Изучение английского алфавита с незрячими детьми
Первым этапом обучения школьников письму на иностранном языке является изучение его графической системы. Существуют различные подходы к порядку изучения букв английского алфавита: некоторые авторы учебных пособий предлагают знакомить учащихся с буквами в алфавитном порядке, а некоторые, разделить их на группы с учетом степени трудности для учащихся.
При обучении незрячих учащихся в связи с особенностями рельефно-точечного шрифта отсутствуют такие неизбежные в массовой школе трудности, как непривычные для детей графические образы букв, расхождение в облике рукописного и печатного шрифтов и необходимость установления соответствия заглавных и строчных букв. В среднем, для изучения алфавита по системе Брайля требуется около 12–18 учебных часов, а плоскопечатного — около 33 часов.
Так как система Брайля является интернациональной, то новых для детей знаков практически нет (только 2 из 26). В связи с этим исчезает необходимость уделять значительное время ознакомлению с образом буквы и прописывать ее в тетради. Но по тем, же причинам значительно возрастает (по сравнению с плоскопечатным шрифтом) и интерференция с родным языком. С точки зрения незрячего учащегося, начинающего изучать английский язык, его алфавит выглядит так: А, Б, Ц, Д, Е, Ф, Г, Х, И, Ж, К, Л, М, Н, О, П, Ч, Р, С, Т, У, V, В, Щ, Y, З. В связи с названными особенностями, порядок изучения букв по программе Биболетовой, адаптированной нами для школы слепых и слабовидящих, в условиях обучения детей по системе Брайля претерпел значительные изменения. Все буквы английского алфавита были условно разделены нами на следующие группы.
Порядок изучения английских букв по степени трудности
По сравнению с русским алфавитом:
Буквы
Согласные буквы
1
Полностью совпадают написание, название, практически аналогичный русскому звук.
M, N, L, S, F
2
Совпадает написание, звук имеет соответствие в русском языке, название напоминает русское.
B, P, D, T
3
Совпадает написание, звук имеет соответствие в русском языке, название не совпадает.
H, K, R, Z
4
Совпадает написание, звук и название не совпадают.
буквы, обозначающие по 1 звуку:
J, Q, W, X
буквы, обозначающие по 2 звука:
C, G
5
Написание и название не имеют соответствий в русском алфавите.
V
Гласные буквы
4
Совпадает написание, название не совпадает.
A, E, I, O, U
5
Написание и название не имеют соответствий в русском алфавите.
Y
Группы букв изучаются в том порядке, в каком они указаны в таблице. Это обеспечивает постепенное нарастание сложности материала. Важнейшая задача при этом — усвоение звуко-буквенных соответствий — требует особого внимания при работе, в особенности при изучении букв 3 и 4 групп.
Необходимо разнообразить задания, предлагаемые детям, для того, чтобы избежать прямого переноса русских звуко-буквенных соответствий на английские слова. Типичные ошибки незрячих учащихся: прочтение английских букв как русских: cat — [цат], fox — [фощ], but — [бут]; при записи букв под диктовку: смешение e-i, h-q, y-й и т. д.
Вначале проводится первичное ознакомление с алфавитом в целом. Дети рассматривают буквы, записанные в алфавитном порядке на индивидуальных карточках. При этом учитель просит сравнить английский алфавит с русским:
- Посмотрите на английский алфавит. Сколько в нём букв? А в русском?
- Чем английский алфавит похож на русский, а чем отличается?
- Какие буквы не похожи на русские? Сколько их? Каких букв «не хватает»?
Затем учитель обращает внимание учащихся на существование значительных различий названий букв и звуко-буквенных соответствий:
- Вы уже знаете, что одного и того же человека в разных странах будут называть по-разному. Например, мальчика Мишу в Англии будут называть Майк, девочку Аню – Энни, а Полину – Полли (здесь возможно приводить примеры с именами детей из конкретного класса). Оказывается, то же самое происходит и с буквами: хотя русские и английские буквы часто выглядят одинаково, но их «имена»-названия и даже звуки, которые они обозначают, у них совсем разные.
