Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе
(УМК «Школа России»)
Тема: К. И. Чуковский «Телефон»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, с отрывками из его произведения «Телефон», совершенствования навыков выразительного чтения, развития правильной устной речи, памяти, навыков самоконтроля и самооценки, воспитывать способность сопереживать, желание помогать.
Формирование УУД: Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Познавательные: выразительно и наизусть читают отрывки из сказки; рассказывают по рисунку о событиях, изображенных на рисунке; воспроизводят диалог героев произведения. формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; формируем умение извлекать информацию из иллюстраций.
Оборудование: учебник «Азбука» для 1 класса, 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, аудиозапись с голосом К. Чуковского (отрывок из стихотворения «Телефон»), портрет К. И. Чуковского, Карточки с заданиями для работы в парах, в группах. Карточки для самоконтроля, листочки, цветочки, сапожки для самооценки.
Литература: учебник «Азбука» для 1 класса, 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, поурочные разработки, Интернет ресурсы
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы и методы |
Формируемые УУД |
I этап. Организационное начало урока. Цель - подготовить детей к работе, создать мотивацию, положительный, эмоциональный настрой |
- Здравствуйте, ребята! Прозвенел уже звонок начинаем наш урок. Затей у нас большой запас! А для кого они? Для нас. Мы знаем, вы любите игры, Песни, загадки и пляски. Но нет ничего интереснее, Чем наши любимые сказки. |
Учащиеся проверяют готовность к уроке. Настраиваются на работу. |
Слово учителя |
Познавательные: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей.
|
II этап. Актуализация знаний. Цель - создать условие для ориентировки в теме урока, создание мотивации. |
- Сегодня мы вспомним любимые сказки вашего детства, которые написал известный поэт и сказочник. А вы хотите отправиться на экскурсию в дом-музей, где жил этот замечательный поэт? Но для этого вы должны прочитать фразы, которые написаны на ваших пригласительных билетах и узнать произведение, из которого взяты строчки. Попробуем справиться с заданием? А ещё вы будете оценивать свою работу на определенных этапах урока. У каждого из вас лежит лист самооценки, где стоит номер и нарисован кружок. Если вы справились с заданием, вам все понятно, то вы будете закрашивать кружок. В конце урока подведем итоги. - Молодцы, ребята. Все справились с заданием и мы отправляемся на экскурсию.
- А к кому? Вы узнали автора произведений? - Тогда еще одно маленькое испытание. Угадайте, с каким произведением Чуковского мы познакомимся на уроке? Соотнесите слова со схемой и объясните свой выбор. |
Учащиеся внимательно слушают учителя и поддерживают диалог.
- Да, конечно хотим.
- Мы постараемся прочитать фразы и угадать произведения. Уч-ся читают фразы и называют произведения. «Доктор Айболит» «Муха Цокотуха» «Федорино горе» «Мойдодыр» - Да. Это Корней Чуковский. Даются слова: телефон, Федора, Мойдодыр и звуковая схема. Учащиеся внимательно смотрят на схему, соотносят со словами и объясняют. - На схеме показано, что слово состоит из трех слогов-слияний, ударение падает на третий слог, в первом и во втором слоге согласные закрашены зеленым, что указывает на |
Слово учителя
Фронтальный опрос |
Регулятивные: выбор действий в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:осуществлять смысловое чтение Коммуникативные: адекватное взаимодействие в рамках учебного диалога. |
|
- Проверим ваш выбор.
|
- Мягкость согласных звуков, в третьем слоге согласный закрашен синим, что указывает на твердый согласный звук. Подходит слово телефон. |
Фронтальный опрос |
|
III этап. Формулирование темы и цели урока. Цель-формулировка главной цели урока. |
- Ребята, кто назовет тему нашего урока. (На доске появляется название темы урока, портрет К. Чуковского)
- Какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться? |
Уч-ся твечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель. - К. И. Чуковский «Телефон» - Познакомимся с писателем, с его произведением «Телефон», будем учиться выразительно читать, отвечать на вопросы. |
Беседа |
Регулятивные: целеполагание Познавательные: умение извлекать информацию из услышанного и увиденного, делать выводы Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи |
IV этап. Прогнозирование. Цель-создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включиться в деятельность. |
- Ребята, во время урока нам нужно будет работать в паре, работать в группе.
