К ВОПРОСУ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Оценка 4.7
Документация
docx
администрации
4 кл
10.05.2017
Аннотация: современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса.В статье рассматриваться проблемы инноваций в образовательном процессе, проанализированы теоретико-методологические подходы к инновационным процессам, изучаться различные точки зрения отечественных ученных на содержание данного процесса.
Ключевые слова:новшество,инноватика, инновации, инновационные процессы, педагогические процессы, инновация в образовании, педагогическая инноватика, этапы инновационных процессов, педагогическоеновшество.
работа
0006dfdc-adc498d6.docx
К ВОПРОСУ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Маркович Е.В.
Красноярский государственный педагогический университет им.
Email: lenamarkowi
В.П.Астафьева.
. ru
4@
yandex
Научный руководитель: Голикова Т.В., к.п.н., доцент
«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.
Астафьева».
современная общеобразовательная школа качественно
обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к
Аннотация:
организации целостного учебновоспитательного процесса.
В статье
рассматриваться проблемы инноваций в образовательном процессе,
проанализированы теоретикометодологические подходы к инновационным
процессам, изучаться различные точки зрения отечественных ученных на
содержание данного процесса.
Ключевые слова: новшество, инноватика, инновации, инновационные
процессы, педагогические процессы, инновация в образовании, педагогическая
инноватика, этапы инновационных процессов, педагогическое новшество.
TO THE ISSUE OF INNOVATIONS AND INNOVATION ACTIVITIES IN
SCIENTIFIC EDUCATION
Krasnoyarsk state pedagogical University. V.P. Astafiev.
Email: lenamarkowi4@yandex.ru
Markovic E.V.
Scientific supervisor: T.V. Golikova, candidate of pedagogic Sciences,
associate Professor "Krasnoyarsk state pedagogical University. V.P. Astaf'eva". Annotation: he Modern secondary school efficiently updated using the
relationship of traditional and innovative approaches to the organization of the
educational process. The article considered the problems of innovation in educational
process is analyzed, theoreticalmethodological approaches to innovative processes and
investigate various points of view of Russian scientists on the content of the process.
Key words: innovation, innovation, innovation, innovation processes, pedagogical
processes, innovation in education, pedagogical innovations, the stages of the
innovation processes of pedagogical innovation.
На сегодняшний день в нашей стране происходят глобальные изменения в
национальной политике образования. Это связано с переходом на уровень
личностноориентированной педагогики. Одной из задач ФГОС нового поколения
становиться современная школа, которая будет развивать ученика как субъекта
познавательной деятельности. Решение этих задач невозможно без осуществления
вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные
инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют
глубокого научного и практического осмысления.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть
инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинного, совершающегося
в традиционных социальных институтах, образование становится активным.
Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и
личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование
знаний, навыков, информационных и социальных умений, обеспечивающих
«готовность к жизни», в свою очередь, понимается как способность
приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование
все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на
личность,
в которых обеспечивается баланс между социальными и
индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития,
обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить
некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований
столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в
быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно
развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое»,
«новшество», «инноватика», «инновация», «инновационный процесс», которые
отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.
В отечественной литературе проблема инноваций долгое время
рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем
встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во
всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения
только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к
исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем
включает в себя использование современных достижений не только в области
науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.
Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом
имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и
особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На
теоретикометодологическом уровне наиболее фундаментально проблема
нововведений отражена в работах М.М. Поташника, А.В. Хуторского, Н.Б
Пугачёвой, В.С. Лазарева, В.И. Загвязинского с позиций системнодеятельностного
подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии
инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80х гг.
ХХ в., и до сих пор этот факт является одним из самых неопределенных и
неоднозначных с позиций педагогики. Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в 80е
гг. в педагогике проблема инноваций стала предметом специального исследования.
Термины «инновация в образовании» и «педагогическая инновация», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в
категориальный аппарат педагогики [Смирнова, 2014, с. 356].
