“Медитативная лирика” – жанр лирической поэзии, передающей раздумья о жизни и смерти, о природе, любви, дружбе, о загадочности человеческой судьбы.
Любая лирика философична, но никто из русских поэтов так органично не соединил в своем творчестве поэзию и философию, как это сделал Ф. И. Тютчев
Философия внутренне связана с поэзией. И философия, и поэзия предполагают творческое прозрение высших закономерностей. В первом случае — средствами логического анализа “мир как логос”, во втором — средствами образного, предметного мышления, подчиняющегося не логике, а вдохновению, “исповедующему” “мир как красота”
Анализируя с этих позиций поэзию Ф. И. Тютчева, необходимо отметить “не одушевление космоса, а, так сказать, космизацию души, перенесение на личную жизнь категорий космического порядка”
Изучение медитативной лирики Ф.И. Тютчева в
старших классах (презентация к домашнему уроку)
“Медитативная лирика” – жанр лирической поэзии, передающей раздумья о жизни и смерти, о природе, любви,
дружбе, о загадочности человеческой судьбы.
Любая лирика философична, но никто из русских поэтов так органично не соединил в своем творчестве поэзию
и философию, как это сделал Ф. И. Тютчев
Философия внутренне связана с поэзией. И философия, и поэзия предполагают творческое прозрение высших
закономерностей. В первом случае — средствами логического анализа “мир как логос”, во втором — средствами
образного, предметного мышления, подчиняющегося не логике, а вдохновению, “исповедующему” “мир как
красота”
Анализируя с этих позиций поэзию Ф. И. Тютчева, необходимо отметить “не одушевление космоса, а, так
сказать, космизацию души, перенесение на личную жизнь категорий космического порядка”
Предметом философского познания (философсколирического также) является универсальная триада:
ЧЕЛОВЕК – БОГ – МИР. Поэты в медитативной лирике больше смотрят вглубь, внутрь, чем наружу; время в
такой лирике рассматривается как категория духовная, одним словом, история души. В философской лирике
сознание человека разрастается до масштабов мироздания, время воспринимается как вечность. Несмотря на
разновидности поэтической рефлексии, медитативной и философской, которые отличаются уровнем
художественного обобщения, при этом, обе отмечены яркой субъективностью, личностным переживанием,
неповторимым колоритом авторской индивидуальности, высоким интеллектуализмом [6, с. 198].
На основе современных подходов к соотношению философии и лирики, мы разработали методическую систему
уроков и вашему вниманию предлагаем рассмотреть проведенный нами урок литературы в старших классах на
тему: Медитативная лирика Ф. И. Тютчева.
Ученикам предлагаются таблицы, в ходе занятия предусмотрено их заполнение: распределение стихотворений,
прозвучавших на уроке.
Трехчастная схема классификационного разделения философской лирики.
Социальнофилософская
(проблемная доминанта)
"ЧЕЛОВЕК ЛЮДИ
(СОЦИУМ / НАЦИЯ)"
Моральнофилософская (проблемная
доминанта)
"ЧЕЛОВЕК нравственность,
духовность, внутренняя сущность”
Натурфилософская
(проблемная доминанта)
"ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА"
Пятичастная схема классификационного разделения философской лирики.
Натурфилософская
лирика: проблемная
доминанта
"ЧЕЛОВЕК
ПРИРОДА"
(приоритет
проблематике
философии
природы).
Религиософская
(теософская)
лирика:
проблемная
доминанта
"ЧЕЛОВЕК –
БОГ, (приоритет
проблематике
философии
религии).
Культурософская
(артфилософская
также) лирика:
проблемная
доминанта
"ЧЕЛОВЕК
КУЛЬТУРА
(ИСКУССТВО
также)"
(приоритет
проблематике
Антропософская и
морально
философская
лирика: проблемная
доминанта
"ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК"
приоритет этико
антропологической
и экзистенциальной
проблематике.
Социософская и
нациософская
лирика:
проблемная
доминанта
"ЧЕЛОВЕК
ЛЮДИ
(СОЦИУМ /
НАЦИЯ)"
(приоритет
проблематикефилософии
искусства).
философии
общественно
национального
бытия).
Для образца возьмем стихотворение “Как океан объемлет шар земной…”. Звучит стихотворение на фоне слайда
“Небесные миры”. Ученик проводит аспектный анализ: Земля как корабль, мы в вечном движении: время
рассматривается как категория вечности. Звучит вывод: данное стихотворение относится к чисто философской
лирике. Есть мнение, что в этом стихотворении рассматривается “не только одушевление космоса, но и
“космизация души”, перенесение на личную жизнь категорий космического порядка”.
