Обобщение опыта по теме:
Изучение монографических тем по литературе в СПО
Корбова Марина Александровна
преподаватель русского языка и литературы
Бюджетное учреждение
профессионального образования
«Нижневартовский политехнический колледж»
Говоря о системе изучения курса на историко-литературной основе, необходимо остановиться прежде всего на особенностях монографических тем. В центре монографической темы — писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка.
Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя.
Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя. У многих учителей-словесников внимание направлено на «встречу с писателем», на живой эмоциональный взгляд, на биографический материал творений писателя. Форма проведения уроков-биографий разнообразна: урок-лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учебнику, заочные экскурсии, уроки-концерты, уроки-панорамы.
При изучении монографических тем осуществляется работа над литературно-критическими статьями: при анализе художественного текста, при осмысливании художественного текста или творчества писателя. – Книги серии «Классическая гимназия», содержащие выдержки из докладов, воспоминаний, критических работ, посвященных писателю. – Сборники литературно-критических статей, посвященных одному писателю, либо одному произведению, изучаемому в школе. – Учебники-практикумы. Семинарские занятия делятся на 3 вида: - развернутые выступления учеников по заранее поставленным вопросам и их обсуждение, - обсуждение рефератов и докладов учащихся, - диспут. Уроки сообщения новых знаний.
Уроки-лекции. Само их название говорит о том, что они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Такие уроки проводятся преимущественно в средних и старших классах, когда изучается довольно объемистый материал. В средних классах они обычно проводятся методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий. В старших классах по такому материалу проводятся уроки-лекции, включающие в себя элементы, беседы. По сравнению с комбинированными структура этих уроков выглядит проще.
Для них характерны
следующие этапы: а) организация учащихся к занятиям;
б) краткий опрос учащихся (фронтальная беседа) по важнейшим вопросам пройденной
темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным; в)
постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана
нового материала; г) изложение новой темы; д) краткий опрос учащихся по новому
материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов; е) задавание
урока на дом. Как видим, при проведении этих уроков основное время затрачивается
на работу над новым материалом, работа же по его закреплению (запоминанию)
ограничивается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся.
В этой связи большое значение приобретают применение на этих уроках приемов активизации познавательной деятельности учащихся и, в частности, умение учителя придавать изложению нового материала проблемный характер, насыщение лекции яркими фактами и примерами, включение учащихся в беседу по анализу этих фактов и примеров, побуждение их приводить свои факты и примеры в подтверждение разъясняемых выводов, а также применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения. Таким образом, главным при проведении этих уроков является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслительную активность школьников.
Уроки-семинары. Уроки-конференции. В последние годы в школах широко стали применяться уроки-семинары и уроки-конференции. Их цель активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала. Например, при изучении в классе по русской литературе романа А. Фадеева "Молодая гвардия" могут быть проведены семинарские занятия. Учитель заранее дает вопросы для обсуждения на семинаре и указывает литературу для самостоятельной работы. Таким образом, учащиеся не только штудируют учебник, но и значительно расширяют свои знания, изучая дополнительную литературу и одновременно приобретая умение самостоятельно добывать знания. В этом состоит ценность семинарских занятий.
Уроки-конференции проводятся после изучения того или иного раздела учебной программы, для углубления знаний по которому необходимо обсудить его узловые вопросы. Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомендованную учителем литературу, ища ответы на поставленные вопросы и вырабатывая по ним собственную точку зрения. Вот это различие суждений учащихся по изучаемой теме служит основой дискуссии и побуждает их к активному участию в конференции.
Иногда подобные уроки могут приобретать форму школьных диспутов. Так, при изучении в VIII классе романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" учителя проводят диспуты по теме "Может ли Татьяна служить образцом для советских женщин" и др.
2. Задачи и методика проведения вводных и заключительных уроков по литературе.
Вводный урок не что иное, как развернутый план работы на определенном этапе обучения. Это «каркас» того здания, которое в процессе освоения материала построят учитель и учащиеся. Именно на вводных уроках объясняется, что сцепляет, цементирует элементы этого «каркаса», почему на определенном этапе ему придана именно такая, а не иная форма. В конце вводного урока обязательно делается вывод: для чего вообще необходимо было возводить это здание.
