Как классному руководителю быть эффективным в диалоге с родителями учащихся?
Оценка 4.7

Как классному руководителю быть эффективным в диалоге с родителями учащихся?

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
классное руководство
14.09.2021
Как классному руководителю быть эффективным в диалоге с родителями учащихся?
знанио.docx

Добрый день.Меня зовут Салтанат Жанарбековна и мы с вами продолжаем разбирать очень важные вопросы, которые касаются возможностей содержательной формы сотрудничества школы и семьи.  Если мы в первом модуле поговорили про общие принципы и цели такого сотрудничества, то сегодня мы с Вами более прицельно сфокусируемся на том, что конкретно классный руководитель может сделать в этом очень важном и непростом деле. Итак тема, которую мы сейчас будем разбирать может быть сформулирована как вопрос. «Как классному руководителю быть эффективным в диалоге с родителями учащихся?», т. е. мы с вами постепенно переходим к технологическим возможностям и задачам такой эффективности.

Быть эффективным — это значит быть сориентированным. Не случайно этап ориентировки предшествует любому исполнительскому этапу. Что же здесь важно помнить? Важно помнить, что сегодня мы имеем дело не просто с семьей, мы имеем дело с современной семьей, которая мы уже обозначали имеет целый ряд характеристик в современной семье.  Для нее характерно и достаточно высокая вариативность тех изменений, которые происходят не только в обществе, но и в каждой конкретной семье. Отдельно хотелось бы еще добавить, что сегодня мы имеем достаточно большое количество детей, которые имеют особенности развития, назовем их так, но чаще всего это те проблемы, соматические проблемы и психологические проблемы, которые переводят  такого ученика в статус ребёнка с особыми образовательными потребностями или с ограниченными возможностями здоровья. И вот понимание степени соматического здоровья, соматического развития, физического развития ребенка — это тоже очень важный момент, который входит в этот ориентировочный этап. Ну и конечно, я думаю, что чаще всего мы будем сталкиваться сегодня, что семья имеет достаточно невысокий уровень мотивации, а главное невысокий уровень творческого отношения к вопросу построения семейных взаимоотношений и отношений с ребенком. Ну и, конечно, семейные традиции. Есть они или нет. Это тоже то, что должно быть прояснено на первом этапе работы. Конечно, на этом этапе можно побеседовать с родителями, но значительно более эффективным по времени, конечно, является метод анкетирования. Хотя, конечно, метод личных бесед - он обладает большим потенциалом, он дает больше информации, но имея ввиду, что сегодня перегружены все, в том числе или, в первую очередь, учителя и классный руководитель, то, конечно, мы говорим про метод анкетирования, как наиболее экономичный метод. Мне хотелось бы привести в качестве иллюстрации анкету, которая может быть использована на этом этапе, на этапе ориентировки. Обращаю ваше внимание на то, что первые слова - обращение к родителям - имеют очень большое значение. И если вы формулируете в этом начальном инструктивном письме, пишете о том, что заполненная анкета поможет нам увидеть сильные и слабые стороны нашей работы, а также внести необходимые коррективы в сотрудничество, обращение к самому родителю. Очень важно показать, что это нужно не только педагогу, но и нужно родителю. Ну и дальше приведу несколько примеров, вопросов. Часть из них являются формальными, но эти формальные вопросы дают нам ту самую демографическую рамку, которая очень важна. Например, это вопросы: Сколько лет вашей семье? Уже прекрасно понимаем, что молодая семья, средняя семья по стажу в районе 10 лет  и семья, которая перевалила уже за 15 лет. Стаж супружеской жизни и стаж семейных отношений больше 15 лет. По меньшей мере, вот эти 3 основные категории семейного стажа очень сильно меняют отношения родителей к семье, и на каждом этапе есть свои совершенно необыкновенные, удивительные, феноменальные события, возможности на каждом возрастном этапе ровно также как и на каждом этапе развития семьи, но есть и свои проблемы. Поэтому вот этот первый вопрос, он является начальным ориентировочным вопросом. Ну и надо понять сколько детей в семье, каковы они по возрасту, полу, чем они интересуются, увлекаются и есть ли у них хронические заболевания? И вы знаете по тому, как полно родители отвечают на эти вопросы, особенно отцы, тоже можно судить о том, насколько этот родитель включен действительно в реальное семейное отношение с ребенком. Следующий вопрос, он уже направлен на анализ содержательных проблем. Испытываете ли вы затруднения в воспитании своих детей? То есть мы прекрасно с вами понимаем для того, чтобы решать какую-то проблему надо сначала признать ее наличие. Да, и поэтому вот так грамотно составленный вопрос: «Испытываете ли вы трудности?», тут же мы говорим и делаем несколько строк. Т.е. мы подразумеваем, что, конечно, трудности есть в любой семье. Но вот этот ответ «Да», он заставляет родителя внутри согласиться с тем, что есть некоторые сложности, которые необходимо преодолевать. Четвертый вопрос — это вопрос, который помогает нам выявить ценностные ориентиры в семье. Мы с вами уже говорили в первом модуле о том, что сотрудничество учителя и родителя строится именно в той области, которая называется воспитание.  А воспитание — это всегда формирование ценностей, развитие ценностей, актуализация ценностей. Поэтому в такой опросник обязательно следует вставлять вопрос, который можно оставить открытым. Например: «Что для вашей семьи имеет наибольшую ценность в жизни?» и не давать никаких вариантов, а можно дать.

