Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
Взрослым
13.04.2019
В статье говорится о том, что при изучении данной темы необходимо использование информационных технологий. Рассмотрены их характеристики. Рассказано, как именно использовать информационные технологии на уроке, на каком этапе урока. С помощью ИКТ можно построить алгоритм изучения той или иной единицы измерения.
Изучение темы величины.docx
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ВЕЛИЧИНЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ПЕТРОВА М. В.
Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений
имеет большое значение в развитии младших школьников. Это обусловлено
тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и
явлений, происходит познание окружающей действительности. Знакомство с
зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные
представления об окружающем мире. Изучение процесса измерения величин
способствует приобретению практических умений и навыков необходимых
человеку в его повседневной деятельности. Кроме того, знания и умения,
связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой
для дальнейшего изучения математики.
Психологи давно подметили, что современные дети информационного
общества, – это дети экранной информации. Информация экрана монитора,
интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимаются
ими намного лучше, чем книжная информация. И этот важный фактор
необходимо учитывать при организации учебного процесса. Это говорит о
преимуществах мультимедийного урока, который:
1. Повышает интерес.
2. Позволяет учителю добиться усиления обучающего эффекта;
3. Увеличивается плотность урока.
4. Сэкономленное время используется для увеличения объема
предъявляемой информации.
5. Мультимедийный урок позволяет использовать новые, наиболее
разнообразные формы и виды учебной деятельности.
6. Меняется эстетика урока.
При изучении темы «Величины» учителя начальной школы создают
презентации, а также используют готовые цифровые образовательные
ресурсы, предназначенные для индивидуального обучения. Это помогает
ученикам преодолеть трудности, связанные с недостаточной развитостью
психических функций, а также для оптимизации образовательного процесса.
Но необходимо знать условия их применения.
Особое внимание при изучении величин необходимо уделить тем единицам
измерения, у которых ограниченная область применения, к ним относятся
километр, тонна, центнер, миллиметр, грамм, век и другие, с ними, а также
способами измерения, учащиеся могли никогда не сталкиваться на практике.
Для формирования представлений о подобных единицах необходима опора на
пространственнологическое мышление, о сформированности которого в
третьем и даже четвертом классах говорить еще нельзя, и соблюдение одного из основных принципов обучения в связи с неустойчивостью и
произвольностью внимания младших школьников – принципа наглядности.
Неотъемлемыми вспомогательными средствами обучения в этом случае
становятся информационнокоммуникационные технологии. С их помощью
можно демонстрировать процессы и явления, это «невозможно сделать только
вербальными средствами и с помощью мела и доски» [3, с. 8]. Например,
использование ИКТ позволит построить алгоритм и продемонстрировать
процесс измерения, произвести измерения с помощью весов и понаблюдать за
временем суток по часам, что невозможно осуществить в режиме реального
времени. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15%
речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит
и слушает – 65% получаемой информации, и именно средства ИКТ
обеспечивают аудиовизуальное восприятие материала. Кроме того, в процессе
применения ИКТ происходит развитие нагляднообразного, наглядно
действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления
[6, с. 70]. «Новые средства обучения позволяли и позволяют модифицировать
существующие учебные практики, гарантируя большую эффективность в
достижении традиционных образовательных результатов» [7, с. 5].
В новом образовательном стандарте прописано о ИКТ
компетентностях, которые являются обязательными для учеников начальной
школы. В ИКТкомпетентность входит учебная ИКТкомпетентность как
способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в
начальной школе инструментов и источников информации. В основные
умения включается создание простых моделей, объектов, текстовых
сообщений и т.д, умение производить выступление с информационной
поддержкой. Их формирование «реализуется средствами различных учебных
предметов» [5,
c.111], а учитель становится образцом их создания и
применения, он «демонстрирует обучающемуся, «как это делается» [4, c.
415]. Тем более, для формирования ИКТкомпетентности в современном
стандарте математика не выделяется в отдельный предмет, она объединена с
информатикой. Предполагается «применение математических знаний и
представлений, а также методов информатики для решения учебных задач,
начальный опыт применения математических знаний и информатических
подходов в повседневных ситуациях» [5, c. 112]. Это возможно в рамках
освоения величин, которое требует создания моделей, использования
разнообразных видов наглядности, анализа информации.