На следующем этапе происходит знакомство с согласными буквами. Каждая новая буква записывается в тетрадь, вместе с её названием и обозначением соответствующего ей звука. Транскрипция в начальных классах не используется, так как брайлевская система записи транскрипционных знаков слишком трудна для детей и скорее осложняет процесс обучения, чем помогает ему.
Знакомство с согласными буквами происходит в одном и том же порядке.
- Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Запишите с новой строки букву, которая выглядит точно так же, как русская буква «Б».
- Кто уже знаете название? Правильно, такая буква в английском языке называется [bi:]. Запишите в тетрадь её название и звук, который она обозначает. (Ученики выполняют следующую запись в тетради: Б – би, звук «б»).
- Назовите слова, в которых есть звук [b] и пишется буква [bi:] (Дети называют известные им английские слова с таким звуком и уточняют, где, — в начале, середине или конце слова, — нужно писать новую букву).
Благодаря тому, что образы букв не являются новыми для учащихся, за один урок возможно знакомство не с одной, а с двумя-тремя буквами.
Изучение гласных букв происходит по той же схеме, что и согласных. Отличие заключается в том, что для гласных букв не указываются обозначаемые ими звуки. Детям сообщается, что каждая гласная буква может обозначать несколько различных звуков.
На этапе закрепления детям предлагаются различные виды заданий:
- Назови буквы, которые здесь написаны. Какие звуки они обозначают?
- Напиши букву, которая: а) называется [a:]; б) обозначает звук [v].
- Как называется буква, похожая на русскую Ж? Какой звук она обозначает?
- Запиши первую букву слова goose; последнюю букву слова rat.
- Какие согласные звуки ты слышишь в слове seven? rabbit? want? Запиши для них буквы.
- Рассмотри игрушку. Что это? Назови по-английски. Запиши буквы для всех согласных звуков, которые ты слышишь в этом слове.
- Назови слово, которое начинается на букву m; в котором есть буква z.
- Запиши подряд такие буквы: e, l, e, v, e, n. Как ты думаешь, какое слово получилось?
Упражнения для закрепления проводятся с подробным комментированием вслух. Аналогичные задания могут использоваться и для контроля знаний учащихся. В этом случае они выполняются детьми самостоятельно.
Сходство русского и английского алфавитов позволяет детям выполнять задания, включающие узнавание знакомых слов до того, как они начнут изучать правила чтения. Это «пред-чтение» способствует закреплению звуко-буквенных соответствий и повышению мотивации учащихся («Я уже могу читать по-английски!»). Упражнения на узнавание знакомых слов можно вводить уже после того, как было изучено более половины согласных букв, до изучения гласных. Слова в подобных упражнениях группируются по семантическому, а не орфографическому принципу. Детям нравятся задания по узнаванию английских имен (John, Betty, Kevin, Megan и т. д.), названий цветов (red, pink, black, brown), животных (cat, mouse, horse, crocodile). При этом следует обращать их внимание на особенности английской орфографии и чтения буквосочетаний (ck — [k], ow — [au]), не требуя их запоминания. Упражнения для чтения пишутся учителем на индивидуальных карточках, их сложность должна быть дифференцирована в соответствии с возможностями учащихся. Можно использовать следующие виды заданий:
- Узнавание отдельных слов, которые пишутся по фонетическому принципу (Скажи, какие английские слова здесь написаны: frog, dog, sister, ten, Africa, hello, doll)
- Узнавание отдельных слов с более сложным написанием, но сгруппированных по семантическому принципу (Узнай названия видов транспорта: plane, train, bike, scooter, car)
- Установление соответствия «слово-предмет» (Разложи правильно подписи к этим картинкам, игрушкам)
- Логические цепочки (Назови лишнее слово: cat, bear, car, puppy)
- «Чтение» простых словосочетаний, схожих по смыслу (Узнай, какие игрушки есть у Мэри: little pig, big teddy bear, big ball, little kitten)
- «Чтение» простых предложений (Узнай, какие домашние любимцы есть у детей: Tom has got a dog. Polly has got a kitten.)
