Изучение экологического состояния родникового источника.
Оценка 4.7

Изучение экологического состояния родникового источника.

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
экология
10 кл
10.02.2017
Изучение экологического состояния родникового источника.
исследовательская работа написанная в соответствии требованиям введение, описание методики результаты исследования родника города нижняя тура,заключение в работе находятся различные таблицы и соц опрос граждан нижнетуринского района список литературы содержащий 11 источников работа написана на научно практическую конференцию на уровне муниципалитета и на региональную олимпиаду по экологии
работа.docx
Содержание Введение 1. Обзор литературных источников  ………………………………………………………………..…… 3 ……………………………………5 2. Значение родников  ………………………………………...………6 2.1 Свойства родниковой воды и причины ее загрязнения …..6 3. Методы исследования………………………………………………………8 3.1. Физико­географическое положение объекта  исследования……………………………………………………………8 3.2. Гидрологическое исследование  родника…………………11 3.3. Физико – химический анализ воды………………………..11 4. Результаты исследования …………………………………………………16 4.1. Физическая характеристика воды………………………….16 4.2. Химическое исследование воды …………………………..16 4.3 . Результаты исследования…………………………………..18 Заключение …………………………………………………………………….20 Список литературы Приложение  ……………………………………………….....21 ~ 2 ~ Введение Родник – ты вечный всем причал, Ты маг – источник вдохновенья! В тебе начало всех начал. Ты дар Земли – на исцеленье. В настоящее  время, когда  воздействие человека  на природу приобрело огромный   размах,   мы   сталкиваемся   с   измененной   человеком   природой,   со следами его воздействия на окружающую природную среду. Это воздействие бывает разумным, целенаправленным, ориентированным на улучшение свойств природной среды. Но очень часто оно вызывает ухудшение природной среды, потерю ею способности к самовосстановлению и самоочищению, в результате чего возникают проблемы выживания человека или экологические проблемы. Подземные воды, хотя  и скрыты от глаз, но роль их велика как в природе, так   и   в   жизни   человека.   Они   пробиваются   на   дне   рек   холодными   ключами, выходят на поверхность родниками.  Все ли мы понимаем, какое сокровище – родник? И как оно уязвимо, это сокровище!   Можно   заново   построить   разрушенный   город,   можно   посадить новый   лес,   выкопать   пруд.   Но   родник,   если   он   умирает,   как   всякий   живой организм, сконструировать заново невозможно (Песков, 2001). Родник,  ключ,  источник  –  это   естественные   выходы   подземных   вод   на поверхность.  Сама   родная   земля­   матушка   дарит   людям   свежесть,  бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая и полезная. В одних случаях эти источники   едва   заметны   и   только   увлажняют   почву,   в   других   за   их   счет образуют ручьи. Подземные воды в сравнении с открытыми водоемами являются наиболее безопасными   в   эпидемиологическом   отношении   и   отличаются   постоянством качества   воды.   К   подземным   водоисточникам,   используемым   в   практике водоснабжения, относятся родники. Родники… Сколькими эпитетами наделяли их писатели поэты прошлого. Знали бы они, во что превратит эти скромные дары земли человек двадцать ~ 3 ~ первого   века.   Как   удивились   бы,   узнав,   что   и   родники   теперь   необходимо восстанавливать и обустраивать. Актуальность. Изучение   родника,   его   обследование,   паспортизация, практические   работы   по   охране   –   необходимое   условие   регулирования накопившихся экологических проблем нашего общества. При изучении родника узнаешь   исторические   сведения   о   родниках   –   как   человек   осваивал   и взаимодействовал   с   ними,   получаешь   опыт   практических   действий   по улучшению экологической ситуации, связанной с водоемами. Проблема заключается   в   недостатке   материалов   по   экологическому состоянию родника в настоящее время.  Целью работы является изучение экологического состояния родника как природного источника воды посредством мониторинга данного объекта и оценка значения для местных жителей. Задачи: определить   экологическое   состояние   объекта;   научиться работать   по   методикам;   изучить   химические   показатели   воды;   возможность использования   источника   для   нужд   населения.  