Как открыть закрытые двери
Оценка 4.7

Как открыть закрытые двери

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
детская психология
СCУЗ, ВУЗ
14.07.2023
Как открыть закрытые двери
применение арт-терапии в работе психолога
доклад.docx

Мастер-класс:

Инклюзивное образование (включающее) 

это образование, при котором все дети,

 несмотря на свои физические,

 интеллектуальные и иные особенности,

 включены в общую систему образования

 и обучаются в общеобразовательных

 школах вместе со своими сверстниками.

( ФЗ «Об образовании»)

Актуальность

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Инклюзивное образование:

·                    работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

·                    является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;

·                    является динамичным процессом, который постоянно в развитии;

·                    признает, что все дети могут учиться.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.

           Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.

                 Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.

               Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.       

       Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

Включающее образование базируется на восьми принципах:

1.                 Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2.                 Каждый человек способен чувствовать и думать.

3.                 Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4.                 Все люди нуждаются друг в друге.

5.                 Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6.                 Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7.                 Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8.                 Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

        Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа, важное значение, имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

В идеале такая команда состоит из:

Педагога, психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, социального работника, врача-педиатра, специалистов по охране и гигиене труда, ассистента педагога (сопровождающего).

Существующие барьеры:

·                    дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

·                    большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;

·                    родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным (У. Джеймс).

Цель данной работы :

Проанализировать влияние арт-терапии на развитие творческих способностей детей- инвалидов.

Объект исследования: обучающиеся МОУ Климоуцевской СОШ

Предмет исследования: творческие достижения обучающихся

Гипотеза:

Предполагаю, что использование метода арт-терапии оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Метод может использоваться с целью  психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арт-терапию по праву называют самым увлекательным и даже мистическим направлением в практической психологии. Эта техника богата на интересные и эффективные методики, которые помогают успокоить душу и тело, облегчают или снимают симптомы разных недугов. Для многих людей – это еще и хобби, позволяющее проводить время с пользой и удовольствием.

             Расскажу обо всех достоинствах этого метода, о его видах, о том, кому может помочь арт-подход и как его используют в коррекционной работе психологи.

        Название метода говорит само за себя: это лечение творчеством, и оно не предполагает никаких таблеток, уколов или массажа. Вам понадобятся только лист бумаги, краски или карандаш, песок или пластилин, фотографии или картинки – словом, все то, что поможет  творить!

          Говоря образно, арт-терапия – это некий мост между сознанием и подсознанием личности, между разумом и чувствами, требующий участия души и обеспечивающий ей возможность погружаться в красоту.

            Понятие арт-подхода впервые употребил в 1938 году художник Адриан Хилл, проходивший в то время лечение в туберкулезном санатории. Постоянно рисуя в процессе реабилитации, он заметил, как улучшаются при этом его психологический настрой и здоровье в целом. Метод Хилла так понравился медикам, что уже в следующем году художника пригласили в качестве специалиста для работы с другими пациентами.

           Сегодня арт-подход с отличными результатами используют психологи, психотерапевты и педагоги для решения множества задач, начиная от самовыражения и раскрытия творческого потенциала и заканчивая адаптацией в обществе взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-терапия может быть:

  • активной (человек сам рисует, лепит, пишет музыку или стихи);
  • пассивной (человек пользуется творением других людей – рассматривает рисунки, читает сказки, слушает песни и т. д.);
  • смешанной (используются чьи-то произведения для создания своего собственного творения).

         Самым значимым плюсом этого подхода является тот простой факт, что благодаря творчеству мы переживаем исключительно искренние эмоции – восторг, любовь, радость, страх, досаду, горечь. И все эти чувства, даже негативные, со стопроцентной вероятностью не вызовут у нас психической травмы. Когда человек лепит зверюшек из пластилина, рассматривает фотографии закатов и рассветов, сочиняет слова к песне или рисует цветы – он не просто творит, он учится смотреть на мир с позиции наблюдателя, чтобы понять самого себя, свои мысли, желания и поступки. Выходит, что творчество дает человеку реальную возможность выявить свое истинное предназначение, решить внутренние проблемы и ответить на самый главный вопрос: «Что я сам могу сделать для этого мира?».

