача – разработка содержания и технологий образования, обеспечивающих социально желаемый уровень личностного развития детей с ОВЗ
с учетом их особых образовательных потребностей.
Изобразительное искусство в соответствии с учебным планом МБОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ» реализуется с 1 по 5 классы.
Возникает противоречие между возможностями изобразительной деятельности в развитии личности ребенка с ОВЗ и отсутствием программ, обеспечивающих возможность позитивных изменений на протяжении всего периода образования обучающихся с нарушениями интеллектуального развития.
Процесс развития и коррекции может быть эффективным на протяжении всего периода обучения, если использовать педагогическую изотерапию как инновационную технологию
Программа по изотерапии «Цветной мир» разработана и реализуется в рамках внеурочной деятельности
в 5 и 6 классах.
Цель внедрения программы в образовательный процесс - расширить диапазон индивидуально-ориентированных способов достижения педагогической цели в развитии и коррекции личности обучающихся с ОВЗ.
Страхи, тревожность, агрессивность, застенчивость, проблемы общения внутригрупповое взаимодействие, взаимоотношения с окружающим миром могут разрушительно действовать на здоровье.
Изотерапия подходит для работы с разными категориями детей. Это «мягкий» и глубокий метод, помогающий раскрыть потенциал ребенка, высвободить его скрытые энергетические резервы и эмоции.
Содержание коррекционно-развивающего курса по изотерапии «Цветной мир» разработано на основе аналитических данных диапазона нетрадиционных изобразительных материалов и возможных
с ними действий.
Изотерапия похожа на нетрадиционное рисование?
Но есть существенная разница.
На занятиях по изотерапии дети не обучаются той или иной технике рисования.
Главная задача занятий по изотерапии – научить ребенка выражать свои переживания как можно более произвольно и спонтанно. Главное условие – понятность, безопасность, отсутствие принуждения.
Рисование двумя кисточками одновременно.
При повышенной возбудимости.
Рисование ватными шариками. Ребенку предлагают окрасить ватный шарик в краске, положить на бумагу, лежащую на подносе, и шевелить поднос, чтобы шарик перекатывался. Используется при коррекции повышенной возбудимости и истерических состояний.
Рисование мыльными пузырями, смешенными с гуашью. Детям предлагают выдувать пузыри через трубочку для вытеснения агрессии.
Эффективность занятий по изотерапии отслеживается по результатам анкетирования адаптированной методики
Н.П. Капустиной по диагностике личностных качеств обучающегося.
Цель диагностики – определить уровень развития обучающихся по программе путем оценки личностных качеств самими обучающимися, а также выявление представлений педагога. Диагностика проводится в форме анкетирования по критериям, по которым оценивается результат развития и коррекции по программе.
Данный мониторинг позволяет отслеживать личностные результаты обучающихся по программе «Цветной мир» индивидуально.
Выявляет собственные успехи ребенка по сравнению с его исходным уровнем личностного развития.
Анализ полученных результатов обучения и развития отражает последовательность позитивного развития, что соответствует задачам реализации программы коррекционно-развивающего курса по изотерапии
«Цветной мир» и доказывает ее эффективность в развитии и обучении детей с ОВЗ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.