Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии
Оценка 4.8

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии

Оценка 4.8
Игры
doc
воспитательная работа
9 кл
28.04.2018
Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии
Многолетняя деятельность И.Я.Яковлева на благо России и чувашского народа изучается и в школах на уроках чувашского языка и литературы, и на внеклассных мероприятиях, так как чувашский просветитель – классический образец для подражания подрастающему поколению. В данной работе говорится о создании компьютерной игры о И.Я.Яковлеве на чувашском языке для школьников младшего и среднего звена русскоязычной школы. Игра называется «Во имя Просветителя"». она составлена в форме игры «Кто хочет стать миллионером?». Состоит из 12 вопросов, включающих в себя базовый набор слов, словосочетаний об Иване Яковлевиче Яковлеве. Задания в игре даются в форме теста.
Во имя И.Я.Яковлева.doc
Изучение жизни и деятельности И.Я. Яковлева  через информационные технологии Заболотская Римма Валерьевна, учитель чувашского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» г. Шумерля Чувашской Республики Николаева Галина Семеновна, учитель чувашского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» г. Шумерля Чувашской Республики Есть   хороший   педагогический прием:   играя   учить   детей.   Всякий ребенок при любой игре чему­нибудь да учится.  Из высказываний И.Я.Яковлева .  С каждым годом растёт интерес к многогранной деятельности и наследию Ивана Яковлевича   Яковлева.   Его   имя   известно   теперь   не   только   каждому   чувашу,   но   и каждому   просвещенному   россиянину.  Современники   считают   его   духовным   сыном нации,   патриархом   просвещения,   учителем   учителей,   за   добротворческие,   поистине героические, просветительские дела, возводят в ранг святых. «И. Я. Яковлев был даром судьбы чувашскому народу в темное глухое время. В течение   одного   человеческого   века   он   создал   литературный   чувашский   язык   и   дал законченные образцы изложения на нем труднейших видов литературы, то есть сделал то, что для славянских народов сделали Кирилл и Мефодий, для германского – Лютер, для английского – Уйклиф, для французского – Саси» ­ писал чувашский народный поэт П. Хузангай.  Многолетняя деятельность И.Я.Яковлева на благо России и чувашского народа изучается   и в школах на уроках чувашского языка и литературы, и на внеклассных мероприятиях,   так   как    чувашский   просветитель   –   классический   образец   для подражания   подрастающему   поколению.   Вся   жизнь   Яковлева   –   пример   высокого морального   подвига,   который   убеждает,   «что   только   в   честной   и   бескорыстной деятельности заключается условие человеческого достоинства». Но каким образом привлечь нас, детей 21 века, к изучению жизни и деятельности И.Я Яковлева, чтобы  сквозь время дошли до каждого из нас его мысли, его голос? Чтобы  мы,   дети   21   века,   с   интересом,   желанием   знакомились   с   биографией   и творчеством  выдающегося   просветителя  чувашского   народа?    В   этом   заключается актуальность нашей работы. Цель работы:  определить направления популяризации жизнедеятельности И.Я. Яковлева в русскоязычной школе. Задачи:  1)   проанализировать   исторический,   дидактический   и   языковой материалы по теме; 2) изучить новые информационные технологии, позволяющие привлечь учащихся к изучению деятельности И.Я.Яковлева; 3)  составить тест; 5) разработать игру «Çутта кăлараканăмăр ячĕпе» по программе Power Point. Объект исследования: изучение жизни и деятельности И.Я. Яковлева.  Предмет  исследования:   компьютерная   игра   о   И.Я.   Яковлеве     на   чувашском языке. Основными   источниками  для   нашего   исследования   являются   труды   по изучению деятельности И.Я. Яковлева, написанные чувашскими учеными и писателями: Н.Г. Красновым, Г. Н. Волковым, И.Я. Тенюшевым, Е. В. Енькка,  Марфой Трубиной, Тихоном Педэрки, П. В. Кузнецовым, Г.А. Александровым. Методы исследования: 1. Изучение литературы по данной теме. 2. Наблюдение за процессом изучения жизни и деятельности И.