После того, как изучены все буквы, изучается их последовательность. Для этого лучше использовать различные игры и упражнения.
- Назови алфавит с буквы…;
- Назови буквы: через одну; через две; в обратном порядке;
- Игра «Пишущая машинка»: учитель в произвольном порядке дотрагивается до плеча каждого ребёнка («нажимает клавиши»). Тот, кого выбрали, должен назвать следующую по порядку букву алфавита;
- Игра «Зашифрованное слово»: учитель называет порядковые номера букв, которые должны записать дети. Побеждает тот, кто первым назовёт получившееся слово (например: 3 1 20 – cat);
- Игра «ABC Zoo»: класс делится на команды, каждой из которых выдаётся несколько фигурок животных. Задача играющих – узнать фигурки и расставить их в алфавитном порядке быстрее других команд.
В процессе обучения могут быть использованы различные пособия. Уже были упомянуты индивидуальные карточки с английским алфавитом и дифференцированные карточки для чтения, игрушки. Также в классе имеет смысл разместить брайлевский плакат с английским алфавитом. Хорошо, если он постоянно висит на одном и том же месте (доске, стене) на уровне рук учащихся. На плакате представлены английские брайлевские буквы и обозначены соответствующие им звуки, а также присутствуют рельефные изображения плоскопечатных английских букв (например, из магнитной азбуки). Такой плакат привлекает внимание детей, позволяет им самостоятельно обращаться к материалу в удобное для них время без помощи взрослого. Кроме того, незрячих учащихся обычно интересует форма плоскопечатных букв, отличие их от известных им русских.
Наглядные пособия для изучения алфавита
Индивидуальные карточки с алфавитом
Первичное ознакомление с английским алфавитом.
Ознакомление и первичное закрепление порядка следования букв.
Чтение-называние звуков и букв по порядку.
Песенка об алфавите
Ознакомление и закрепление порядка следования букв.
Индивидуальные карточки для чтения
Закрепление и контроль звукобуквенных соответствий.
«Предчтение» — узнавание знакомых слов на основе знания соответствий звуков и букв.
Плакат с английским алфавитом
Закрепление материала.
Самостоятельная работа учащихся.
Игрушки, фигурки животных
Закрепление и контроль усвоения звукобуквенных соответствий.
Закрепление и контроль порядка следования букв в алфавите.
В целом, овладение английским алфавитом занимает значительно меньше времени и вызывает меньше затруднений у детей, обучающихся письму по системе Брайля, чем у детей, обучающихся плоскому письму. В то же время существуют специфические трудности, на которые необходимо обратить внимание, в частности, повышенное отрицательное влияние интерференции с родным языком. Разнообразие видов работы, игр и наглядных пособий помогает учащимся справиться с ними.
Особенности использования наглядных средств на уроках английского языка в классе слабовидящих учащихся
Коррекционная направленность обучения слепых и слабовидящих учащихся во многом зависит от успешной реализации дидактического принципа наглядности. Принцип наглядности — дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися.
Принцип наглядности впервые теоретически обосновал Я.А.Коменский. Он впервые сформулировал "золотое правило", по которому при обучении надо предоставить "видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания". Наглядность в обучении способствует тому, что у учащихся благодаря восприятию предметов и явлений окружающего мира формируются представления, понятия, развиваются мышление и речь.
Дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным. Степень использования наглядности и характер ее различны на разных ступенях обучения. Наиболее полно используется она в начальных классах, где осуществляются обогащение сенсорного опыта, конкретизация представлений и развитие наглядно — образного мышления. В средних и старших классах наглядность сочетается с теоретическими знаниями, которые требуют высокого уровня логического мышления.
Различают следующие виды наглядности:
- натуральную, или естественную (предметы, объекты, явления);
- изобразительную (рисунки, чертежи, схемы, графики, диаграммы и др.);
- объемную (геометрические фигуры и тела, муляжи);
- условную и символическую (карты, глобус и др.);
- модели и специальные приборы (модель космического корабля, прибор для измерения величины тока и напряжения.
