Изучение лирических стихотворений в начальной школе
Оценка 4.7

Изучение лирических стихотворений в начальной школе

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
29.04.2018
Изучение лирических стихотворений в начальной школе
« Лирическая поэзия изображает внутренний мир души, её чувства, понятия, радости и страдания. Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимногои реального, выраженного поэтом, как его собственное настроение; это живая и вдохновенная продукция его духа» ( Г. Гегель) В учебникиОбразовательной системы «школа2100» включены лирические стихотворения самых различных авторов - от классиков до современных поэтов. Младшие школьники с удовольствием слушают, читают и учат наизусть лирические произведения, но далеко не всегда глубоко воспринимают их. А ведь изучение лирики призвано не просто познакомитьребенка с тем или иным стихотворением, но и раскрыть глубину переживаний, показать своеобразие авторского миропонимания, научить общаться с лирикой, передавать в чтении чувства, заложенные автором.
3kl_lit_chtenie_lirika.doc
Изучение лирических стихотворений в начальной школе « Лирическая поэзия изображает внутренний мир души, её чувства, понятия, радости и страдания. Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимногои реального, выраженного поэтом, как его собственное настроение; это живая и вдохновенная продукция его духа» ( Г. Гегель) В учебникиОбразовательной  системы «школа2100» включены  лирические стихотворения самых различных авторов ­ от классиков  до современных поэтов. Младшие школьники с удовольствием  слушают, читают и учат наизусть лирические произведения, но  далеко не всегда глубоко воспринимают их. А ведь изучение лирики  призвано не просто познакомитьребенка с тем или иным  стихотворением, но и раскрыть глубину переживаний, показать  своеобразие авторского миропонимания, научить общаться с  лирикой, передавать в чтении чувства, заложенные автором. Перед учителем встают сложные задачи ­ помочь ребенку осознать  главную идею произведения, прочувствовать его, понять смысл  непонятных слов и оборотов, а главное, учитель должен показать  младшим школьникам своеобразие лирики того или иного автора. Для решения этих задач необходимо пристальное внимание к тексту,  организация школьного анализа на научных основах. . На каждом  уроке дети учатся быть квалифицированными читателями,  полноценно воспринимать искусство слова, приобретают умение  анализировать художественный текст. Наравне с задачей  формирования высокого уровня восприятия художественного  произведения, развития творческих способностей эта система  успешно решает и другие задачи: формирование представлений о  целостной картине мира, овладение необходимыми способами  действий. Учащиеся приобретают опыт эмоционально­ценностного  отношения к действительности.   Мои ученики овладевают приемами анализа художественного  текста, у них формируется система читательских умений, школьники  без страха и с удовольствием выполняют творческие письменные  работы, а главное, у них формируется система общечеловеческих  ценностей и самостоятельность мышления Лирика – непростой для восприятия младшего школьника род  литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится  внутренний мир человека, его переживания, размышления. В лирике  отсутствует описание событий, поступков персонажей, обстоятельств действия. Она не столько изображает, сколько выражает  впечатления от реальной жизни. В лирическом произведении автор  отражает субъективное настроение, которое становится близким  широкому кругу людей. Но младшим школьникам зачастую бывает  трудно понять основную идею произведения в силу их небольшого  жизненного и чувственного опыта. Еще одним препятствием на пути  осознания главной идеи произведения становится язык, которым  написано стихотворение. Классики литературы, чьи произведения  читают младшие школьники, жили и творили двести или сто лет  назад и зачастую в лирике используются трудные для понимания  слова и обороты. Поэтому,при работе над лирическим произведением учителю  необходимо тщательно продумывать формулировки вопросов и  заданий. Вопросы должны направлять внимание школьников не на  природные явления, а на изображение этих явлений автором, на  изобразительно­выразительные средства, которые использует автор  для передачи настроения, вопросы должны побуждать ребенка не  воспроизводить текст, а размышлять над ним.  В 3 классе, работая в рамках раздела « Глухая пора листопада»  ребята познакомились с изобразительно­выразительными  средствами лирической речи : эпитетами, сравнениями ,  олицетворениями. Учились отличать их, находить в стихотворениях,  сравнивать стихи между собой по принципу : какие авторы больше  используют олицетворения, почему, сравнивая, дети пришли к  выводу, что  в стихах А.