Я. Яковлева в русскоязычной школе. 3. Беседа с учащимися. 4. Обсуждение с одноклассниками интересующих вопросов. 5. Открытое анкетирование, требующее самостоятельного конструирования ответа.            Трудность в работе по данной теме заключалась в том, что, несмотря на большое количество работ о И.Я.Яковлеве, большинство из них носит описательный характер  и   предназначено   для  учителей,  старшеклассников,   студентов,   то   есть   для более взрослых людей. Новизна нашей работы заключается в  создании компьютерной игры   о   И.Я.Яковлеве   для   школьников   младшего   и   среднего   звена   русскоязычной школы. Потребность в создании игры обусловлена тем, что «Всякий ребенок при любой игре   чему­нибудь   да   учится»   (из   высказывания   И.Я.Яковлева).   Эта   работа   может представлять интерес, так как для школьников подобной игры нет.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ На  первом  этапе  нашей  работы   мы  изучали  специальную   литературу   по  теме «Жизнь и деятельность И.Я. Яковлева». Из таких источников, как  журнал «Народная школа»,   учебник   «Родной   край»,   книга     «Воспоминания»,   «Судьба   просветителя», «Мальчик из чувашского села»   и другие, мы пришли к заключению: И.Я. Яковлев – личность   по­настоящему   интеллигентная,   с   широким   культурным   кругозором   и высочайшей нравственностью. Он был эталонным человеком культуры. (Приложение 1).  Ныне в Чувашии вряд ли найдется человек, который не знал бы выдающегося педагога­просветителя Ивана Яковлевича Яковлева (1848­1930). И.Я.Яковлев является для   каждого   современного   человека   примером   бескорыстного   служения   родному народу,   России,   делу   народного   просвещения.  Его   именем   названы   первое   учебное заведение   республики­ордена   Трудового   Красного   Знамени   государственный педагогический университет, один из новых проспектов столицы, две районные средние общеобразовательные школы ­ Бичуринская и Аликовская. В Чебоксарах перед зданием республиканской   библиотеки   ему   воздвигнут   бронзовый   памятник.   Всенародным признанием   отмечена   роль   И.   Я.   Яковлева   в   жизни   республики.   Известность   И.   Я. Яковлева   давно   вышла   за   пределы   Чувашской   Республики.   В   городе   Ульяновске (Симбирск) его имя носит улица, в Татарской Республике ­ Кошки ­ Новотимбаевская средняя общеобразовательная школа.  Знают   чувашского   педагога   ­   просветителя   и   за   рубежом.   Ученые   Венгрии, Германии, Австрии, США, Англии и других стран написали о нем немало работ. И. Я. Яковлев   знал   несколько   иностранных   языков,   не   раз   путешествовал   по   зарубежным странам, поддерживал творческие связи с иностранными учеными. В истории просвещения народов Поволжья роль И. Я. Яковлева огромна. Его научно­педагогическая деятельность продолжалась более 50 лет. В городе Симбирске он основал школу для подготовки учителей, выпустил первые учебники для чувашских детей.  Не только в Чувашской Республике, но и в других регионах изучение жизни и наследия   выдающегося   просветителя   ведется   уже   десятки   лет.   В   школах   о   И.Я. Яковлеве учащиеся узнают в основном на уроках и на внеклассных мероприятиях. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Анализ фактов показывает, что можно иметь прекрасных преподавателей,   самые   совершенные   методички,   но   если   нет   заинтересованности,   то ничего   не   выйдет.   Отсюда   первостепенная   задача   –   заинтересовать   детей   жизнью   и деятельностью И.Я. Яковлева.  А что затрагивает мысли современных детей, что вызывает интерес на уроке? Размышления  и анкетирование одноклассников показало, что 42% учащихся отметило прежде всего – компьютерные технологии, 28% ­ игровые формы, 14% ­наглядность 16% ­ интересный познавательный материал.  Для   повышения   интереса   к   изучению   жизни   и   деятельности   И.Я.Яковлева   в школах сегодня есть почти всё: учебники, художественная литература, пособия, фильмы о просветителе. Однако более или менее обстоятельных электронных игр, позволяющих изучать   о   И.