Изотерапия как эффективная технология в развитии и обучении детей с ОВЗ

  • Особые потребности
  • pptx
  • 01.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация раскрывает опыт использования изотерапии в развитии и обучении детей с особыми образовательными потребностями. Раскрываются изобразительные техники и их терапевтический эффект. Материалы презентации помогут педагогам, работающим с различным контингентом детей с ОВЗ.
Иконка файла материала Изотерапия как эффективная технология в развитии детей с ОВЗ.pptx

Изотерапия
как эффективная технология
в развитии и коррекции
детей с ОВЗ

Краевая межведомственная конференция
«Формирование здоровьесберегающей образовательной среды,
культуры здорового и безопасного образа жизни у детей и подростков
с ограниченными возможностями здоровья»

М.Р. Перминова
учитель ИЗО

Обучение и развитие детей с ОВЗ – актуальная проблема современного образования. Характеризуется активным внедрением инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.

Главная задача – разработка содержания и технологий образования, обеспечивающих социально желаемый уровень личностного развития детей с ОВЗ
с учетом их особых образовательных потребностей.

Изобразительное искусство в соответствии с учебным планом МБОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ» реализуется с 1 по 5 классы.
Возникает противоречие между возможностями изобразительной деятельности в развитии личности ребенка с ОВЗ и отсутствием программ, обеспечивающих возможность позитивных изменений на протяжении всего периода образования обучающихся с нарушениями интеллектуального развития.

Процесс развития и коррекции может быть эффективным на протяжении всего периода обучения, если использовать педагогическую изотерапию как инновационную технологию

Программа по изотерапии «Цветной мир» разработана и реализуется в рамках внеурочной деятельности
в 5 и 6 классах.
Цель внедрения программы в образовательный процесс - расширить диапазон индивидуально-ориентированных способов достижения педагогической цели в развитии и коррекции личности обучающихся с ОВЗ.

Страхи, тревожность, агрессивность, застенчивость, проблемы общения внутригрупповое взаимодействие, взаимоотношения с окружающим миром могут разрушительно действовать на здоровье.
Изотерапия подходит для работы с разными категориями детей. Это «мягкий» и глубокий метод, помогающий раскрыть потенциал ребенка, высвободить его скрытые энергетические резервы и эмоции.

Основные функции изотерапии
Освобождение от негативных эмоций.
Снятие напряжения, регуляция психосоматических процессов и психоэмоционального состояния.
Коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения.

Содержание коррекционно-развивающего курса по изотерапии «Цветной мир» разработано на основе аналитических данных диапазона нетрадиционных изобразительных материалов и возможных
с ними действий.

Изотерапия похожа на нетрадиционное рисование?
Но есть существенная разница.
На занятиях по изотерапии дети не обучаются той или иной технике рисования.
Главная задача занятий по изотерапии – научить ребенка выражать свои переживания как можно более произвольно и спонтанно. Главное условие – понятность, безопасность, отсутствие принуждения.

Рисование ладошками
Эта техника рисования используется для коррекции агрессивного поведения и повышенной возбудимости.

Кляксография (дорисовывание клякс). Используется при повышенной возбудимости.

Рисование поролоновыми губками.
При повышенной возбудимости.

Точечный рисунок (ватными палочками, пробками, крышками)
Для снижения агрессии.

Монотипия .
Используется для снижения агрессии.

Оттиск мятой бумагой.
Для снятия негатива, выплеска эмоций.

Рисование на мятой бумаге.
Для робких и тревожных детей.

Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем.
Используется при коррекции истерических состояний.

Рисование двумя кисточками одновременно.
При повышенной возбудимости.

Рисование ватными шариками. Ребенку предлагают окрасить ватный шарик в краске, положить на бумагу, лежащую на подносе, и шевелить поднос, чтобы шарик перекатывался. Используется при коррекции повышенной возбудимости и истерических состояний.

Рисование мыльными пузырями, смешенными с гуашью. Детям предлагают выдувать пузыри через трубочку для вытеснения агрессии.

Эффективность занятий по изотерапии отслеживается по результатам анкетирования адаптированной методики
Н.П. Капустиной по диагностике личностных качеств обучающегося.
Цель диагностики – определить уровень развития обучающихся по программе путем оценки личностных качеств самими обучающимися, а также выявление представлений педагога. Диагностика проводится в форме анкетирования по критериям, по которым оценивается результат развития и коррекции по программе.

Результаты диагностики личностных качеств обучающихся по программе «Цветной мир» за 2017-2018 учебный год

Данный мониторинг позволяет отслеживать личностные результаты обучающихся по программе «Цветной мир» индивидуально.
Выявляет собственные успехи ребенка по сравнению с его исходным уровнем личностного развития.

Анализ полученных результатов обучения и развития отражает последовательность позитивного развития, что соответствует задачам реализации программы коррекционно-развивающего курса по изотерапии
«Цветной мир» и доказывает ее эффективность в развитии и обучении детей с ОВЗ.