Ещенко Л.А.
Учитель биологии, экологии и
байкаловедения, высшей категории.
Тема урока: как люди появились на Байкале и заселили
Прибайкалье и Забайкалье.
Цели:
Образовательная:
Продолжить знакомство учащихся с историей заселения побережья озера человеком.
Развивающая:
Развивать у учащихся умение работать с дополнительной литературой и
дисками по байкаловедению.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края и
прививать интерес к изучению истории своей Родины.
Задачи:
1. Популяризация знаний о Байкале.
2. Привлечение учащихся к изучению озера и его истории.
Материалы и оборудование: учебное пособие «Байкаловедение 6,7 класс» Кузевановой Е.Н., диск «Энциклопедия Байкала», диск «Байкал», атлас «История земли сибирской».
Тип урока: урок изучения нового материала.
План и вопросы урока:
Вопросы |
Методы и формы работы |
Формы контроля |
1.Как люди появились на Байкале. |
Объяснительно- иллюстративный |
Задания по карте |
2. Как люди заселяли Прибайкалье и Забайкалье. |
Лекция, беседа |
Задания |
3. Подведение итогов |
|
Опрос |
Ход урока:
1.Организационно- мотивационный момент.
2.Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы познакомимся с историей заселения людьми
Прибайкалья и Забайкалья, с их традициями и культурой.
Как люди появились на Байкале.
Самые первые поселения человека в Иркутской области были обнаружены в 100 км. От Иркутска, у деревень Мальта и Нижняя Буреть. Возраст поселений – 24-25 тыс. лет. Жители этих стоянок занимались охотой, рыбной ловлей и сбором растений. На Байкале возраст стоянок древних людей датируется 7-5 веками до н. э.. Они обнаружены на Малом море, в бухте Песчаная, в Кадильной, в дельте реки Селенги, на о. Ольхон. Люди жили в пещерах, занимались охотой и рыболовством. Свой окружающий мир, свои ценности они отразили в наскальных рисунках. Наиболее известные находятся в бухтах Саган Заба, Ая. Это фигурки гусей, оленя, зайцев, лошадей, охотников шаманов.
Как люди заселяли Прибайкалье.
Древнейшие жители Восточной Сибири – курыканы, тюркского происхождения. Они занимались скотоводством и земледелием, владели письменностью. В 10-11 веках на Байкале появились монголоязычные племена. Смешанные браки между монголами и местными жителями привели к возникновению предков бурят. Они селились в долинах рек Ангара, Селенга, Баргузин и на о. Ольхон.
Бурятские роды и племена в древности, и средневековье составляли единую этническую общность с другими монгольскими племенами. Древняя и средневековая история Бурятии - неотъемлемая часть единого монгольского мира.
Бурятские племена в древности жили на северной окраине монгольского мира, в регионе, носившем название Баргуджин-Тукум, по обеим сторонам озера Байкал.
В эпоху Чингисхана и буряты входили в состав великого монгольского государства.
В середине XVII века Бурятия была присоединена к России, в связи, с чем территории по обе стороны от Байкала отделились от Монголии. В условиях российской государственности начался процесс консолидации различных групп и племен. Факторами этого процесса послужили новое административно-политическое управление, вхождение в российскую хозяйственно-административную систему, этнокультурное влияние русского народа. В итоге к концу XIX века образовалась новая общность - бурятский этнос.
В1958 году Бурят-Монгольская АССР преобразована в Бурятскую АССР, в 1992 году в Республику Бурятия.
Кроме бурят Прибайкалье населяли тунгусы или эвенки. Они занимались охотой, оленеводством, вели кочевой образ жизни.
Освоение Забайкалья русскими
Бурятское население районов, прилегающих к Байкалу, вошло в контакт с русскими с начала 40-х годов XVII века.
В 1638 году для «проведывания новых землиц» на реку Витим был отправлен казачий атаман Максим Перфильев. Первым исследователем, который оставил для потомков "Чертеж Байкала и в Байкал падучим рекам", а также сведения о рыбах озера и пушных зверях прибрежной тайги следует считать казачьего пятидесятника, землепроходца Курбата Иванова. Он в 1643 году из Верхоленского острога с группой казаков и промышленных людей достиг западных берегов Байкала, побывав на острове Ольхон.
Атаман Василий Колесников летом 1644 г. дошел до Верхней Ангары, где срубил острог, давший начало Нижнеангарску.
Освоение Забайкалья связано с основанием Баргузинского острога в 1648 году Иваном Галкиным. Баргузинский острог на короткое время становится административным, политическим и хозяйственным центром Забайкалья, откуда служилые люди распространяли свои действия на новые земли.
В 1665 году казаки во главе с Григорием Ловцовым добрались по Селенге до устья Чикоя и поставили Селенгинский острог. А год спустя в устье реки Уды срубили зимовье, которое позднее стало острогом и городом Верхнеудинском.