Преимущество Тютчева перед многими из поэтов состоит в том, что “он вполне и сознательно верил в то, что
чувствовал, ощущаемую им живую красоту принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину” [4, с. 106].
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Прислушиваемся к мнению учеников: 1) Ф. И. Тютчев прав, действительно есть у природы душа, а иначе
теряется весь смысл.; 2) Природа настолько прекрасна и таинственна, как сама душа; 3) Эта загадка не решена
на сегодняшний день, но в любом случае, здесь великий смысл и истина. Человек приобретая знания, стремится
объяснить и доказать то, что дается только на веру. И только собственная слепота и глухота заставляют людей
отрицать внутреннюю жизнь природы. Звучит стихотворение в исполнении ученика:
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнца, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах…
Равнодушие, духовная слепота и глухота человека по отношению к природе создает проблемы
катастрофического уровня. В каждом человеке заложено видение прекрасного, но в некоторых людях оно спит
и поэтому требует духовного пробуждения.
Рассуждая о науках и художествах, Н.Г. Курганов отмечает, что “Создатель дал роду человеческому две книги.
В одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая видимый сей мир, им созданный, чтобы человек
смотря на огромность, красоту и стройность Его зданий, признал Божественное всемогущество, по мере себе
дарованного понятия. Вторая книга – Священное писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему
спасению” [2, с. 396]. Ф.И. Тютчев глубоко и сознательно был убежден в одушевленности природы, и это
избавляло его от раздвоения между мыслью и чувством. И здесь мы полностью согласны с мнением философа,
что “дело поэзии … в том, чтобы воплощать в ощутительных образах тот самый высший смысл жизни. Если
вселенная имеет смысл, то двух противоречащих друг другу истин поэтической и научной так же не может быть,
как и двух исключающих друг друга "высших благ" или целей существования. Следовательно, прав был наш поэт,
когда прекрасное он сознательно принимал и утверждал не как вымысел, а как предметную истину, и, чувствуя
жизнь природы и душу мира, был убежден в действительности того, что чувствовал” [4, с. 111].
Обращаемся к стихотворению "День и ночь":
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов…
Рассуждаем: "День" и "ночь" только видимые символы двух сторон вселенной, которые могут быть обозначены и
без метафор. День–свет, добро. Ночьтьма, зло. Две противоборствующие силы. В этом смысл: предлагается
выбор. Чтение из Библии: И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет…и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог
свет днем, а тьму ночью[1, с.5].
Положительное, светлое начало космоса сдерживает эту темную бездну и постепенно преодолевает ее. “В
Человеке, последнем высшем произведении мирового процесса внешний свет природы становится внутренним
светом сознания и разума” [4, с. 115]. Рассматриваем стихотворение:Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует
Безверием палим и иссушен.
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит…
Ту темную основу мироздания, которую человек чувствует и видит во внешней природе под "златотканым
покровом" космоса, он находит и в своем собственном сознании. Главное проявление душевной жизни человека,
открывающее ее смысл, есть любовь. Звучит стихотворение "О, как убийственно мы любим...":
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей…
Приходим к выводу: это не есть случайность, а роковая необходимость земной любви, ее предопределение.
Анализируется стихотворение:
Любовь, любовь, гласит преданье,
Союз души с душой родной,
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И поединок роковой…
Жизнь, превращающая саму любовь в роковую борьбу, должна кончиться смертью. Но где же выход? В чем же
тогда смысл существования? “Смысл природы был в создании разумного существа человека. Но разум в
природном человеке оказывается лишь формальным преимуществом. Достойная и вечная жизнь, которая
требуется, но не дается разумом, должна быть добыта духовным подвигом. Смысл человека есть он сам, но
только не как раб и орудие злой жизни, а как ее победитель и владыка. Если загадка мирового сфинкса
разрешена явлением природного человека, то загадка нового сфинкса души и любви человеческой разрешается
явлением духовного человека, действительного и вечного царя мироздания, покорителя греха и смерти” [4, с.
117]. Обращаемся к стихотворению В. Соловьева.
Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила
И в тишине родился с нами Бог.
………….
Он здесь, теперь, средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!
Рассматриваем вывод поэта: происходит примирение неба и земли. Сам Бог во плоти человека, в образе Иисуса
Христа пришел на землю, чтобы примирить противоборство и показать путь жизни, ведущий ко спасению.
“Примкнуть к "Вождю на пути совершенства", заменить роковое и убийственное наследие древнего хаоса
духовным и животворным наследием нового человека, или Сына человеческого, первенца из мертвых, вот
единственный исход из "злой жизни" с ее коренным раздвоением и противоречием, исход, которого не могла
миновать вещая душа поэта” [4, с. 117]. Звучит стихотворение в исполнении ученика:
О, вещая душа моя,
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты жилище двух миров,
Твой день болезненный и страстный,
Твой сон пророческинеясный,
Как откровение духов...
