Узнать, беречь, уважать прошлое, интересоваться тем, что создали руки
человека, осмыслить свою роль и место в огромной истории, помнить, что без
прошлого не может быть настоящего, к
каждому названию, каждому памятнику
культуры относиться бережно, с
любовью – это наша с вами задача.
Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа №5
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Орeхово-Зуeвского городского округа
Воспитательное мероприятие
«Народные промыслы Подмосковья» в рамках проекта «Город Мастеров»
Провела: Беляева М.Г., - учитель начальных классов
7 февраля 2022 года
Цель:
Формирование интереса учащихся к народным промыслам Подмосковья.
Задачи:
1. Создание условий для расширения и закрепления представлений детей о народных промыслах Подмосковья: Жостовские подносы, Павлово-Посадские платки, Сергиево-Посадские матрёшки, посуда из Гжели.
2. Коррекция и развивать речь и мыслительную деятельность.
Обогащать словарный запас детей.
3. Воспитание любви и уважения к труду народных мастеров. Развитие у школьников патриотических чувств, воспитание любви к Родине.
Материал и оборудование: оформление кабинета в соответствии с тематикой мероприятия: выставка изделий народно-прикладного искусства, презентация, карточки с невидимыми словами, написанными свечкой, паззлы, картинки по теме, краски, кисти.
Предварительная работа: беседа по теме «Народные промыслы Подмосковья»: «Жостовские подносы», « Павлово-Посадские платки», «Сергиево-Посадские матрёшки», «Гжель». Рассматривание изделий, иллюстраций с изображением этих изделий; проведение деятельности по рисованию по мотивам гжельской росписи, росписи жостовских подносов, матрёшек и павлово-посадских платков; просмотр видео.
Ход:
Проводится коммуникативная игра «ХОРОВОД» музыка Картушиной. Дети, взявшись за ленты карусели, поют на мотив русской народной песни «Ах вы, сени - мои сени»:
Мы заводим, мы заводим, Мы заводим хоровод.
Веселиться начинаем,
Удивим сейчас народ!
Дети останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары, и поют слово «Здравствуй!», прикасаясь друг к другу, (здороваясь) ладошками, пальчиками, плечиками. Игра повторяется 1 раз. Каждый раз дети должны поздороваться по-другому.
Ведущий: Читайте, что написано на доске. Где мы с вами сейчас оказались? (Город Мастеров) Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Мы рады видеть Вас на нашей ярмарке в городе мастеров!
А сейчас мы с вами присядем рядком и поговорим ладком.
Дети садятся на стулья.
Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем?
(Россия). Эго наша Родина!
А кто назовёт столицу нашей Родины? (Москва) Правильно!
Мы с вами живём недалеко от Москвы, в Подмосковье.
Видеоклип «Во поле берёза стояла». Дети под музыку танцуют танец.
Ведущий:
Есть на свете Земля нам родимая,
Подмосковье, что с детства любимое!
А давайте заглянем мы в прошлое, О Земле своей скажем хорошее!
На карте России указом Петра Губерния наша была создана, С тех пор расцветала и крепла она, Врагам недоступной всегда была!
Давным-давно Россию называли Русью, а область губернией, и славилась наша Земля своими ремёслами, то есть производством разных изделий, которые изготовляли мастера-ремесленники, причем каждым мастер делал всё сам - от начала и до конца. Магазинов раньше не было, и все свои товары приносили на ярмарки. В Подмосковье нашем тоже было много талантливых мастеров, которые занимались различными промыслами. Президент Путин В.В. объявил 2022 год Годом Народного Творчества.
Давайте с вами прямо сейчас и отправимся на подмосковную ярмарку, узнаем, чем же славится родное
Подмосковье дорогое?
Ведущий:
Когда произносишь слово Гжель - и перед глазами возникает сине-белая посуда. Слайд (Гжель) Ребёнок:
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку Легко перенесла! Гордятся в Гжели жители Небесной синевой. Не встретите на свете вы Красоты такой!
Ведущий:
Что же такое Гжель?
Гжель - это значить “Жечь глину".
Гжель - это наименование изделий из керамики и фарфора.
Гжель - это небольшое подмосковное село.
Гжель - это особое направление керамики.
Но не всегда гжель была такого цвета. Сначала роспись изделий напоминала раскрашенный рисунок. Темно-вишневой краской намечался контур изображения, а затем картинка расписывалась синими, желтыми, зелеными красками. Позже изделие приобрело сине-белый цвет, благодаря природе самой
Гжели.