Основной тип вводного урока в старших классах — это урок-лекция. Но к таким урокам учащиеся уже должны быть подготовлены. Только тогда процесс обучения будет эффективным, если на этих уроках будет задействован не только учитель, но и ученики, работа которых заключается в правильном составлении краткого плана, конспекта урока (такими навыками учащиеся уже должны овладеть и на занятиях по литературе, и на уроках русского языка по развитию речи, составляя краткие и развернутые планы текстов).
Вводные уроки могут быть различного характера и насыщенности в зависимости от задач, стоящих перед учителем. Их можно разделить на различные типы:
Вводные уроки общего характера (даются перед изучением какой-либо этапной литературной эпохи, например: «Русская литература 1-й половины ХIХ века»; какого-то серьезного литературного явления, направления, после которого разговор пойдет о писателях, к нему принадлежащих, например: «Классицизм как направление в искусстве»).
Вводные уроки общего характера наиболее насыщенные и информативные. Их цель - дать понятие об эпохе, целях и задачах литературы на данный период, о литературном явлении, направлении; показать связь с предшествующими явлениями и направлениями и влияние их на последующие; представить писателей данной эпохи или направления.
Вводные уроки к монографической теме (даются перед изучением творчества какого-либо писателя или поэта).
Эти уроки не дублируют уроки биографии и творческого пути, а предваряют их, давая яркий личностный и творческий портрет художника. Они как бы приближают к нам писателя, показывая его внутренний мир и тот мир, который он стремился показать в своем творчестве. Этот материал не под силу учащемуся освоить самостоятельно, но он необходим, потому что показывает личность писателя, его творческую индивидуальность.
На таких уроках важное место принадлежит использованию наглядности разного рода: фотографий, картин, музыкальных записей, книг прошлых лет и современных изданий и т.д.
Даже если не хватает времени, от таких уроков отказываться нельзя (в крайнем случае, сведения о биографии и творческом пути писателя учащиеся после пояснения учителя могут законспектировать сами по учебнику, в котором этот материал изложен достаточно подробно).
Цель уроков подобного типа — заинтересовать, даже заинтриговать учащегося личностью писателя или поэта, показать его необычность, своеобразие. На таких уроках, конечно же, будут звучать факты общеизвестные, но заинтересовать можно прежде всего тем, что не лежит на поверхности, что не общедоступно и, безусловно, не изложено в учебнике литературы. Вы делитесь с учащимися этой тайной и делаете их участниками открытия. Например, на уроке, посвященном А. А. Фету, можно сказать, что и его жизнь, и его творчество до сих пор окутано вуалью тайны. Загадка рождения и смерти, загадка первой любви. Если судить по строкам стихотворения «Alter ego»: «Ты стояла над первою песней моей» (а первые песни были созданы поэтом еще в студенческие годы), то первая возлюбленная Фета вовсе не Мария Лазич, с которой он познакомился уже во время службы в армии, а какая-то другая женщина, имя которой он тщательно скрывал. Старшеклассников не может не заинтересовать такое сообщение — и цель достигнута: к изучению творчества Фета они отнесутся не как к еще одному автору, которого надо «пройти», а как к художнику, при изучении творчества которого еще предстоят открытия. И такие открытия совсем рядом, близко — стоит только внимательно вчитаться в строки его произведений.
