Изучение лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе
Оценка 4.7

Изучение лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
чтение
1 кл—4 кл
24.03.2017
Изучение лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе
Лирическое произведение является наиболее сложным для восприятия детьми, т.к. лирические стихи – стихи русской поэзии написаны не для детей, их отличает своеобразие языка, который насыщен специальными выразительными средствами, сложными синтаксическими конструкциями. Своеобразие лирического стихотворения и в том, что переживания, внутренний мир героя становятся главным, т.е. то целостное эмоционально-духовное состояние человека, которое не требует для его восприятия ни обрисовки характера героя, его поведения, ни изображения событий. В связи с этим между читателем и героем лирического произведения устанавливаются особые отношения. Лирика порождает непосредственный, тесный контакт с читателем, с его внутренним миром, чувствами.
Федорова.Изучение лирических произведений.docx

                                                                                        Фёдорова И.А.,

учитель начальных классов,

высшая категория

МОУ СОШ №66

г.Екатеринбург                                                                                              

                                                                                       

Изучение лирических произведений

на уроках литературного чтения в начальной школе

 

 

Лирическое произведение является наиболее сложным для восприятия детьми, т.к. лирические стихи – стихи русской поэзии написаны не для детей, их отличает своеобразие языка, который  насыщен специальными выразительными средствами, сложными синтаксическими конструкциями. Своеобразие лирического стихотворения и в том, что переживания, внутренний мир героя становятся главным, т.е. то целостное эмоционально-духовное состояние человека, которое не требует для его восприятия ни обрисовки характера героя, его поведения, ни изображения событий. В связи с этим между читателем и героем лирического произведения устанавливаются особые отношения. Лирика порождает непосредственный, тесный контакт с читателем, с его внутренним миром, чувствами. ( Е.А.Воронкова,с.170)

Лирическое стихотворение требует  особенно  тщательных  и  многократных усилий учителя для создания «установки», «настроя»  на  чтение.  А.В.Терлова считает,  что  этот  «настрой»  достигается  нередко  кратким   комментарием учителя, например, сообщением им биографических  фактов,  которые  вводят  в атмосферу жизни поэта или  связаны  с условиями  создания  произведения.  В практике широко используется прием сообщения  учащимся  фактов,  послуживших поводом  для  создания  художественного  произведения.  Душевному   настрою, способствующему полноте  художественного  восприятия,  служит  также  приём введения  учащихся  в  те   жизненные   условия,   в   которых   создавалось

произведение, в ту типичную  обстановку,  которая  явилась  одной  из  основпроизведения. «Так, невозможно себе  представить  жизнь  и  творчество  А.С.Пушкина без Михайловского, М.Ю. Лермонтова - без Тархан,  Сергея  Есенина  -без  Константинова  и  т.д.,  и  экскурсия  учащихся  в   Михайловское   или Константиново,  очная  или  заочная  -  по  фотоматериалам,   диапозитивам,  кинофрагментам,  введет  их  в  характерную  обстановку  творчества  поэтов»( Богданова О.Ю.,48).

На теме экскурсии хотелось бы остановиться  более  подробно.  Известно, что при описании учащимися природы  на  первый  план  выступает  утилитарное отношение к ней: «Люблю осень  за  то,  что  она  приносит  вкусные  яблоки, груши.  Летом мне очень нравится загорать и купаться».

Чтобы  научить  школьников  видеть  красоту,  живую  прелесть  природы,

следует проводить экскурсии,  во  время  которых  учащиеся  младших  классов отмечают, что снег утром розовый и нежный, а вечером  -  голубой,  холодный, днём - белый, как молоко, в морозный солнечный день - серебряного цвета,  во время оттепели - серый, грязный; что осень пахнет дымом костра, сеном,  зима - морозом, ёлкой, весна - подснежниками, ландышами, а лето - ягодами.

Е.В.Корсалова в книге «Стихи живые сами говорят…»  также  говорит,  что «от первого восприятия  стихотворения  зависит,  затронет  ли  оно  какие-то струны души или оставит читателя равнодушным. Но ведь  ученик  на  уроке  по изучению лирического шедевра может оказаться не настроенным на волну  чувств поэта, его могут занимать совсем иные  мысли  и  чувства.  Поэтому  во  всех методических пособиях по изучению лирики  рекомендуется  особенно  тщательно продумать вступительную часть  урока:  рассказ  о  поэте,  истории  создания произведения, чтение уже известных  стихов  на  данную  тему,  использование смежных видов  искусства.  Но  важно  не  только  содержание  вступительного этапа, отбор фактов и произведений. Необходимо, чтобы  вступление  по  тону, темпу, эмоциональному напряжению соответствовало тональности  стихотворения,

вызывало у школьников состояние, в чем-то сходное  с  тем,  которое испытал поэт, создавая произведение» (Карсалова Е.В.,с18).