Педагогическая инноватика – сфера науки, изучающая процессы развития
школы, связанные с созданием новой практики образования. Одной из важных
задач современной педагогической инноватики является отбор, изучение и
знание которой совершенно необходимо
классификация нововведений,
современному педагогу, прежде всего для того, чтобы разбираться в объекте
развития школы, выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества,
понять то общее, что объединяет его с другими, и то особенное, что отличает его
от других новшеств. Что бы определить объект и предмет педагогической
инноватики необходимо определить специфическую область реальности,
описанием и объяснением которой занимается данная наука.
В.С. Лазарев предлагает считать объектом педагогической инноватики
инновационный процесс, условия, способы и результаты его осуществления;
предметом педагогической инноватики – зависимость между эффективностью
инновационных процессов и факторами, ее определяющими, а также способы
воздействия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений
[Лазарев, 2004, с.1121].
А.В. Хуторской считает, что «объект педагогической инноватики не может
ограничиваться только инновационным процессом, поскольку включает в себя и
другие характерные для инноватики процессы и явления». [Хуторской, 2008,
с.256].
В настоящее время, как и в сфере понимания категорий «новация»,
«инновационные процессы» существует множество попыток раскрытия их
содержания, в определении этапов также имеется множество подходов.
В инновационных процессах Ю.А. Карпова выделяет такие этапы, как:
осознание, поиск, исследование, разработка и воплощение. Все эти этапы имеют место при организации интегрированных уроков по
биологии и химии, биологии и физики и биологии и географии.
Существует определенная опосредованность
этапов инновационного
процесса [Сластенин, Подымалова, 1997, с.224].
1. Этап рождения новой идеи и возникновения концепции новшества;
условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как
правило, фундаментальных и прикладных научных исследований.
2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какойлибо
объект, материальный или духовный продукт – образец.
3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение
полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением
устойчивого эффекта от новшества. После этого начинается самостоятельное
существование новшества. В фазе использования новшества выделяются
дальнейшие этапы.
4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком
внедрении, распространении в новые сферы.
5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно
новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап
появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более
эффективным.
6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с
заменым его новым продуктом.
В.И. Загвязинский считает, что педагогическое новшество – это система или
элемент педагогической системы, позволяющие эффективно решать поставленные
задачи (а иногда и точнее ставить сами задачи), отвечающие прогрессивным
тенденциям развития общества. Автор определяет инновационные процессы в образовании как «процессы возникновения, развития, проникновения в широкую
практику педагогических нововведений. Субъектом, носителем этого процесса
выступает, прежде всего, педагогноватор» [Суртаева, 2009, с. 2934].
Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью
имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе
жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует
огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в
частности к школе.
И это множество предлагают широкий спектр возможностей и простому
учителю с мелом у доски сложно выдержать конкуренцию. Инновационный
прогресс, хотим мы того или нет, врывается в нашу жизнь и изменяет её. Сейчас
мы не можем представить жизни без телефона, флэшки, компьютера и интернета.
Наши дети широко используют возможности сотовых телефонов и компьютеров.
Что же остаётся нам, учителям? Мы должны использовать технические инновации
в целях обучения, поставить их нам на службу. Если это интересно современным
детям, то просто необходимо использовать технические достижения, ведь
остановить прогресс мы не в силах. Интерактивные технологии завоевывают
сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных
учебных дисциплин.
Библиографический список
1. Лазарев В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные
понятия [Текст]/ В.С. Лазарев и др. // Педагогика. – 2004. – №4. – С. 1121.
2. Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В., Горленко Н.М., Чмиль И.Б.
Инновационные процессы в естественнонаучном образовании: монография.
Красноярск, 2014. 356 с.
3.Сластенин В.А.,
Подымалова Л.С.
Педагогика:
Инновационная
деятельность. – М.: ИЧП «Издательство Магистр». 1997.224с. 4. Суртаева Н.Н. Методология педагогической инноватики [Текст]/Н.Н.
Суртаева// Известия АлтГУ. 2009. №2. – С. 2934.
5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
К ВОПРОСУ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
К ВОПРОСУ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
К ВОПРОСУ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
К ВОПРОСУ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
К ВОПРОСУ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
К ВОПРОСУ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
К ВОПРОСУ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.