Ведущий:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет.
Ребёнок:
Славилась Россия чудо-мастерами.
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили:
Своему искусству молодых учили.
Ребёнок:
Синь озёр глубоких, белые снега
Подарила Гжели матушка-земля. Дети раскрашивают карточки красками, на карточках проявляются слова, написанные свечкой. Дети читают слова.
Коробейник:
Наш товар - всем товарам товар! Красота на весь базар.
Мы работаем на спрос:
Это - жостовский поднос.
Один добрый молодец (Вишняков - богач, купец) Всем подносы продавал, Жостово так прославлял.
Слайд Жостовские подносы:
Ведущий:
Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Эго село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Давным-давно в Жостово возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных подносов. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят вот такие, поистине, замечательные произведения искусства - расписные Жостовские подносы.
Каждый поднос неповторим, расписывается от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, то есть по воображению.
Ребёнок:
Посмотрите на жостовский поднос – До чего же он хорош!
Роспись чудная на нем, Цветы разные кругом.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор. Дети раскрашивают раскраски с узорами подносов.
Ведущий:
В старину ткать и прясть умели в каждом доме. Ткацкими изделиями славилось Подмосковье издавна. В старинном городе Павлове ткали из шелка и шерсти. Изделия получались красивые, добротные. Но главное, чем было богато Павлово — это набивные платки и шали.
Слайд Павлово-Посадские платки
Русские умельцы создавали удивительные платки с набивными яркими цветами на черном, вишневом, кремовом поле. Характерный мотив в рисунках павловских шалей - растительный орнамент. Чаще это розы, полевые цветы. Общее число цветов 10-12.
Ребёнок:
Как платок, ты раскинулся, Павлов-Посад
В палисадниках мальвы и розы,
Все в ромашках луга и реки синева, А над Клязьмой кусты и березы.
Здесь создали платки, и все краски земли
Мастера положили на шали.
И известны всем в мире цветные платки, А похожих отыщешь едва ли.
Ребёнок:
Лето красное ярко цветет на платках, Словно зарево шали красивы.
В этих ярких узорах и пышных цветах.
Самобытный характер России.
Не платок - красота, всех красавиц мечта На головках девичьих играет.
Как набросит платок, так охапка цветов
На груди у девчат расцветает
Как платок ты раскинулся Павлов-Посад –
Подмосковный промышленный город. Дети собирают орнамент из мозаики.
СЕРГИЕВ ПОСАД Ведущий:
Есть еще для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка –
Красавица девица,
У нее сестрицы – Каждая сестрица
Для маленькой темницы.
Слайд Сергиево-Посадская матрешка:
Ребёнок:
В мире нет товара краше.
Чем наш символ красоты.
Полюбуйся на матрешек, Посмотри : красавицы!
Ведущий:
Русская деревянная кукла - матрёшка родилась в конце XIX века в Сергиевом-Посаде. Поэтому и говорят, что Родиной русской матрёшки является Сергиев-Посад. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрёшка сразу понравилась и взрослым, и детям. Всем нравилось её доброе и ясное лицо. Интересно было то, что в большой кукле пряталось дружное семейство сестричек, мал - мала меньше. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок.
Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка, потом вытачиваются остальные, их обрабатывают шкуркой затем расписывают и покрывают лаком.
Сергиево-Посадские матрёшки отличаются от похожих игрушек, из других городов, прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу и фартуку.
Сегодня русская матрёшка - желанная гостья в каждом доме.
Дети рассматривают матрёшку, разбирают, собирают, с помощью счёта определяют количество куколок, находят самую большую, самую малую куколку.
Физкультминутка:
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся (повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу, (наклоны влево-вправо)
Все идеи воплотили,
Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх - вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь в науку. ( встряхнули кистями рук) Ведущий:
А теперь— давайте посмотрим фильм об истории возникновения художественных промыслов Подмосковья.
(Видеофильм).
Дети отвечают на вопросы викторины по теме.
Коробейник:
Подмосковье - край красивый и богатый, изумрудный и сказочный! В Подмосковье возникли и продолжают ярко жить художественные промыслы, Мы встретились с некоторыми промыслами
Подмосковья. Любите свое родное Подмосковье! Берегите его и дорожите его богатствами.
Фотоотчет о проведённом мероприятии:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.