Как научить ребёнка думать: развитие логического мышления учащихся при изучении предметов в начальных классах.
Бобаева Зиёдахон Махамаджон кизи – Наманганский государственный университет (научный соискатель)
Развивать логическое мышление ребёнка так же важно, как давать ему новые знания. Возможно, даже важнее. Ведь если знания — это инструменты, то логика — умение ими пользоваться.
Аннотация. В данной статье говорится о роли развитии логического мышления. О том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. На высоком уровне абстракции и в наиболее часто встречающихся способах изложения знаний есть способ восхождения от абстрактного к мыслям.Проблема развития логического мышления звучит очень актуально. Ключеыие слова; логическое мышление, развития, наблюдения, осваивает понятие, комфорт, понятия, предмет. Annotation. This article talks about the role of the development of logical thinking. The fact that this is the most theoretical science of all studied at school. At a high level of abstraction and in the most common ways of presenting knowledge, there is a way to ascend from the abstract to thoughts. The problem of developing logical thinking sounds very relevant. Кeywords; logical thinking, development, observation, mastering the concept, comfort, concepts, subject.
Развитие общества людей невозможно без передачи новому поколению от всех предшествующих поколений опыта и знаний, обобщенных в различных научных дисциплинах. Такая связь поколений становится возможной благодаря уникальной способности человеческого мозга познавать объективный мир. Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения [2, с. 22]. Совершенно естественно, что, прежде чем ребенок освоит эту сложнейшую форму умственной деятельности, он допускает ряд ошибок. Они очень типичны для мышления маленьких детей. Эти особенности отчетливо обнаруживаются в детских рассуждениях, в использовании ими понятий и в процессе освоения ребенком отдельных операций логического мышления. Однако они не мешают даже 4-5-летним детям высказывать порой очень меткие и здравые суждения о том, что им понятно [6, с. 80]. Понятия составляют значительную часть тех знаний, которыми богат и которыми пользуется каждый человек. Это могут быть понятия житейские (дом, семья, комфорт, уют, ссора, грусть), грамматические (суффиксы, предложения, синтаксис), арифметические (число, делимое, равенство), нравственные (доброта, героизм, отвага, патриотизм) и другие. Понятия - это обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков [3, с. 72]. Д.Б. Богоявленская , Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер и другие психологи показали рациональные пути развития и формирования у детей понятий. Несмотря на различие предлагаемых исследователями путей, ясна необходимость подвести детей к выделению в разных предметах общих существенных признаков. Обобщая их и абстрагируясь при этом от всех второстепенных признаков, ребенок осваивает понятие. В такой работе важнейшее значение имеют [1, с. 134]: - o наблюдения и подбор фактов (слов, геометрических фигур, математических выражений), демонстрирующих формируемое понятие; o анализ каждого нового явления (предмета, факта) и выделение в нем существенных, признаков, повторяющихся во всех других предметах, отнесенных к определенной категории; - o абстрагирование от всех несущественных, второстепенных признаков, для чего используются предметы с варьирующимися несущественными признаками и с сохранением существенных; - o включение новых предметов в известные группы, обозначенные знакомыми словами. Такая трудная и сложная умственная работа не сразу удается маленькому ребенку. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предмета. Надо показать ребенку, есть существенные признаки, без наличия которых данный предмет не может быть подведен под данное понятие. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать не только на вербальном уровне, но и применять на практике. Если учащиеся 1-2-го класса отмечают, прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие назначение объекта или его действие, то к 3-4-му классу школьники уже больше опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения. То есть происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К окончанию обучения в начальной школе учащийся, который в совершенстве владеет логическими умениями, способен сравнивать по 4-5 качественным признакам, называя основание сравнения; классифицировать объекты по существенному признаку; осознанно осуществляет действия. В соответствии со степенью выраженности этих показателем мы выделили три уровня сформированности логических умений: Высокий уровень, если ребенок объединяет в одну группу многоугольники; отвечает правильно и полно, аргументирует свой ответ; заметив ошибку или неточность, исправляет ее сам; объясняет, почему именно так следует ответить. Средний уровень, если ребенок ответил верно, но односложно; пытается объяснить ответ, используя формальное или поверхностное объяснение; самостоятельно исправляет ошибки, ребенок объединяет четырехугольники, треугольники, круги, пятиугольник. Низкий уровень, если ребенок на вопросы не ответил, или ответил наугад или с ошибками, «показать» решение на наглядном материале не смог, объяснить свой ответ не может, с трудом исправляет ошибки, ребенок не объединяет фигуры, перечисляет каждую в отдельности. Установлено многими психологами и педагогами, что процесс обучения в начальной школе затрудняют: малый объем пассивного и активного словаря; отсутствие знаний смысла и значений отдельных понятий; непонимание прямого и переносного смысла; неумение работать с понятиями (находить их существенные и несущественные признаки, обобщать, классифицировать, проводить аналогии и т.