Изучение методов исследования психологии.
Форма проведения: семинар-практикум.
Цель занятия: формировать умения осуществлять выбор метода для изучения конкретной стороны психики личности.
Задачи занятия:
1. Создать условия для поиска, осмысления теоретических знаний по проблеме.
2. Познакомить с примерным планом ( алгоритмом ) проведения определённого метода исследования.
3. Создать условия для личностного и профессионального саморазвития.
Оборудование: опорные таблицы, педагогическая ситуация
Вопросы и задания для подготовки к практическому занятию:
1. Напишите ассоциативный ряд к словосочетанию «методы психологии».
2. Осуществите сравнительный анализ метода наблюдения и эксперимента (разновидности).
3. Отметьте, какие методы относятся к основным, а какие к вспомогательным.
4. Перечислите психодиагностические методы.
5. Решите практическую задачу и определите какой описывается ( используется) метод .
6. Составьте примерный план проведения любого метода.Изучение методов исследования психологии.
Форма проведения: семинар-практикум.
Цель занятия: формировать умения осуществлять выбор метода для изучения конкретной стороны психики личности.
Задачи занятия:
1. Создать условия для поиска, осмысления теоретических знаний по проблеме.
2. Познакомить с примерным планом ( алгоритмом ) проведения определённого метода исследования.
3. Создать условия для личностного и профессионального саморазвития.
Оборудование: опорные таблицы, педагогическая ситуация
Вопросы и задания для подготовки к практическому занятию:
1. Напишите ассоциативный ряд к словосочетанию «методы психологии».
2. Осуществите сравнительный анализ метода наблюдения и эксперимента (разновидности).
3. Отметьте, какие методы относятся к основным, а какие к вспомогательным.
4. Перечислите психодиагностические методы.
5. Решите практическую задачу и определите какой описывается ( используется) метод .
6. Составьте примерный план проведения любого метода.
исследования психологии.
Практическое занятие № 1: Изучение методов
Форма проведения: семинар-практикум.
Цель занятия: формировать умения осуществлять
выбор метода для изучения конкретной стороны психики
личности.
Создать условия для поиска,
теоретических знаний по проблеме.
проведения определённого метода исследования.
профессионального саморазвития.
ситуация
занятию:
«методы психологии».
наблюдения и эксперимента (разновидности).
какие к вспомогательным.
Задачи занятия:
1.
осмысления
2. Познакомить с примерным планом ( алгоритмом )
3.
Создать условия для личностного и
Оборудование: опорные таблицы, педагогическая
Вопросы и задания для подготовки к практическому
1. Напишите ассоциативный ряд к словосочетанию
2.
Осуществите сравнительный анализ метода
3. Отметьте, какие методы относятся к основным, а
4. Перечислите психодиагностические методы.
5. Решите практическую задачу и определите какой
6. Составьте примерный план проведения любого
Методические рекомендации:
1. Проработка основных понятий.
2. По каждому методу отметить достоинства и
недостатки.( с заполнением данной таблицы).
Название
метода
1.
ие
описывается ( используется) метод .
метода.
Наблюден
Достоинства
дешевизна
Недостатки
Долгосрочност
ь
2.
Эксперим
объективность
фин. Затраты
ент
Отметить, какие методы относятся к основным, а
какие к
3.
Основные методы
Вспомогательныенаблюдение
Интервью
4. Психодиагностические методы:
-
-
-
-
5. Решение практической задачи.
Студентка педколледжа, выполняя курсовую работу по
теме «Особенности учебной деятельности в младшем
школьном возрасте », должна была собрать необходимый
фактический материал, используя метод __________________ .
Придя в класс, она обратилась к детям с такими словами :
«Мне сегодня необходимо __________________за тем, как вы
отвечаете на уроках!»
1. Какой метод планировался использоваться?
2. Будут ли данные , полученные студенткой ,
достоверными?
3. Какое необходимое условие было нарушено
студенткой?
6. Составьте примерный план проведения любого
метода – пример (Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская
психология: Логические схемы.- с.35
с.688.
[Текст]– М.: Академия, 2000. с. 368.
Владос, 1995. с.646.
Харвий АСТ, 2001. с. 288.
Литература:
1. Немов, Р.С. Психология: т. 1. [Текст] – М.: Владос, 1998.
2. Петровский, А.В., Ярошевский М.Т. Психология.
3. Столяренко ,Л.Д. Основы психологии .[Текст] – М.:
4. Словарь психология-практика – Минск.[Текст] – М.:
Электронные ресурсы удалённого доступа:
1.Методы исследования в психологии. [Электронный
Режим
ресурс].
доступа:http://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-
psihologii.html– Дата обращения: 03.09.15.
2. Методы исследования в психологии. [Электронный
ресурс]. Режим доступа:http://psyarticles.ru/view_post.php?
id=16– Дата обращения: 03.09.15.3.Методы исследования. [Электронный ресурс]. Режим
доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1034749 - Дата
обращения: 03.09.15.
4.Методы исследования в психологии. [Электронный
ресурс]. Режим доступа:http://psylist.net/obh/00030.htm– Дата
обращения: 03.09.15.
5.Методы исследования в психологии. [Электронный
ресурс].
Режим доступа:http://www.edu-psycho.ru/metody-
issledovaniya-v-psihologii.html– Дата обращения: 03.09.15.
1. Психолоо́гия
изучающая
закономерности возникновения,
развития и
функционирования психики и психической
деятельности человека и групп людей.
— наука,
2.
достоинства
Недостатки
дешевизна
долгосрочность
возможность
непосредственно
воспринимать
поведение людей в
конкретных
условиях и в
реальном времени
позволяет широко,
многомерно
охватить события,
описать
взаимодействие
всех его участников
объективность
Выводы делаются на
основе научных
фактов
различие в
социальном
положении
наблюдателя и
наблюдаемых
зависят от
настроения
наблюдателя
фин. затраты
специальные
условия
Название
метода
наблюден
ие
эксперим
ент3.
Основные методы
Наблюдение
Эксперимент
Биографический
метод
Вспомогательные
Интервью
Тестирование
Анализ продуктов
деятельности
Психодиагностические методы:
4.
По мнению Р. С. Немова (1995), можно выделить:
Методы психодиагностики на основе
наблюдения (стандартизированное и свободное
наблюдение);
Опросные методы, психодиагностические
методы (анкеты;
которые могут
содержать закрытые и открытые, а также прямые
или косвенные вопросы; интервью);
Объективные психодиагностические методы,
включая учет и анализ поведенческих реакций
человека и продуктов его труда;
методы
Экспериментальные
опросники,
психодиагностики.