Я.Яковлеве   светло,   радостно,   без   принуждения   и   надрыва,   по­нашему мнению,   недостаточно.   В   связи   с   этим,   мы   решили   разработать   игру   «Çутта кăлараканăмăр ячĕпе» с использованием презентации Microsoft Power Point.   Как известно, сегодня дети очень любят компьютер. На уроке главным носителем информации   для   ученика,   как   мы   уже   говорили,   выступает   учитель.   Он   требует   от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия  ребенка становятся причиной «неуспешности» школьника. При этом современные   требования   к   уровню   образованности   не   позволяют   снизить   объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке. Поэтому можно сделать один   вывод   –   необходимо   проводить   уроки   с   применением   новых   информационных технологий.  Нам   очень   понравились   слова   Р.Вильямса   и   К.Макли.   В   своей   статье "Компьютеры   в   школе”   они   пишут:   “Есть   одна   особенность   компьютера,   которая раскрывается   при   использовании   его   как   устройства   для   обучения   других   и   как помощника   в   приобретении   знаний,   это   его   неодушевленность.   Машина   может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие­то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что   ей   стало   скучно.   В   этом   смысле   применение   компьютеров   является,   возможно, наиболее   полезным   при   индивидуализации   определенных   аспектов   преподавания”. Обзор литературных источников показывает, что использование компьютера позволяет не   только   многократно   повысить   эффективность   обучения,   но   и   стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению материала. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо   обращали   внимание   на   эффективность   использования   игр   в   процессе обучения. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном  ­  овладении речевыми навыками в процессе   естественной   ситуации,   общения   во   время   игры.   Игры   развивают   ум, способствуют   повышению   интереса   к   языку,   обогащению   лексики,   вносят   элемент соревновательности. Игра «Çутта кăлараканăмăр ячĕпе»  составлена в форме игры «Кто хочет стать миллионером?».  Она состоит из 12 вопросов,    включающих в себя  базовый набор слов, словосочетаний об Иване Яковлевиче Яковлеве (Приложение 2).  Задания в игре даются в форме теста. Поэтому следующим этапом нашей работы было   составление   теста   для   игры.  Тесты   являются   важнейшей   формой   не   только контроля знаний, умений и навыков учащихся, но и активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость, позволяет экономить время, дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.   К   составлению   игры   мы   подходили   не   односторонне,   а   с   разных   позиций: рассматривали использование подобных игр на уроках английского и русского языков, истории. Изучая их, находили то рациональное зерно, из чего можно разработать игру по теме   «Çутта   кăлараканăмăр   ячĕпе».   Представленные   в   презентациях   фотографии, рисунки, изображения, схемы взяты из разных источников.  Суть игры состоит в том, что играющий должен ответить последовательно на 12 вопросов,   выбрав   один   из   4­х   предлагаемых   вариантов   ответов.   Номера   вопросов написаны в овалах с левой стороны. Из предложенных четырёх вариантов нужно выбрать правильный   ответ.   При   правильном   ответе   –   цвет   фигуры   зелёный,   при   ошибочном ответе – красный.   Если Вы правильно ответите на все 12 вопросов,  Вы достаточно хорошо знаете о И.Я.Яковлеве. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Какую пользу может принести эта работа? Ученые, языковеды, педагоги по сей день   занимаются   поисками   эффективных   путей   обучения     и   будут   заниматься   в будущем,   так   как   на   сегодняшний   день   эта   тема   стоит   очень   серьезно   практически повсеместно.   