Статья. Опыт работы по УМК "ПНШ". "Слагаемые" качества образования в школе. Основные особенности прогаммы,идеи, принцип построения программного материала как средство повышения качества образования. Формирование средствами УМК УУД младших школьников .Механизм контроля, оценивания и динамика личных достижений учеников в средствами УМК .
Качество образования – залог успеха школы.docx
Качество образования – залог успеха школы
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий
различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей,
администрации школы,
внешних
организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для
достижения результата.
членов педагогического коллектива,
Качество образования — это востребованность полученных знаний в
конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и
повышения качества жизни выпускника.
Качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование
меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления
ценностей и целей в новом контексте.
« Слагаемые» качественного образования:
деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний;
организация учебного труда школьника;
использование информационных технологий;
роль мотивации в повышении качества знаний учащихся;
личностно ориентированный подход;
работа со слабоуспевающими учащимися;
роль мониторинга обученности, личных достижений, личностного роста каждого
учащегося, коррекция знаний по результатам в повышении качества знаний
учащихся. При этом развитие качества образования предполагает постоянное
совершенствование трех составляющих:
организации образовательного процесса;
образовательных результатов;
квалификации педагогических работников.
Повышение качества образования учащихся зависит и от качества
преподавания.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в
формировании личности учащегося.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания
развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.
Вопервых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету,
содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели
выходить за рамки образца.
Вовторых, осуществлять индивидуальнодифференцированный подход к
обучению.
Втретьих, строгий контроль знаний.
Повышение качества образования в начальной школе имеет важное
значение, так как создаёт базу для последующего освоения образовательных
программ основной школы, обеспечивает целостное развитие личности,
сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребёнка, формирование
основ учебной самостоятельности и способности её организации, осуществления
самоконтроля и самооценки результатов обучения.
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» развитие
каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях
специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой
деятельности ученик как равноправный участник образовательного процесса
выступает в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора этого
процесса.
Основные принципы концепции "Перспективная начальная школа"
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно
нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на
первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий
разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности
ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют
обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне
ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального
развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально,
он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что
представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным
пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень
дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему
школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают
возможности его индивидуального продвижения.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей
школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех
учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут
усвоить все представленное содержание образования). Следовательно,
необходимо сохранение разноуровневого представления знаний в течение всех
лет начального обучения.
Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная
школа" следующие: УМК по каждому учебному предмету включает в себя
учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое
пособие для учителя (методиста); каждое методическое пособие состоит из
двух частей. Первая часть — теоретическая, которая может быть использована
учителем.
Вторая часть — непосредственно поурочнотематическое
планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и
задачи, а также содержатся идеи ответов на все заданные в учебнике вопросы.
Содержание программы УМК "Перспективная начальная школа"
складывается из таких образовательных областей как филология, математика,
информатика, естествознание и обществоведение, искусство, музыкальное
образование, физическая культура. Преподавание каждого предмета базируется
на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной
картины мира. Непрерывное развитие каждого школьника понимается как
постоянно поддерживаемый на уроках комплекс умений (часть из которых
перейдет в навыки). Вопервых, эта работа с разными источниками информации.
Это учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за
рамки этих трех единиц в область словарей, научнопопулярных и
художественных книг, журналов и газет, других источников информации. Во вторых, работа в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном
качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности). Втретьих,
это самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без
контроля, а как работа по самообразованию. Последовательное проведение
принципа непрерывного развития в жизнь с помощью учебнометодического
комплекта предполагает сформированное желание каждого школьника выбирать
посильные и интересующие его задания и выполнять их творчески как
самостоятельно (в индивидуальной учебной деятельности), так и в условиях
коллективной деятельности, используя всевозможные источники информации.
Реализация этого принципа позволяет сформировать важнейшее умение: отбирать
полезные и необходимые знания для жизни и учебы, использовать знания в
нестандартных жизненных ситуациях. Учет разного уровня развития детей
предусматривает разную меру трудности, а соответственно помощи и
взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником,
включенным в учебный процесс.
Работа по УМК "Перспективная начальная школа" способствует
гармоничному развитию учеников. Достижения:
в метапредметных результатах ученики довольно легко справляются с
усваивают новые знания и стараются
в предметных результатах
освоением универсальных учебных действий;
применять их исходя из общей картины мира.
находят необходимый материал.
