Изучение лирических стихотворений в начальной школе
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
29.04.2018
« Лирическая поэзия изображает внутренний мир души, её чувства, понятия, радости и страдания. Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимногои реального, выраженного поэтом, как его собственное настроение; это живая и вдохновенная продукция его духа»
( Г. Гегель)
В учебникиОбразовательной системы «школа2100» включены лирические стихотворения самых различных авторов - от классиков до современных поэтов. Младшие школьники с удовольствием слушают, читают и учат наизусть лирические произведения, но далеко не всегда глубоко воспринимают их. А ведь изучение лирики призвано не просто познакомитьребенка с тем или иным стихотворением, но и раскрыть глубину переживаний, показать своеобразие авторского миропонимания, научить общаться с лирикой, передавать в чтении чувства, заложенные автором.
3kl_lit_chtenie_lirika.doc
Изучение лирических стихотворений в начальной школе
« Лирическая поэзия изображает внутренний мир души, её
чувства, понятия, радости и страдания. Это личная мысль,
которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее
интимногои реального, выраженного поэтом, как его
собственное настроение; это живая и вдохновенная
продукция его духа»
( Г. Гегель)
В учебникиОбразовательной системы «школа2100» включены
лирические стихотворения самых различных авторов от классиков
до современных поэтов. Младшие школьники с удовольствием
слушают, читают и учат наизусть лирические произведения, но
далеко не всегда глубоко воспринимают их. А ведь изучение лирики
призвано не просто познакомитьребенка с тем или иным
стихотворением, но и раскрыть глубину переживаний, показать
своеобразие авторского миропонимания, научить общаться с
лирикой, передавать в чтении чувства, заложенные автором.
Перед учителем встают сложные задачи помочь ребенку осознать
главную идею произведения, прочувствовать его, понять смысл
непонятных слов и оборотов, а главное, учитель должен показать
младшим школьникам своеобразие лирики того или иного автора. Для
решения этих задач необходимо пристальное внимание к тексту,
организация школьного анализа на научных основах. . На каждом
уроке дети учатся быть квалифицированными читателями,
полноценно воспринимать искусство слова, приобретают умение
анализировать художественный текст. Наравне с задачей
формирования высокого уровня восприятия художественного
произведения, развития творческих способностей эта система
успешно решает и другие задачи: формирование представлений о
целостной картине мира, овладение необходимыми способами
действий. Учащиеся приобретают опыт эмоциональноценностного
отношения к действительности.
Мои ученики овладевают приемами анализа художественного
текста, у них формируется система читательских умений, школьники
без страха и с удовольствием выполняют творческие письменные
работы, а главное, у них формируется система общечеловеческих
ценностей и самостоятельность мышления
Лирика – непростой для восприятия младшего школьника род
литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится
внутренний мир человека, его переживания, размышления. В лирике
отсутствует описание событий, поступков персонажей, обстоятельств
действия. Она не столько изображает, сколько выражает
впечатления от реальной жизни. В лирическом произведении автор
отражает субъективное настроение, которое становится близким
широкому кругу людей. Но младшим школьникам зачастую бывает
трудно понять основную идею произведения в силу их небольшого
жизненного и чувственного опыта. Еще одним препятствием на пути
осознания главной идеи произведения становится язык, которым
написано стихотворение. Классики литературы, чьи произведения
читают младшие школьники, жили и творили двести или сто лет
назад и зачастую в лирике используются трудные для понимания
слова и обороты.
Поэтому,при работе над лирическим произведением учителю
необходимо тщательно продумывать формулировки вопросов и
заданий. Вопросы должны направлять внимание школьников не на
природные явления, а на изображение этих явлений автором, на
изобразительновыразительные средства, которые использует автор
для передачи настроения, вопросы должны побуждать ребенка не
воспроизводить текст, а размышлять над ним.
В 3 классе, работая в рамках раздела « Глухая пора листопада»
ребята познакомились с изобразительновыразительными
средствами лирической речи : эпитетами, сравнениями ,
олицетворениями. Учились отличать их, находить в стихотворениях,
сравнивать стихи между собой по принципу : какие авторы больше
используют олицетворения, почему, сравнивая, дети пришли к
выводу, что в стихах А.С Пушкина больше сравнений и эпитетов. В
осенних стихах Ф.И Тютчева присутствуют олицетворения.
