Как могут помочь родители детям в преодолении дисграфии?
Для успешного овладения письмом (его техникой) у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:
1. Различение на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звонкие-глухие, мягкие-твердые, свистящие-шипящие, Р-Л-Й).
2. Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия замен одних звуков другими, типа СЫСКА вместо ШИШКА, ЛОЖОК вместо РОЖОК и пр.).
3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:
а) выделение звука на фоне слова (например: «Есть ли звук Р в слове РЫБА? А в словах ШАР, КАРТИНА?»);
б) определение места звука в слове (начало, середина, конец). Например: «На каком месте в слове МАШИНА находится звук Ш — в начале, в середине или в конце? А в словах ШУБА, ЕРШ?»;
в) выделение ударного гласного звука из начала и конца слова, например: «Какой первый звук в слове АИСТ? Какой последний звук в слове МАК?»
В процессе специального обучения по программе детского сада дошкольники овладевают и более сложными видами звукового анализа слов.
4. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений (умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве (круг, овал, квадрат, треугольник; большой — маленький, больше — меньше; вверху-внизу, справа-слева), что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв.
В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. До правил здесь еще просто не дошло — ребенок «застрял» на гораздо более раннем этапе, на этапе овладения самой техникой письма. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям труднее усваивать правила), которые будут «сосуществовать» с дисграфическими.
Надо сказать и о возможной несформированности у ребенка к началу школьного обучения грамматических систем. Это выражается в неправильном согласовании слов в устной речи, в ошибках при употреблении предлогов и пр. Например, ребенок говорит НА СТУЛЬЕВ вместо НА СТУЛЬЯХ, ГОЛУБАЯ НЁБО вместо ГОЛУБОЕ НЕБО, ПЯТЬ БЕРЕЗОВ вместо ПЯТЬ БЕРЕЗ и т. д. Естественно, что все это также будет отражаться на письме и существенно затруднит усвоение грамматических правил. Такого рода ошибки тоже принято относить к дисграфическим.
Помимо строго дифференцированного подхода к разным группам ошибок в работе над ними очень важна и сама организация этого процесса, особенно в «трудных» случаях.
Поскольку ребенок уже привык считать себя «безграмотным», и предшествующие безрезультатные или почти безрезультатные занятия с ним оставили в его душе нежелательный след, постарайтесь прежде всего коренным образом изменить само его отношение к домашним занятиям над ошибками. Поговорите с ребенком, объясните ему, что теперь вы будете заниматься совсем иначе, что ошибки у него обязательно исчезнут, и очень скоро он сам это увидит. Основная цель такого разговора - успокоить ребенка и заинтересовать его предстоящей работой, вызвать у него искреннее желание «писать без ошибок». Этот положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут дать положительного результата.
Занимайтесь с ребенком обязательно ежедневно, но недолго. Определите заранее вместе с ним ту «норму», которую ему предстоит выполнить (в количестве строк или минут и четко соблюдайте ее, никогда не требуя лишнего). Зная заранее о небольшом и вполне определенном объеме работы, ребенок спокойно возьмется за нее и постарается выполнить как можно лучше.
Проводите занятия таким образом, чтобы ребенок каждый раз имел возможность видеть их положительный результат, проявляющийся в полном отсутствии ошибок. Каждый раз обязательно похвалите за это ребенка, скажите ему, что «ошибки сдаются», и закончите занятия на оптимистической ноте, обусловленной уверенностью в успехе.
Во всех случаях тренировочные упражнения лучше всего начинать с так называемых предупредительных диктовок, основной целью которых является предупреждение ошибочного написания слов. Для этого перед записью каждого «сомнительного» слова необходимо спрашивать ребенка, как он собирается это слово написать. И только по мере упрочения навыка правильного написания слов можно постепенно переходить к контрольным диктовкам и к упражнениям на вставку самим ребенком пропущенных букв.
Соблюдение именно такой последовательности в письменных упражнениях приучит ребенка думать, прежде чем писать, что исключит возможность проявления ошибок при письме. Только таким путем можно «приучить» и его руку к правильному написанию слов, что в конечном итоге позволит довести навык правильного письма до автоматизма.
Несколько советов о том, как снять страх ребенка перед непреодолимыми (на его взгляд) трудностями, как помочь ему поверить в себя, как научить работать, не боясь неудач.