Слайд.

Вот здесь на слайде вы видите достаточно много возможных вариантов и дальше это ваш выбор. Вы можете попросить проранжировать эти ценности, вы можете попросить подчеркнуть три наиболее важные ценности или оставить вопрос, открытым так, чтобы родитель написал сам. Но вопрос чрезвычайно важный. Формы этого вопроса различны, но сам вопрос обязательно должен входить в этот ориентировочный этап. Дальше, «Есть ли у вашей семьи какие-то традиции и увлечения?» Этим вопросом мы пытаемся продиагностировать наличие   совместной семейной деятельности. «Есть ли нечто, что объединяет членов семьи?» Может быть, все вместе они ходят на лыжах, а может быть они все вместе ездят на дачу, а может быть они все вместе любят принимать гостей? Здесь содержание этой деятельности, может быть, играет вторичную роль. Первое, что нам позволяет выяснить ответ на этот вопрос, есть ли деятельность, которая объединяет членов семьи? Потому что огромное количество мероприятий, которая организует школа вместе с родителями, они как раз построены на совместной деятельности. И важно понимать с каким уровнем такой совместимости к нам приходят эти родители. Шестой вопрос, интересна ли вам история вашей семьи и знаете ли вы свою родословную? Зачем этот вопрос нужен? Этот вопрос предваряет будущий тематический проект, который связан с построением семейного дерева, с построением семейной истории. Потому что очень важно показать вот эту последовательность поколений, показать взаимосвязь поколений. Ровно так же, как каждая школа, каждая образовательная организация вправе гордиться своими успехами, своими достижениями, своей историей. Это то, что объединяет семью и школу. Следующий вопрос: принимают ли участие в воспитании детей ваши родители? То есть имеется в виду ваши бабушки и дедушки, прародители. Это тоже очень важный вопрос, потому что так бывает, что не столько родители, а сколько прародители в большей степени занимаются воспитанием детей. Если родитель очень занят на работе, если у него есть какие-то проблемы со здоровьем, то люди старшего поколения, часто находящиеся уже в  данный момент на пенсии,  оказывают неоценимую помощь молодой семье, которая пытается и решить вопросы профессионального развития, да и просто материального обеспечения и вопросы воспитания детей. И тогда возможно на такие совместные школьные мероприятия стоит приглашать не столько и не только маму и папу, сколько бабушку и дедушку. Восьмой вопрос, сложный вопрос, но очень необходимый. Возникают ли в вашей семье конфликты, если да, то из-за чего?  По опыту могу сказать, что на этот вопрос часто мы получаем анкету, где стоит прочерк, где родитель ничего не пишет. Я вообще настоятельно вам рекомендую не просто раздать эти анкеты, а комментировать каждый вопрос. Обращать внимание зачем нужен ответ на тот или иной вопрос, как эти ответы в дальнейшем будут использованы. И вот здесь я всегда убедительно прошу родителей все-таки на том уровне на каком они готовы это сделать, хотя бы обозначить те конфликтные ситуации, которые в их семье возникают. Конечно мы не берем супружеские конфликты, мы говорим только о детско-родительских конфликтах, но если мы имеем дело с учащимися уже 7-8-9 классов, то это такой классический подростковый возраст с его не менее классическим подростковым кризисом, то мы совершенно точно будем уверены, что в любой семье, просто в той или  иной степени выраженности непременно присутствуют элементы, а может быть даже целые паттерны конфликтного поведения. И если родитель хотя бы обозначает нам конфликтную область, то это может стать предметом и специального тренинга, и позже мы будем говорить о такой онлайн консультации для родителей. Вот эта информация о конфликтах, она чрезвычайно важна, потому что именно здесь чаще всего происходит разрыв детско-родительских отношений. Как долго Ваш ребенок посещает наше учреждение? Потому что совершенно понятно, что к 8 классу кто-то из детей восьмой год ходит в эту школу, а кто-то