Правильное применение принципа наглядности имеет важное значение для обучения слепых и слабовидящих детей. Полное или частичное нарушение зрения неизбежно сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования сохранных анализаторов (В.З.Денискина, М.И.Земцова, А.В.Соколова, Л.М.Солнцева и др.). В этой связи применяются не только средства, используемые в массовой школе, но и специальные.
Наглядность в обучении лиц с нарушением зрения является специфическим средством развития их познавательных возможностей и эстетического воспитания, служит источником новых знаний и формирования представлений об окружающем мире (В.З.Денискина, Р.Ф.Малых, Б.К.Тупоногов и др.).
Слепые и слабовидящие испытывают трудности при восприятии формы, размеры натуральных предметов, рельефных и плоскопечатных изображений, макетов, моделей и предметов. Слабовидящие воспринимают наглядные пособия зрительно при определенных размерах, окраске, насыщенности цвета, контрастности объекта с фоном и других качествах этих пособий, отвечающих требованиям охраны зрения. Рисунки, географические и исторические карты должны иметь ограниченное количество условных обозначений, линий, знаков. Хорошо воспринимаются яркие, контрастные, цветонасыщенные изображения невысокой композиционной сложности. Для частично видящих используются средства наглядности, доступные для бисенсорного восприятия (использование осязания и остаточного зрения) (Л.П.Григорьева, А.И.Каплан и др.). Ученые отмечают, что остаточное зрение у детей характеризуется неравнозначностью нарушений различных функций, лабильностью, тенденцией к наступлению быстрого утомления, что требует индивидуального подхода в подборе средств наглядности.
Применение специальных, правильно подобранных средств наглядности ведет к снижению зрительного утомления и поддержанию общей работоспособности. В тифлопедагогике разработаны методы подбора средств наглядности для слепых и слабовидящих детей с учетом осязательных и зрительных возможностей (В.З.Денискина, А.М.Солнцева, Б.К.Тупоногов и др.). Современные тифлопедагоги значительно расширили диапазон использования видов наглядности (Г.В.Никулина, Л.И.Плаксина и др.). Однако при этом важно соблюдать чувство меры, учитывать возраст учащихся, особенности личности школьника, уровень их развития, потенциальные возможности.
Важное принципиальное значение для успешного решения проблемы наглядного обучения слабовидящих школьников имеют достижения тифлопедагогики и тифлопсихологии. В результате научных исследований (М.И.Земцова, А.И. Зотов, Ю.А.Кулагин, А.Г.Литвак, В.А.Лонина, В.А.Фектистова и др.) были выявлены особенности познавательных процессов слабовидящих. Согласно научным данным использование различных средств наглядности (изобразительной, объемной, натуральной) может дать положительный эффект лишь при методически правильно организованной работе. Поскольку у слабовидящих отмечаются нарушения зрительных функций, и наблюдается своеобразие познавательной деятельности, учителям приходится изготавливать много специальных средств наглядности (макеты, приборы, таблицы и др.). При этом все они должны отвечать определенным дидактическим требованиям. Рекомендации ученых и методистов, на наш взгляд, можно обобщить следующим образом:
1. Наглядность должна направлять мысль школьника от конкретного к общему, от явления к его сущности.
2. Используемые средства наглядности должны быть свободны от излишних деталей и линий. Вместе с тем в них должны четко выделяться существенные признаки изучаемых на уроке предметов и явлений. Желательно помещать средства наглядности на контрастном фоне.
3. При изготовлении наглядных пособий необходимо позаботиться о соблюдении облегчающей их восприятия цветовой гаммы (зеленые, желтые, коричневые, оранжевые тона и оттенки).
4. Средства наглядности нужно делать с учетом данных офтальмолога относительно остроты зрения и особенностей цветоощущения.
5. Карточки для индивидуальной работы должны быть оптимальных размеров: 10х10, 20х30 см.
