Мастер-класс:
Инклюзивное образование (включающее) –
это образование, при котором все дети,
несмотря на свои физические,
интеллектуальные и иные особенности,
включены в общую систему образования
и обучаются в общеобразовательных
школах вместе со своими сверстниками.
( ФЗ «Об образовании»)
Актуальность
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Инклюзивное образование:
· работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;
· является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;
· является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
· признает, что все дети могут учиться.
По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.
Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
Включающее образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа, важное значение, имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов
В идеале такая команда состоит из:
Педагога, психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, социального работника, врача-педиатра, специалистов по охране и гигиене труда, ассистента педагога (сопровождающего).
Существующие барьеры:
· дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
· большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;
· родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
Очень важно понять:
При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным (У. Джеймс).
Цель данной работы :
Проанализировать влияние арт-терапии на развитие творческих способностей детей- инвалидов.
Объект исследования: обучающиеся МОУ Климоуцевской СОШ
Предмет исследования: творческие достижения обучающихся
Гипотеза:
Предполагаю, что использование метода арт-терапии оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Метод может использоваться с целью психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами.
Арт-терапию по праву называют самым увлекательным и даже мистическим направлением в практической психологии. Эта техника богата на интересные и эффективные методики, которые помогают успокоить душу и тело, облегчают или снимают симптомы разных недугов. Для многих людей – это еще и хобби, позволяющее проводить время с пользой и удовольствием.
Расскажу обо всех достоинствах этого метода, о его видах, о том, кому может помочь арт-подход и как его используют в коррекционной работе психологи.
Название метода говорит само за себя: это лечение творчеством, и оно не предполагает никаких таблеток, уколов или массажа. Вам понадобятся только лист бумаги, краски или карандаш, песок или пластилин, фотографии или картинки – словом, все то, что поможет творить!
Говоря образно, арт-терапия – это некий мост между сознанием и подсознанием личности, между разумом и чувствами, требующий участия души и обеспечивающий ей возможность погружаться в красоту.
Понятие арт-подхода впервые употребил в 1938 году художник Адриан Хилл, проходивший в то время лечение в туберкулезном санатории. Постоянно рисуя в процессе реабилитации, он заметил, как улучшаются при этом его психологический настрой и здоровье в целом. Метод Хилла так понравился медикам, что уже в следующем году художника пригласили в качестве специалиста для работы с другими пациентами.
Сегодня арт-подход с отличными результатами используют психологи, психотерапевты и педагоги для решения множества задач, начиная от самовыражения и раскрытия творческого потенциала и заканчивая адаптацией в обществе взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Арт-терапия может быть:
Самым значимым плюсом этого подхода является тот простой факт, что благодаря творчеству мы переживаем исключительно искренние эмоции – восторг, любовь, радость, страх, досаду, горечь. И все эти чувства, даже негативные, со стопроцентной вероятностью не вызовут у нас психической травмы. Когда человек лепит зверюшек из пластилина, рассматривает фотографии закатов и рассветов, сочиняет слова к песне или рисует цветы – он не просто творит, он учится смотреть на мир с позиции наблюдателя, чтобы понять самого себя, свои мысли, желания и поступки. Выходит, что творчество дает человеку реальную возможность выявить свое истинное предназначение, решить внутренние проблемы и ответить на самый главный вопрос: «Что я сам могу сделать для этого мира?».
При помощи арт-терапии достигаются следующие цели:
Кому поможет этот метод?
К арт-терапевтам приходят за помощью сотни пациентов, желающих изменить себя.
Безусловная оригинальность метода состоит в том, что он подходит всем людям, вне зависимости от их пола и возраста, и практически без исключений дает ярко выраженный положительный эффект.
Взрослым людям арт-терапия помогает пересмотреть проблемные вопросы, выработать новое поведение, развить креативное мышление и таланты, а детям – раскрыть творческий потенциал, сформировать нервную систему и психику, установить контакт со сверстниками и поддерживать оптимальный уровень интеллекта в соответствии с возрастными нормами. В работе с малышами с особенностями развития арт-подход способствует в решении проблем со зрением и моторикой. Благотворно сказывается на общем психологическом состоянии и сама атмосфера занятий – игровая и дружественная.
Заметим, что средства невербального общения, используемые в арт-подходе, очень важны для взрослых и детей, которые испытывают сложности в общении и/или выражении своих мыслей.