недавно перевелся. И есть родители, которые уже достаточно хорошо сориентированы в тех традициях, в тех требованиях, которые предъявляет конкретная школа, есть те, кто не успели еще вписаться. Что ему, обращаю ваше внимание, вашему ребенку, нравится здесь в нашей школе? И даже, если родители не могут сразу ответить на этот вопрос, его все равно стоить оставить в этой анкете. Как показывают наши многочисленные исследования, этот вопрос они начинают задавать детям, это очень важно. Когда родитель, возвращаясь с собрания, рассказывает ребенку не о том, какой он там неуспевающий, какие у него проблемы в дисциплине, как учителя были недовольны, какими требованиями сегодня школа оперирует по отношению к этому ребенку, а когда ему говорят,: « А что тебе больше всего нравится в школе?», и это может быть начало, та самая дверь, которая позволит построить такой эмоциональный разговор ребенка и родителя.  Следующий одиннадцатый вопрос: это вопрос в большей степени на осознавание. Что на ваш взгляд является наиболее полезным?  Потому что школа должна быть полезной ребенку. Ну и дальше вопросы, которые забрасывают удочку, так метафорично скажем, на будущее сотрудничество школы и семьи. Была ли бы вам интересна совместная деятельность со своими детьми в рамках организованных нами мероприятий, и какие конкретно направления деятельности вам были бы наиболее интересны, вам и вашим детям? Тут же можно и предложить на выбор: спортивные, интеллектуальные, творческие, развивающее или, может быть, родитель напишет что-то свое, но здесь мы тоже задаем те самые направления, в которых может происходить вот эта совместная деятельность. Дальше мы предлагаем родителю включиться в оценку того, какие формы семейной работы кажутся ему наиболее привлекательными, удобными. Мы с вами прекрасно понимаем, как профессионалы, что, когда человек включается в процесс принятия какого-то решения, он значительно более ответственно начинает относиться к выполнению этого решения. Даже если он не согласен с тем, какой вариант решения принят. Но само обсуждение, само участие в обсуждении, даже с точки зрения планирования, заставляет человека чувствовать себя включенным в этот процесс и воспринимать его как собственный. Поэтому, когда мы предлагаем родителям на выбор некоторые варианты, конечно, здесь необходимо включить те формы семейной работы, которые в вашей школе освоены или которые вы планируете осваивать — это, например: семейный клуб, семейный досуг, семейные занятия спортом, семейные оздоровительные мероприятия. Вот вы обращаете внимание на то, что каждая новая форма начинается со слова семейное. Мы подчеркиваем, что для нас очень важно не просто, чтобы дети приходили в школу, чтобы они не просто хорошо учились, а нам очень важно, чтобы семья включалась в этот процесс. Это и семейно-творческие мастерские, и консультативно-тренинговая работа, ну и, конечно, мы по-прежнему оставляем, только сдвигаем это уже на нижние позиции списка. Это традиционные родительские собрания, методическо- консультативная интернет поддержка. Ну и наконец два последних, но очень важных вопроса. Посмотрите они взаимосвязаны. Какую помощь Вы хотели бы получить от школы? и Какую помощь Вы готовы оказать школе? Вот очень важно, чтобы эти вопросы были рядом друг с другом, потому что они как раз и задают весь смысл сотрудничества школы и семьи. Когда родители готовы вкладывать и готовы получать.

Быть эффективным — это ставить и понимать поставленные задачи. Каковы же основные задачи классного руководителя в работе с семьей?

1.      Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. В отличие от учителя-предметника, классный руководитель - такая уникальная педагогическая специализация совершенно уникальная, она как раз позволяет выстраивать контакт с каждой семьей, с каждым ребенком.

2.      Объединить усилия для развития, воспитания и социализации детей.

3.      Это создать атмосферу взаимопонимания, общения и эмоциональной взаимоподдержки.