Работа   проводилась   осенью   и зимой   2016   года   на   территории   родника   в   Нижнетуринском   районе Свердловской области.               Объект и методика исследования          Исследования проводились с сентября 2016 по январь 2017г. Объектом исследования явился  родник – колодец «Шайтанка» При изучении вопроса мы обращались в комитет Роспотребнадзора, отдел  экологии администрации Нижнетуринского района, к жителям, которые  непосредственно используют воду из исследуемого родника. ~ 4 ~ 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ Указом Президента РФ 2013 год объявлен в нашей стране Годом охраны окружающей среды (11). Такой год нужен России, нужен всей Земле и как можно чаще, независимо от того объявлен он годом охраны окружающей среды или нет. Мною была изучена литература, описывающая методики исследовательской и природоохранной деятельности, законодательные акты различного уровня.  В России разработана «Водная стратегия РФ на период до 2020 года». Этот документ   определяет   основные   направления   деятельности   по   развитию водохозяйственного   комплекса   России,   обеспечивающего   устойчивое водопользование,   охрану   водных   объектов,   по   формированию   и   реализации конкурентных   преимуществ   РФ   в   водной   сфере.   Россия   может   и   должна   стать мировым   лидером   в   сфере   водопользования. «Свой   вклад   может   внести каждый, от Президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относиться   к   воде,   не   загрязнять   водоемы   и   территорию   вокруг   них, принимать активное участие в экологических мероприятиях. Надо знать особенности воды в своем родном крае и понимать, что наши реки, озера и родники   ­   это   единая   система.   Если   каждый   гражданин   страны   будет заботиться о чистоте воды, то на всей Земле чистой воды станет больше», ­ сказал В.В. Путин (11).  В «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» в разделе IV ­ 8 «Экология живых систем и рациональное природопользование» прописано следующее:   п.   85.   «Стратегическими   целями   обеспечения   экологической безопасности   и   рационального   природопользования   являются:   сохранение окружающей   среды   и   обеспечение   ее   защиты;   ликвидация   экологических последствий   хозяйственной   деятельности   в   условиях   возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата». Была   использована   в   работе   книга «Школьный   экологический мониторинг» под   редакцией   Т.Я.   Ашихминой (2). В   ней   изложены   принципы организации исследований по изучению природных объектов; представлены физико­ ~ 5 ~ химические методы мониторинга водных объектов; описаны методики работы по определению органолептических, химических показателей воды.  ~ 6 ~ 2. ЗНАЧЕНИЕ РОДНИКОВ Часто случается, люди не замечают, что проходят мимо чудес природы, которые не что иное, как волшебная сказка, интересная и поучительная для всех. Одним их таких чудес природы являются родники. Вода родника заменяла нам колодец, а остальную воду дарила луговине и речке. Никто не знает, с каких пор родниковая струйка с таким неугомонным усердием вытекает из глыбы земной, что место рождения водяной жилки, никогда не зарастает, и превратилось во впадинку­ямочку с песчаным донышком, напоминающую крынку. На каждой десятине болота только видимых ключей не один десяток, а сколько невидимых. Они тоже питают речку своей студеной свежестью. Прозрачные родники, напоминающие драгоценные камни, словно нанизанные на невидимую подземную жилу бусы, украшают местность. Языческие народы всех времен обожествляли воду как неиссякаемый источник жизни, как вечно живой родник, оплодотворяющий другую великую стихию — землю. К воде шли с миром, поклонами и молитвами. И хотя с распространением христианства вера в божественное происхождение воды умерла, осталось убеждение в ее чудодейственной силе. На Руси даже христианские праздники получили названия языческих: например, Русальная неделя, Ивана Купалы и т.д. Богу Купале приносили жертву купанием — в этот день купались для здоровья, ведь вода «охраняет от заразы и болезней».  