           При помощи арт-терапии достигаются следующие цели:

  • решаются психологические проблемы;
  • выражаются эмоции, связанные с переживаниями;
  • выявляются новые формы взаимодействия личности с обществом;
  • повышается гибкость мышления и адаптация к переменам;
  • подтверждается индивидуальность и ценность человека;
  • поднимаются скрытые пласты подсознания, работая с которыми можно добиться глобальных позитивных перемен;
  • формируется позитивное мышление;
  • развиваются творческие возможности;
  • открываются новые таланты;
  • меняется восприятие жизни в целом.

Кому поможет этот метод?

        К арт-терапевтам приходят за помощью сотни пациентов, желающих изменить себя.

          Безусловная оригинальность метода состоит в том, что он подходит всем людям, вне зависимости от их пола и возраста, и практически без исключений дает ярко выраженный положительный эффект.

        Взрослым людям арт-терапия помогает пересмотреть проблемные вопросы, выработать новое поведение, развить креативное мышление и таланты, а детям – раскрыть творческий потенциал, сформировать нервную систему и психику, установить контакт со сверстниками и поддерживать оптимальный уровень интеллекта в соответствии с возрастными нормами. В работе с малышами с особенностями развития арт-подход способствует в решении проблем со зрением и моторикой. Благотворно сказывается на общем психологическом состоянии и сама атмосфера занятий – игровая и дружественная.

           Заметим, что средства невербального общения, используемые в арт-подходе, очень важны для взрослых и детей, которые испытывают сложности в общении и/или выражении своих мыслей.

К арт-терапии следует обратиться:

1.     чтобы справиться с психологической травмой, потерей, посттравматическим расстройством;

2.     при кризисном состоянии или конфликтной ситуации;

3.     для развития целостности личности;

4.     чтобы избавиться от тревог и страхов;

5.     при желании сохранить силы в условиях жизненных неурядиц;

6.     чтобы избавиться от стрессовых переживаний;

7.     для улучшения отношений с близкими людьми;

8.     при желании лучше понимать свой внутренний мир;

9.     чтобы научиться получать удовольствие от жизни, выражать свои чувства;

10. для повышения самооценки.

Виды арт-терапии:

С момента своего основания арт-терапия включает в себя множество направлений, и на сегодняшний день число их продолжает увеличиваться, поскольку арт-подход постоянно обогащается и дополняется новыми видами. Рассмотрим самые популярные из них, завоевавшие признание, как психологов, так и их клиентов.

Музыкотерапия.

  Не секрет, что музыка является действенным и легкодоступным психотерапевтическим методом и используется для релаксации и/или коррекции физического и психического состояния человека. Сессия проходит в положении сидя или лежа и показана при тревогах, страхах, соматических недугах, а также при подготовке к более серьезному лечению.

Фототерапия.

      Такой вид терапии предполагает работу с готовыми изображениями (составление коллажей, рассматривание и высказывание своих ассоциаций) или создание пациентом собственных фотоснимков. Фототерапия используется для выявления и решения психологических проблем, помогает людям, испытывающим затруднения в общении, находящимся в непростой жизненной ситуации, а также для стимуляции воображения, творческого и смыслообразующего потенциала.

Коллажирование.

    Вырезание фигурок (изображений, материалов, фото) для сбора цельной композиции – коллажа – поможет диагностировать психологическое состояние, локализовать проблемные ситуации, избавиться от стресса, лучше понимать свои чувства.

Библиотерапия.

       Предполагает чтение или работу с текстовой информацией с целью нормализовать психическое состояние, воздействовать на мышление и поведение.

Метафорические карты (МАК).

Метафорические ассоциативные карты – это признанный эффективный инструмент в работе хорошего психолога. МАК представляют собой набор картинок с изображением людей, природных явлений, зверей, эмоций, событий, верное использование которых в процессе психологических бесед помогает не только в развитии творческих способностей, но и в принятии решений, в поиске новых идей и в налаживании общения.

Игротерапия.

