Как могут помочь родители детям в преодолении дисграфии?
Оценка 4.7

Как могут помочь родители детям в преодолении дисграфии?

Оценка 4.7
docx
26.01.2020
Как могут помочь родители детям в преодолении дисграфии?
конс.для родит..docx

Как могут помочь родители детям в преодолении дисграфии?

 


Для успешного овладения письмом (его техни­кой) у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые пред­посылки письма:

1.  Различение на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звон­кие-глухие, мягкие-твердые, свистящие-шипя­щие, Р-Л-Й).

2.  Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия замен одних звуков другими, типа СЫСКА вместо ШИШКА, ЛОЖОК вместо РОЖОК и пр.).

3.  Владение простейшими видами анализа, доступ­ными детям дошкольного возраста, а именно:

а)        выделение звука на фоне слова (например: «Есть ли звук Р в слове РЫБА?  А  в словах ШАР, КАРТИНА?»);

б)        определение места звука в слове (начало, середина, конец). Например: «На каком месте в слове МАШИНА находится звук Ш — в начале, в середине или в конце? А в словах ШУБА, ЕРШ?»;

в) выделение ударного гласного звука из начала и конца слова, например: «Какой первый звук в слове АИСТ? Какой последний звук в слове МАК?»

В процессе специального обучения по программе детского сада дошкольники овладевают и более сложными видами звукового анализа слов.

4. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений (умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве (круг, овал, квадрат, треугольник; большой — ма­ленький, больше — меньше; вверху-внизу, справа-слева), что необходимо для прочного усвоения  зрительных образов букв.

В случае несформированности названных предпо­сылок письма к началу обучения грамоте ребенок не­избежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что и приведет к появлению у него дисграфических оши­бок, не связанных с незнанием грамматических пра­вил. До правил здесь еще просто не дошло — ребенок «застрял» на гораздо более раннем этапе, на этапе овладения самой техникой письма. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошиб­ки (таким детям труднее усваивать правила), кото­рые будут «сосуществовать» с дисграфическими.

Надо сказать и о возможной несформированности у ребенка к началу школьного обучения грамма­тических систем. Это выражается в неправильном со­гласовании слов в устной речи, в ошибках при употреб­лении предлогов и пр. Например, ребенок говорит НА СТУЛЬЕВ вместо НА СТУЛЬЯХ, ГОЛУБАЯ НЁБО вместо ГОЛУБОЕ НЕБО, ПЯТЬ БЕРЕЗОВ вместо ПЯТЬ БЕРЕЗ и т. д. Естественно, что все это также бу­дет отражаться на письме и существенно затруднит ус­воение грамматических правил. Такого рода ошибки тоже принято относить к дисграфическим.

Помимо строго дифференцированного подхода к разным группам ошибок в работе над ними очень важна и сама орга­низация этого процесса, особенно в «трудных» случаях.

Поскольку ребенок уже привык считать себя «безграмот­ным», и предшествующие безрезультатные или почти безре­зультатные занятия с ним оставили в его душе нежелатель­ный след, постарайтесь прежде всего коренным образом из­менить само его отношение к домашним занятиям над ошибками. Поговорите с ребенком, объясните ему, что теперь вы будете заниматься совсем иначе, что ошибки у него обяза­тельно исчезнут, и очень скоро он сам это увидит. Основная цель такого разговора - успокоить ребенка и заинтересовать его предстоящей работой, вызвать у него искреннее желание «писать без ошибок». Этот положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по при­нуждению, при негативном отношении к ним со стороны ре­бенка не дают и не могут дать положительного результата.

Занимайтесь с ребенком обязательно ежедневно, но недолго. Определите заранее вместе с ним ту «норму», которую ему пред­стоит выполнить (в количестве строк или минут и четко соблю­дайте ее, никогда не требуя лишнего). Зная заранее о небольшом и вполне определенном объеме работы, ребенок спокойно возьмется за нее и постарается выполнить как можно лучше.

Проводите занятия таким образом, чтобы ребенок каждый раз имел возможность видеть их положительный результат, проявляющийся в полном отсутствии ошибок. Каждый раз обязательно похвалите за это ребенка, скажите ему, что «ошибки сдаются», и закончите занятия на оптимистической ноте, обусловленной уверенностью в успехе.

Во всех случаях тренировочные упражнения лучше всего начинать с так называемых предупредительных диктовок, основной целью которых является предупреждение ошибоч­ного написания слов. Для этого перед записью каждого «сомнительного» слова необходимо спра­шивать ребенка, как он собирается это слово написать. И только по мере упрочения навыка правильного напи­сания слов можно постепенно переходить к контрольным диктовкам и к упражнениям на вставку самим ребенком про­пущенных букв.

Соблюдение именно такой последовательности в письмен­ных упражнениях приучит ребенка думать, прежде чем пи­сать, что исключит возможность проявления ошибок при письме. Только таким путем можно «приучить» и его руку к правильному написанию слов, что в конечном итоге позво­лит довести навык правильного письма до автоматизма.

Несколько советов о том, как снять страх ребенка перед непреодолимыми (на его взгляд) трудностями, как помочь ему поверить в себя, как научить рабо­тать, не боясь неудач.

Не сравнивайте своего ребенка с то­варищами, знакомыми, братьями и сес­трами, подчеркивая его неудачи или ус­пехи других детей.