О целительных, «очистительных» свойствах воды рассказывают многие предания, недаром воду использовали в разных обрядах и гаданиях. Святые родники, озера, реки всегда почитались в народе. «Плевать в колодец ­  все равно, что в лицо матери», ­ говорили на Руси… В   каждом   городе,  поселке,   деревне   есть   свои   родники   с   чистейшей   водой   и удивительной историей их возникновения. В связи с тем, что водопроводную воду для очищения и обеззараживания подвергают обработке, в том числе и хлорированию, она имеет специфический вкус и запах. Поэтому некоторые горожане предпочитают использовать для питья воду родников [4].  2.1. Свойства родниковой воды и причины ее загрязнения ~ 7 ~ Для всех родников нашей полосы характерны гидрокарбонатно­кальциевые воды с незначительным содержанием железа и фосфора. Содержание органических веществ   и   азота   изменяется   в   зависимости   от   загрязненности   родников.   Общая жесткость воды в них почти соответствует требованиям ГОСТа на питьевую воду. При охране данного родника от поверхностного загрязнения он также будет вполне пригоден для использования в питьевых целях.  Таким образом, при пользовании родниками следует помнить, что, чем толще фильтрующий   слой   земли,   тем   чище   в   нем   вода.   Необходимо   также   учитывать заселенность и хозяйственное использование территории над родником и рядом с ним. Эффективное   хозяйственное   использование   территории   над   родником   и   наличие построек без канализационного слива способствуют загрязнению грунтовых вод.  Химический состав родниковых вод отличается большим разнообразием. Обычно при малых минерализациях (300­500 мг/л, редко больше 1 г/л) химический тип может резко меняться. На водораздельных пространствах встречаются воды гидрокарбонатного класса,   кальциево­магниевой   группы   с   низкой   минерализацией   (около   200   мг/л). Колодцы   в   деревнях   на   террасах   рек   дают   воду   гидрокарбонатно­сульфатную   и гидрокарбонатно­хлоридную с преобладанием кальция и с высокой минерализацией. Вблизи промышленных центров, городов, у свалок и т.д. состав грунтовых вод меняется на   сульфатно­гидрокарбонатный   и   даже   на   сульфатно­хлоридный.   Если   в   состав макрокомпонентов химического состава грунтовых вод входит нитрат­ион – это уже прямо свидетельствует о загрязнении.  Рассмотрим влияние отдельных отраслей народного хозяйства на формирование качества подземных вод бассейна:  ­ Сельское хозяйство. Здесь следует выделить земледелие, которое в результате применения удобрений и ядохимикатов следует рассматривать как отрасль, вносящую значительное количество загрязнений в подземные воды. В качестве сосредоточенных источников загрязнения в сельском хозяйстве выделяются животноводческие фермы.   ­   Свалки.   Наиболее   опасным   компонентом   свалок   является   фильтрат, образующийся за счет инфильтрации атмосферных осадков и отжима жидкости при уплотнении.    ­ Транспорт. На крупных автомагистралях применяются противогололедные смеси, содержащие каменную соль; за зиму вносят десятки (до 60­80) килограмм соли на погонный метр. Деревенские колодцы, даже отстоящие на сотни метров от дорог, имеют ~ 8 ~ повышенную за счет хлоридов минерализацию воды. Типичными для автотранспорта являются   такие   загрязняющие   вещества,   как   хлориды,   нитраты,   нефтепродукты, включая ароматические углеводороды, свинец, кадмий и другие тяжелые металлы и др. [10].  ~ 9 ~ 3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 3.1. Физико­географическое положение объекта исследования Родник  расположен в городе Нижняя Тура, по ул.40 лет Октября, в  районе дома 1а. Обустроен в 2007 году.  Название сохраняет исторически сложившееся название Шайтан­горы,по  названию природоохранной зоны, у подножия которой расположена  стилизованная сторожевая башня, рядом с которой выполнены площадка и  украшенные вкраплениями природного камня клумба для цветов и мини­бассейн для слива. Устроены две скамейки и выполнены посадки сосенок вдоль  пешеходной дорожки к источнику. Методика При выполнении данной работы нами были использованы следующие  методы: Наблюдение даёт возможность описать физические объекты и явления.  Были проведены наблюдения за постановкой опытов для определения свойств  воды. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и  явлений действительности. Проводилось сравнение разных образцов воды. Опыт ­ воспроизведение какого­нибудь явления экспериментальным  путём, создание нового в определённых условиях с целью исследования,  испытания. Проводились опыты, с помощью которых мы выявляли  изменение  свойств воды в зависимости от образца. Анализ ­ исследование путём рассмотрения отдельных сторон, свойств,  составных частей свойств воды. Был проведён  сравнительный анализ опытных  образцов воды. ~ 10 ~ Индукция ­ способ рассуждения от частных фактов, положений к общим  выводам. Данные, полученные в ходе опытов и наблюдений, анализировались и  обобщались. Обобщение ­ общий вывод, выражение основных результатов в общем  положении. Мы обобщили полученные данные о свойствах воды и сделали  соответствующие выводы. Для   оценки   экологического   состояния   родника   используем   следующие наиболее   важными   физико­химическими   показателями   состояния   воды (Воскресенская, 2008): 1. Температура воды – важнейший фактор, влияющий на протекающие в водоёме физические, химические, биохимические и биологические процессы, от которого   в   значительной   мере   зависят   кислородный   режим   и   интенсивность процессов   самоочищения.  Значения   температуры   используют   для   вычисления степени насыщения воды кислородом, различных форм щёлочности, при многих гидрохимических, гидробиологических исследованиях, при изучении тепловых загрязнений.   Температура   воды   в   водоёме   является   результатом   нескольких одновременно   протекающих   процессов,   таких   как   солнечная   радиация, испарение,   теплообмен   с   атмосферой,   тепла   течениями,   турбулентным перемешиванием вод, другими факторами.    2. Цветность. Цвет воды зависит от наличия в ней примесей минерального и   органического   происхождения   –   гуминовых   веществ,   перегноя,   которые вымываются из почвы и придают окраску воде от желтой до коричневой. Окись железа окрашивает воду в желто­бурый и бурый цвета, глинистые примеси – в желтоватый   цвет.   Зеленая   окраска   открытого   водоема   обуславливает размножение водорослей (цветением). 3.   Прозрачность   и   мутность   воды   определяются   по   ее   способности пропускать видимый свет. Степень прозрачности воды зависит от наличия в ней взвешенных   частиц   минерального   и   органического   происхождения.   Вода   со ~ 11 ~ значительным   содержанием   органических   и   минеральных   веществ   становится мутной. Мутная вода плохо обеззараживается, в ней создаются благоприятные условия для сохранения и развития различных микроорганизмов, в том числе и патогенных. Воду в зависимости от степени прозрачности условно подразделяют на: прозрачную,   на   слабоопалесцирующую,   опалесцирующую,   слегка   мутную, мутную, сильно мутную. Мерой прозрачности служит высота столба воды, при котором можно наблюдать опускаемую в водоем белую пластину определенных размеров   или   различать   на   белой   бумаге   шрифт   определенного   размера   и шрифта, либо использовать мутномер.   4. Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые  попадают в нее естественным путем и со сточными водами.  Определение основано на органолептическом исследовании характера и  интенсивности запаха воды при 20° и 60° С.    5.   Вкус   и   привкус   воды,   обнаруживаемые   непосредственно   в   воде   не должны превышать 2 баллов. Вкус и привкусы оцениваются как качественно, так и количественно по интенсивности в баллах. Различают четыре вида: соленый, горький,   сладкий   и   кислый.   Остальные   вкусовые   ощущения   называют привкусами:   хлорный,   рыбный,   металлический   и   т.п.   Для   питьевой   воды допускаются значения показателей вкуса и привкуса не более 2 баллов. 6. Кислотность воды­ определяется рН фактором. Резкое изменение рН фактора служит причиной гибели животных организмов и растений в водной среде.   Среди   водных   организмов   много   стенобиотных   видов,   которые   могут жить только в определенном интервале рН. Стандарт для питьевой воды­ рН 6,5. Для воды в хозяйственно­ бытовых целях – рН 6. 7. Жесткость воды­ определение сульфат и хлорид ионов. Определяется степень   минерализации   воды   (шкала)   (Попова,2005).  Общая   минерализация представляет   собой   суммарный   количественный   показатель   содержания ~ 12 ~ растворенных   в   воде   веществ.   Этот   параметр   также   называют   содержанием растворимых   твердых   веществ   или   общим   солесодержанием,   так   как растворенные в воде вещества находятся именно в виде солей. К числу наиболее распространенных   относятся   неорганические   соли   (в   основном   бикарбонаты, хлориды и сульфаты кальция, магния, калия и натрия). 