        При помощи игр и игрушек можно решить и личностные, и профессиональные трудности. Метод используют психологи для выявления детских страхов и купирования стресса. Понятно, что дети в игре раскрываются и выказывают чувства намного легче и охотнее, чем в обыденной повседневности. Взрослый человек, играя или трогая игрушки, прислушивается к своим ощущениям и может вспомнить, что беспокоило его долгие годы и послужило источником проблем.

Изотерапия.

       Терапия изобразительного искусства, в первую очередь, подразумевает лечение при помощи рисования. В процессе создания рисунка используются краски, мелки, пастель, маркеры, фломастеры – словом, подходят любые инструменты и материалы. Изотерапия даст возможность увидеть внутренние конфликты и собственные переживания, повысит самооценку и уверенность в себе, поможет в творческом развитии и в процессе социальной адаптации. Рекомендуется для осуществления коррекционной работы при невротических состояниях, депрессиях, фобиях и соматических нарушениях.

Сказкотерапия.

         Эффективный способ передать пациенту (взрослому или ребенку) необходимые морально-этические нормы, основы поведения, правила и опыт поколений. На занятии читается или рассказывается сказка, былина, притча, а затем обсуждается и анализируется. Метод поможет выстроить и сформировать новый жизненный сценарий, найти решения проблем. 

Кинотерапия.

       Схожая техника для переосмысления важных ценностей посредством просмотра кино и последующего обсуждения сюжета с терапевтом.

Стоит ли лечиться творчеством?

Как мы видим, сессии арт-терапии могут включать в себя разные творческие направления. Нужно понимать, что арт-терапия абсолютно безвредна и подключается к подсознанию человека, воздействуя на психику мягко и бережно. Пациент не только получает неподдельное удовольствие от творчества, но и отвлекается от повседневных проблем, легче приспосабливается к условиям социума, становится более эмоционально защищенным и стрессоустойчивым.

Арт-терапия показывает отличные результаты в решении множества психологических задач – возрастных, личных, кризисных. И, конечно, такое же влияние арт-терапия оказывает на детей-инвалидов. Подробнее остановимся на следующих видах арт-терапии:

Песочная терапия (sandplay) – это терапия игрой, увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс. Психолог предлагает ребенку поднос с песком, воду и множество различных объектов и материалов для строительства песочного мира (например, домики, деревья, фигурки животных, кукол). На песке можно создавать причудливые картины, ландшафты, бесконечно изменять и перестраивать их согласно своему желанию. Таким образом, в процессе работы с песком малыш с психологической проблемой из «пострадавшего» или пассивного наблюдателя постепенно превращается в творца, строителя своей жизни.

·         С детьми 3–3,5 лет уже можно заниматься песочной терапией, но это будут различные организованные развивающие игры с песком либо работа с группой.

·         Для детей 6–7 лет характерно проигрывание на песке волнующих проблем и самостоятельное их разрешение, с ними можно заниматься воссозданием сказки или любимого сюжета на песке, психокоррекцией.

·         С 11–12 лет возможна глубинная психотерапия с реконструкцией песочных миров.

Диагностика психологических проблем

Анализируем события, сюжет, чувства и высказывания ребенка в процессе постройки песочного мира и наблюдения за ним, диалогов между персонажами.

·         Ведутся беспрестанные баталии, песочный мир на грани разрушения – признак внутренних неразрешимых конфликтов.

·         Агрессия, направленная на конкретный персонаж, – желание саморазрушения и наказания себя, противостояние армий – агрессия, направленная на других.

·         Внутрисемейные конфликты – конфликты между персонажами, отражающими реальных членов семьи.

·         Волшебные предметы, артефакты в песочнице – потенциальные возможности.

Анализируем символическое значение фигур, выбранных ребенком, их расположение в песочнице. Символическое значение строго индивидуально, поэтому надо исходить из ассоциаций ребенка.

Для удобства можно пользоваться словарем значений символов. Например, словарем, приведенным в книге Н. Сакович «Технология игры в песок. Игры на мосту».