К арт-терапии следует обратиться:
1. чтобы справиться с психологической травмой, потерей, посттравматическим расстройством;
2. при кризисном состоянии или конфликтной ситуации;
3. для развития целостности личности;
4. чтобы избавиться от тревог и страхов;
5. при желании сохранить силы в условиях жизненных неурядиц;
6. чтобы избавиться от стрессовых переживаний;
7. для улучшения отношений с близкими людьми;
8. при желании лучше понимать свой внутренний мир;
9. чтобы научиться получать удовольствие от жизни, выражать свои чувства;
10. для повышения самооценки.
Виды арт-терапии:
С момента своего основания арт-терапия включает в себя множество направлений, и на сегодняшний день число их продолжает увеличиваться, поскольку арт-подход постоянно обогащается и дополняется новыми видами. Рассмотрим самые популярные из них, завоевавшие признание, как психологов, так и их клиентов.
Музыкотерапия.
Не секрет, что музыка является действенным и легкодоступным психотерапевтическим методом и используется для релаксации и/или коррекции физического и психического состояния человека. Сессия проходит в положении сидя или лежа и показана при тревогах, страхах, соматических недугах, а также при подготовке к более серьезному лечению.
Фототерапия.
Такой вид терапии предполагает работу с готовыми изображениями (составление коллажей, рассматривание и высказывание своих ассоциаций) или создание пациентом собственных фотоснимков. Фототерапия используется для выявления и решения психологических проблем, помогает людям, испытывающим затруднения в общении, находящимся в непростой жизненной ситуации, а также для стимуляции воображения, творческого и смыслообразующего потенциала.
Коллажирование.
Вырезание фигурок (изображений, материалов, фото) для сбора цельной композиции – коллажа – поможет диагностировать психологическое состояние, локализовать проблемные ситуации, избавиться от стресса, лучше понимать свои чувства.
Библиотерапия.
Предполагает чтение или работу с текстовой информацией с целью нормализовать психическое состояние, воздействовать на мышление и поведение.
Метафорические карты (МАК).
Метафорические ассоциативные карты – это признанный эффективный инструмент в работе хорошего психолога. МАК представляют собой набор картинок с изображением людей, природных явлений, зверей, эмоций, событий, верное использование которых в процессе психологических бесед помогает не только в развитии творческих способностей, но и в принятии решений, в поиске новых идей и в налаживании общения.
Игротерапия.
При помощи игр и игрушек можно решить и личностные, и профессиональные трудности. Метод используют психологи для выявления детских страхов и купирования стресса. Понятно, что дети в игре раскрываются и выказывают чувства намного легче и охотнее, чем в обыденной повседневности. Взрослый человек, играя или трогая игрушки, прислушивается к своим ощущениям и может вспомнить, что беспокоило его долгие годы и послужило источником проблем.
Изотерапия.
Терапия изобразительного искусства, в первую очередь, подразумевает лечение при помощи рисования. В процессе создания рисунка используются краски, мелки, пастель, маркеры, фломастеры – словом, подходят любые инструменты и материалы. Изотерапия даст возможность увидеть внутренние конфликты и собственные переживания, повысит самооценку и уверенность в себе, поможет в творческом развитии и в процессе социальной адаптации. Рекомендуется для осуществления коррекционной работы при невротических состояниях, депрессиях, фобиях и соматических нарушениях.
Сказкотерапия.
Эффективный способ передать пациенту (взрослому или ребенку) необходимые морально-этические нормы, основы поведения, правила и опыт поколений. На занятии читается или рассказывается сказка, былина, притча, а затем обсуждается и анализируется. Метод поможет выстроить и сформировать новый жизненный сценарий, найти решения проблем.
Кинотерапия.
Схожая техника для переосмысления важных ценностей посредством просмотра кино и последующего обсуждения сюжета с терапевтом.
Стоит ли лечиться творчеством?
Как мы видим, сессии арт-терапии могут включать в себя разные творческие направления. Нужно понимать, что арт-терапия абсолютно безвредна и подключается к подсознанию человека, воздействуя на психику мягко и бережно. Пациент не только получает неподдельное удовольствие от творчества, но и отвлекается от повседневных проблем, легче приспосабливается к условиям социума, становится более эмоционально защищенным и стрессоустойчивым.
