"Как научить ребенка с ОВЗ жить в мире людей"

  • docx
  • 01.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Как научить ребенка жить в мире людей.docx

«Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Поговорим о дружбе».

1.Формировать у родителей понимания значимости данной проблемы для становления характера их ребёнка.

2. Способствовать формированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в детском коллективе.

4. Сбор информации об организации весеннего отдыха детей.

5. О правилах безопасности во время каникул.

 

«Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Поговорим о дружбе».

Цель: сформировать у родителей понимание значимости эффективного общения ребенка с окружающими людьми.

Задачи: 

- определить значение умения общаться в жизни человека;

-проанализировать и обсудить с родителями проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми;

-найти пути преодоления проблем в общении детей.

Форма проведения: имитируемый Костер Дружбы (родители рассаживаются вокруг Костра Дружбы).

Вопросы для обсуждения:

1.     Способность общаться -  это врожденный, запрограммированный на генетическом уровне  дар или этому можно и нужно учиться?

2.      Какие проблемы могут возникать у младшего школьника в сфере взаимоотношений?

3.     Каковы причины коммуникативных проблем?

Подготовительная работа:

-анкетирование учащихся с целью определения проблем в общении с взрослыми и с детьми;

-анкетирование родителей;

-фотоколлаж «Кладовая дружбы» о друзьях своей семьи, о школьных друзьях;

-презентация сказки «Любовь и Дружба»;

-буклет для родителей;

-карточки с опорными словами.

   

Ход собрания:

I. Вступительное слово учителя.

 

     Добрый день! Сегодня попрошу вас сесть другим способом  на стулья, соберемся возле Костра Дружбы!

II. Анализ эпизода фильма «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1983 год)

     На экране фрагмент фильма «Чучело». Обсуждение с родителями эпизода фильма.

- Узнали вы фильм? (Один из революционных фильмов эпохи перелома. Этапная работа для Р. А. Быкова. 1983 год – жизнь в советское время. Как это было давно! Как это было недавно!)

- О чем этот эпизод фильма? (Новая школа, ученики. Сложившийся детский коллектив, и тут появляется «чужой», «иной».)

- Как можно сформулировать проблему, которая затронута в фильме? (Межличностные отношения в детском коллективе.)

- Могу ли я сказать, что фильм актуален и в наше время?

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на собрании?

- Такие дети есть в каждом классе, иначе мыслящих, «других». Все мы разные, непохожие друг на друга.     Все мы постоянно общаемся – на работе, на улице; с близкими людьми и совсем незнакомыми.

Значение взаимоотношений с окружающими невозможно переоценить: оно необходимо и для устройства личной и будущей семейной жизни.

     III. Этап психологического всеобуча.

     Ребенку, только вступающему в мир человеческих взаимоотношений, порою бывает трудно построить отношения со сверстниками и взрослыми так, чтобы получить желаемое и не обидеть собеседника.  Естественно, все без исключения родители  хотят видеть своих детей умеющими общаться с людьми. У ребят же не всегда это получается, и задача взрослых помочь им. Способность общаться… Что это – врожденный, запрограммированный на генетическом уровне  дар или этому можно и нужно учиться? Какие проблемы могут возникать у младшего школьника в сфере взаимоотношений? Перечислим некоторые наиболее характерные (с такими проблемами чаще обращаются родители к педагогам и психологам):

·         застенчивость;

·         агрессивность;

·         неадекватная самооценка;

·         речевые нарушения у детей;

·         эгоизм, конфликтность;

·         замкнутость;

·         неуравновешенность.

     Необходимо как можно раньше увидеть, распознать эти проблемы и помочь ребенку решить их. Для этого взрослые могут использовать различные методы: наблюдение, диагностические тесты, тренинги, игры. Наиболее доступным для родителей диагностическим методом можно считать наблюдение за тем, как ребенок ведет себя в повседневных ситуациях, как он играет с ребятами, что он делает, когда в доме много незнакомых людей. Психологи заметили, что дети, имеющие проблемы в межличностном общении, бояться смотреть в глаза собеседнику, могут грызть ногти, непроизвольно подергивают головой, плечами и другими частями тела, порой болезненно реагируют на слова окружающих, лезут в драку, дружеское подтрунивание воспринимают как насмешку.

     Для того чтобы помочь ему в решении коммуникативных проблем, необходимо понять их причины.

Рассмотрим каждую из причин коммуникативных проблем, возникающих у ребенка в общении.

     Первой причиной могут стать неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность, авторитарность родителей или, наоборот, попустительство, равнодушие – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

     Показателями благополучной обстановки в семье для развития коммуникативных умений ребенка являются:

  • чувство удовольствия от общения с близкими людьми;
  • уверенность в своих силах, удовлетворение собой в семейных контактах;
  • умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;
  • ощущение свободы при общении с родителями.

     Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Другой крайностью является проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливость, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.

     На особенности общения влияет и темперамент ребенка. Так,  для сангвиников характерна повышенная активность, эмоциональность, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, но не отличается постоянством привязанностей. Холерики энергичны, резки в движениях. При возникновении конфликтов вспыльчивы, не способны к самоконтролю, могут проявлять агрессивность, раздражительность. Флегматик отличается низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Они трудно сходятся с людьми, скупы в проявлениях чувств. Темперамент меланхолика  также характеризуется низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. Они эмоционально ранимы, замкнуты, неуверенны в себе. Их пугает новая обстановка и незнакомые люди.

     Конечно, не все люди обладают ярко выраженным типом темперамента, все же необходимо учитывать его при общении с ребенком.

 

Игровая ситуация «Пересядьте все, кто…»

- Поменяйтесь местами, если«любите купаться в море,… у кого день рождения летом,…занимаетесь спортом,…устаете после работы,…делаете уроки с ребенком,…мечтаете жить достойнее».

- Как вы успели заметить в игре, много того, что может нас  объединить. Обратите внимание на тот факт, что друзья часто имеют одинаковые интересы и ценности. Каким же должен быть друг? Выберете карточки со словами -  качества, которыми должен обладать друг.

Родители крепят карточки на доску.

     Скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость,  зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.

     Обсуждение тех качеств, что не выбрали. Делается вывод, что эти качества отталкивают людей.

7.     Презентация фотоколлажа «Кладовая дружбы».

- Материалы анкетирования детей показали, что положительный опыт общения со сверстниками они черпают из «Кладовой дружбы» - семьи. Каждый класс подготовил фотоколлаж, рассказывающий о друзьях родителей, о друзьях семьи.

Учитель обращает внимание родителей на фотоколлажи.

Приложение 3.

     Звучит песня В. Шаинского, М. Танича «Когда мои друзья со мной». Родители вырезают «Хоровод Дружбы», крепят на доску.

     VIII. Подведение итогов собрания.

- Итак, чтобы наши дети не испытывали трудностей в общении, имели друзей, родителям необходимо знать и понимать проблемы ребенка, помогать их преодолеть. Следует помнить, что воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям начинается в детстве. Сейчас вы поспешите домой…Найдите время, отвлекитесь от будничных забот и поговорите со своим ребенком. О чем? О дружбе, конечно…

Родителям выдаются буклеты.

     

Рефлексия родительского собрания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Притча «Раны, которые мы оставляем»


     Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Отец ответил юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения».  Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.  Отец подвел сына к садовым воротам:  “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!”  Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. 
И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. 
Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. 
Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.