Апробация игры на уроках чувашского языка показала, что учащиеся умеют: с соблюдением орфоэпических норм читать учебные тексты о Яковлеве и понимать их содержание;   воспринимать  на   слух   и     понимать   тексты     о   Яковлеве   с   извлечением необходимой   информации;   пересказывать   кратко   и   подробно   прочитанный   или прослушанный текст; создавать коллективно, группами и индивидуально письменные и устные тексты  о Яковлеве; вести диалог на данную тему; переводить устно и письменно с чувашского на русский язык, с русского на чувашский язык тексты о Яковлеве.  А самое главное ­   вносит разнообразие в урок. Урок становится насыщеннее формами   и   интереснее.   Также   занимательное,   увлекательное   и   интересное   в   учебе всегда   способствует   прочному   усвоению   знаний,   захватывает   детей.   Так   как психологами   установлено,   что   знания,   усвоенные   без   интереса,   не   окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый   груз.   Никакие   знания,   не   ставшие   объектом   собственной   деятельности,   не могут считаться подлинным достоянием человека.  Также о целесообразности их применения на уроках говорят желания учащихся самим делать подобные презентации­игры.   Собранный и проанализированный нами материал можно использовать на уроках чувашского языка и литературы, истории, КРК, информатики, а также на внеклассных мероприятиях.   Надеемся,   что   наша   работа     полезна   и   педагогам,   испытывающим потребность в надёжных педагогических технологиях, способствующих эффективному изучению жизни и деятельности И.Я. Яковлева, и учащимся, желающим больше узнать о великом просветителе.  Осуществляя работу над разработкой нашей игры, мы поняли, что без духовного начала будущее неизвестно, поэтому нам нужно обратиться к прошлому – к Яковлеву, ведь чувашский просветитель – классический образец для подражания подрастающему поколению.   Вся   жизнь   Яковлева   –   пример   высокого   морального   подвига,   который убеждает, «что только в честной и бескорыстной деятельности заключается условие человеческого достоинства».   ЛИТЕРАТУРА 1.Енькка Е. В. Родной край. – Чебоксары, 2004 2. Волков Г. Н. Судьба просветителя. Народная школа, № 4. – Чебоксары, 2008  3. Краснов Н. К. Иван Яковлев и его потомки. – Чебоксары, 1998 4. Кузнецов П. В., Матвеев Г. М. Роль И. Я. Яковлева в возрождении национального самосознания  чувашей. Народная школа, № 6. – Чебоксары, 2007  5. Тихон Петеркки. Мальчик из чувашского села. – Чебоксары, 1983 6. Яковлев И. Я. Воспоминания. – Чебоксары, 1983  7. Яковлев И. Я. Моя жизнь: Воспоминания. – М.: Республика, 1997 Биография Яковлева Ивана Яковлевича Приложение 1 Иван   Яковлевич   Яковлев   родился   13   (25)   апреля   1848   г.   В   д.   Кошки­ Новотимбаево, ныне Тетюшский район Татарстана, в семье крестьянина. На третий день своей   жизни   остался   без   родителей,   вырос   в   чужой   семье   крепостного   крестьянина, которому служил поводырем вплоть до поступления в удельное училище. В те времена чуваши не стремились учиться. С детства они приучали своих детей к труду, строгому соблюдению правил общежития, что также являлось школой жизни. В августе 1856 г. прямо с поля его забрали на учебу в с. Старые Бурундуки, где находилось удельное училище. В учебе он проявил себя трудолюбивым и способным мальчиком. С первого же класса весь процесс обучения осуществлялся на чужом ему, русском, языке, что значительно затруднило учебу. Несмотря на это в 1860 г. И. Я. Яковлев окончил уд. училище в числе лучших учеников и был направлен в Симбирск для продолжения   образования,   где   учился   в   уездном   училище,   а   затем   –   в   землемерно­ таксаторских классах. Получив звание землемера­таксатора, он хотел продолжить учебу, но   удельное   ведомство   запретило,   т.к.   за   полученное   образование   необходимо   было служить в его ведомстве не менее 10 лет. Ему приходилось трудиться в чувашских деревнях не только Симбирской, но и других   губерний   Среднего  Поволжья.   Нищета   и  поголовная   неграмотность  крестьян, отчужденность   от   всего   русского   заставляли   Яковлева   задуматься   о   судьбе   родного народа,   его   будущности.   