Информационнокомпьютерные средства обучения являются одними из
наиболее продуктивных, поскольку они позволяют демонстрировать
физическую
недоступных
непосредственному наблюдению, «призваны сделать процесс обучения более
красочным и наглядным, показать действительное состояние, внешний вид и
сущность изучаемых явлений» [2, с.1], также они позволяют объединять
различные средства обучения в пределах одного информационного объекта
протекающих процессов
сущность (презентация, видео фрагмент и другие). Компьютер облегчает усвоение
абстракций, позволяя их конкретизировать в виде наглядных образов: схем,
моделей, рисунков, тем более что учебное моделирование органически входит
в систему учебных задач и игр. По мнению Гордиевского В.М компьютер
становится универсальным обучающим средством, «которое может быть с
успехом использовано на самых различных по содержанию и организации
учебных и внеучебных занятиях» [2, с.126]. Новые технические,
информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся
неотъемлемым компонентам образовательного процесса, внося в него
специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже
позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных
на использовании современных информационнокомпьютерных средств [6,
с.54].
Информационнокомпьютерные технологии при изучении величин в
начальной школе позволяют сочетать разнообразные варианты представления
материала, однако для предупреждения типичных ошибок при изучении
данной темы наиболее полезными являются моделирование (переход от
словесных форм представления материала к предметным, графическим,
табличным и другим), поскольку «моделирование с применением
мультимедиа позволяет эффективно оперировать абстрактными понятиями»
[1, с.115], и визуализация, которая помогает преодолеть барьер, возникающий
в связи с отсутствием наглядных образов изучаемого материала.
Применяя технические средства в школе, необходимо строго
руководствоваться санитарногигиеническими нормами и правилами
безопасности. Так по постановлению главного государственного санитарного
врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно
эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.117802»
длительность непрерывного использования технических средств обучения
(ТСО) в 12 классах составляет не более 15 минут, в 34 – не более 20. В
течение недели количество уроков с применение ТСО в начальной школе не
должно превышать 34.
В связи с этим мы можем говорить только об одном варианте
использования информационнокомпьютерных средств на уроке – это
частичная замена деятельности учителя, когда «учитель, оставаясь
центральной фигурой учебного процесса,
выполняет управляющие
воздействия по отношению к учащимся, отбирает учебные задачи,
контролирует ход их решения и определяет характер и меру помощи» [6, c.
105].
Таким образом учитель, идущий в ногу со временем, сегодня
психологически и технически готов использовать информационные
технологии в преподавании. Любой этап урока можно значительно оживить
внедрением новых технических средств. Замечательно, что появились учебные
электронные издания, в том числе и по преподаванию математики. Учитель – профессия творческая, поэтому и стандарты образования отрабатываются в
разнообразных формах.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать
разные формы учебнопознавательной деятельности на уроках, сделать
активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно
рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее
возможности поиска, сбора и работы с источником.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество
учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает
учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных
образовательных траекторий учащихся. ИКТ позволяет реализовать
дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к
обучению.
основанные на
гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных
на CDROM, дают возможность организовать одновременное обучение
школьников, обладающих различными способностями и возможностями,
создать адаптивную систему обучения.
Интерактивные обучающие программы,
Литература:
1. Андерсен Б. Бент. Мультимедиа в образовании: специализированный
учебный курс/ Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк; авторизованный
перевод с английского. – 2 изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.: ил.
2. Гордиевских В.М. Технические средства обучения: Учеб. Пособие/
В.М. Гордиевских, Д.В. Петухов. – Шадринск: ШГПИ, 2006. – 152 с.
3. Кождаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их
использования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/
Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Издательский центр «Академия»,
2001. – 256 с.
4. Осипова А. И. Цифровые образовательные ресурсы как средство
формирования у младших школьников коммуникативных универсальных
учебных действий/ А. И. Осипова// Ребенок в современной образовательной
среде/ Сост. и отв. ред.: С.Н. Вачкова. – М.: ЭконИнформ, 2011. – С. 225
227.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – 2 изд., перераб. – М.:
Просвещение, 2010. – 204 с.
6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно
коммуникационных средств/ Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий,
2005. – 208 с.
7. Учебные материалы нового поколения в проекте «Информатизация
системы образования» (ИСО). – М.: ЛокусПресс, 2008, – 64 с.
Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах
Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах
Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах
Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.