3.2. Гидрологическое исследование  родника 1. Характер выхода источника. Определяли  визуально по следующим критериям: а) вытекает спокойно б) бурлит в) бьет струйками г) фонтанирует. 2. Определение дебит родника.   Определили его мощность, то есть возможный расход воды. Дебит источника рассчитывали с помощью ёмкости с известным объёмом (стеклянная банка емкостью 1 литр) и секундомера (время измеряется до одной сотой   секунды).   Брали   три   пробы:   засекали   время,   за   которое   заполнится ёмкость, проделывая операцию три раза. Вычисляли   дебит   источника   для каждой пробы по формуле:  V   :   t   =   D Далее – вычисляли среднюю величину и рассчитали расход воды а) за час б) за сутки. 3.3. Физико – химический анализ воды 1. Температура воды. ~ 13 ~ Температуру определяли сразу после отбора пробы термометром с ценой деления 0,1 С. Термометр держали в воде не менее 5 минут. Для питьевой воды гос. стандартом определяется температурный предел 7­12 градусов. 2.Цветность. Определяли визуально. Заполняли пробирку водой до высоты 10­12 см. Определяли   цветность   воды   следующим   образом:   в   пробирку   из бесцветного   стекла   (d  1,5   и  h  12см)   наливали   8­10мг   исследуемой   воды   и сравнивали с аналогичным столбиком дистиллированной воды. Цветность выражается в градусах, используется таблица 1. Определение цветности Окрашивает сверху Цветность в градусах Таблица 1 нет едва заметное бледно­желтоватое очень слабое желтоватое желтоватое слабо желтое желтое интенсивно­желтое 0 10 20 40 50 100 150 Окрашивает сбоку нет нет нет едва уловимое бледно­ желтоватое более заметное бледно­ желтоватое очень бледно­желтое бледно­зеленоватое 3.Прозрачность воды. Для определения мутности воды заполняли пробирку водой до высоты 10­ 12 см. Определяли мутность воды, рассматривая пробирку сверху на темном  фоне при достаточном боковом освещении. Степень мутности определяли по  таблице 2.                                                                                      Таблица 2 Степень  мутности Мутность не заметна (отсутствует) Слабо опалесцирующая ~ 14 ~ Опалесцирующая Слабо мутная  Мутная Очень мутная 4.Запах. Для определения запаха: 1. Заполнили колбу водой на 1/3 объема и закрыли пробкой. 2. Взболтали содержимое колбы. 3.   Открыли   колбу   и   осторожно,   неглубоко   вдыхая   воздух,   сразу   же определили характер и интенсивность запаха.  4. Если запах сразу не ощущался или запах неотчетливый, то нагревали воду в колбе до температуры 60° С (подержав колбу в горячей воде).  Оценку выставили в баллах в соответствии с таблицей 3.                                                                                            Таблица 3 Характер и интенсивность запаха Характер проявления запаха Оценка интенсивности запаха в баллах Запах не ощущается Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при  тщательном исследовании (при нагревании воды) Запах замечается, если обратить на это внимание Запах легко замечается и вызывает неодобрительный  отзыв о воде Запах обращает на себя внимание и заставляет  воздержаться от питья Запах настолько сильный, что делает воду                  непригодной к употреблению 0 1 2 3 4 5 Интенсивность запаха Нет Очень слабая Слабая Заметная Отчетливая Очень сильная           Запах   воды   водоемов   не   должен   превышать   2   баллов, обнаруживаемых непосредственно в воде или после ее хлорирования.  5.Вкус и привкус воды. ~ 15 ~ Вкус и привкус определяли в сырой воде при комнатной температуре и 60ºС.  В   воде   открытых   водоемов   и   источников  ,сомнительных   в  санитарном отношении,   вкус   воды   устанавливают   только   после   ее   кипячения.   При исследовании   в   рот   набрали   10­15   мл   воды,   держали   несколько   минут   (не проглатывая!)   и   определили   характер   и   интенсивность   привкуса   по пятибалльной шкале, приведенной в таблице 4.    