С Пушкина больше сравнений и эпитетов. В  осенних стихах Ф.И Тютчева присутствуют олицетворения.  В заключении работы над авторскими произведениями ученикам  были предложены различные варианты работы со стихотворениями  1. Подбери рифмы: Небеса­ Покатился­ ковром­ 2. Придумай двустишие по рифмам Наступает­сверкает Покатился­опустился. Затем учащиеся попробовали сами создать лирическое  произведение, используя средства художественной  выразительности.  Лангман Наталья  Осень наступает.  Осень наступает, Завяли цветы,  На берегу сидели –я и ты. Вот волна качается на реке хрустальной. Представь,  что мы..под пальмой. Да нет же,  осень наступает ,  Листопад с рекой играет, Я смотрю на лес махровый: Он дубовый и кленовый,  Скоро будет золотой.  Листья кружат над водой.  Да, вот осень наступает, Красотой своей сверкает. Осень Осень Ярцев Всеволод Осень наступила­ Грустная пора. Птицы улетают  В тёплые края.  Пролетело лето  Быстро, незаметно.  И опять учиться  В школу нам пора. Захарова Варвара Листья падают с деревьев, Лес унылый загрустил В небе слышен торопливый Птиц летящих громкий  гул. На полях хлеба убрали. Печек дым видать вдали. В белом снежном одеяле Осень ждёт приход зимы. Ручкина Милена В свои права вступила осень, Кружатся листья на ветру. Клён за окном одежду сбросил. И дождь колотит по стеклу. Халилова Алина …. Осень Я люблю тебя, осень! Ты творишь чудеса! Разукрасила лес ты, Нарядила поля. Листья жёлтые кружат, Восхваляя тебя. Я люблю тебя, осень! Ты подруга моя!  Орлов Даниил Осенняя пора Люблю я осень золотую, Люблю и солнце,листопад. Все деревья словно в сказке, Как будто золото горят. Белки скачут по елям. Жёлудь сойка прячет   в землю. Ежу с мишкой спать пора. Вот такая красота! Все ребята ходят в школу. И уже дожди пошли. И теперь совсем не скоро. Распустятся вновь цветы! Алейникова Яна …. Клён мне руку протянул, Растопырил пальчики. Говорит он так: « Привет» Девочкам и мальчикам. Я попрошу у клёна листочки Чтобы сделать подружкам цветочки. Потому что кленовые розы Не завянут до самых морозов. За окном…листопад. За окном деревья шумят. Мы листву в букет соберём С ним и зиму  с тобой подождём. Обухова Екатерина ….. Осень золотая,  Листвою засыпая. И нас лучами солнца В последний раз лаская. Природа замирает Холода встречает. Лазикова Екатерина Листопад Осень летнее тепло всё подрастеряла, Платьице зелёное на жёлтое сменяла. Утром солнечным лежит иней на траве. Всё прохладней и дождливей небо во дворе. Ветерок подул на клён, закружил листочек,  Полетел листок, петляя, прямо на восток. Под берёзой лист упал и тихонько заскучал, Но недолго он скучал, лист берёзовый упал. Листик клёна не один, появился друг, А потом всё закружилось, посмотри вокруг!!! Всюду листья полетели , ветер виноват, Наступил осенний первый жёлтый листопад! Данилов Павел …. Заваривает осень чай. Кружатся листья в листопаде. Алето убрано в сарай, И лес измазался в помаде!   Дети   прочитали   свои   стихотворения   перед   классом.   Но первоначально   перед   учащимися   были     поставлены   задачи   : определить,   какие   средства   художественной   выразительности использовали   авторы   ,   какое   настроение   выражено   в   их творчестве.  Ребята с удовольствием справились с заданиями. В заключении работы было предложено заменить олицетворения на   синонимы  ,   но   в   прямом   смысле,   например   :   «   осень   летнее тепло   всё   подрастеряло»   на   выражение­   с   приходом   осени наступило   похолодание,   также   нужно   было   убрать   эпитеты   и сравнения   из   стихов.   Третьеклассники   увидели,   что   их   работы утратили красоту, яркость, они стали неживыми.   Таким образом, они пришли к выводу, что изобразительно­ выразительные средства, которые использует автор для передачи  настроения, украшают поэтическую речь, делают её ярче, помогают  понять настроение автора и передать свои собственные.                                          Учитель начальных классов гимназии №1592 Шайдуллина М.А

Изучение лирических стихотворений в начальной школе

Изучение лирических стихотворений в начальной школе

Изучение лирических стихотворений в начальной школе

Изучение лирических стихотворений в начальной школе

Изучение лирических стихотворений в начальной школе

Изучение лирических стихотворений в начальной школе

Изучение лирических стихотворений в начальной школе

Изучение лирических стихотворений в начальной школе

Изучение лирических стихотворений в начальной школе

Изучение лирических стихотворений в начальной школе

Изучение лирических стихотворений в начальной школе

Изучение лирических стихотворений в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018