В личностных результатах ученики легко самостоятельно изучают и
Комплектность УМК обеспечивает единство его установки на
формирование личностных и универсальных учебных действий,
обеспечивающих умение учиться.
Результаты формирования познавательных УУД:
1) постановка и формулирование проблемы;
2) выдвижение гипотез и их обоснование;
3) построение логической цепочки рассуждений;
4) подведение под понятие, выведение следствий;
5) выбор основания для сериации и классификации объектов;
6) описание на основе предложенного плана изученных объектов;
7) проведение несложных опытов;
8) построение рассуждений в форме связей простых суждений об
объекте.
Умения, характеризующие исследовательское поведение :
1) умение видеть проблемы;
2) умение выдвигать гипотезы;
3) умение задавать вопросы;
4) умение давать определение понятиям; 5) умение классифицировать;
6) умение наблюдать;
7) умения и навыки проведения экспериментов;
8) умение делать выводы и умозаключения.
Кроме того, к комплектности относится: общий подход к проектной
деятельности учащихся; демонстрация не менее двух точек зрения при
объяснении нового материала; выход за пределы учебников в зону ближайших
словарей, справочников, отсылок в Интернет; обмен информацией между
учебниками путем перекрестных взаимных ссылок; наличие сквозной внешней
интриги, герои которой сверстники учащихся – брат и сестра (Миша и Маша)
высказывают разные точки зрения при решении проблемных ситуаций; единая
система обозначений во всех учебникам УМК.
В соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых
результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т.
е. служащий для последующего обучения. Задаваемый в Стандарте базовый
уровень образовательных результатов («Выпускник научится») включает систему
таких знаний, умений и учебных действий, которые крайне необходимы для
успешного обучения. Кроме того, при наличии целенаправленной специальной
работы учителя базовый уровень может быть достигнут подавляющим
большинством детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Более высокий (по сравнению с базовым) уровень образовательных результатов
(«Выпускник получит возможность научиться») характеризуется системой
учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и
углубляющих опорную систему, и достигается группой одаренных детей.
Принципы прочности и наглядности реализуют ведущую идею УМК
через рассмотрение частного (конкретного наблюдения) к пониманию общего
(постижению закономерности), и от общего, т. е. от постигнутой закономерности,
к частному, т. е. к преобразованию и применению усвоенной закономерности.
Принцип практической направленности предусматривает:
формирование средствами всех предметов универсальных учебных
действий;
способности их применять в условиях решения учебных задач и
практической деятельности;
умений работать с разными источниками информации (учебник,
хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно популярные и
художественные книги, журналы и газеты, Интернет);
умений работать в сотрудничестве в разном качестве (ведущего, ведомого,
организатора учебной деятельности);
способности работать самостоятельно (понимается не как работа в
одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию). Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья.
Это требование базируется на необходимости формирования у детей
привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня.
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности
оценки наличных учебных достижений (как учеником, так и учителем). Это
прежде всего:
задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
задания повышенной сложности,
задания,
вступительные задания и контрольные задания для членов научного
клуба младших школьников.
олимпиадные
Очень актуальный вопрос для любой школы — качество знаний выпускников.
Чтобы оценить качество знаний учеников необходимо проводить контроль
знаний. Контроль знаний осуществляется на каждом уроке, в каждом классе.
"Комплект УМК Перспективная начальная школа" предполагает
механизм контроля, оценивание и динамику личных достижений учеников в
последовательности заданий:
результат предыдущего задания является началом следующего;
в разнообразии форм выполнения упражнений: «Подумай», «Сделай сам»;
задания на сопоставление фольклорных произведений, различение рифм, на
опыт, проведение эксперимента, самооценка;
примерами», «А знаешь ли ты?»
задания по окружающему миру «Покажи другу…», «Дополни своими
Контроль за качеством знаний по учебным предметам позволяет выявить
индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить
рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к
каждому учащемуся. Знание качества достигаемых результатов обучения –
непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет
смысл.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать
даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Главное – это искры радости познания в глазах детей.
Главное «гореть» самому учителю, чувствовать, что он может зажечь других,
быть счастливым, когда его учащиеся дарят ему свой свет.
"Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но
настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи
его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными
силами чтолибо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал,
проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека. "
А. Дистервег
Качество образования – залог успеха школы
Качество образования – залог успеха школы
Качество образования – залог успеха школы
Качество образования – залог успеха школы
Качество образования – залог успеха школы
Качество образования – залог успеха школы
Качество образования – залог успеха школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.