Арт-терапия показывает отличные результаты в решении множества психологических задач – возрастных, личных, кризисных. И, конечно, такое же влияние арт-терапия оказывает на детей-инвалидов. Подробнее остановимся на следующих видах арт-терапии:
Песочная терапия (sandplay) – это терапия игрой, увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс. Психолог предлагает ребенку поднос с песком, воду и множество различных объектов и материалов для строительства песочного мира (например, домики, деревья, фигурки животных, кукол). На песке можно создавать причудливые картины, ландшафты, бесконечно изменять и перестраивать их согласно своему желанию. Таким образом, в процессе работы с песком малыш с психологической проблемой из «пострадавшего» или пассивного наблюдателя постепенно превращается в творца, строителя своей жизни.
· С детьми 3–3,5 лет уже можно заниматься песочной терапией, но это будут различные организованные развивающие игры с песком либо работа с группой.
· Для детей 6–7 лет характерно проигрывание на песке волнующих проблем и самостоятельное их разрешение, с ними можно заниматься воссозданием сказки или любимого сюжета на песке, психокоррекцией.
· С 11–12 лет возможна глубинная психотерапия с реконструкцией песочных миров.
Диагностика психологических проблем
Анализируем события, сюжет, чувства и высказывания ребенка в процессе постройки песочного мира и наблюдения за ним, диалогов между персонажами.
· Ведутся беспрестанные баталии, песочный мир на грани разрушения – признак внутренних неразрешимых конфликтов.
· Агрессия, направленная на конкретный персонаж, – желание саморазрушения и наказания себя, противостояние армий – агрессия, направленная на других.
· Внутрисемейные конфликты – конфликты между персонажами, отражающими реальных членов семьи.
· Волшебные предметы, артефакты в песочнице – потенциальные возможности.
Анализируем символическое значение фигур, выбранных ребенком, их расположение в песочнице. Символическое значение строго индивидуально, поэтому надо исходить из ассоциаций ребенка.
Для удобства можно пользоваться словарем значений символов. Например, словарем, приведенным в книге Н. Сакович «Технология игры в песок. Игры на мосту».
· Первая выбранная фигурка – это символическое «Я» ребенка, второй объект – символ самого важного в жизни (значимый взрослый, желания и чувства);
· Закапываемая фигурка – символ либо неосознаваемого, либо вытесняемого в бессознательное. Например, ребенок закапывает фигурку собаки. Возможно, присутствует страх перед этим животным.
Что дает песочная терапия?
· Открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность.
· «Вскрывает» глубинные чувства, помогает пережить травмирующий опыт в безопасности, встретиться со страхами повторно и справиться с ними. Например, мама чрезмерно опекает дочку, не дает ей свободы. Ребенок не проговаривает своих желаний. Но в песочнице свою фигурку помещает в клетку, ограждая ее забором со всех сторон, или в ямку. Это ее чувства в данный момент.
· Развивает тактильную чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторику.
· Обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.
· «Заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации.
· Ребенок получает первый опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.
· Песочный мир подчиняется воле и желаниям ребенка, снимаются родительские запреты.
Песочная терапия больше всего показана детям со следующими проблемами:
· глубокие психологические и родовые травмы (например, развод родителей, смерть одного из близких, насилие, внутриутробное кислородное голодание, затяжные роды), неврозы различного происхождения, психосоматика (астма, энурез, заикание, эмоциональные расстройства);
· агрессия, тревожность, страхи, гиперактивность, поведенческие нарушения (капризы, истерики, необъяснимые реакции);
· проблемы во взаимоотношениях ребенка и родителей, сверстников
В процессе работы:
· соблюдайте тишину, не мешайте ребенку создавать картину;
· прислушивайтесь к чувствам ребенка, он должен ощущать безопасность пространства;
· наблюдайте за процессом, не вторгайтесь в мир малыша без его согласия, не торопите его, не задавайте ему вопросов.
Как играют дети?
·
Если
для взрослого важно обдумывание и проговаривание своих построек в песке, то для
ребенка гораздо важнее сам процесс игры.
Сухой песок течет и изменяется, а мокрый удерживает форму. Что предпочитает
ребенок, то и является для него самым нужным в данный момент. Одни дети
предпочитают только мокрый песок, другие – сухой, работают быстро или медленно,
используют много или мало фигур.
· Категорический отказ от мокрого песка, как и злоупотребление водой в песочнице, создание «чавкающей массы», может говорить о том, что существует сильный запрет родителей «не пачкаться», возможно, ребенок боится быть наказанным. Ему важно побыть грязным, получить на это разрешение.
