Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах
Оценка 4.8

Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
Взрослым
13.04.2019
Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах
В статье говорится о том, что при изучении данной темы необходимо использование информационных технологий. Рассмотрены их характеристики. Рассказано, как именно использовать информационные технологии на уроке, на каком этапе урока. С помощью ИКТ можно построить алгоритм изучения той или иной единицы измерения.
Изучение темы величины.docx
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ВЕЛИЧИНЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПЕТРОВА М. В. Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в развитии младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности.  Знакомство с зависимостями между величинами помогает   создать   у   детей   целостные представления об окружающем мире. Изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений   и   навыков   необходимых человеку в его повседневной деятельности.   Кроме того, знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики. Психологи   давно   подметили,   что   современные   дети   информационного общества,  –  это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной   доски,   проектора,   телевизора,   кинотеатра   воспринимаются ими   намного   лучше,   чем   книжная   информация.   И   этот   важный   фактор необходимо   учитывать   при   организации   учебного   процесса.   Это   говорит   о преимуществах мультимедийного урока, который: 1. Повышает интерес. 2. Позволяет учителю добиться усиления обучающего эффекта; 3. Увеличивается плотность урока. 4. Сэкономленное   время   используется   для   увеличения   объема предъявляемой информации. 5. Мультимедийный   урок   позволяет   использовать   новые,   наиболее разнообразные формы и виды учебной деятельности. 6. Меняется эстетика урока. При   изучении   темы   «Величины»   учителя   начальной   школы   создают презентации,   а   также   используют   готовые   цифровые   образовательные ресурсы,   предназначенные   для   индивидуального   обучения.   Это   помогает ученикам   преодолеть   трудности,   связанные   с   недостаточной   развитостью психических функций, а также для оптимизации образовательного процесса. Но необходимо знать условия их применения.  Особое внимание при изучении величин необходимо уделить тем единицам измерения,  у   которых   ограниченная   область   применения,  к   ним   относятся километр, тонна, центнер, миллиметр, грамм, век и другие, с ними, а также способами измерения, учащиеся могли никогда не сталкиваться на практике. Для формирования представлений о подобных единицах необходима опора на пространственно­логическое   мышление,   о   сформированности   которого   в третьем и даже четвертом классах говорить еще нельзя, и соблюдение одного из   основных   принципов   обучения   в   связи   с   неустойчивостью   и произвольностью внимания младших школьников – принципа наглядности.  Неотъемлемыми вспомогательными средствами обучения в этом случае становятся   информационно­коммуникационные   технологии.   С   их   помощью можно демонстрировать процессы и явления, это «невозможно сделать только вербальными средствами и с помощью  мела и доски» [3, с. 8]. Например, использование   ИКТ   позволит   построить   алгоритм   и   продемонстрировать процесс измерения, произвести измерения с помощью весов и понаблюдать за временем суток по часам, что невозможно осуществить в режиме реального времени. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и   слушает   –   65%   получаемой   информации,   и   именно   средства   ИКТ обеспечивают аудиовизуальное восприятие материала. Кроме того, в процессе применения   ИКТ   происходит   развитие   наглядно­образного,   наглядно­ действенного,   теоретического,   интуитивного,   творческого   видов   мышления [6, с. 70]. «Новые средства обучения позволяли и позволяют модифицировать существующие   учебные   практики,   гарантируя   большую   эффективность   в достижении традиционных образовательных результатов» [7, с. 5].  В   новом   образовательном   стандарте   прописано   о   ИКТ­ компетентностях, которые являются обязательными для учеников начальной школы.   В   ИКТ­компетентность   входит   учебная   ИКТ­компетентность   как способность   решать   учебные   задачи   с   использованием   общедоступных   в начальной   школе   инструментов   и   источников   информации.   В   основные умения   включается   создание   простых   моделей,   объектов,   текстовых сообщений   и   т.д,   умение   производить   выступление   с   информационной поддержкой. Их формирование «реализуется средствами различных учебных предметов»   [5,  c.111],   а   учитель   становится   образцом   их   создания   и применения,   он   «демонстрирует   обучающемуся,   «как   это   делается»   [4,  c. 415].   Тем   более,   для   формирования   ИКТ­компетентности   в   современном стандарте математика не выделяется в отдельный предмет, она объединена с информатикой.   Предполагается   «применение   математических   знаний   и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный   опыт   применения   математических   знаний   и   информатических подходов   в   повседневных   ситуациях»   [5,  c.   112].   Это   возможно   в   рамках освоения   величин,   которое   требует   создания   моделей,   использования разнообразных видов наглядности, анализа информации. Информационно­компьютерные средства обучения являются одними из наиболее   продуктивных,   поскольку   они   позволяют   демонстрировать физическую     недоступных непосредственному наблюдению, «призваны сделать процесс обучения более красочным и наглядным, показать действительное состояние, внешний вид и сущность   изучаемых   явлений»   [2,   с.1],   также   они   позволяют   объединять различные средства обучения в пределах одного информационного объекта   протекающих   процессов сущность (презентация,   видео   фрагмент   и   другие).   