Заключительные уроки. На последнем этапе работы ученикам предстоит столкнуться с новыми трудностями, требующими от них активной и напряженной деятельности. На заключительных занятиях нельзя повторять предыдущий ход разбора. Здесь необходимо заново осмыслить изученное, чтобы для учащихся выявился не обнаруженный ранее угол зрения на произведения. Напоминание центральных мотивов произведения в финале, как правило, связано с новым поворотом темы, прозрением, которое несколько иначе, чем предшествующий ход мысли, освещает изображенное. В системе работы над литературным произведением заключительные занятия – тот же финал. Они должны также создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения. Прощаясь с ним, следует стремиться, чтобы ученик не только охватил его общим взглядом, но и заново пережил и заново осмыслил, понял, как много в нем осталось неизведанного. Заботясь о том, чтобы заключительные занятия не сводились лишь к обобщению и повторению пройденного, учитель использует разнообразные формы работы: чтение небольших произведений учащимися или мастерами художественного слова (прослушивание грамзаписи), составление монтажа из наиболее ярких отрывков романа или повести, рассматривание иллюстраций. Возбуждение эмоций на заключительных занятиях создается новыми открытиями в произведении, которое как будто вполне знакомо учениками. Но чтобы эти открытия произошли, необходимо вызвать в школьниках потребность повторного обращения к произведению, заставить их задуматься над более сложной задачей, чем те, которые уже решены, создать проблемную ситуацию в конце анализа. Плодотворными оказываются на заключительных занятиях сопоставление сюжета произведения и реальной его основы. Новый материал, введенный в урок (мемуары), позволяет классу самостоятельно найти внутреннюю цель автора в рассказе, защитить то представление о герое, которое сложилось у них при чтении и разборе. В старших классах степень самостоятельности учащихся на заключительных занятиях усиливается, постепенно усложняются задачи, которые мы ставим перед классом. Но сущность заключительного этапа остается такой же. Заключительные занятия – это этап анализа, его завершение, а не просто урок прощания с произведением. Поэтому вопросы, над которыми работал класс в процессе разбора, здесь должны найти свое законченное выражение. Не анализ текста в его деталях, а взгляд на произведение в целом – такова цель заключительных занятий. Появлению у школьников общего взгляда на произведение часто помогает работа над критической статьей, сопоставление различных трактовок произведения в критике и в искусстве. Заключительные занятия в старших классах призваны помочь ученикам исторически мотивировать позицию писателя, оценить ее с позиции современности. Заключительное занятие может протекать как размышления о жанре пьесы, анализ произведения может завершиться посещением спектакля (или просмотром его по телевидению) и написанием рецензии, которая позволит учителю заметить, насколько осознанны школьниками знания, перешли ли они в убеждения, умеют ли они их активно применять. Итак, заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач: 1. после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом. Введением нового материала, созданием на заключительных занятиях новой проблемной ситуации мы вовлекаем учеников в решение более сложных задач, чем те, которые разрешались на предыдущих этапах изучения, 2. заключительные занятия призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести учащихся к более обобщенным выводам. 3. заключительные занятия призваны «проверить» прочность сложившихся в ходе анализа убеждений учеников. В классе должна быть создана ситуация, когда школьники самостоятельно защищают определенное мнение о произведении, применяют накопленные в процессе анализа знания.
3. Планирование монографической темы.
В центре монографической темы – один писатель и его произведения. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка.
Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя.
Каждая монографическая тема может представлять собой цикл уроков, начинающихся одной-двумя лекциями и завершающихся рядом семинарских занятий. Многочасовые темы целесообразно завершать проведением уроков-консультаций, на которых вопросы задают только ученики. Подобные уроки предполагают большую ответственность и солидную подготовку учителя, но при удачном проведении способствуют укреплению его авторитета
Работа с литературно-критическим материалом входит в изучение монографической темы. Изучение этого материала значительно совершенствует литературное образование, их духовное и эстетическое развитие, речевую деятельность. Ученые-методисты определили: содержание анализа критической статьи, способы привлечения критики к анализу художественного текста, приемы сопоставления различных точек зрения, варианты изучения отдельных критических статей. Изучение критики решает ряд задач: 1) углубление восприятия художественного произведения, 2) знакомство с образцом анализа художественного текста, 3) осваивание учащимся авторского пути разбора произведения, осмысление оценки героев.
Задачи, которые должен реализовать учитель при работе с литературно-критическим материалом: 1) научить воспринимать статью не только как глубокий анализ художественного произведения, но как документ эпохи. 2) Дать четкое представление - с какой целью критик написал статью. 3) Объяснить точку зрения критика, исходя из его взгляда. 4) Помочь учащимся адекватно осмыслить отдельные положения статьи. 5) Научить делать самостоятельное выводы, высказывать свое мнение, оценку. 6) Способствовать развитию навыков логического мышления и самостоятельного анализа.
Два пути работы с литературно-критическим материалом по Подвицкому:
1) специальное изучение критики после программного художественного произведения,
2) использование критического материала в процессе изучения художественного произведения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.