В заключении работы над авторскими произведениями ученикам
были предложены различные варианты работы со стихотворениями
1. Подбери рифмы:
Небеса
Покатился
ковром
2. Придумай двустишие по рифмам
Наступаетсверкает
Покатилсяопустился. Затем учащиеся попробовали сами создать лирическое
произведение, используя средства художественной
выразительности.
Лангман Наталья
Осень наступает.
Осень наступает,
Завяли цветы,
На берегу сидели –я и ты.
Вот волна качается на реке хрустальной.
Представь, что мы..под пальмой.
Да нет же, осень наступает ,
Листопад с рекой играет,
Я смотрю на лес махровый:
Он дубовый и кленовый,
Скоро будет золотой.
Листья кружат над водой.
Да, вот осень наступает,
Красотой своей сверкает.
Осень
Осень
Ярцев Всеволод
Осень наступила
Грустная пора.
Птицы улетают
В тёплые края.
Пролетело лето
Быстро, незаметно.
И опять учиться
В школу нам пора.
Захарова Варвара
Листья падают с деревьев,
Лес унылый загрустил
В небе слышен торопливый
Птиц летящих громкий гул.
На полях хлеба убрали. Печек дым видать вдали.
В белом снежном одеяле
Осень ждёт приход зимы.
Ручкина Милена
В свои права вступила осень,
Кружатся листья на ветру.
Клён за окном одежду сбросил.
И дождь колотит по стеклу.
Халилова Алина
….
Осень
Я люблю тебя, осень!
Ты творишь чудеса!
Разукрасила лес ты,
Нарядила поля.
Листья жёлтые кружат,
Восхваляя тебя.
Я люблю тебя, осень!
Ты подруга моя!
Орлов Даниил
Осенняя пора
Люблю я осень золотую,
Люблю и солнце,листопад.
Все деревья словно в сказке,
Как будто золото горят.
Белки скачут по елям.
Жёлудь сойка прячет в землю.
Ежу с мишкой спать пора.
Вот такая красота!
Все ребята ходят в школу.
И уже дожди пошли.
И теперь совсем не скоро.
Распустятся вновь цветы! Алейникова Яна
….
Клён мне руку протянул,
Растопырил пальчики.
Говорит он так: « Привет»
Девочкам и мальчикам.
Я попрошу у клёна листочки
Чтобы сделать подружкам цветочки.
Потому что кленовые розы
Не завянут до самых морозов.
За окном…листопад.
За окном деревья шумят.
Мы листву в букет соберём
С ним и зиму с тобой подождём.
Обухова Екатерина
…..
Осень золотая,
Листвою засыпая.
И нас лучами солнца
В последний раз лаская.
Природа замирает
Холода встречает.
Лазикова Екатерина
Листопад
Осень летнее тепло всё подрастеряла,
Платьице зелёное на жёлтое сменяла.
Утром солнечным лежит иней на траве.
Всё прохладней и дождливей небо во дворе.
Ветерок подул на клён, закружил листочек,
Полетел листок, петляя, прямо на восток.
Под берёзой лист упал и тихонько заскучал,
Но недолго он скучал, лист берёзовый упал. Листик клёна не один, появился друг,
А потом всё закружилось, посмотри вокруг!!!
Всюду листья полетели , ветер виноват,
Наступил осенний первый жёлтый листопад!
Данилов Павел
….
Заваривает осень чай.
Кружатся листья в листопаде.
Алето убрано в сарай,
И лес измазался в помаде!
Дети прочитали свои стихотворения перед классом. Но
первоначально перед учащимися были поставлены задачи :
определить, какие средства художественной выразительности
использовали авторы , какое настроение выражено в их
творчестве.
Ребята с удовольствием справились с заданиями.
В заключении работы было предложено заменить олицетворения
на синонимы , но в прямом смысле, например : « осень летнее
тепло всё подрастеряло» на выражение с приходом осени
наступило похолодание, также нужно было убрать эпитеты и
сравнения из стихов. Третьеклассники увидели, что их работы
утратили красоту, яркость, они стали неживыми.
Таким образом, они пришли к выводу, что изобразительно
выразительные средства, которые использует автор для передачи
настроения, украшают поэтическую речь, делают её ярче, помогают
понять настроение автора и передать свои собственные.
Учитель начальных классов гимназии №1592
Шайдуллина М.А
Изучение лирических стихотворений в начальной школе
Изучение лирических стихотворений в начальной школе
Изучение лирических стихотворений в начальной школе
Изучение лирических стихотворений в начальной школе
Изучение лирических стихотворений в начальной школе
Изучение лирических стихотворений в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.