4.      Активизировать и обогащать воспитательные умения и творческие способности родителей, а также поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, это очень важно. Важно не просто просвещать с высоты своего педагогического мастерства, но важно поддерживать эту уверенность.

Быть эффективным — это значит уметь мотивировать других на совместную деятельность. Мы сегодня отмечаем, что родители не просто не знают, как лучше воспитывать своих детей, но они еще не очень готовы этому учиться. И поэтому вопросы о мотивации — это ключевые вопросы. Вот перед вами несколько примеров, аргументов, которые можно использовать, мотивируя родителей на вот такую совместную деятельность. Самый главный аргумент — это то, что в выигрыше окажется ваш ребенок, что это позволит нам учителям, педагогам, позволит более индивидуализировано подходить к вашему ребенку. Потому что кто же, как не вы так хорошо знает своего ребенка. Это возможность учетов интересов конкретной семьи и интересов родителей в ситуации, например: выбора специализации в рамках школьного обучения, в выборе дополнительного образования ребенка. Ну и важно подчеркивать, что вот такие совместные мероприятия работают на сплочение семьи, на укрепление семейных связей, на нахождение общих интересов и занятий.

Быть эффективным — это ориентироваться на критерии эффективности. Очень важно, начиная какое-то дело понимать, а по каким критериям мы будем оценивать успешно или неуспешно? Вот нам педагогам очень привычна такая парадигма. Мы с вами прекрасно понимаем, когда начинаем проводить какой-то урок, какое-то любое обучение, длительное, что полученный результат нам надо будет оценить, и у нас есть критерий, по которому мы это делаем. Вот ровно также эту сеточку свою профессиональную, можно наложить и на построение работы с родителями. Что это за критерии?

1. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности. Это стремление совершать как можно меньше ошибок, стремление анализировать собственное отношение — это прекрасный результат. Если по этому критерию мы говорим – да, дело сделано, да есть существенные продвижения, мы можем сказать, что мы были эффективными.

 2. Дальше это изменение характера вопросов и запросов родителей. Мы совершенно прекрасно понимаем с вами как педагоги, что по тому какой вопрос ребенок задает на уроке, мы можем понять, а насколько он вообще готов к уроку. Читал он, готовился, думал, размышлял? Вот качество вопроса, степень вопроса - они очень диагностичны и очень показательны. Ровно так же, как и вопросы родителей. Если в начале педагогического просвещения родители часто задают вопрос: «Как справиться с ребенком? Как заставить его делать уроки?», то спустя некоторое время мы отмечаем, что родители говорят: «А как помочь ребенку определиться? Как вместе с ребенком сделать интересный проект?» и т. д. Вот характер этих вопросов и запросов меняется, и это тоже очень важный критерий эффективности совместной работы.

3 критерий - рост посещаемости различных мероприятий. И часто, когда школа начинает в системе реализовывать вот эту практику работы с родителями, то на первые мероприятия часто приходят единицы. Ну родители как мы сказали перегружены, они не очень понимают, они боятся, что их будут сравнивать между собой. Они же знают, что школа — это там, где меряют, где выставляют оценки, и они психологически часто напряжены и боятся участвовать в таких мероприятиях. Особенно если это какие-то конкурсы, если это квесты, если это олимпиады. Мы, кстати, проводим очень интересные родительские олимпиады, но только не вначале. Вначале, конечно, нужно планировать такие мероприятия, которые минимально требуют участия родителей. То есть сначала родитель как слушатель, затем размещаем фотографии родителей, конечно, важно поймать какие-то удачные кадры, когда люди улыбаются, когда они внимательно слушают. Мы размещаем это на сайте школы, таким образом привлекая, давая возможность другим увидеть, что их коллеги, родители были на этом мероприятии. Может быть они написали несколько отзывов, они посмотрели фотографии. И постепенно вот этот труд, если он совершается правильно, он обязательно дает свой результат. И постепенно количество людей, которые начинают принимать участие в различных формах работы с семьей, оно безусловно увеличивается.

Следующий критерий — это положительное мнение родителей о воспитании школьников. Когда родители говорят: «Да, ребенок стал более воспитанным. Да, ребенок стал помогать по дому». Ребенок говорит: «Мама, я хочу позаботиться о тебе». Вот эти проявления, если родители это связывают со школой, конечно, это формирует его положительное отношение, выступает как критерий.