Для питьевой воды допускаются значения показателей вкуса и привкуса не более 2 баллов. Таблица 4 Определение характера и оценка интенсивности вкуса и привкуса. Интенсивность вкуса и привкуса Характер проявления вкуса и привкуса Нет Очень слабая Слабая Заметная Отчетливая Очень сильная Вкус и привкус не ощущаются Вкус и привкус сразу не ощущаются  потребителем, но обнаруживается при  тщательном тестировании Вкус и привкус замечаются, если обратить на это  внимание Вкус и привкус легко замечаются и вызывают  неодобрительный отзыв о качестве воды  Вкус и привкус обращают на себя внимание и  заставляют воздержаться от употребления Вкус и привкус настолько сильные, что делают  воду непригодной употреблению Оценка интенсивности вкуса и привкуса 0 1 2 3 4 5  6.Жесткость воды. Для определения жесткости воды забирали в пробирки по 100 мл воды, добавляли 5 мл аммиачно­ буферной, затем добавляли в пробирки по 5 капель темно­   синего   хрома.   Окраска   в   пробирках   изменилась.  Из   чего   мы   сделали выводы   о   жесткости   воды.   Путем   титрования   было   определено   содержание хлоридов и сульфатов. Использовали реактив хромоген, который в свободном виде   имеет   синюю   окраску,   а   в   присутствии   данных   ионов   –   вишневую. Рассчитывали по формуле  N=V тит.*SM*1000*Э/V ~ 16 ~ 7. Минеральный состав. а) Ионы SO4  2­ определены фотометрическим методом на приборе  колориметр­нефелометр марки КФК­2. В основе метода лежит реакция 2 ­  Ва → SO4   ↓ Ва2+  + SO4 Измеряется интенсивность светового потока, рассеянного твердыми  частицами Ва SO4  , находящимися в растворе во взвешенном состоянии. б) Для определения ионов Сl ­  использован метод осадительного  титрования. В основе определения лежит реакция:  А→ g Сl↓ Сl ­ + Аg+   В качестве титранта применяется раствор Аg NO3  известной  концентрации. В качестве индикатора применяется раствор К2 Сr O4  (хромат  калия). К2 Сr O4  вступает в реакцию с Аg NO3    после того как все ионы Сl  ­провзаимодействуют с Аg NO3  : К2 Сr O4  + 2Аg NO3     Осадок  Аg2Сr O4  имеет красную окраску, т.е. анализируемый раствор    + 2К NO3  А→ g2Сr O4  ↓ окрашивается в красный цвет. ­  определены титрованием воды хлороводородной кислотой в) Ионы НСО3 Nа НСО3 + НСl  В присутствии индикатора – метилового оранжевого, изменяющего    → NаСl + Н2О + СО2   окраску с желтого цвета (щелочная среда) на розовый (кислая среда). г) Ионы Са 2+ и Мg 2+ определены титрометрическим  комплексонометрическим методом, основанным на связывании ионов Са 2+  и  Мg 2+   в прочный комплекс в соответствии с уравнением реакции: Ме 2+  + Н2 Y 2­ Н2 Y 2­  – комплексон, используемый как реагент с определяемыми ионами. Y 2­   + 2Н+   Ме  → Момент окончания реакции фиксируется по изменению цвета индикатора. д) Ионы Nа + и К+  определены фотометрически по интенсивности  спектров изменения. Использовался прибор – пламенный фотометр (ФПЛ­3) 8. Определение уровня рН воды   Уровень рН определяется при помощи прибора Н.И. Алямовского. Ход работы: ~ 17 ~ 1. Пипетку   на   5   мл   и   одну   из   пробирок   ополаскивают   небольшим объемом исследуемой воды. С помощью пипетки берут 5 мл пробы и выливают в пробирку. 2. В эту же пробирку при помощи второй пипетки прибавляют 0,3 мл комбинированного индикатора. 3. Затем   содержимое   пробирки   аккуратно   перемешивают,   до равномерного смешивания индикатора с водой. 4. После   этого   определяют   рН   испытуемой   жидкости   путем сопоставления ее окраски с окраской эталонов стандартной шкалы. ~ 18 ~ 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.   Гидрологическое   исследование   родника   показало,   что   вода   вытекает спокойно; характер пласта, из которого вытекает вода – глина; выход воды на поверхность   –   из   промежутков   между   участками   породы;   дебит   родника составил   280 л/ч. 4.1. Физическая характеристика воды Показатели Температура, ºС Цветность, в градусах Мутность Запах, в баллах Вкус и привкус, в баллах      Родник «Шайтанка» Водопроводная вода 8 ºС 10 7º С 0 слабоопалесцирующая отсутствует 1 1 0 0 Из данных следует, что вода благополучна по температуре и  органолептическим показателям. Хорошие органолептические характеристики  воды свидетельствуют об отсутствии гнилостных процессов, «зацветании» и  затухании воды. 4.2. Химическое исследование воды  Показатели Родник «Шайтанка» Водопроводная вода Речная вода рН Жесткость воды, ммоль/дм³ Хлорид ионы, мг/л    Сульфат ионы, мг/л Гидрокарбонат ионы, мг/л Карбонат ионы Катионы натрия, мг/л Катионы калия, мг/л Катионы кальция, мг/л  Катионы магния, мг/л Общая минерализация, мг/ дм³  7,4 2,8 64,0 153,6 143,0 Отс. 73,6 54,6 46,0 6,0 540,8 7,8 2,6 