Часто родители делают это из лучших побуждений: «Видишь, у тебя некрасиво, а у Иры красиво», «С Алешей у меня никаких забот, а ты сам уроки сделать не можешь как следует». Все это травмирует ребенка, обостряет ситуацию неудачи. Кстати, оценка (оценивание) ребенка взрослым и особенно учителем оказывает серьезное влияние не только на самоощущение и самооценку. Обще­известно, что от этой оценки во многом зависит отношение к ребенку однокласс­ников («Я с ним сидеть не хочу: Галина Васильевна ему все время замечания де­лает») и взрослых, своих и чужих. Пред­ставьте, как неуютно, одиноко и страш­но малышу, который не только не может сам справиться с трудностями, но и ощу­щает вокруг себя неприязнь, чувствует негативное отношение к себе. «Я всегда с большой тревогой думаю о психозе погони за отличными отметками, — пи­сал В.А.Сухомлинский. — Этот психоз рождается в семье и захватывает педаго­гов, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время способнос­тей, чтобы учиться на «отлично», а роди­тели требуют от него только пятерок, в крайнем случае, пятерок с четверками, и несчастный школьник, получая тройки, чувствует себя чуть ли не преступником».

Если есть хоть малейший прогресс, похвалите, подбодрите, подчеркните ста­рание ребенка.

Если не за что похвалить, не ставьте оценку, но обязательно подбодрите. По­хвала, одобрение дают уверенность и способны разорвать «заколдованный круг» неудач. Иная мама скажет: «За по­хвалу он и гору готов свернуть», но как-то с укором, осуждением и добавит: «Но хвалить-то не за что». Да и дети часто не могут вспомнить, за что мама хвалила и когда.

Не встречайте ребенка сакраменталь­ным вопросом: «Что ты сегодня полу­чил?» Даже если вы не будете его ругать за неудачу, даже если вы найдете в себе силы подбодрить, посочувствовать (увы, такое бывает очень и очень редко), вы все равно иногда не сможете скрыть сво­его огорчения. На вопрос: «Из-за чего ты больше переживаешь — из-за плохих от­меток или из-за того, что мама (папа, бабушка) нервничает?» — дети, как пра­вило, отвечают: «От того, что взрослые переживают». Больше того, многих мам первоклассников возмущает «безразли­чие» ребенка к оценке, и они всеми спо­собами стараются заставить его волно­ваться, а потом удивляются, почему у него появился невроз.

Не надоедайте ребенку упреками по поводу домашних заданий. Не стоит пе­реоценивать их значение, особенно на первых порах: ведь во второй половине дня работоспособность снижена, сказы­вается утомление, и непрерывная рабо­та больше 15—20 минут порой ему не по силам. Если вы будете сидеть все время «над душой», следя за каждым его дви­жением, то это еще один повод поверить в собственную беспомощность. Можно и нужно помочь ему разобраться в том, что непонятно, сложно, а дальше предоста­вить возможность работать самостоятельно. Во время приготовления уроков или во время занятий не дергайте ребен­ка, не делайте бесконечные замечания типа «опять не так сделал», «положи те­традь на место», «не вертись», «если бы не отвлекался, давно бы закончил учить уроки» и т.д.

Не ограничивайте любимые занятия (в кружке, в секции) из-за неудач в шко­ле, не лишайте любимого дела. Запреты типа «не будешь рисовать», «не подой­дешь к компьютеру, пока не исправишь отметки» — не дадут желаемого результа­та, а, наоборот, могут вызвать реакцию протеста, достаточно резкую по форме (и грубость, и слезы, и даже угрозы).

Нельзя исключить и такую ситуацию, когда лишение любимого дела вызовет только желание забросить уроки, несмо­тря на давление родителей и всякого рода наказания.

Наоборот, при школьных неудачах нужно дать ребенку возможность реали­зоваться в чем-то другом, доказать (преж­де всего себе самому, а потом окружаю­щим), что есть дело, которое он может сделать хорошо. Если такого дела нет, его надо искать и обязательно найти.

Определите причину трудностей, не скрывайте ее от малыша, объясните, по­чему что-то не получается и что нужно сделать, чтобы исправить положение, пообещайте свою поддержку. Подчерк­ните при этом, что ваше отношение к ребенку не зависит от его неудач.

Как видите, проблема помощи ребен­ку с трудностями освоения навыка  письма  совсем не­проста, главное — знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта, терпение родителей, учителя и логопеда и их совместная работа.


 

Скачано с www.znanio.ru

Как могут помочь родители детям в преодолении дисграфии?

Как могут помочь родители детям в преодолении дисграфии?

В случае несформированности названных предпо­сылок письма к началу обучения грамоте ребенок не­избежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с…

В случае несформированности названных предпо­сылок письма к началу обучения грамоте ребенок не­избежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с…

Занимайтесь с ребенком обязательно ежедневно, но недолго

Занимайтесь с ребенком обязательно ежедневно, но недолго

Часто родители делают это из лучших побуждений: «Видишь, у тебя некрасиво, а у

Часто родители делают это из лучших побуждений: «Видишь, у тебя некрасиво, а у

Не надоедайте ребенку упреками по поводу домашних заданий

Не надоедайте ребенку упреками по поводу домашних заданий

только желание, доброта, терпение родителей, учителя и логопеда и их совместная работа.

только желание, доброта, терпение родителей, учителя и логопеда и их совместная работа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020