Дальше, улучшение микроклимата в неблагополучных семьях. Ну здесь не столько мы, а сколько наши коллеги-психологи будут оказывать большую роль, большую помощь в том, чтобы сказать улучшился ли этот микроклимат или нет. Хотя, конечно, я думаю, что любой из вас, встречаясь с ребенком, разговаривая с ним, тем более у вас есть уникальная возможность встретиться с ним не только на уроке,  но и  на переменке, на каком-то внеклассном мероприятии,  в какой-то форме внеурочной деятельности, мы можем понять, как меняется эмоциональное состояние ребенка. И так это тоже критерий эффективности работы с семьей.

Ну и вершиной этих критериев является повышение активности и инициативности родителей в вопросах сотрудничества.  Я думаю, что никто из вас не заблуждается в том, что в начале собственной активности у родителей может не быть. Я бы сказала так, это маловероятно, что эта активность будет, но постепенно, еще раз повторяю, ровно так, когда ребенок рождается, он не умеет говорить, он не умеет ходить, но постепенно, день ото дня, он становится все более и более компетентным, взрослеет и в том числе появляется вот эта активность и инициативность.

Быть эффективным — это распределять роли и ответственность. И здесь вы можете опираться на некоторые вопросы, на некоторые данные. Ну к примеру такой вопрос: в чем вы видите основу взаимодействия с семьей? Вот этот вопрос мы задавали учителям, классным руководителям и основная часть ответов показала, что основу сотрудничества педагоги видят в единстве целей, задач и требований, во взаимопомощи и понимании, и в совместной деятельности. Но небольшая только часть педагогов сказала, что она готова к такому сотрудничеству. Подавляющее большинство считает себя более компетентными в этой роли и готовы выступать только как наставники и учителя. Но здесь важно понимать, что мы партнеры. И вот это распределение ролей партнерских и ответственность – паритетные. Это конечно тоже отдельное правило эффективности.

