Как научить ребёнка писать без ошибок?
Оценка 4.9

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Оценка 4.9
docx
26.01.2020
Как научить ребёнка писать без ошибок?
в печать сборник.docx

                     Как научить ребёнка писать без ошибок?

В.И.Ненашева

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №32

Г.Комсомольск-на-Амуре

Многие  школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это –   повальная безграмотность? Школьник проникается ненавистью  к урокам русского языка. Раньше таких детей считали  не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят речевое заключение– дисграфия (нарушение чтения и письма). При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок? Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой.  Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме. Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные.  Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов. Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия?  Или он просто плохо знает правила? О наличии нарушений письма говорят следующие типы ошибок:

1.    Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость». 2.    Пропуск букв.

3.    Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН» 4.    Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко». 5.    Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».

6.    Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).

7.    Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»). И, наконец, «неаккуратность»  в тетради:

8.    Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради. 9.    «Съезжает» со строчек к концу предложения.

 10.    Переносит слова как попало.

11.    Часто не делает пробелов между словами.

12.     Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

          Как можно помочь ребёнку с дисграфией?                                                                   

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

1. Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова» Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

2.    Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант». Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: Ма-ма  мы-ла  ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове

3.    Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм». Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль,  кOрOва, лесТница,  кОрзина… Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова. Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

        В играх нужно соблюдать правила, таким образом ребёнок учится        произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма. Занимайтесь с ребенком обязательно ежедневно, но недолго. Определите заранее вместе с ним ту «норму», которую ему пред­стоит выполнить (в количестве строк или минут и четко соблю­дайте ее, никогда не требуя лишнего). Зная заранее о небольшом и вполне определенном объеме работы, ребенок спокойно возьмется за нее и постарается выполнить как можно лучше.                    Проводите занятия таким образом, чтобы ребенок каждый раз имел  возможность видеть их положительный результат, проявляющийся в полном отсутствии ошибок

           Во всех случаях тренировочные упражнения лучше всего начинать с так  называемых предупредительных диктовок, основной целью которых является предупреждение ошибоч­ного написания слов. Для этого перед записью каждого «сомнительного» слова необходимо спра­шивать ребенка, как он собирается это слово написать. И только по мере упрочения навыка правильного напи­сания слов можно постепенно переходить к контрольным диктовкам и к упражнениям на вставку самим ребенком про­пущенных букв.

           Один раз в неделю раздавать детям лист с пятью диктантами, в которых пропущены все виды пройденных орфограмм. Сообщить, что через неделю будем писать один из этих диктантов. Как хотите – так и готовьтесь. Или не готовьтесь. Диктант писать обязательно.

      Развитию грамотности в огромной степени способствует чтение. Доказано, что те дети, которые много времени проводят за чтением книг, говорят и пишут намного грамотнее своих сверстников. К сожалению, многие современные мальчики и девочки (впрочем, как и их родители) не любят читать. Но интерес к книгам можно привить любому ребенку, если подходить к решению данной задачи с умом. Ни в коем случае не оказывайте на ребёнка давления. В этом случае вы только отобьете у него желание брать книги в руки. Для того, чтобы искренне заинтересовать ученика, старайтесь привнести максимум игровых элементов в занятия. Выбирайте книги с красочными картинками и захватывающим сюжетом. Читайте их не только дома, но и на природе. Слушая вашу речь, а затем и читая книги самостоятельно, дети будет автоматически запоминать правильное произношение и написание слов.

     Только таким путем можно «приучить» и его руку к правильному написанию слов, что в конечном итоге позво­лит довести навык правильного письма до автоматизма.

            Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит  произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга. После школы почаще массируйте массируйте ребёнку шейную и затылочную область. Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.

Естественно, что хорошие результаты можно будет получить лишь при систематически проводимых занятиях (3-4 раза в неделю). Эпизодическая, бессистемная работа не даст положительного эффекта. Необходимо учитывать силы и возможности ребенка, предотвращать наступление утомления, сделав паузу сразу же, как только он начал отвлекаться. Следует подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать им, развивать в них веру в собственные силы и возможности. Нужно соблюдать основной принцип обучения — от простого к сложному. Продолжительность занятий не должна превышать 25 - 30 минут (!). Позвольте ребенку самому выбрать оптимальный темп деятельности.
Установку всех заданий делать не на скорость, а на качество. Не следует добиваться выполнение большого количества заданий любой ценой!
Во время занятий ограничивайте до минимума отвлекающие факторы.

            Не секрет, что, если человек умеет правильно, красиво говорить, грамотно писать, его считают образованным.

Библиографический список

1.     Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы.- Санкт-Петербугр, 2006

2.     Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.

3.     Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

4.     Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 200


 

5.     Скачано с www.znanio.ru

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость»

Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость»

После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки

После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки

И только по мере упрочения навыка правильного напи­сания слов можно постепенно переходить к контрольным диктовкам и к упражнениям на вставку самим ребенком про­пущенных букв

И только по мере упрочения навыка правильного напи­сания слов можно постепенно переходить к контрольным диктовкам и к упражнениям на вставку самим ребенком про­пущенных букв

Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе

Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020