д.) Таким образом, можно сделать вывод, что недостаточное владение мыслительными операциями в целом уменьшают эффективность процесса обучения, что в свою очередь отрицательно влияет на полноценное развитие личности младшего школьника. Овладевая языком, общаясь с другими людьми, учась пользоваться различными предметами сначала в игре, затем в учении и в труде человек развивает мышление посредством мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы [28, с. 176]. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы. Мыслительные действия - совокупность мыслительных операций, к которым относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация. Для развития мыслительных действий в практике используются приёмы. Рассмотрим некоторые из них. Для формирования правильных приемов мышления и развития логического мышления на всех уроках предлагаются различные нестандартные задания. К таким заданиям относятся загадки, анаграммы, ребусы и, конечно же, логические задачи. Последние чаще используются непосредственно на уроках математики, на математических конкурсах и олимпиадах. С помощью различных анаграмм, загадок, ребусов зачастую развивается словесно логическое мышление, даже если эти задания имеют числовую основу. А вот логические задачи направлены на непосредственное развитие всей мыслительной деятельности, всех мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение и т.д.). Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей, так как в ней заложены большие возможности для развития мышления [2, с. 29]. Логические задачи - отличный инструмент для такого развития. В результате применения различных форм работы с данными упражнениями достигается наибольший эффект. Существует несколько подходов к классификации логических задач (заданий). Так Н.В. Бабкина предлагает логические задачи разделить на несколько типов [4, с. 3]. К первому типу относятся сюжетно-логические задачи на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта. Перед тем как предоставить школьникам возможность самостоятельной работы с задачами такого типа, следует рассмотреть на примере общие алгоритмы их решения. После уяснения детьми количества действующих лиц и предметов, а также вопроса задачи, следует определить, по каким признакам различаются предметы и сколько таких признаков. Дальнейший анализ можно начать с любого из указанных признаков. По мере усвоения школьниками принципа решения аналитических задач такого типа осуществляется постепенный переход к работе в умозрительном плане. При этом анализируется уже не каждый признак по отдельности, а вся совокупность признаков. Ко второму типу относятся сюжетно-логические задачи на установление отношений между несколькими суждениями. Наиболее удобным вариантом решения задач такого типа, вне зависимости от количества действующих лиц и имеющихся признаков, является построение таблицы, в которой учитываются все возможные варианты («логического квадрата»), и занесения в эту таблицу на основании имеющихся признаков знаков утверждения (+) и отрицания (-). Задачи данного типа требуют от учащихся особой сосредоточенности, учат внимательно анализировать информацию, содержащуюся во взаимосвязанных утверждениях, сопоставлять условие задачи с вопросом, осуществлять краткую запись. В процессе работы они овладевают умением развернуто и аргументировано обосновывать свои суждения [4, с. 4]. -
Список литературы: 1. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Б. Г. Ананьев // Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1999. - Т. 2. - с. 7-94. 2. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили - М.: Просвещение, 1988. - с. 207. 3. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в нач. классах. / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова - М.: Просвещение, 1984. - с. 234. 4. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: Монография. / А.В. Белошистая, В.В. Левитес - Мурманск: МГПУ, 2009. - 104 с. 5. Блонский, П.П. Педология: кн. для высш. пед. учеб. заведений / П.П. Блонский ; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Владос, 2000 г. - с. 287. 6. Боричевская, В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся. / В.И. Боричевская // Начальная школа. - 1992. - № 1 - с. 2-3. 7. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение /А.В. Брушлинский. – М.: Просвещение, 1983. -147 c.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.