Изучение мотивации младшего и среднего звена
Оценка 5

Изучение мотивации младшего и среднего звена

Оценка 5
docx
19.12.2022
Изучение мотивации младшего и среднего звена
Изучение мотивации младших классов.docx

Изучение мотивации младших классов.

Методика «Направленность на отметку»

(Е.П. Ильин, Н.А.Курдюкова)

 

Цель: определить направленность младших школьников на отметку.

 

Описание методики. Учащимся предлагается опросник из 12 вопросов.

 

Инструкция: Из двух, предложенных в скобках, ответов на каждый из 12 вопросов выберите и подчеркните один: «да» или «нет».

 

1.      Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку? (да, нет)

 

2.      Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса? (да, нет)

 

3.      Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться? (да, нет)

 

4.      Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки? (да, нет)

 

5.      Если в конце недели ты получишь плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение? (да, нет)

 

6.      Если тебя долго не спрашивают на уроках, это тебя беспокоит? (да, нет)

 

7.      Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку? (да, нет)

 

8.      После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят? (да, нет)

 

9.      Тревожит ли тебя ожидание опроса? (да, нет)

 

10.  Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было? (да, нет)

 

11.  Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят? (да, нет)

 

12.  После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать? (да, нет)

 

Обработка полученных результатов. Начисляется по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 1-9 и за ответ «нет» на вопросы 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов

 

 

Интерпретация результатов. Сумма баллов от 8 до 12 свидетельствует о высокой степени направленности на отметку, от 4 до 7 – о средней степени, менее 4 баллов – о низкой.

 

 

Методика «Направленность на приобретение знаний»

(Е.П. Ильин, Н.А.Курдюкова)

 

Цель: выявить степень выраженности у младших школьников мотивации на приобретение знаний.

 

Описание методики. Дается 12 утверждений - вопросов с двумя ответами на них.

 

Инструкция: Из двух предложенных ответов на каждый из 12 вопросов выберите один, соответствующий вашему мнению («а» или «б»).

 

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

 

а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

 

б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

 

2. После получения хорошей отметки ты:

 

а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

 

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

 

3. Бывает ли, что ты остаёшься недоволен своим ответом, а не полученной отметкой:

 

а) да;

 

б) нет.

 

4. Что для тебя учеба:

 

а) познание нового;

 

б) обременительное занятие.

 

5. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

 

а) да;

 

б) нет.

 

6. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

 

а) да;

 

б) нет.

 

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:

 

а) да;

 

б) нет.

 

8. Легко ли ты начинаешь учебу после каникул:

 

а) да;

 

б) нет.

 

9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

 

а) да;

 

б) нет.

 

10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:

 

а) да;

 

б) нет.

 

11. Что, по-твоему, лучше – учиться или болеть:

 

а) учиться;

 

б) болеть.

 

12. Что для тебя важнее – отметки или знания:

 

а) отметки;

 

б) знания.

 

Обработка полученных результатов. О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12. За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

 

Интерпретация результатов. Сумма баллов от 8 до 12 свидетельствует о высокой степени выраженности мотивации на приобретение знаний, от 4 до 7 – о средней степени, менее 4 баллов – о низкой.

 

 

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧ-ся/ Уфимцева Л.П. /

1 часть: Определение мотивов учебной деятельности.

Цель: Выявить отдельные мотивы учебной деятельности.

Выводы: Если тестируемый выбирает утверждения:

А) 1; 7; 11 – это соответствует познавательному мотиву;

Б) социальному мотиву соответствуют следующие утверждения:

а) – 3; 4 – широкий социальный мотив (СМ);

б) – 6;10 – узкий социальный мотив (СМ);

в) – 2 ; 9 – избегание неприятностей;

г) – 5 ; 8 – ориентация на одобрение.

(Можно анализировать 1 часть отдельно от 2 части или в сочетании со 2 частью).

АНКЕТА – 1

Инструкция: Внимательно прочитай анкету и подчеркни только те пункты, которые

соответствуют твоим стремлениям и желаниям.

Помни, что можно подчеркнуть не более трёх пунктов.

1.      Учусь потому что на уроках интересно.

2.      Учусь потому что, ругают за плохие отметки.

3.      Учусь потому что хочу больше знать.

4.      Учусь потому, чтобы было легко работать.

5.      Учусь потому, чтобы доставить радость родителям.

6.      Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей.

7.      Учусь потому что, нравится учиться.

8.      Учусь потому что, хвалит учитель за хорошие успехи.

9.      Учусь потому что, родители наказывают за « 2 ».

10.  10 Учусь потому что за хорошую учёбу, ставят в пример другим.