6. Воспринимаемые детьми средства наглядности должны соответствовать необходимым эстетическим требованиям.
Такого рода наглядность воспитывает у детей художественный вкус и способствует усвоению знаний. Коррекционная направленность наглядных методов обучения должна опираться на целый ряд специальных факторов, учитывающих состояние нарушенных органов школьников, уровень развития их чувствительности, целевые установки по их овладению системой знаний основ наук, особенности познавательной деятельности детей с нарушениями развития и др. При реализации наглядных методов обучения и формировании адекватных представлений у слепых и слабовидящих учащихся об объектах и процессах рекомендуется (В.З.Денискина, Н.С.Костючек, А.В.Соколова, Б.К.Тупоногов и др.) учитывать следующие факторы:
1. Состав и структуру нарушенных функций у учащихся.
2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.
3.Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.
4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств изучаемых объектов, их изменений и превращений.
5. Частоту восприятия воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности учащихся при изучении основ наук.
6. Включении формируемых представлений в систему уже имеющихся представлений и понятий у детей с нарушением развития.
Основным исходным положением, которое необходимо учитывать при использовании наглядных методов обучения, являются особенности психофизического нарушения учащихся. Основные клинические формы патологии определяют целый ряд требований к наглядному материалу: его сложность, специальные размеры, форма, рельеф, степень контрастности и окрашенность пособий, условия воспроизводительной деятельности, последовательность и режим предъявления дидактического материала. Если, например, у ученика отмечено сужение поля зрения, то для него подбирается соответствующий по размеру наглядный материал и в методику работы с ним включаются приемы последовательного (поэтапного) обследования изучаемых объектов или их изображений.
В настоящее время в практике работы специальных школ для детей с нарушениями развития наметилась одна характерная тенденция. Учителя стремятся в первую очередь расширить рамки и возможности чувственного восприятия наглядного материала, обогатить сенсорный опыт школьников и создать конкретно — образную основу для познавательной деятельности учащихся (Б.К.Тупоногов ). Вся эта работа строится без учета последующей перцептивной и мыслительной деятельности школьников. Эта однобокая практика обедняет арсенал коррекционных умений и навыков учащихся, использование сохранных видов чувствительности, не заставляет учителя искать "коррекционный материал"(Л.И.Солнцева, 1990) в содержании основ наук, в изучаемых процессах и явлениях. В результате очень многие характерные признаки объектов, причем доступные для восприятия с помощью сохранных сенсорных систем, проходят мимо учеников, не участвуют в их познавательной деятельности.
Избыточная количественная наглядность, продолжает Л.И.Солнцева, без достаточной специальной дифференциации применительно к программному материалу и возможностям аномальных школьников качественно обедняет наглядные методы, "заземляет" их на формировании большого количества конкретных представлений без должного осмысления и глубокого анализа. Поэтому применение наглядности в обучении детей с дефектом в развитии должно не только создавать конкретно — образную базу, сколько обеспечивать возможности и служить средством формирования перцептивных действий учащихся, — отмечает в своих исследованиях профессор И.С.Моргулис (1991 г.), разбирая основные правила использования средств наглядности в специальной школе.
Задачи учителя - направлять и контролировать познавательный процесс с двух позиций: предметной и коррекционной, вырабатывать у ученика умения и навыки самостоятельного исследования с помощью активного осязательного поиска. В этом заключается специфика наглядного и практического методов, особенность их взаимодействия.
2.1. Особенности использования наглядных средств на уроках английского языка в классе слабовидящих (из личного опыта преподавания)
1. Кто правильно и первым соберет алфавит.
2.Учитель называет букву, учащиеся показывают нужную карточку (роль учителя выполняли ученики по - очереди).
3.Собери слово из букв.
4.С какой буквы начинается слово.
На повторительно - обобщающих уроках используем игры:
"Лото" - русское лото, только на карточках нарисованы буквы английского алфавита. Учитель называет букву, ученик должен ее найти на своей карточке (если она есть), закрыть фишкой. Роль учителя выполняли все по — очереди. Играли в эту игру, сидя в кругу, так "учителю" легче проверять ошибки детей.