Не сравнивайте своего ребенка с товарищами, знакомыми, братьями и сестрами, подчеркивая его неудачи или успехи других детей.
Часто родители делают это из лучших побуждений: «Видишь, у тебя некрасиво, а у Иры красиво», «С Алешей у меня никаких забот, а ты сам уроки сделать не можешь как следует». Все это травмирует ребенка, обостряет ситуацию неудачи. Кстати, оценка (оценивание) ребенка взрослым и особенно учителем оказывает серьезное влияние не только на самоощущение и самооценку. Общеизвестно, что от этой оценки во многом зависит отношение к ребенку одноклассников («Я с ним сидеть не хочу: Галина Васильевна ему все время замечания делает») и взрослых, своих и чужих. Представьте, как неуютно, одиноко и страшно малышу, который не только не может сам справиться с трудностями, но и ощущает вокруг себя неприязнь, чувствует негативное отношение к себе. «Я всегда с большой тревогой думаю о психозе погони за отличными отметками, — писал В.А.Сухомлинский. — Этот психоз рождается в семье и захватывает педагогов, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время способностей, чтобы учиться на «отлично», а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае, пятерок с четверками, и несчастный школьник, получая тройки, чувствует себя чуть ли не преступником».
Если есть хоть малейший прогресс, похвалите, подбодрите, подчеркните старание ребенка.
Если не за что похвалить, не ставьте оценку, но обязательно подбодрите. Похвала, одобрение дают уверенность и способны разорвать «заколдованный круг» неудач. Иная мама скажет: «За похвалу он и гору готов свернуть», но как-то с укором, осуждением и добавит: «Но хвалить-то не за что». Да и дети часто не могут вспомнить, за что мама хвалила и когда.
Не встречайте ребенка сакраментальным вопросом: «Что ты сегодня получил?» Даже если вы не будете его ругать за неудачу, даже если вы найдете в себе силы подбодрить, посочувствовать (увы, такое бывает очень и очень редко), вы все равно иногда не сможете скрыть своего огорчения. На вопрос: «Из-за чего ты больше переживаешь — из-за плохих отметок или из-за того, что мама (папа, бабушка) нервничает?» — дети, как правило, отвечают: «От того, что взрослые переживают». Больше того, многих мам первоклассников возмущает «безразличие» ребенка к оценке, и они всеми способами стараются заставить его волноваться, а потом удивляются, почему у него появился невроз.
Не надоедайте ребенку упреками по поводу домашних заданий. Не стоит переоценивать их значение, особенно на первых порах: ведь во второй половине дня работоспособность снижена, сказывается утомление, и непрерывная работа больше 15—20 минут порой ему не по силам. Если вы будете сидеть все время «над душой», следя за каждым его движением, то это еще один повод поверить в собственную беспомощность. Можно и нужно помочь ему разобраться в том, что непонятно, сложно, а дальше предоставить возможность работать самостоятельно. Во время приготовления уроков или во время занятий не дергайте ребенка, не делайте бесконечные замечания типа «опять не так сделал», «положи тетрадь на место», «не вертись», «если бы не отвлекался, давно бы закончил учить уроки» и т.д.
Не ограничивайте любимые занятия (в кружке, в секции) из-за неудач в школе, не лишайте любимого дела. Запреты типа «не будешь рисовать», «не подойдешь к компьютеру, пока не исправишь отметки» — не дадут желаемого результата, а, наоборот, могут вызвать реакцию протеста, достаточно резкую по форме (и грубость, и слезы, и даже угрозы).
Нельзя исключить и такую ситуацию, когда лишение любимого дела вызовет только желание забросить уроки, несмотря на давление родителей и всякого рода наказания.
Наоборот, при школьных неудачах нужно дать ребенку возможность реализоваться в чем-то другом, доказать (прежде всего себе самому, а потом окружающим), что есть дело, которое он может сделать хорошо. Если такого дела нет, его надо искать и обязательно найти.
Определите причину трудностей, не скрывайте ее от малыша, объясните, почему что-то не получается и что нужно сделать, чтобы исправить положение, пообещайте свою поддержку. Подчеркните при этом, что ваше отношение к ребенку не зависит от его неудач.
Как видите, проблема помощи ребенку с трудностями освоения навыка письма совсем непроста, главное — знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта, терпение родителей, учителя и логопеда и их совместная работа.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.