Быть эффективным - определять формы взаимодействия. Когда мы опросили наших московских учителей, классных руководителей о том, какие формы взаимодействия  с родителями по их опыту наиболее успешны, то, конечно, наряду с традиционными формами взаимодействия ( Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, организация досуга), а они занимали очень большое место, то есть они по-прежнему популярны, они по-прежнему эффективны. Ну возможно, потому что продолжает работать много педагогов, для которых эти формы известны, понятны, знакомы и в них они себя чувствуют компетентными, но наряду с этим, педагоги называют и те формы, которые они используют сегодня. Это и совместные проекты, круглые столы, мастер-классы, интернет консультирования. И аргументируя выбор той или иной формы взаимодействия с родителями, мы задавали такой вопрос: «Как вы выбираете форму? Что для вас является основанием для выбора: семейный клуб или семейный проект. Вот как вы определяете?» Учителя говорят нам о том, что это во многом зависит от того, что выбирают родители. Но это во многом зависит от возраста детей, потому что эти проекты связаны не только с участием родителей, а родителей с детьми. И мы прекрасно понимаем, что, если мы находимся прям на пике подросткового кризиса, то привлечь ребенка к целому ряду форм практически невозможно. «Используете ли вы технологию проектной деятельности в работе с родителями?», спрашивали мы. И 17% педагогов всего-навсего сказали, что они не используют. 83% (порядка 2000 педагогов мы опросили), используют технологию проектной деятельности в работе с родителями и говорят о том, что она очень эффективная. Среди самых распространенных тем, таких семейных проектов выступает как раз история семьи, в целом мы назвали ее музейная педагогика, где не только история семьи, но может быть история города, история края, здоровый образ жизни и то, что касается эстетического воспитания, это вопросы красоты, вопросы дизайна, вот эти проекты очень интересны. Нам нужно найти проект, который будет интересен подростку, школьнику и его родителям. Приведу несколько примеров, тематических уже примеров работы школ — это образовательные организации и семьи: круглые столы. Вот какие темы круглых столов оказались лидерами по эффективности, по комфортности для организации: «Детская дружба», «Первая любовь», «Гаджеты: когда и сколько?». Это вопросы для родительской дискуссии.  Это вопросы, по которым каждому родителю есть что сказать. Формулируя тему круглого стола, очень важно обеспечить включенность родителей в такой разговор. Дальше тематические выставки. Это и здоровый образ жизни, конструктивное поведение в конфликтной ситуации, подростковый возраст. Часто родители забывают собственный подростковый возраст. Не являясь специалистами в области возрастной психологии, допускают, к сожалению, банальные такие рядовые ошибки, которых можно легко избежать, если помочь с нашей стороны родителю сориентироваться в том, какие возрастные особенности абсолютно не избежны. На базе образовательной организации могут быть организованы консультации специалистов. Мы начали сегодня нашу встречу с того, что обозначали, что все больше и больше детей, которые получают статус ребенка с особыми образовательными проблемами, потребностями. И поэтому сегодня одному педагогу не справиться даже работая с семьей. Поэтому крайне важно организовать, включить в эту работу разных специалистов: психолога, педиатра, логопеда, невропатолога, ортопеда, учителя-предметника, педагога дополнительного образования. Любой ваш союзник ценен в работе с семьей. Дальше семейные спортивные встречи. Ну здесь традиционное название. Следующая форма — это почта доверия или телефон доверия. Вы знаете практика показывает, что лучше, когда родители пишут на почту, реже они звонят, семья помогает семье, можно организовать, обратите внимание это уникальная совершенно форма, не когда учитель и родитель, а когда родитель-родитель, когда мы замыкаем одну семью на другую семью, они начинают обсуждать и решать какие-то совместные вопросы и делиться опытом семейного воспитания. Семейные проекты, то есть, это такие длительные задания, в которых участвует вся семья: «Наша родословная», «Наш микрорайон», «Наша дача», «Наш домашний питомец», «Мамины рецепты», «Готовим вместе» и т.д. Очень интересная форма работы — это интервью с родителями и детьми. Когда мы просим детей взять интервью у родителей. Это могут быть какие-то отдельные темы. Например: «Любите ли вы спорт, если да, то какой вид?», «Ваши семейные традиции». Родительская гостиная- более свободная форма, просветительская, где проводятся беседы о здоровом образе жизни, важная проблема «Мы ждем ребенка» и «Как помочь уже имеющимся детям принять этот факт, отнестись к этому конструктивно, ждать вместе этого ребенка», «Как отдыхать вместе?» тоже потрясающая интересная тема для гостиной. Вот дальше уже начинается, когда родители включились  в вашу работу, когда они уже перестали бояться, они поняли что вы их не оцениваете, что вы им помогаете, вот дальше уже можно переходить к соревновательным формам: «Конкурс семейных талантов», «Вокальное пение», «Танцы всей семьей», но об этом можно только мечтать, хотя бы «Конкурс на лучший рисунок, лучшую настольную игру». Дальше это творческие мастер-классы: «Рисуем вместе», «Оригами на двоих», «Делаем игрушки для нашей елки». Ну это для детей помладше. Очень интересная форма работы это- благотворительные ярмарки семейных поделок, т. е когда мы не просто просим принести, не конкурс устраиваем, а мы делаем поделки, которые потом поступают либо в благотворительный фонд, либо продаются и деньги поступают на благое дело. Вот совместное участие детей и родителей в таких проектах действительно создаёт духовную основу для семейного взаимодействия. Портфолио семейного успеха, мы приучаем семью вести такую последовательность семейных достижений. Это могут быть и фотосообщения, презентация, любые семейные достижения. Мы прекрасно с Вами понимаем, что сегодня любой молодой человек, выходя на рынок труда, предоставляет свое портфолио, он должен уметь быстро, грамотно, качественно презентовать свои успехи, свои возможности, свои интересы, свои компетенции. Если семья вместе с ребенком рано начинает систематизировать вот эти успехи, то потом на собеседованиях проблем становится значительно меньше или вовсе их не бывает. Аукцион секретов воспитания — это интересная форма работы, психологический киноклуб. Когда родители вместе смотрят небольшой фильм, может быть даже мультипликационный фильм, даже тот, который вы просмотрели в конце первого модуля. Но вот совместное обсуждение, конечно хорошо было бы позвать психолога, который помог бы вам как классному руководителю организовать этот процесс, как более глубокий процесс. Использование сайта образовательной организации для информирования, получения обратной связи по вопросам взаимодействия педагогов и родителей, и создание родительского интернет-сообщества на информационной платформе образовательной организации, не группа в «ватсаппе» или в «в контакте», а именно на платформе школы. Тогда родители понимают, что они включены, они понимают, что они являются субъектами образования и более личностно в это включаются.