11.  11 Учусь потому что узнаю много нового.

 

 

2часть: Отношение к учению.

Цель: Определить общее отношение к школе, к учению.

Выводы: Все ответы на вопросы и информация о характере отношения

к школе отметить «+» или « – ». Определить доминирование

учебных или внеучебных интересов; отметить наличие или

отсутствие «–» переживаний в школе.

Сочетание этих трёх характеристик определяет уровень отношения к школе, к ученью:

3 уровня: --- высокий (общее отношение к школе «+»; доминирует

познавательный интерес; отсутствуют « – » переживания).

--- средний (при общем «+» отношении к школе и доминировании

учебных, познавательных интересов всё же выявляются области

--- низкий (общее «–» отношение к школе; доминирует внеучебный

интерес; наличие «–» переживаний.

АНКЕТА – 2

Инструкция: Внимательно прочитай анкету (можно под диктовку) и ответь на

1) Что ты считаешь самым важным в школе? Почему?

2) Какой день недели ты любишь больше всего? Почему?

3) Что в школе для тебя самое интересное?

4) Чем бы ты хотел заниматься, придя из школы?

5) Что в школе для тебя самое не интересное?

6) А что для тебя самое неприятное в школе и почему?

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ О ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

/ Проводится по анкете – 1 и анкете – 2 /

Общий вывод о формировании учебной мотивации делается на основе

анализа взаимосвязи общего отношения к школе (анкета – 2) и сформированности

учебных мотивов (анкета – 1).

Высокий уровень: --- высокий уровень общего отношения к ученью,

к школе; преобладание познавательных мотивов

ученья.

Средний уровень: --- средний уровень общего отношения к ученью,

к школе; преобладание социальных мотивов ученья.

Низкий уровень: --- низкий уровень общего отношения к ученью,

к школе, преобладание социальных мотивов ученья

( в основном мотивов избегания и непринятия).

 

 

 

 

 

 

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

Методика изучения мотивации учения подростков

(для учащихся 6-7-го класса)

Анкета

Дата        Ф.И.        Класс        

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

      1.  Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а)        получения хороших отметок;

б)        продолжения образования, поступления в институт;

в)        поступления на работу;

г)        того, чтобы получить хорошую профессию;

д)        саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;

е)        солидности.

       2.  Я бы не учился, если бы...

а)        не было школы;

б)        не было учебников;

в)        не воля родителей;

г)        мне не хотелось учиться;

д)        мне не было интересно;

е)        не мысли о будущем;

ж)        не долг перед Родиной;

з)        не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.

       3.  Мне нравится, когда меня хвалят за...

а)        хорошие отметки;

б)        приложенные усилия и трудолюбие;

в)        мои способности;

г)        выполнение домашнего задания;

д)        хорошую работу;

е)        мои личные качества.

II  4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а)        получить высшее образование;

б)        мне пока неизвестна;

в)        стать отличником;

г)        состоит в учебе;

д)        получить хорошую профессию;

е)        принести пользу моей Родине.

       5.  Моя цель на уроке...

а)        слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б)        усвоить материал и понять тему;

в)        получить новые знания;

г)        сидеть тихо, как мышка;

д)        внимательно слушать учителя;

е)        получить пятерку.

      6.  Когда я планирую свою работу, то...

а)        сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б)        тщательно продумываю все ее аспекты;

в)        сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыха.

        

Ill   7. Самое интересное на уроке — это...

а)        различные игры по изучаемой теме;

б)        объяснения учителем нового материала;

в)        изучение новой темы;

г)        устные задания;

д)        классное чтение;

е)        общение с друзьями;

ж)        стоять у доски, то есть отвечать.

       8.  Я изучаю материал добросовестно, если...

а)        он мне нравится;

б)        он легкий;

в)        он мне интересен;

г)        я его хорошо понимаю;

д)        меня не заставляют;

е)        мне не дают списать;

ж)        мне надо исправить двойку.

        9. Мне нравится делать уроки, когда...

а)        они несложные;

б)        остается время погулять;

в)        они интересные;

г)        есть настроение;

д)        нет возможности списать;

е)        всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV   10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а)        мысли о будущем;

б)        родители и(или) учителя;

в)        возможная покупка желаемой вещи;

г)        низкие оценки;

д)        желание получать знания;

е)        желание получать высокие оценки.

         11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а)        ожидаю похвалы;

б)        мне интересна выполняемая работа;

в)        мне нужна высокая отметка;

г)        хочу больше узнать;

д)        хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е)        изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

        12.        Хорошие отметки — это результат...