·         Первая выбранная фигурка – это символическое «Я» ребенка, второй объект – символ самого важного в жизни (значимый взрослый, желания и чувства);

·         Закапываемая фигурка – символ либо неосознаваемого, либо вытесняемого в бессознательное. Например, ребенок закапывает фигурку собаки. Возможно, присутствует страх перед этим животным.

 Что дает песочная терапия?

·         Открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность.

·         «Вскрывает» глубинные чувства, помогает пережить травмирующий опыт в безопасности, встретиться со страхами повторно и справиться с ними. Например, мама чрезмерно опекает дочку, не дает ей свободы. Ребенок не проговаривает своих желаний. Но в песочнице свою фигурку помещает в клетку, ограждая ее забором со всех сторон, или в ямку. Это ее чувства в данный момент.

·         Развивает тактильную чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторику.

·         Обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.

·         «Заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации.

·         Ребенок получает первый опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.

·         Песочный мир подчиняется воле и желаниям ребенка, снимаются родительские запреты.

Песочная терапия больше всего показана детям со следующими проблемами:

·         глубокие психологические и родовые травмы (например, развод родителей, смерть одного из близких, насилие, внутриутробное кислородное голодание, затяжные роды), неврозы различного происхождения, психосоматика (астма, энурез, заикание, эмоциональные расстройства);

·         агрессия, тревожность, страхи, гиперактивность, поведенческие нарушения (капризы, истерики, необъяснимые реакции);

·         проблемы во взаимоотношениях ребенка и родителей, сверстников

В процессе работы:

·         соблюдайте тишину, не мешайте ребенку создавать картину;

·         прислушивайтесь к чувствам ребенка, он должен ощущать безопасность пространства;

·         наблюдайте за процессом, не вторгайтесь в мир малыша без его согласия, не торопите его, не задавайте ему вопросов.

 Как играют дети?

·         Если для взрослого важно обдумывание и проговаривание своих построек в песке, то для ребенка гораздо важнее сам процесс игры.
Сухой песок течет и изменяется, а мокрый удерживает форму. Что предпочитает ребенок, то и является для него самым нужным в данный момент. Одни дети предпочитают только мокрый песок, другие – сухой, работают быстро или медленно, используют много или мало фигур.

·         Категорический отказ от мокрого песка, как и злоупотребление водой в песочнице, создание «чавкающей массы», может говорить о том, что существует сильный запрет родителей «не пачкаться», возможно, ребенок боится быть наказанным. Ему важно побыть грязным, получить на это разрешение.

·         При строительстве в песке нет правильного или неправильного развития событий. Чтобы сделать мир трехмерным, можно закрепить на краю песочницы проволочку с крючком и подвешивать на него «солнце» или «луну», «птицу». Еще больший эффект от песочной терапии достигается, если включить музыку для релаксации.

Песочный психотерапевт Джон Аллан условно выделяет у детей следующие стадии игры с песком.

·         «Хаос» Все возможные фигурки оказываются в песочнице, между ними нет связей – полный хаос. Это отражение эмоционального смятения, тревоги и страхов, переполняющих жизнь ребенка. Стадия может продолжаться несколько занятий.

·         «Борьба» Появляются силы добра и зла, тема противостояния (люди и пришельцы и т. д.). Нельзя опережать события, помогая разрешить ситуацию с помощью доброго помощника. Внутренний конфликт должен быть «отвоеван» в собственном темпе. Как только наступает перемирие, даруется жизнь и свобода, наступает следующая стадия.

·         «Исход» Стадия гармонии и равноправия между фигурами, гармоничные связи между объектами, множество зелени и плодов, животные расставлены по парам. Логическая завершающая стадия – часто в песочнице появляется круг, квадрат или треугольник, составленный из фигур, что знаменует окончание и цельность процесса.

 Психологические игры на песке (из книги Н. Сакович)

·         Тематический мир

·         Здесь можно проработать актуальную проблему. Например, построй мир «Моя школа», «Мой дом» и т. д. Между фигурами можно вести диалоги, проигрывать мини-спектакль жизненных событий.