35,5 76,8 210,8 Отс. 62,1 23,4 22,0 18,0 448,6 7,5 4,0 63,9 115,2 11,6 Отс. 55,2 5,6 44,0 21,6 427,1   По химическому составу и степени минерализации (общему количеству солей)   вода   всех   трех   проб   относится   к   классу   среднеминерализованных пресных   вод,   что   характерно   для   поверхностных   водоемов   (реки,   озера)   и ~ 19 ~ некоторых источников подземных вод, находящихся в водоносных горизонтах (пластах   грунта),   расположенных   относительно   на   небольшой   глубине   от поверхности (30­70м). Характерной   особенностью   всех   анализируемых   проб   воды   является наличие   в   катионном   составе   ионов   натрия   в   значительном   количестве. Катионный   состав   вод,   фактически,   представлен   двумя   катионами:   натрия (порядка 50% от общего количества) и кальция (в пределах 30­35%). Во всех водах   содержатся   ионы   калия,   что   характерно   для   поверхностных   вод,   и подземных   вод   неглубоких   горизонтов,   имеющих   смешанный   тип   питания: растворение горных пород, содержащих натрий и калий (галит   NаСl, сильвинит NаСl* КСl) и просачивание через грунт дождевых и снеговых стоков… В сочетании с гидрокарбонатными ионами (NаНСО3, КНСО3), эти соли придают   воде   мягкий,   щелочной   характер,   о   чем   свидетельствует   также величина рН воды. Анионный   состав   представлен   в   основном   сульфатами   и гидрокарбонатами  (порядка  45%  и 30%  соответственно).  Химический  состав многих типов природных вод формируется путем растворения и выщелачивания горных пород. Гидрокарбонатные кальциевые воды чаще всего образуются при растворении   карбонатных   пород   (известняков   известковистых   почв). Гидрокарбонаты появляются также за счет взаимодействия карбонатов с СО2   СаСО3  + Н2О + СО2   Ионы   магния   появляются   в   составе   вод   за   счет   растворимости  Са(НСО 3 )2  →  Са → 2+  + 2НСО3 ­ доломитовых пород  Са Мg(СО3)2 Ионы натрия в сочетании с НСО3 ­  появляются в водах за счет растворения полевых шпатов: Nа Аl Si 3O8  + Н2О = Н Аl Si 3O8    + NаОН NаОН +СО2  = NаНСО3  ~ 20 ~ Жесткость всех анализируемых проб воды невысокая, значительно ниже предельного показателя, представленного в ГОСТЕ  Р52232 ­98. Вода питьевая.  Жесткость не должна превышать 7,0 ммоль/л. 3.4.  .  Для   сравнения   состояния   родника   из   года   в   год,   а   также   для получения   информации   заинтересованными   людьми   составили   экологический паспорт родника, в который  заносят все основные сведения: местонахождение, флора  и  фауна, влияние  на  окружающую среду,  данные  физико­химического анализа, благоустройство, использование…  (Озеров, 2005). 4.3 . Результаты исследования Исходя   из   изученной   литературы   и   результатов   анализа   исследования экологического состояния родников, можно сделать следующие выводы:  1.   Изучив   литературу   о   значении   родников,   мы   пришли   к   выводу,   что данная проблема является актуальной для современного общества; 2.   Проанализировав   методики   исследования   можно   с   уверенностью сказать, что они приемлемы для исследовательской работы учащихся; 3. Анализ результатов определения физико­химических свойств проб воды позволяет   сделать   вывод   о   том,   что   по   санитарным   показателям   отвечает требованиям  ГОСТа  Р52232 ­98. Вода питьевая; 4.   По   типу   минерализации:   вода   родника­   хлоридно­гидрокарбонатно­   сульфатно­   вода   водопроводная­ сульфатная   кальциево­натриевая; гидрокарбонатная   магниево­натриевая;   вода   речная­   гидрокарбонатно­ хлоридно­сульфатная натриево­кальциевая; 4.  Итоги социологического опроса:  В социологическом опросе приняло участие 50 респондентов, из них 50%  учащиеся, 50% ­ взрослое население. На вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас слово «Родник»» ­ 38 % ответили: Родник ассоциируется со словом «Родной, близкий»; ~ 21 ~ ­ 45 % «Чистая, вкусная вода»; ­ 17 % « Полезная».  