       Начиная с младших классов, следует практически показывать учащимся, что прочесть  лирическое  стихотворение  -  «не  безделица»:  его  надо  понять, пережить и нужно передать слушателям чувства и мысли поэта  так,  чтобы  они пережили то же.  Первое  чтение  должно  захватить  учеников,  доставить  им эстетическое  наслаждение.  Художественное  чтение  в  классе   создает   ту увлеченность произведением, предрасположенность к  нему,  без  которого  нет подлинного анализа. Живой голос учителя способен сделать многое.  По  мнению А.В.Терловой, учебная деятельность  учащихся  при  слушании  чтения  учителя заключается в  творческом  восприятии  читаемого  произведения,  в  активной работе воображения, эмоциональной сферы сознания.  «Эта  деятельность  носит индивидуальный и весьма интимный характер.  В  младших  классах  она  внешне проявляется  прежде   всего   в   выражении   лица   школьников,   различных эмоциональных  откликах-восклицаниях,  отражающих   удивление,   возмущение, одобрение» (Богданова О.Ю.,47).

По словам Е.В.Карсаловой, при первичном чтении не стоит давать  никаких вопросов и заданий, чтобы не разрушать целостности восприятия.  «При  чтении стихотворения учебники должны быть закрыты, чтобы ни что -  ни  иллюстрации, ни сноски - не  отвлекали  учащихся  от  восприятия  поэтического  слова.  В начале   анализа   дадим   школьникам   минуту-другую,   чтобы    перечитать стихотворение» (Карсалова Е.В.,с.29).

После первичного чтения небольшая пауза позволит учителю  увидеть,  как воспринято стихотворение, а  ученикам  еще  немного  побыть  в  мире  поэта, снимет резкость перехода от эмоцио к рацио.   Интонация первых  слов  или  вопросов  должна  соответствовать  настрою прочитанного стихотворения. Во многих случаях полезно начать  с  вопроса  об основном чувстве, выраженном в стихотворении, возникшем  при  его  слушании. Если прозвучало пейзажное стихотворение, можно идти от  зрительного  образа, который  возник  в  сознании  учеников:  что  представляли,  когда   слушали стихотворение и т.д.

Основой   работы   при   анализе   произведения   является   постижение

поэтического слова и  образа.  Именно  через  слово,  яркое,  эмоциональное, максимально насыщенное, передает поэт  свои  жизненные  впечатления. Именно метафоричность поэтического слова,  частое  несовпадение  образа  и  понятия вызывает затруднения школьников при чтении  стихов.  Е.В.Карсалова  отмечает две крайности, которые часто  встречаются  на  уроках  по  изучению  лирики: 1)недооценка работы над поэтическим словом,  стремление  определить  идейный смысл стихотворения без достаточного вчитывания, проникновения  в  него,  а значит, и сопереживания и   2)дотошное  комментирование  едва  ли  не  каждой строки, после чего стихотворение станет понятным,  но  может  утратить  своё неповторимое  обаяние.

«Если стихотворение интересно  построено,  такая  работа идёт совместно с анализом композиции: выделяем  основные  части,  определяем их значение, эмоциональный настрой, работаем над «ударными» словами  каждой. Именно  благодаря  этой  работе  школьники  проникаются  настроением  поэта, входят в мир его образов. Вот теперь, в финале анализа, можно  обратиться  к определению идеи стихотворения  как  выражению  душевного  опыта,  чувств  и переживаний поэта» (Карсалова Е.В.,с.22).

Во время словесного рисования В.Н.Граблева предлагает использовать четыре группы упражнений.

Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное. Детям предлагаются такие задания:

-Какие чувства при чтении возникли в вашей душе: изумление, восторг, радость, сожаление?

-Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость.

-Найдите слова, передающие настроение автора.

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии:

-Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, зелень…

-Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к этому стихотворению.

-Какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?

Третья группа упражнений детализирует и конкретизирует представления о выразительных средствах языка:

-Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими.

-Изменится ли образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору.

-Найдите в стихотворении образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение.

-Найдите эпитет и слово, которое он определяет.

Четвёртая группа упражнений помогает выразить личностное отношение к прочитанному:

-Какие настроения автора вы почувствовали?

-Расскажите о своих впечатлениях от услышанного.

-Расскажите о своём отношении к воображаемой картине.(В.Н.Граблева, с.19).