·         Семейная игра

·         Участвуют все члены семьи, они строят общий мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем мир «оживает» – в течение 5–10 минут предлагается пожить в этом мире, проанализировать свои чувства. Затем семья строит «идеальный мир», учитывая потребности каждого, затем проводится обсуждение, выбираются те миниатюры, которые могли бы быть помощниками для достижения идеальных отношений в семье. Эта игра помогает найти компромисс для всех членов семьи и способствует гармонизации отношений.

·         «Песочный дождик»

·         Ребенок медленно, а потом быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Затем с закрытыми глазами ребенок кладет ладонь на песок, а взрослый сыплет песок на один из пальчиков. Ребенок должен угадать, на какой именно. Игра способствует регуляции мышечного напряжения.

·         «Необыкновенные следы»

·         Имитируйте вместе с ребенком следы которые оставляют разные животные: змейка, котенок. Игра способствует развитию воображения, стимулирует тактильную чувствительность.

·         Рисование
Рисуйте палочкой на поверхности влажного песка. Можно использовать цветной песок для рисования на обычном, работайте только руками.

·         Узоры
Выкладывание с помощью камушков, ракушек, пуговиц. Повторение последовательности самостоятельно. Продолжить узор взрослого, уже нарисованный на песке. Изучение простых геометрических форм и их изображение.

·         Погружение рук в песок

·         Погружение под руководством взрослого всей кисти в песок, а затем осторожное раскапывание каждого пальца взрослым. Просят фиксировать, если копатель дотронулся до руки. Игра на повышение тактильных ощущений и на преодоление страхов.

Тканевая терапия – одно из направлений арт-терапии. Основная задача тканевой арт-терапии - это развитие воображения и творческого мышления с помощью выкладывания разнообразных тканевых картин, расширение эстетического и сенсорного опыта.

 

 

 

 

·         Требования к тканям:

·         - разного размера

·         - разной фактуры

·         - разной цветовой гаммы

·         - геометрической формы

·         - однотонные и цветные

·         - уровня целостности (целое и с дырками или надорванные)

·         - выглаженные и мятые

·         - чистые и с пятнами

·         - прозрачные и плотные

·         - натуральные и синтетические

·         - имеющие выровненные края или оборванные случайным образом

·         - специальные (платочки, шарфы) или простые тканевые отрезки

Надо отметить, что детям и взрослым очень нравится работать с тканью. Каждый раз получается что-то новое! Картины из ткани получаются удивительные, приходится включать воображение, а за счёт вспомогательных материалов получаются просто шедевры!

"Ну что такое тряпочка простая?

Тесёмочка, салфетка и платок?

Картина получается такая:

Завидовал бы даже Васнецов!"

Арт-терапия с тканью способствует:

  • раскрытию внутреннего потенциала и гармонизации личности в целом;
  • развитию творческих способностей;
  • формированию творческого подхода к жизни;
  • изучению и выражению своих чувств, мыслей и переживаний;
  • познанию окружающего мира;
  • улучшению коммуникативных навыков;
  • снятию психоэмоционального напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Для отслеживания результатов использую тест Векслера детский. Классические тесты на IQ используются в рамках клинико-психологического обследования детей, рожденных с различными расстройствами здоровья. Они необходимы для разных целей:

  • постановки точного диагноза;
  • отграничения педагогической запущенности от реальных заболеваний;
  • определения интеллектуального уровня ребенка, его способностей, потенциала.

Одним из таких методов тестирования является разработка американского психиатра Дэвида Векслера – Wechsler Intelligence Scale for Children (WISC). Русский вариант был адаптирован в 1992 году и используется по сегодняшний день.

Интерпретация результатов детского теста Векслера (ТВД) позволяет вычислить общий показатель вербального и невербального интеллекта ребенка, сделать выводы о наличии либо отсутствии задержек в развитии.