"Ромашка" и "Рукавица" — вырезаются в виде лепестков цветка (рукавиц), выкладываем на стол в виде цветка. С обратной стороны каждого лепестка есть задания для развития речи (устные). Ученик должен выбрать лепесток и выполнить задание. В первой "ромашке" лепестки были разного цвета. Что сделали ученики? Каждый выбрал себе цвет лепестка и выучил задание. Из урока в урок они выбирали только свой лепесток. Я это заметила и сделала другую ромашку. Выдели бы вы их лица. Со временем "Ромашку" выучили все, вырезали "Рукавицу". Изменилась только форма и задания. Задания стали обширнее, рукавиц становилось все больше и больше
Кроссворд. На большом ватмане нарисован кроссворд, всего 5 — 6 заданий. Нужно было ответив на задание, угадать ключевое слово, которое составляется из букв, правильно собранных слов. На кроссворде квадратики ключевого слова выделены другим цветом. Цель использования кроссвордов — это закрепление лексики.
Да или Нет. Ученикам раздают полоски: красную — в левую руку, а зеленую — в правую. Наташе кладем полоски на ладони. Зеленую полоску поднимаем, если ты согласен с ответом, предложением, вопросом и т.д. Красную — не согласен. Например: нужно придумать свои примеры по правилу. Ученик называет свой пример, другие должны поднять или красную или зеленую полоски. Полоски используются в разных вариантах.
На уроках английского языка используются разнообразные средства наглядности. Однако таблицы по - прежнему остаются одним из основных видов наглядности, т.к. они в наибольшей степени помогают учителю конкретизировать учебный материал, иллюстрировать изучаемое правило. Используются таблицы разных видов: грамматические, фонетические, пунктуационные, лексические, текстовые. Однако выпущенные для массовой школы таблицы, карты, плакаты не всегда мы можем использовать, они не пригодны по размеру, шрифту, расположению, насыщенности материала для работы с детьми, имеющими нарушенное зрение. Мы делаем свои таблицы, плакаты, карты не нарушая идеи, изготавливаем упрощенный вариант, записи выполняем разными цветами. Таблицы способствуют формированию самостоятельности, самоконтроля. Начинаем работу с таблицами с чтения заголовка, показываю разделы таблицы, а затем постепенно раскрываю каждый пример, то есть ученик изучает правило от главного к частному. Такой путь помогает ученику овладеть навыками работы с этим видом наглядности, такой путь имеет коррекционное значение. Исследуя содержание таблицы, ученик делает выводы о закономерности написания, произношения, формы и т.д. Нередко благодаря использованию разнообразных средств наглядности учителю удается донести до слабовидящих учащихся смысл отвлеченных понятий, научить их правилам пользования нормами связной речи, развить мыслительную деятельность, преодолеть вербализм в знаниях. При помощи средств наглядности наиболее полно реализуются внутрипредметные связи (фонетика и орфография, морфология и синтаксис и т.д.) и осуществляется преемственность в формировании практических навыков. Использование средств наглядности в существенной мере способствует овладению детьми навыками безошибочного письма.
Обучение в школе слабовидящих носит корригирующий характер. При таком обучении, с одной стороны, восполняются недостатки чувственной сферы учащихся, с другой — компенсируются нарушенные механизмы зрительных функций. Все это осуществляется на основе использования достоверных данных о характере и структуре зрительного дефекта. Соблюдение гигиенических рекомендаций в значительной степени обеспечит сохранность и рациональное использование нарушенного зрения слабовидящих школьников, повысит продуктивность зрительной работы, поможет интенсифицировать учебный процесс. На уроках английского языка используются вспомогательные средства. Они предназначены для отработки произношения, аудирования, говорения. К ним относятся: записи звуков и слов, записи для обучения аудированию, для обучения говорению, для обучения чтению (вслух и про себя)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.