Воспитательное мероприятие "Художественные народные промыслы Подмосковья"

  • Работа в классе
  • Особые потребности
  • pdf
  • 08.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Формирование интереса учащихся к народным промыслам Подмосковья. Задачи: 1. Создание условий для расширения и закрепления представлений детей о народных промыслах Подмосковья: Жостовские подносы, Павлово-Посадские платки, Сергиево-Посадские матрёшки, посуда из Гжели. 2. Коррекция и развивать речь и мыслительную деятельность. Обогащать словарный запас детей. 3. Воспитание любви и уважения к труду народных мастеров. Развитие у школьников патриотических чувств, воспитание любви к Родине.
Иконка файла материала narodnye_promysly_podmoskovya.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  



























                 

Узнать, беречь, уважать прошлое, интересоваться тем, что создали руки

человека, осмыслить свою роль и место в огромной истории, помнить, что без

прошлого не может быть настоящего, к

каждому названию, каждому памятнику

культуры относиться бережно, с любовью – это наша с вами задача.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа №5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Орeхово-Зуeвского городского округа

 

 

 

 

 

 

Воспитательное мероприятие

«Народные промыслы Подмосковья» в рамках проекта «Город Мастеров»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Провела: Беляева М.Г., -                                                                         учитель начальных классов

 

 

 

                                                                                                                                         7 февраля 2022 года                            

Цель:

Формирование интереса учащихся к народным промыслам Подмосковья.

 

Задачи:

1.     Создание условий для расширения  и закрепления  представлений детей о народных промыслах Подмосковья: Жостовские подносы, Павлово-Посадские платки, Сергиево-Посадские матрёшки, посуда из Гжели.

2.     Коррекция и развивать речь и мыслительную деятельность.

           Обогащать словарный запас детей.

3.     Воспитание  любви и уважения к труду народных мастеров. Развитие у школьников патриотических чувств, воспитание любви   к  Родине.

 

Материал и оборудование: оформление кабинета  в соответствии с тематикой мероприятия: выставка изделий народно-прикладного искусства, презентация, карточки с невидимыми словами, написанными свечкой,  паззлы, картинки по теме, краски, кисти.

Предварительная работа: беседа по теме «Народные промыслы Подмосковья»:  «Жостовские подносы», « Павлово-Посадские платки»,  «Сергиево-Посадские матрёшки», «Гжель».  Рассматривание изделий, иллюстраций с изображением этих изделий; проведение деятельности по рисованию по мотивам гжельской росписи, росписи жостовских подносов, матрёшек и павлово-посадских платков; просмотр видео.

Ход:

Проводится коммуникативная игра «ХОРОВОД» музыка  Картушиной. Дети, взявшись за ленты карусели, поют на мотив русской народной песни «Ах вы, сени - мои сени»:

Мы заводим, мы заводим, Мы заводим хоровод.

Веселиться начинаем,

Удивим сейчас народ!

Дети останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары, и поют слово «Здравствуй!»,  прикасаясь друг к другу, (здороваясь) ладошками, пальчиками, плечиками. Игра повторяется 1 раз. Каждый раз дети должны поздороваться по-другому.

Ведущий: Читайте, что написано на доске. Где мы с вами сейчас оказались? (Город Мастеров) Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Мы рады видеть Вас на нашей ярмарке в городе мастеров!

А сейчас мы с вами присядем рядком и поговорим ладком.

Дети садятся на стулья.

Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем?

(Россия). Эго наша Родина!

А кто назовёт столицу нашей Родины? (Москва) Правильно!

Мы с вами живём недалеко от Москвы, в Подмосковье. 

Видеоклип «Во поле берёза стояла». Дети под музыку танцуют танец.

Ведущий:

Есть на свете Земля нам родимая,

Подмосковье, что с детства любимое!

А давайте заглянем мы в прошлое, О Земле своей скажем хорошее!

На карте России указом Петра Губерния наша была создана, С тех пор расцветала и крепла она, Врагам недоступной всегда была!

Давным-давно Россию называли Русью, а область губернией, и славилась наша Земля своими ремёслами, то есть производством разных изделий, которые изготовляли мастера-ремесленники, причем каждым мастер делал всё сам - от начала и до конца. Магазинов раньше не было, и все свои товары приносили на ярмарки. В Подмосковье нашем тоже было много талантливых мастеров, которые занимались различными промыслами. Президент Путин В.В. объявил 2022 год Годом Народного Творчества.  

Давайте с вами прямо сейчас и отправимся на подмосковную ярмарку, узнаем, чем же славится родное

Подмосковье дорогое?   

 

 

         ГЖЕЛЬ

Ведущий:

Когда произносишь слово Гжель - и перед глазами возникает сине-белая посуда. Слайд (Гжель) Ребёнок:

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку  Легко перенесла! Гордятся в Гжели жители  Небесной синевой.  Не встретите на свете вы  Красоты такой!

Ведущий:

Что же такое Гжель?

Гжель - это значить “Жечь глину".