Норма баллов детского теста Векслера:

IQ-показатель численный

Уровень интеллектуального развития

140 и выше

Очень высокий

130-140

Высокий

120-130

Интеллект выше среднего

110-120

Средний, абсолютная норма

100-110

Сниженная норма

100 и ниже

Низкая норма

70-79

Пограничный уровень интеллекта

69 и менее

Дефект умственного развития

Ребенок с РАС-перешел от низкой нормы к сниженной норме

Ребенок с РИС   с 22 до 34

 

 

 

Список литературы

1. А. И. Копытин Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2019. - 670 c.

2. Арт-терапия в психологическом консультировании. Психодиагностика в арт-терапии. Искусствотерапия. Практикум по сказкотерапии (комплект из 4 книг) / М.В. Киселева и др. - М.: Речь, 2014. - 737 c.

3. Арт-терапия женских проблем / Коллектив авторов. - М.: Когито-Центр, 2010. - 300 c.
4. Арт-терапия с детьми. - М.: Генезис, 2014. - 756 c.

5. Арт-терапия. Великолепная природа и ее обитатели . 60 рисунков для раскрашивания и снятия стресса. - М.: Попурри, 2015. - 346 c.

6. Арт-терапия. Джунгли Амазонки. 70 рисунков для раскрашивания и снятия стресса. - М.: Попурри, 2015. - 639 c.

7. Будза, А. Арт-терапия / А. Будза. - М.: АСТ, 2016. - 351 c.

8. Воронова, Армине Арт-терапия для детей и их родителей / Армине Воронова. - М.: Феникс, 2013. - 256 c.

9. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. - М.: Речь, 2014. - 160 c.

10. Киселева, М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании / М.В. Киселева. - М.: Речь, 2016. - 612 c.

11. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - М.: Речь, 2016. - 478 c.

12. Копытин, А. И. Арт-терапия наркоманий / А.И. Копытин, О.В. Богачев. - М.: Психотерапия, 2017. - 176 c.
13. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2017. - 460 c.
14.  Крамер, Э. Арт-терапия с детьми (+ DVD) / Э. Крамер. - М.: Генезис, 2014. - 507 c.


 

Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс: Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и…

Мастер-класс: Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и…

Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению

Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению

Очень важно понять: При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что…

Очень важно понять: При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что…

Арт-терапию по праву называют самым увлекательным и даже мистическим направлением в практической психологии

Арт-терапию по праву называют самым увлекательным и даже мистическим направлением в практической психологии

Что я сам могу сделать для этого мира?»

Что я сам могу сделать для этого мира?»

Виды арт-терапии: С момента своего основания арт-терапия включает в себя множество направлений, и на сегодняшний день число их продолжает увеличиваться, поскольку арт-подход постоянно обогащается и…

Виды арт-терапии: С момента своего основания арт-терапия включает в себя множество направлений, и на сегодняшний день число их продолжает увеличиваться, поскольку арт-подход постоянно обогащается и…

При помощи игр и игрушек можно решить и личностные, и профессиональные трудности

При помощи игр и игрушек можно решить и личностные, и профессиональные трудности

Таким образом, в процессе работы с песком малыш с психологической проблемой из «пострадавшего» или пассивного наблюдателя постепенно превращается в творца, строителя своей жизни

Таким образом, в процессе работы с песком малыш с психологической проблемой из «пострадавшего» или пассивного наблюдателя постепенно превращается в творца, строителя своей жизни

Открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность

Открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность

Категорический отказ от мокрого песка, как и злоупотребление водой в песочнице, создание «чавкающей массы», может говорить о том, что существует сильный запрет родителей «не пачкаться»,…

Категорический отказ от мокрого песка, как и злоупотребление водой в песочнице, создание «чавкающей массы», может говорить о том, что существует сильный запрет родителей «не пачкаться»,…

Эта игра помогает найти компромисс для всех членов семьи и способствует гармонизации отношений

Эта игра помогает найти компромисс для всех членов семьи и способствует гармонизации отношений

Надо отметить, что детям и взрослым очень нравится работать с тканью

Надо отметить, что детям и взрослым очень нравится работать с тканью

Заключение: Для отслеживания результатов использую тест

Заключение: Для отслеживания результатов использую тест

Список литературы 1. А. И. Копытин

Список литературы 1. А. И. Копытин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2023