- Как нужно работать, чтобы добиться результата? |
Участвуют в беседе с учителем, предполагают, какие качества им потребуются для работы. - Не спорить, не кричать. Выслушивать мнение товарища, высказать свое, уметь вести диалог, приходить к общему решению. |
Беседа |
Регулятивные: планирование, прогнозирование, саморегуляция. Познавательные: самостоятельное формулирование цели Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
V этап. Основная часть. Открытие новых знаний. Цель-.развитие самостоятельности в процессе принятия решений и выполнения практических задач. |
- Отправляемся на экскурсию в дом-музей к Корнею Чуковскому. - Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. - Звали этого человека Корней Иванович Чуковский. Он родился 31 марта 1882г. и умер 28 октября 1969г. Его нет в живых, но его книги живут, и долго ещё будут жить. Посмотрим, как жил писатель. Самой нарядной комнатой в доме была столовая.тОна была оформлена по вкусу жены Чуковского - Марии Борисовны. Стены выкрашены в темно-синий цвет, который очень гармонично подчеркивает красоту мебельного гарнитура из карельской березы. На столе стоит хрустальный кувшин и таз для умывания – это подарки Сергея Михалкова и Агнии Барто. Таз для умывания они в шутку называли Мойдодыром. Интерьер столовой дополняет бронзовая люстра, картины художников Репина, Коровина, рисунки Григорьева. Это библиотека, в которой собрано более 5 тысяч экземпляров книг. Одну из стен в библиотеке занимают семейные фотографии, их более 50-ти. В доме Чуковского была еще одна очень красивая комната с необычным окном – эркером. В этой комнате в разное время жили сын писателя Николай, внук Дмитрий. Сейчас в этой комнате проводятся выставки, читаются лекции писателям музея. Мы попадаем в кабинет писателя и видим его письменный стол. Слева стоит чудо-дерево в миниатюре – подарок учеников одной из московских школ к 80-летию писателя. Под деревом живет фигурка одного из героев Чуковского Бибигона. А еще на столе живут два крокодила: черный – африканский и белый из слоновой кости. Крокодилы это память о старой сказке, благодаря которой Чуковский случайно стал поэтом и сказочником. Дело было так, заболел его маленький сынишка. Чуковский вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы его хоть как-нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик затих и стал слушать. «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Вот так появилась сказка «Крокодил», а Чуковский стал поэтом. Он был очень трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Написал очень много стихов и сказок. |
Уч-ся внимательно слушают и воспринимают рассказ учителя, проявляют интерес.
|
Рассказ учителя о писателе
Рассказ учителя о писателе
|
Регулятивные: анализ объектов Познавательные: работа с информацией смысловое чтение.
Коммуникативные: согласованно выполняют совместную деятельность.
Познавательные: пополнение и расширение имеющихся знаний.
|
|
||||
|
Прочитаем сообщение о Чуковском в учебнике стр.96 |
Читают осознанно текст, находят в нем названия знакомых произведений |
Работа с учебником |
Познавательные: осуществление смыслового чтения. |
Физкультминутка |
Учитель предлагает отдохнуть и выполнить упражнения |
Ученики выполняют различные движения под руководством учителя. Активно участвуют в физкультминутке.
|
|
Регулятивные: осуществляют профилактику утомления, пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движения учителя. |
Продолжение работы над темой. Знакомство с отрывками из сказки Чуковского «Телефон» Цель- создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст), дать анализ и оценку успешности достижения цели в качественном выполнении задания. |
- Учитель предлагает прослушать отрывок из сказки Чуковского «Телефон» в исполнении самого автора. - Следите внимательно за текстом и запоминайте, как читает произведение автор. - Мы услышали полное произведение или отрывок? - Как называется такой вид текста? - Кто участвует в диалоге?
Самостоятельно прочитайте отрывок, подчеркните непонятные слова. - Значение, каких слов непонятно? Где это можно узнать, прочитать? (Ученица объясняет значение слова пуд. Старинная единица массы равная 16 кг) Анализируют прочитанный отрывок. |
Уч-ся внимательно слушают голос Чуковского в записи.
- Нет, это отрывок.
- Это диалог. - В диалоге участвует автор и слон. - Непонятно, что такое пуд.
- Можно посмотреть в словаре, поискать в интернете. |
аудиозапись
Словарная работа
|
Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Познавательные: осуществление смыслового чтения. Коммуникативные: взаимодействие в рамках сотрудничества. Умение обмениваться мнениями, вести диалог. |
|
- Откуда звонил слон? - С какой просьбой обратился слон к писателю?
- Для кого слон просил шоколад? - Какой был слоненок? - А как вы думаете, зачем слон просил шоколад? Подготовка к выразительному чтению. - Подготовьтесь выразительно читать по ролям, работая в парах. Договоритесь и распределите роли.