 В процессе анализа стихотворного произведения необходима и  работа  над его выразительным чтением. Важно посвятить ей особый этап урока -  желательно с установкой на заучивание всего стихотворения или его отрывка. Работая  над выразительным  чтением,  хорошо  показать  школьникам,  что  большая   часть стихотворения  может  остаться  в  памяти  на   самом   уроке,   если   быть внимательным читателем, вслушиваться и  вдумываться  в  поэтические  строки. Последнее чтение стихотворения на уроке должно быть особенно ярким, чтобы  у школьников осталось целостное восприятие его, ощущение праздничности.

Активизации  восприятия  лирического  произведения  также  способствует музыка. Это связано с природой  самого  литературного  рода  лирики.  Музыка  помогает  создать  атмосферу  искусства  на  уроке,   помогает   переключить сознание учащихся с математики и русского языка  на  высокий  строй  поэзии. Но, как верно заметила Е.В.Карсалова  при  условии  строгого  и  тщательного отбора музыки.

В.П.Медведев в своей  работе  «Изучение  лирики  в  школе»  высказывает мысль, что «задача учителя  не  в  том,  чтобы  найти  дубликат  лирическому образу (каждое художественное  явление неповторимо), а в  том,  чтобы через сопоставление  глубже  раскрыть  природу  лирического  стихотворения.   Этим определяется и  отбор  художественных  произведений.  Тематическая  близость далеко  не  всегда  может  служить  критерием  отбора.   Необходимо,   чтобы рассматриваемые произведения были близки по своему образному  строю,  стилю, настроению.» (Медведев В.П.,185).

В.П.Медведев предлагает несколько  форм  такой  работы.  «Прослушивание музыкальных  произведений  на  вступительных  занятиях  позволит   настроить учащихся на  определенную  музыкальную  волну».  На  этом  этапе  работы  он предлагает обратиться к инструментальной музыке и либо совсем отказаться  от музыковедческих  комментариев,  либо  ограничиться  указанием  на   характер музыки и основные музыкальные темы. Выбор музыкального произведения  зависит от  содержания   стихотворения.   Другая   форма   применения   музыки,   по В.П.Медведеву,  -  мелодекламация,  чтение  стихов  на   музыкальном   фоне.

Особенно большое значение при изучении лирики имеет обращение к романсам  на стихи поэта. Есть стихотворения, которые так слились с музыкой, что без  неё их  трудно  представить.  Е.В.Карсалова  предлагает  при  последнем   чтении стихотворении на уроке обратиться к музыкальной интерпретации  стихотворения - романса на стихи поэта. «После прослушивания уместны вопросы:  удалось  ли композитору передать то настроение, которое  выражает  автор стихотворения? Совпадают  ли   поэтическое   и   музыкальное   произведения   по   чувству, эмоциональному настрою»(Карсалова Е.В.,24).

Работа над лирическими произведениями требует и особых домашних заданий. Можно предложить узнать о жизни поэта, подобрать стихи на эту тему, найти другие стихи этого автора, выполнить иллюстрацию, выучить наизусть с пожеланием «Если душа захотела…» Обязательно стихи, выбранные для заучивания по своему желанию, зазвучат с душой.

 

                                

                      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Богданова О.Ю. Взаимосвязь восприятия и анализа худ. произведений в процессе  изучения литературы в школе. - М., Издат. МГУ, 1990. - 148с.

2.Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений  // Нач. шк. -2000.-№11с.19-30

3. Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят…».  Кн.  для  учителя.  -  М., Просвещение, 1991. - 173с.

4.Львов М.Р.Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.,Просвещение, 1987.- 410с

4. Медведев  В.П.  Изучение  лирики  в  школе:  Кн.  для  учителя.  -  М.,Просвещение, 1985. - 208с.

 

 


 

Фёдорова И.А., учитель начальных классов, высшая категория

Фёдорова И.А., учитель начальных классов, высшая категория

Е.В.Корсалова в книге «Стихи живые сами говорят…» также говорит, что «от первого восприятия стихотворения зависит, затронет ли оно какие-то струны души или оставит читателя равнодушным

Е.В.Корсалова в книге «Стихи живые сами говорят…» также говорит, что «от первого восприятия стихотворения зависит, затронет ли оно какие-то струны души или оставит читателя равнодушным

Во многих случаях полезно начать с вопроса об основном чувстве, выраженном в стихотворении, возникшем при его слушании

Во многих случаях полезно начать с вопроса об основном чувстве, выраженном в стихотворении, возникшем при его слушании

Найдите в стихотворении образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение

Найдите в стихотворении образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение

После прослушивания уместны вопросы: удалось ли композитору передать то настроение, которое выражает автор стихотворения?

После прослушивания уместны вопросы: удалось ли композитору передать то настроение, которое выражает автор стихотворения?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017