С середины XVII века за Байкал, согласно манифесту императрицы Екатерины II, были переселены из Европейской России семьи старообрядцев. Часть староверов была отправлена в Сибирь насильно под конвоем солдат и казаков, а часть прибыла по собственному желанию. Старообрядцев привлекали в Сибири свободные земли, отсутствие помещичьей опеки, льготы по платежу податей и повинностей, а также помощь правительства при переселении на новые земли. Старообрядцы селились семьями. Поэтому местные жители стали их называть «семейскими».
Национальные традиции и культура.
Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят было скотоводство. Оно сохраняло свое ведущее значение и позже, хотя под влияние русских крестьян буряты все больше стали заниматься пашенным земледелием. В Забайкалье было развито типично монгольское кочевое хозяйство, пастбищное. Разводили рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. Вспомогательное значение имели охота и рыболовство. Промышляли пушного и мясного зверя (белку, соболя, зайца, сурка, рысь, бобра, кабаргу, лося, медведя, волка). Главное орудие охоты у бурят - лук со стрелами. Рыболовство было развито на побережье Байкала. Существовал промысел нерпы.
В XVII веке буряты занимались выплавкой железа, добычей слюды и соли. Из ремесел были развиты кузнечное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи (упряжи), одежды и обуви, столярное и плотничное дело.
Традиционное жилище бурят - юрта войлочная и деревянная, служила не только жилым, но и хозяйственным помещением, где ранней весной содержали телят и ягнят. Небольшиеразмеры помещения и необходимость перекочевок (2-4 раза в год) определяли набор предметов домашнего обихода.
Традиционно посуду и утварь буряты делали из кожи, дерева, металла, войлока. В юрте помещались деревянные сундуки, кожаные сумки и войлочные изделия. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, постелью и божницей или онгонами. По традиции юрта (если стоять лицом к северной ее части) делилась на мужскую (левую) и женскую (правую) половину. В мужской находилось сбруя, орудия труда и вооружение, а в женской домашняя утварь и продукты питания. Северная сторона юрты считалась почетной и предназначенной для приема гостей. В центре юрты находился очаг, а вверху оставалось отверстие для выхода дыма. Как у всех монгольских народов, бурятская юрта ставилась входом на юг.Непременным атрибутом бурятского двора являлась коновязь (сэргэ) в виде столба высотой 1,7-1,9 метра, с резным орнаментом в верхней части. Коновязь была предметом почитания, символизировала благополучие и социальный статус хозяина.
Традиционной формой одежды для бурят являются: меховые шубы, шапки, халаты из ткани, унты, женские верхние безрукавки и т.п. Одежда особенно женская украшалась разноцветным материалом, серебром и золотом. В набор украшений входили различного рода серьги, браслеты, кольца, кораллы и монеты. У мужчин украшениями служили пояса, ножи, трубки, огнива.
Кочевое и полукочевое хозяйство обусловило и тип пищи. Мясо и различные молочные продукты были основным питанием бурят. Из молока приготовляли варенец, сырки, сушеный творог, пенки. Масло получали из сметаны. Из кобыльего молока приготовляли кумыс, а из коровьего - молочную водку (архи). Мясная пища занимала исключительно важное место в питание бурят, особенно зимой. Лучшим мясом считалась конина, а затем баранина. Широко употребляли в пищу растения и коренья, заготовляли их на зиму (полевой лук, черемша, сарана).
Постепенно образовалась собственно бурятская культура. Одним из древних и наиболее ярких видов духовной культуры бурят является фольклор. Основные жанры - мифы, легенды, предания, героический эпос, сказки, песни.
В народном искусстве бурят большое место занимает художественная обработка металла, дерева, камня и кости. Наиболее массовый вид народного искусства танец. Буряты занятые охотой и животноводством в танце образно запечатлели повадки и характер зверей, птиц, домашних животных (танцы глухаря, орла, наездника, танец - хоровод Ехор).
Особый раздел составляют музыкально-драматическое искусство культового назначения - шаманские и буддийские ритуальные действия, мистерии.
В настоящее время из традиционных праздников самыми популярными являются Сагаалган - Новый год по лунному календарю отмечается в январе - феврале и длится в течение месяца. Сурхарбаан празднуют летом, он сопровождается спортивными состязаниями и народными гуляниями.
3.Закрепление изученного материала.
А) Работа с терминологией урока.
Расставьте в правильном порядке, по мере их появления на Байкале, следующие народы: русские, эвенки, монголы, буряты, курыканы.
Соедините друг с другом следующие понятия:
Наскальные рисунки-
Курыканы-
Предки монгол-
Курбат Иванов-
Саган-Заба-
Казачий атаман-
Буряты-
Древнейшие жители Сибири-
Б) Укажите на карте места стоянок древнего человека на Байкале.
4. Подведение итогов урока: обсуждение, выводы и выставление оценок.
5.Домашнее задание: учебное пособие «Байкаловедение 6,7 класс» Кузевановой Е.Н. стр. 158-170, записи в тетради.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.