Быть эффективным — это быть авторитетным. Здесь очень важно вместе с администрацией вашей школы продумать какие-либо способы повышения авторитета классного руководителя. Например: торжественное вручение на родительском собрании почетной грамоты за заслуги, за высокий показатель, не просто на педсовете, а именно на собрании. Оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога, организовать письмо от родителей выпускников, оформить холл фотографиями лучших педагогов школы с кратким описанием их личностных достижений.

Итак, завершая сегодняшний наш очень важный разговор в этом модуле, мы с вами отвечали на вопрос, «Как классному руководителю быть эффективным в диалоге с родителями учащихся?».

Еще раз резюмируя, хочу подчеркнуть, что психолого-педагогическое сопровождение семьи включают в себя следующие элементы, когда вы будете прописывать программу такой работы, вот перед вами все основные элементы этой программы, концепции этой программы. Они представлены: — это цель, задачи, принципы, содержательные приоритеты, ценностные приоритеты, направления, этапы, условия и критерии эффективности.  Практически каждый из этих элементов мы разобрали. Можно просто еще раз просмотреть, что цель - это оказание помощи; задачи, мы называли в самом начале - это установление партнерских отношений, активизация родительского потенциала; принципы - осознанности, согласованности, открытости, вариативности, паритетности, динамичности; содержательные приоритеты - здоровье, нравственное и творческое развитие ребёнка(они ещё раз подчёркнуты в ценностных приоритетах: здоровье, нравственность и культура); направления работы - это ознакомление педагогов с системой требований, форм, технологий работы, повышение педагогической культуры, только тогда можно говорить о сотрудничестве; этапы - ориентировочный, мотивационный, построение задач, определение перспектив дальнейшего сотрудничества; к условиям относятся - компетентность и культура, согласованность, активные формы взаимодействия и административное стимулирование, поддержка авторитета. Ну еще раз мы с вами завершаем этот подводящей итоги круг, подходим снова к критериям эффективности, которые мы разобрали, они завершают любую программу.

Благодарю за внимание.


 

Добрый день.Меня зовут Салтанат

Добрый день.Меня зовут Салтанат

Обращаю ваше внимание на то, что первые слова - обращение к родителям - имеют очень большое значение

Обращаю ваше внимание на то, что первые слова - обращение к родителям - имеют очень большое значение

Что для вашей семьи имеет наибольшую ценность в жизни?» и не давать никаких вариантов, а можно дать

Что для вашей семьи имеет наибольшую ценность в жизни?» и не давать никаких вариантов, а можно дать

Восьмой вопрос, сложный вопрос, но очень необходимый

Восьмой вопрос, сложный вопрос, но очень необходимый

Была ли бы вам интересна совместная деятельность со своими детьми в рамках организованных нами мероприятий, и какие конкретно направления деятельности вам были бы наиболее интересны,…

Была ли бы вам интересна совместная деятельность со своими детьми в рамках организованных нами мероприятий, и какие конкретно направления деятельности вам были бы наиболее интересны,…

Объединить усилия для развития, воспитания и социализации детей

Объединить усилия для развития, воспитания и социализации детей

Если по этому критерию мы говорим – да, дело сделано, да есть существенные продвижения, мы можем сказать, что мы были эффективными

Если по этому критерию мы говорим – да, дело сделано, да есть существенные продвижения, мы можем сказать, что мы были эффективными

Вот эти проявления, если родители это связывают со школой, конечно, это формирует его положительное отношение, выступает как критерий

Вот эти проявления, если родители это связывают со школой, конечно, это формирует его положительное отношение, выступает как критерий

Ну возможно, потому что продолжает работать много педагогов, для которых эти формы известны, понятны, знакомы и в них они себя чувствуют компетентными, но наряду с…

Ну возможно, потому что продолжает работать много педагогов, для которых эти формы известны, понятны, знакомы и в них они себя чувствуют компетентными, но наряду с…

Мы начали сегодня нашу встречу с того, что обозначали, что все больше и больше детей, которые получают статус ребенка с особыми образовательными проблемами, потребностями

Мы начали сегодня нашу встречу с того, что обозначали, что все больше и больше детей, которые получают статус ребенка с особыми образовательными проблемами, потребностями

Портфолио семейного успеха, мы приучаем семью вести такую последовательность семейных достижений

Портфолио семейного успеха, мы приучаем семью вести такую последовательность семейных достижений

Практически каждый из этих элементов мы разобрали

Практически каждый из этих элементов мы разобрали
Скачать файл