Вы наверняка слышали про лексический подход: находили тематические статьи, слушали вебинары Хью Деллара или читали Майкла Льюиса, основоположника этого подхода.
Сегодня попробуем переварить всю эту информацию, разберемся, как использовать Lexical approach на вашем ближайшем уроке английского языка и самим создавать упражнения на основе текстов.
Суть подхода
Лексический подход — это довольно новое веяние в преподавании иностранных языков. Суть его заключается в том, что язык презентуется в виде chunks (т.е. словосочетаний), а не отдельных слов. Предполагается, что студенты смогут распознавать в чужой речи и воспроизводить готовые словосочетания, подходящие по контексту.
Основная задача преподавателя в рамках лексического подхода — правильный отбор грамматических и лексических структур из текстов.
Сегодня я хочу вам рассказать о том, как применять лексический подход на практике и самостоятельно создавать универсальные упражнения на основе текстов (и когда мы говорим универсальные, we mean it). И с этим нам поможет Гарри Поттер.
Не сам Гарри, конечно, а книга Джоан Роулинг “Harry Potter and the Philosopher’s Stone”.
Выбор словосочетаний
На примере первой главы разберёмся, как учителю выбирать словосочетания для изучения. При отборе словосочетаний мы должны руководствоваться двумя принципами:
а) они понадобятся студентам для обсуждения произведения;
б) они понадобятся нашим студентам в ежедневной коммуникации.
Исходя из этих двух принципов из первой главы книги Harry Potter and the Philosopher’s Stone можно выбрать такие лексические единицы: to be in a good mood, to stare at smth, to have a secret, to swap rumours, to get a grip on yourself, to be famous for.
Допустим, вы отобрали словосочетания, которые будут необходимы для ваших задач на уроке. Но мы же не будем ограничивать наших студентов в выборе того, что кажется интересным им самим?
Для этого после основного списка слов оставьте место для словосочетаний, которые выберут ваши студенты. Выписывая словосочетания, студенты могут ориентироваться на наши принципы (понадобится для обсуждения/понадобится для коммуникации) или выписывать все неизвестные collocations.
Упражнения для изучение слов
Далее следует стадия отработки словосочетаний. На этом этапе нужно подобрать картинки для каждого словосочетания. Допустим, у нас есть словосочетание to have a secret — зашифруем его при помощи картинки или фото, на котором шепчутся двое.
To be in a good mood? Пляшущий, танцующий, смеющийся человек — всё зависит от вашей фантазии.
Чтобы быстро подобрать подходящие картинки, воспользуйтесь бесплатными стоками картинок, например, pixabay.com.
Matching
Теперь у вас есть зашифрованные картинки и список слов.
На первом занятии или в качестве первого домашнего задания вы можете попросить своих студентов совместить картинки и слова; далее используйте эти наработки для повторения и изучения синонимичных конструкций.
Это будет упражнение уровня Easy.
Deciphering & Extending
Предыдущее упражнение можно трансформировать для отработки: попросите своих студентов вспомнить словосочетания, подходящие к этим картинкам, а затем расширить контекст, составив по три разных предложения с каждым словосочетанием.
Это будет упражнение уровня Difficult.
Remember Me? Ask Me!
Продолжим трансформации! Словосочетания можно легко вывести в речь.
У студентов перед глазами все те же картинки. Попросите их вспомнить все подходящие словосочетания, а потом задать друг другу вопросы с этими словосочетаниями. Или вопросы, в ответах на которые фигурировали бы эти словосочетания.
Это будет упражнение уровня Difficult+.
Storytelling
Это упражнение подойдет для высоких уровней.
Для этого необходимо вырезать картинки, перевернуть их и разложить на столе. Поставьте таймер на 2 минуты (1 минута, если это индивидуальное занятие; 3 минуты, если в группе больше 5 студентов).
После этого начните рассказывать историю. Попросите студентов по очереди брать картинки и продолжать рассказ, используя зашифрованные словосочетания. Тот человек, на котором останавливается таймер, выбывает из игры.
Это упражнение работает в 100% случаев в любой группе, поскольку чётко заданные временные рамки позволяют студентам сконцентрироваться, а игра на выбывание добавляет азарта.
Remember Me? Teach Me!
Пришло время поработать со словосочетаниями, которые отобрали студенты.
Попросите учеников составить собственные упражнения и ключи к этим упражнениям для других групп. При этом студенты могут использовать словари коллокаций онлайн или в печатном виде. Преподаватель также может подсказать тип упражнения: дописать предложения, вставить словосочетания в предложения, дополнить словосочетания одним словом и т.д.
Это задание может быть выполнено как дома, так и в классе; в мини-группе, в паре и самостоятельно; за определённый промежуток времени или неограниченное время. Таким образом, у нас есть ещё одно универсальное упражнение.
Как видите, лексический подход позволяет нам использовать одну и ту же лексическую единицу в различных контекстах, упражнениях и абсолютно на всех уровнях изучения иностранного языка.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.