На   вопрос:   «Считаете   ли   вы   проблему   очистки   и   благоустройства родников актуальной?» ­ 92  % ответили «да»; ­ 8 % затруднились ответить. На вопрос: «Что можно сделать для благоустройства родников?» ­ 47 % опрошенных считают, что нужно объединить  усилия жителей и городской администрации по очистке и их охране; ­   28%:   городской   администрации   следует   уделять   большее   внимание благоустройству имеющихся родников; ­  5 % считают, что следует через СМИ вести профилактическую работу с населением по охране родников; ­  20  % согласны принять участие в благоустройстве родников. Из   этого   следует,   что   благоустраивать   родники   и   поддерживать   их чистоту необходимо. ~ 22 ~ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вода оказывает огромное влияние на здоровье человека. Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную  питьевую воду. Ещё в глубокой древности люди умели различать «живую» воду – пригодную для питья и «мёртвую» ­ непригодную для употребления. Учёными давно установлена прямая связь между   качеством   питьевой   воды   и   продолжительностью   жизни.   Это   неудивительно, учитывая, что по данным Всемирной организации здравоохранения около 90% болезней человека   вызывается   употреблением   для   питьевых   нужд   некачественной   воды. Качественная питьевая вода – это вода, не содержащая примесей, вредных для здоровья. Она должна быть без запаха и цвета и безопасна при длительном ее употреблении. Учащиеся   постоянно   ведут   наблюдение   за   экологической   обстановкой   около родника и проводят очистку прилегающих к роднику территорий, проводят акции и беседы с жителями города по охране подземных источников, надеясь, что девиз  «Берегите воду» станет важным для каждого жителя нашего города. Для   сохранения   родника   мы     в   дальнейшем   планируем: проводить   через местную печать пропаганду среди населения; осуществлять мониторинг за состоянием родника и прилегающей территории; проводить акции по очистке родника; разработать экологические знаки по защите подземных источников воды. Работа   явилась   составной   частью   исследовательской   краеведческой   работы Нижнетуринской СОШ. Данные результаты используются на уроках;  Возрождение и сохранение родников — это и есть возрождение традиций русского народа,   традиций   гостеприимства,   уважения   и   доброты.   Итогом   работы   является возрожденный родник, который дарит людям и чистую воду, и радость общения с природой. Ведь родник — не просто источник питьевой воды. Это живая нить, которая связывает нас с прошлым и будущим. В период работы над проектом поняла, чтобы изменить что­то в стране,   нужно   каждому   сделать   шаг   в   определенном   направлении,   иметь   активную жизненную позицию, обладать чувством гражданской ответственности. После   проведения   исследования,   можно   утверждать,   что   вода   из   родника соответствует санитарно­гигиеническим нормам для питьевой воды. Сейчас родник является местом отдыха молодежи. Именно вблизи него душа отдыхает от забот, обретает покой и бодрость. ~ 23 ~ ~ 24 ~ Список литературы: 1. Акимова   Т.А.   Кузьмин   А.П.   Хаскин   В.В.   Экология.   Природа Человек Техника: учебник для вузов – М.: Юнити – Дана, 2001 г. 2.   Ашихмина   Т.Я.,   Кантор   Г.Я.,   Васильева   А.Н.,   Сюткин   В.М., Тимонюк   В.М.,   Ситяков   А.С.,   Кондакова   Л.В.   Школьный   экологический мониторинг. Агар, 2000. 3. Альтовский   М.   Е.   Классификация   родников,   в   сб.:   Вопросы гидрогеологии и инженерной геологии, Сб. 19, М., 1961 г. 4. Бухтояров А. П., Васильченко Н. К., Городянская Г. С. и др. Что имеем как храним. ­ Курган, 1993 г. 5. Владимиров А. М. Ляхин Ю. И., Матвеев Л. Т., Орлов В. Г. Охрана окружающей среды. М.,1991 г. 6. Завьялова О. Г. Иванов А. Ф., Несговорова Н. П. Полевой практикум по естествознанию. ­ Курган: ИПКРО, 1993 г. 7. Козлов   О.   В.   Козлова   С.   В.   Методы   исследования   экосистем водоемов: учебное пособие по экологическому практикуму. – Курган: ИПКРО, 2000 г. 8. Неорганическая химия. Учебник 9 кл. Ю.В. Ходаков, Д.А. Эпштейн, П.А. Глориозов. – М., 1982 г. 9. Плотников   С.   В.   Знакомые   потоки.   –   Юргамыш:   предприятие «Юргамышская типография», 2001 г. 10. Степановских   А.   С.   Экология:   Учебное   пособие.   –   Курган: «Зауралье», 1997 г. 11. Указ Президента РФ № 1157 от 10 августа 2013 года «О проведении в Российской Федерации года охраны окружающей среды» 12. Фомин   Г.   С.   Вода.   Контроль   химической,   бактериальной   и радиационной безопасности по международным стандартам. Энциклопедический справочник. М., 1995 г. ~ 25 ~

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.

Изучение экологического состояния родникового источника.