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые,Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть…
"Роковое наследие" темных сил в нашей душе не есть чтонибудь личное, оно одинаково принадлежит всему
человечеству, таково же и духовное наследие Христово: оно явилось не для одиночного утешения отдельного
человека, а для спасения всего человечества. “Как во всей природе наш поэт признавал живую душу, которою
держится единство и целость мира, подобным же образом он признавал и живую душу человечества и видел ее
в России” [4, с. 118]. Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.
По мнению исследователей, личные чувства Поэта к родине были очень сложны и многоцветны. Было в них
даже некоторое отчуждение, с другой стороны – благоговение к религиозному характеру народа: Звучит
стихотворение в исполнении ученика:
"Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный –
Исходил благословляя".
Первое, еще неопределенное, но зато высокопоэтическое выражение этой веры он дал еще в молодости в
прекрасном стихотворении "На взятие Варшавы". Анализируем стихотворение:
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленную рать…
Позднее вера Тютчева в Россию проявлялась в высказываниях о том, что Россия сделается всемирною
христианскою монархией. “Великое призвание России предписывает ей держаться единства, основанного на
духовных началах”[4, с. 119]. Обращаемся к стихотворению:
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?
Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы...
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота.
Что гложет ум и сердце ноет...
Кто их излечит, кто прикроет?
Ты, риза чистая Христа...
Россия должна облечься "чистою ризою Христовою"
По убеждению философа В. С. Соловьева и по исследуемой нами на протяжении урока поэтической мысли
самого Ф. И. Тютчева, Россия душа человечества. Воплотился ли уже в ней свет истины Христовой; спаяла ли
она единство всех своих сыновей любовью? Сам поэт признает, что она еще не покрыта ризою Христа. “Пусть
Россия в настоящих своих пределах станет христианским царством в полном смысле этого слова царством
правды и милости, и тогда все остальное, приложится ей” [4, с. 121].
Вопрос: Удалось ли нам с вами вместе с поэтом Ф. И. Тютчевым и философом В. С. Соловьевым проследить
“историю души человеческой, в частности души российской и приблизиться к самой Истине? В чем же она
заключается, на ваш взгляд?
Ответ 1: В осмыслении самого себя, своей жизни, своей Родины.
Ответ 2: Победа добра над злом в самой России, а это значит, прежде всего, в нас самих на основе Любви
Христовой.
Продолжая осмысление всего творчества поэта, обращаемся к нашим классификационным таблицам.
Рождаются вопросы: Каждая ли графа заполнена? В какой больше? Почему? Какую трудность вы испытывали,
распределяя стихотворения? Звучат разные мнения и ответы, но все приходят к выводу одному выводу.Действительно, невозможно охватить “весь жизненный океан” поэзии и вместить творчество нашего поэта в
какието таблицы и рамки, а тем более “любовь к мудрости”, содержащей не только внешний взгляд “по
горизонтали”, видящий время как “категорию вечности”, но и внутренний взгляд “по вертикали”, вглубь себя,
рассматривающий время, как “историю души”. Мысль, как и чувство, не знает предела.
Такой подход к изучению медитативной лирики Ф. И. Тютчева позволит эффективно постигать творчество
поэта не только на эмоциональном уровне, но и на духовнофилософском, концептуально, будет способствовать
формированию филологических компетенций старшеклассников и “взращивать” культурную личность.
Литература
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Издание Московской Патриархии. Москва.
1990 – 1346 с.
2. Курганов Н. Письмовник. О науках и художествах. Град Святого Петра. В книгопечатне морского
общества благородных юношей. 1777г. 473 с.
3. Литература. 10 кл. Учебник. Базовый и профил. Уровни В 2 ч. Ч.1 / В. Г. Маранцман. – 5е изд. – М.:
Просвещение, 2007. – 383 с.
4. Соловьев В. С. Литературная критика. – М.: Современник, 1990. – 422 с.
5. Сиземская И. Н. Русская “философияпоэзия” как форма исторического миросозерцания. // Знание.
Понимание. Умение. Гуманитарные науки: теория и методология. 2006, №1. с.127.
6. Тихолоз Б. Философская лирика как поэзия рефлексии // Вестник Львовского университета. Серия
филологическая. Вып. 33: Теория литературы и сравнительное литературоведение. Част. 1. Львов: ЛНУ
им. И. Франко, 2004. С. 198213.
7. Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996.