Компьютер   облегчает   усвоение абстракций, позволяя их конкретизировать в виде наглядных образов: схем, моделей, рисунков, тем более что учебное моделирование органически входит в  систему   учебных  задач  и   игр.  По  мнению   Гордиевского   В.М   компьютер становится   универсальным   обучающим   средством,   «которое   может   быть   с успехом   использовано   на   самых   различных   по   содержанию   и   организации учебных   и   внеучебных   занятиях»   [2,   с.126].   Новые   технические, информационные,   полиграфические,   аудиовизуальные   средства   становятся неотъемлемым   компонентам   образовательного   процесса,   внося   в   него специфику   в   виде   нераздельности   методов   и   средств.   Это   качество   уже позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных на   использовании   современных   информационно­компьютерных   средств   [6, с.54].  Информационно­компьютерные   технологии   при   изучении   величин   в начальной школе позволяют сочетать разнообразные варианты представления материала,   однако   для   предупреждения   типичных   ошибок   при   изучении данной   темы   наиболее   полезными   являются   моделирование   (переход   от словесных   форм   представления   материала   к   предметным,   графическим, табличным   и   другим),   поскольку   «моделирование   с   применением мультимедиа позволяет эффективно оперировать абстрактными понятиями» [1, с.115], и визуализация, которая помогает преодолеть барьер, возникающий в связи с отсутствием наглядных образов изучаемого материала.  Применяя   технические   средства   в   школе,   необходимо   строго руководствоваться   санитарно­гигиеническими   нормами   и   правилами безопасности. Так по постановлению главного государственного санитарного врача   РФ   от   28  ноября 2002  г.   №   44  «О   введении   в   действие   санитарно­ эпидемиологических   правил   и   нормативов СанПиН 2.4.2.1178­02» длительность   непрерывного   использования   технических   средств   обучения (ТСО) в 1­2 классах составляет не более 15 минут, в 3­4  –  не более 20. В течение недели количество уроков с применение ТСО в начальной школе не должно превышать 3­4.  В   связи   с   этим   мы   можем   говорить   только   об   одном   варианте использования   информационно­компьютерных   средств   на   уроке  –  это частичная   замена   деятельности   учителя,   когда   «учитель,   оставаясь центральной   фигурой   учебного   процесса,   выполняет   управляющие воздействия   по   отношению   к   учащимся,   отбирает   учебные   задачи, контролирует ход их решения и определяет характер и меру помощи» [6, c. 105].  Таким   образом   учитель,   идущий   в   ногу   со   временем,   сегодня психологически   и   технически   готов   использовать   информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно значительно оживить внедрением новых технических средств. Замечательно, что появились учебные электронные издания, в том числе и по преподаванию математики. Учитель – профессия творческая, поэтому и стандарты образования отрабатываются в разнообразных формах. Включение   ИКТ   в   учебный   процесс   позволяет   учителю   организовать разные   формы   учебно­познавательной   деятельности   на   уроках,   сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником. Использование   ИКТ   в   учебном   процессе   позволяет   повысить   качество учебного   материала   и   усилить   образовательные   эффекты,   поскольку   дает учителю   дополнительные   возможности   для   построения   индивидуальных образовательных   траекторий   учащихся.   ИКТ   позволяет   реализовать дифференцированный   подход   к   учащимся   с  разным   уровнем   готовности   к обучению.   основанные   на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных на   CD­ROM,   дают   возможность   организовать   одновременное   обучение школьников,   обладающих   различными   способностями   и   возможностями, создать адаптивную систему обучения.   Интерактивные   обучающие   программы, Литература: 1. Андерсен Б. Бент. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный   курс/   Бент   Б.   Андерсен,   Катя   ван   ден   Бринк;   авторизованный перевод с английского. – 2 изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.: ил.   2.     Гордиевских   В.М.   Технические   средства   обучения:   Учеб.   Пособие/ В.М. Гордиевских, Д.В. Петухов. – Шадринск: ШГПИ, 2006. – 152 с. 3.   Кождаспирова   Г.М.   Технические   средства   обучения   и   методика   их использования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Г.М.   Коджаспирова,   К.В.   Петров.   –   М.:   Издательский   центр   «Академия», 2001. – 256 с.  4.   Осипова   А.   И.   Цифровые   образовательные   ресурсы   как   средство формирования   у   младших   школьников   коммуникативных   универсальных учебных действий/ А. И. Осипова// Ребенок в современной образовательной среде/ Сост. и отв. ред.: С.Н. Вачкова. – М.: Экон­Информ, 2011. – С. 225 ­ 227.   5.   Примерная  основная   образовательная   программа   образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов.  – 2 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с. 6. Селевко   Г.К. Педагогические  технологии  на основе   информационно­ коммуникационных средств/ Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с. 7.   Учебные   материалы   нового   поколения   в   проекте   «Информатизация системы образования» (ИСО). – М.: Локус­Пресс, 2008, – 64 с.

Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах

Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах

Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах

Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах

Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах

Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах

Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах

Изучение темы "Величины" с использованием информационных технологий в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2019