Юный   землемер   долго   размышлял,   как   вывести   народ   из темноты и невежества. Выход он находил в его просвещении. Добившись досрочного освобождения от службы в уд.ведомстве, И. Я. Яковлев поступил в гимназию, затем организовал школу родного языка. Днем он учился сам, а вечером занимался со своими учениками. Все это не помешало ему закончить гимназию с золотой медалью. По   окончании   Симбирской   гимназии   И.   Я.   Яковлев   поступил   в   казанский университет. В университете студент сближается с известным тюркологом, профессором Н. И. Ильминским, знакомится с другими учеными. В 1875 г. он успешно окончил историко­филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. По долгу службы он обязан «продолжать свою полезную деятельность по изданию для чуваш   книг   религиозного   и   нравственного   содержания».   Инспектор   выполнял   и   эти поручения   учебного   округа,   проявляя   себя   умелым   организатором,   руководителем народного образования. Женился   И.   Я.   Яковлев   в   1877   г.   на   гимназистке   Екатерине   Алексеевне Бобровниковой,   сироте,   которую   вырастила   и   воспитала   семья   директора   Казанской инородческой учительской семинарии проф. Н. И. Ильминского. Создался необычный союз людей, которые прошли трудный путь жизни и заняли достойное   место   благодаря   начертанному   в   их   судьбе   высокому   предназначению, гуманизму ближайшего окружения. Не случайно Иван и Екатерина посвятили свою жизнь народу. У них родились трое детей: Алексей (член­корреспондент АН СССР, лауреат государственной   премии,   профессор),   Лидия   (искусствовед,   переводчик)   и   Николай (инженер, музыковед). В семьях потомков выросла целая плеяда видных деятелей науки и искусства. Ныне их внуки и правнуки живут и трудятся не только с России, но и за рубежом,   продолжая   замечательные   традиции   своего   прародителя,   чувашского просветителя И. Я. Яковлева. Умер   И.   Я.   Яковлев   23   октября   1930   г.   в   возрасте   82   лет,   похоронен   на Ваганьковском кладбище в г. Москве. Имя   Ивана   Яковлевича   Яковлева   присвоено   Чувашскому   педагогическому институту (1958 г.) в Чебоксарах – установили памятник этому великому деятелю, а также есть мемориальный музей и проспект И. Я. Яковлева. Тест об И.Я. Яковлеве Приложение 2 1.И. Я. Яковлев хăçан çуралнă? а) 1848 çулхи ака уйăхĕн 25­мĕшĕнче ă) 1848 çулхи пуш уйăхĕн 25­мĕшĕнче б) 1828 çулхи ака уйăхĕн 15­мĕшĕнче г) 1828 çулхи пуш уйăхĕн 25­мĕшĕнче 2. Иван Яковлевич ăçта çуралнă? а) Чăваш Республикинчи Кăнна Кушки ялĕнче ă) Мари Республикинчи Кăнна Кушки ялĕнче б) Ульяновск облаçĕнчи Кăнна Кушки ялĕнче в) Тутар Республикинчи Кăнна Кушки ялĕнче 3. Амăшĕ вилсен Ванюка камсем усрава илнĕ?  а) кÿршĕсем ă) тăванĕсем б) ют çынсем в) ăна тăлăх ачасен çуртне янă 4.Шкула кайиччен пĕчĕк Ванюк кам пулса ĕçленĕ? а) чашăк­тирĕк çăвакан ă) атă­пушмак çĕлекен б) кĕтÿ пăхакан в) тумтир çĕлекен 5. Яковлев чи малтан илнĕ професси.  а) учитель ă) çыравçă б) çĕр  виçевçи в) тухтăр 6. Яковлев Пăрăнтăкра камсен килĕнче пурăннă? а) Мушкеевсен ă) Раевскисен б)  Ильминскисен в) Ульяновсен 7. Яковлев университетра хăш хулара вĕреннĕ? а) Хусанта ă) Чĕмпĕрте б) Чулхулара в)Мускавра 8.   И.Я. Яковлев хăш хулара пĕрремĕш чăваш шкулне уçнă? а) Хусанта ă) Чĕмпĕрте б) Чулхулара в) Шупашкарта 9. Чĕмпĕр чăваш шкулĕ камсене хатĕрленĕ? а) пуçламĕш класс вĕрентекенĕсене ă) вырăс чĕлхи вĕрентекенĕсене б) чăваш чĕлхи вĕрентекенĕсене в) акăлчан чĕлхи вĕрентекенĕсене 10. И. Я. Яковлевăн пĕррремĕш вĕренекенĕ. а) А. Ракеев ă) К. Иванов  б) И. С. Максимов­Кошкинский в) М. Трубина 11. Чĕмпĕр чăваш шкулĕнче  камсем вĕреннĕ? а) укçа тÿлеме пултаракансем ă) тĕрлĕ халăхăн пултаруллă ачисем б) пуян çын ачисем в) чăваш ачисем кăна 12. И. Я. Яковлевăн хăш  калавĕ «Çăкăр­тăвар хире­хирĕç» сăмахсемпе  вĕçленет? а) «Тилĕпе тăрна»      ă) «Кашкăрпа карчăк» б) «Кашкăрпа путек» в) «Шăши»

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии

Изучение жизни и деятельности И.Я.Яковлева в школе через информационные технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2018