Гжель - это наименование изделий из керамики и фарфора.

Гжель - это небольшое подмосковное село.

Гжель - это особое направление керамики.

Но не всегда гжель была такого цвета. Сначала  роспись изделий напоминала раскрашенный рисунок. Темно-вишневой краской  намечался контур изображения, а затем картинка расписывалась синими, желтыми, зелеными красками. Позже  изделие приобрело сине-белый цвет, благодаря природе самой

                         Гжели.         

Ведущий:

Велика Россия наша 

И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах  На весь мир молва идет.

Ребёнок:

Славилась Россия чудо-мастерами.

Дерево и глину в сказку превращали. 

Красками и кистью красоту творили: 

Своему искусству молодых учили.

Ребёнок:

Синь озёр глубоких, белые снега

Подарила Гжели матушка-земля.        Дети раскрашивают карточки красками,  на карточках проявляются слова, написанные свечкой. Дети читают слова.

 

  

 

 

ЖОСТОВО

Коробейник:

Наш товар - всем товарам товар! Красота на весь базар.

Мы работаем на спрос:

Это - жостовский поднос.

Один добрый молодец (Вишняков - богач, купец) Всем подносы продавал, Жостово так прославлял.

Слайд Жостовские подносы:

Ведущий:

Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Эго село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.

Давным-давно в Жостово возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных подносов. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят вот такие, поистине, замечательные произведения искусства - расписные Жостовские подносы.

Каждый поднос неповторим, расписывается от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, то есть по воображению.

Ребёнок:

Посмотрите на жостовский поднос – До чего же он хорош!

Роспись чудная на нем, Цветы разные кругом.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.     Дети раскрашивают раскраски с узорами подносов.

 

ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД

Ведущий:

В старину ткать и прясть умели в каждом доме. Ткацкими изделиями славилось Подмосковье издавна. В старинном городе Павлове ткали из шелка и шерсти. Изделия получались красивые, добротные. Но главное, чем было богато Павлово — это набивные платки и шали.

Слайд Павлово-Посадские платки

Русские умельцы создавали удивительные платки с набивными яркими цветами на черном, вишневом, кремовом поле. Характерный мотив в рисунках павловских шалей - растительный орнамент. Чаще это розы, полевые цветы. Общее число цветов 10-12.

Ребёнок:

Как платок, ты раскинулся, Павлов-Посад 

В палисадниках мальвы и розы,

Все в ромашках луга и реки синева, А над Клязьмой кусты и березы.

Здесь создали платки, и все краски земли 

Мастера положили на шали.

И известны всем в мире цветные платки, А похожих отыщешь едва ли.

Ребёнок:

Лето красное ярко цветет на платках,  Словно зарево шали красивы.

В этих ярких узорах и пышных цветах.

Самобытный характер России.

Не платок - красота, всех красавиц мечта  На головках девичьих играет.

Как набросит платок, так охапка цветов 

На груди у девчат расцветает 

Как платок ты раскинулся Павлов-Посад –

Подмосковный промышленный город.     Дети собирают орнамент из мозаики.

 

 

СЕРГИЕВ ПОСАД Ведущий:

Есть еще для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка –

Красавица девица,

У нее сестрицы – Каждая сестрица 

Для маленькой темницы.

Слайд  Сергиево-Посадская матрешка:

Ребёнок:

В мире нет товара краше.

Чем наш символ красоты.

Полюбуйся на матрешек, Посмотри : красавицы!

Ведущий:

Русская деревянная кукла - матрёшка родилась в конце XIX века в Сергиевом-Посаде. Поэтому и говорят, что Родиной русской матрёшки является Сергиев-Посад. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрёшка сразу понравилась и взрослым, и детям. Всем нравилось её доброе и ясное лицо. Интересно было то, что в большой кукле пряталось дружное семейство сестричек, мал - мала меньше. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок.

Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка, потом вытачиваются остальные, их обрабатывают шкуркой затем расписывают и покрывают лаком.

Сергиево-Посадские матрёшки отличаются от похожих игрушек, из других городов, прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу и фартуку.

Сегодня русская матрёшка - желанная гостья в каждом доме. 

Дети рассматривают матрёшку, разбирают, собирают, с помощью счёта определяют количество куколок, находят  самую большую, самую малую куколку.

 

Физкультминутка:

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу, (наклоны влево-вправо)

Все идеи воплотили,

Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх - вниз) 

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь в науку. ( встряхнули кистями рук) Ведущий:

А теперь— давайте посмотрим фильм об истории возникновения художественных промыслов Подмосковья.

(Видеофильм).

Дети  отвечают на вопросы викторины по теме.

Коробейник:

Подмосковье - край красивый и богатый, изумрудный и сказочный! В Подмосковье возникли и продолжают ярко жить художественные промыслы, Мы встретились с некоторыми промыслами

Подмосковья. Любите свое родное Подмосковье! Берегите его и дорожите его богатствами.

 

 

 

 

 

Фотоотчет о проведённом мероприятии:

 

 

Посмотрите также