- С какой интонацией надо читать слова автора?
Что должны передать, читая слова слона?
Выразительное чтение отрывка из стихотворения «Телефон» по ролям. |
- Слон звонил от верблюда. - Он просил выслать ему шоколада. Для своего сына. - Он был еще маленький. - Слон просил шоколада, чтобы порадовать своего слоненка. Ученики договариваются в парах, кто какую роль будет читать. - Слова автора надо читать с вопросительной интонацией в голосе. - В словах слона передать просьбу. Учащиеся читают отрывок по ролям. |
Работа в парах |
Регулятивные: выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: выбор вида чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: определение общей цели и пути её достижения. Умение принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. |
VI этап. Закрепление знаний и способов действий. Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы, содействовать развитию умений определять жанр произведения. |
- Ребята, а хотите узнать, с кем ещё беседовал по телефону автор в своем произведении? Давайте посчитаем всех героев-зверей, которые звонили автору.
Инсценирование, выразительное чтение, чтение наизусть отрывков из произведения «Телефон».
|
- Да, нам очень интересно узнать. Учащиеся инсценируют отрывок автор-крокодил, автор-газели, наизусть читают отрывки про зайчишек, мартышек, медведя, выразительно читают отрывки про цапель, про свинью. |
Беседа |
|
|
- Ребята, мы сегодня называли произведение «Телефон» то стихотворением, то сказкой. Давайте определим жанр произведения. Как вы считаете, это стихотворение? А можно сказать, что это сказка? Почему? Значит это сказка в стихах. - Кто сосчитал, сколько зверей позвонили автору?
- А зачем звери ему звонили? Помогал ли им писатель?
- Чему учит эта сказка?
- А хотели бы вы узнать, чем закончилась сказка? Что для этого надо сделать? Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг Чуковского. - Знакомы ли вы с другими сказками Чуковского? Проверим. - Поработаем в группах и поиграем в игру «Кто есть кто?» Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? Соедините пары слов линией. - Молодцы ребята, вы знаете много произведений Чуковского.
- А для чего нам нужны полученные знания? - Когда они могут пригодиться? |
- Да, это стихотворение. И это сказка. Звери разговаривают и звонят по телефону. - Из отрывков, которые мы прочитали и прослушали, автору позвонили 10 разных зверей. Звери звонили Чуковскому, чтобы попросить о помощи. Автор чем может им помогает. Сказка учит помогать друг другу, сочувствовать, быть добрыми, любить животных. - Нам интересно узнать, чем закончится сказка. Для этого надо сходить в библиотеку и взять книгу, или воспользоваться интернетом.
Учащиеся разбиваются на группы и выполняют задания на карточках. Группа, которая справилась быстрее, читает получившиеся пары слов. - Чтобы много знать, быть добрыми, рассказывать сказки своим друзьям, а когда вырастим своим детям и внукам. |
|
Регулятивные: использование речи для регуляции своих действий. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Познавательные: контролирование и оценивание процесса и результата деятельности.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
VII этап. Рефлексия Цель-мобилизация участников на самооценку |
-Какие цели мы ставили в начале урока? Справились? Оцените свою работу на уроке. Кто запомнил, что стояло на рабочем столе у Корнея Чуковского? - Мы будем с вами сейчас собирать свое чудо-дерево по результатам вашей работы на уроке. А почему это дерево называлось чудом, что росло на нем? Посмотрите на лист самооценки. Если кружки на всех этапах урока закрашены, значит вы читали, хорошо работали в паре и группе, вам все было понятно на уроке. - Вы берете башмачки и вешаете на дерево. Если не все кружки закрашены, были какие-то затруднения, то берете и вешаете листочек. Если совсем не получилось ничего и ничего непонятно, то берете и вешаете цветочек. - Вот какое нарядное чудо-дерево у нас получилось. - Всем спасибо за работу на уроке! |
- Познакомиться с поэтом К. Чуковским и его произведением «Телефон», учиться выразительно читать отрывок по ролям. Мы справились со всеми заданиями. - Чудо-дерево назвали потому, что на нем росли не листочки, не цветочки, а чулки и башмаки. Рассматривают листы самооценки, оценивают свою работу, выбирают соответствующий символ и вывешивают на дерево. |
Беседа
Беседа |
Регулятивные: самооценка. Выделение и формулирование того, что усвоено и что нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Познавательные: осуществление рефлексии способов и условий действий. Коммуникативные: участие в диалоге. |
Учитель:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.