а)        хороших знаний;

б)        моего везения;

в)        добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г)        помощи друзей;

д)        моей упорной работы;

е)        помощи родителей.

V   13.  Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а)        настроения;

б)        трудности заданий;

в)        моих способностей;

г)        приложенных мной усилий;

д)        моего везения;

е)        моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

       14. Я буду активным на уроке, если...

а)        хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б)        смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в)        считаю нужным всегда так поступать;

г)        меня не будут ругать за ошибку;

д)        я уверен, что отвечу хорошо;

е)        иногда мне так хочется.

      15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), я...

а)        ничего не предпринимаю;

б)        прибегаю к помощи товарищей;

в)        мирюсь с ситуацией;

г)        стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д)        надеюсь, что разберусь потом;

е)        вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

VI  16. Ошибившись при выполнении задания, я...

а)        выполняю его повторно;

б)        теряюсь;

в)        нервничаю;

г)        исправляю ошибку;

д)        отказываюсь от его выполнения;

е)        прошу помощи у товарищей.

       17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а)        анализирую его повторно;

б)        огорчаюсь;

в)        спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г)  откладываю его на время;

д)  обращаюсь к учебнику;

е)  списываю у товарища.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а)  сложные и большие;

б)  легко решаемы;

в)  письменные;

г)  не требуют усилий;

д)  только теоретические или только практические;

е)  однообразны и их можно выполнять по шаблону.
Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе (табл. 10).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла.

Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица 10   Ключ для показателей I, II, IIIмотивации

Номера предложе-

Варианты ответов

Показатели

ний и баллы, им

а

б

в

г

д

е

ж

3

мотиваций

соответствующие

1

2

5

4

3

5

0

-

I

2

0

0

0

5

3

4

3

4

3

2

5

2

4

5

3

-

-

4

3

0

2

5

4

4

-

-

II

5

4

5

5

0

3

2

-

6

3

5

5

3

0

1

-

-

7

1

4

3

3

5

1

3

-

III

8

3

1

3

3

0

0

2

-

9

3

1

3

3

0

5

-

-

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной табл. 11 можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

 

 

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе

из начальных классов в средние

Анкета

Дата Ф.И. Класс

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему.

Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и

действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

л) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

к) я больше знал и умел.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего

нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не

нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

Спасибо за ответы!

21

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные

результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл.

7).

 Внешний мотив — 0 баллов.

 Игровой мотив — 1 балл.

 Получение отметки — 2 балла.

 Позиционный мотив — 3 балла.

 Социальный мотив — 4 балла.

 Учебный мотив — 5 баллов

Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Таблица 8

Уровни мотивации Сумма баллов итогового уровня мотивации

I 41—48

II 33—40

III 25—32

IV 15—24

V 5—14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения; 22

III — нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV — сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста

мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а

затем определяется процентное соотношение между ними.

Варианты ответов

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив;

С — социальный мотив;

П — позиционный мотив;

О — оценочный мотив;

И — игровой мотив;

В — внешний мотив.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно

преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса

на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

 количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации,

выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

 количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от

общего числа обследуемых;

 количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего

числа обследуемых.


 

Скачано с www.znanio.ru

Изучение мотивации младших классов

Изучение мотивации младших классов

Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят? (да, нет) 2

Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят? (да, нет) 2

Бывает ли, что ты остаёшься недоволен своим ответом, а не полученной отметкой: а) да; б) нет

Бывает ли, что ты остаёшься недоволен своим ответом, а не полученной отметкой: а) да; б) нет

Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) да; б) нет

Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) да; б) нет

Интерпретация результатов. Сумма баллов от 8 до 12 свидетельствует о высокой степени выраженности мотивации на приобретение знаний, от 4 до 7 – о средней степени,…

Интерпретация результатов. Сумма баллов от 8 до 12 свидетельствует о высокой степени выраженности мотивации на приобретение знаний, от 4 до 7 – о средней степени,…

Выводы: Все ответы на вопросы и информация о характере отношения к школе отметить «+» или « – »

Выводы: Все ответы на вопросы и информация о характере отношения к школе отметить «+» или « – »

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ

II 4. Мне кажется, что цель моей жизни

II 4. Мне кажется, что цель моей жизни

Мне нравится делать уроки, когда

Мне нравится делать уроки, когда

Я буду активным на уроке, если

Я буду активным на уроке, если

Спасибо за ответы! Обработка результатов

Спасибо за ответы! Обработка результатов

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов

Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что

Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что

Получение отметки — 2 балла. 

Получение отметки — 2 балла. 

Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:  количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития…

Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:  количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.