· При строительстве в песке нет правильного или неправильного развития событий. Чтобы сделать мир трехмерным, можно закрепить на краю песочницы проволочку с крючком и подвешивать на него «солнце» или «луну», «птицу». Еще больший эффект от песочной терапии достигается, если включить музыку для релаксации.
Песочный психотерапевт Джон Аллан условно выделяет у детей следующие стадии игры с песком.
· «Хаос» Все возможные фигурки оказываются в песочнице, между ними нет связей – полный хаос. Это отражение эмоционального смятения, тревоги и страхов, переполняющих жизнь ребенка. Стадия может продолжаться несколько занятий.
· «Борьба» Появляются силы добра и зла, тема противостояния (люди и пришельцы и т. д.). Нельзя опережать события, помогая разрешить ситуацию с помощью доброго помощника. Внутренний конфликт должен быть «отвоеван» в собственном темпе. Как только наступает перемирие, даруется жизнь и свобода, наступает следующая стадия.
· «Исход» Стадия гармонии и равноправия между фигурами, гармоничные связи между объектами, множество зелени и плодов, животные расставлены по парам. Логическая завершающая стадия – часто в песочнице появляется круг, квадрат или треугольник, составленный из фигур, что знаменует окончание и цельность процесса.
Психологические игры на песке (из книги Н. Сакович)
· Тематический мир
· Здесь можно проработать актуальную проблему. Например, построй мир «Моя школа», «Мой дом» и т. д. Между фигурами можно вести диалоги, проигрывать мини-спектакль жизненных событий.
· Семейная игра
· Участвуют все члены семьи, они строят общий мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем мир «оживает» – в течение 5–10 минут предлагается пожить в этом мире, проанализировать свои чувства. Затем семья строит «идеальный мир», учитывая потребности каждого, затем проводится обсуждение, выбираются те миниатюры, которые могли бы быть помощниками для достижения идеальных отношений в семье. Эта игра помогает найти компромисс для всех членов семьи и способствует гармонизации отношений.
· «Песочный дождик»
· Ребенок медленно, а потом быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Затем с закрытыми глазами ребенок кладет ладонь на песок, а взрослый сыплет песок на один из пальчиков. Ребенок должен угадать, на какой именно. Игра способствует регуляции мышечного напряжения.
· «Необыкновенные следы»
· Имитируйте вместе с ребенком следы которые оставляют разные животные: змейка, котенок. Игра способствует развитию воображения, стимулирует тактильную чувствительность.
·
Рисование
Рисуйте палочкой на поверхности влажного песка. Можно использовать цветной
песок для рисования на обычном, работайте только руками.
·
Узоры
Выкладывание с помощью камушков, ракушек, пуговиц. Повторение
последовательности самостоятельно. Продолжить узор взрослого, уже нарисованный
на песке. Изучение простых геометрических форм и их изображение.
· Погружение рук в песок
· Погружение под руководством взрослого всей кисти в песок, а затем осторожное раскапывание каждого пальца взрослым. Просят фиксировать, если копатель дотронулся до руки. Игра на повышение тактильных ощущений и на преодоление страхов.
Тканевая терапия – одно из направлений арт-терапии. Основная задача тканевой арт-терапии - это развитие воображения и творческого мышления с помощью выкладывания разнообразных тканевых картин, расширение эстетического и сенсорного опыта.
· Требования к тканям:
· - разного размера
· - разной фактуры
· - разной цветовой гаммы
· - геометрической формы
· - однотонные и цветные
· - уровня целостности (целое и с дырками или надорванные)
· - выглаженные и мятые
· - чистые и с пятнами
· - прозрачные и плотные
· - натуральные и синтетические
· - имеющие выровненные края или оборванные случайным образом
· - специальные (платочки, шарфы) или простые тканевые отрезки
Надо отметить, что детям и взрослым очень нравится работать с тканью. Каждый раз получается что-то новое! Картины из ткани получаются удивительные, приходится включать воображение, а за счёт вспомогательных материалов получаются просто шедевры!
"Ну что такое тряпочка простая?
Тесёмочка, салфетка и платок?
Картина получается такая:
Завидовал бы даже Васнецов!"
Арт-терапия с тканью способствует:
Заключение:
Для отслеживания результатов использую тест Векслера детский. Классические тесты на IQ используются в рамках клинико-психологического обследования детей, рожденных с различными расстройствами здоровья. Они необходимы для разных целей:
Одним из таких методов тестирования является разработка американского психиатра Дэвида Векслера – Wechsler Intelligence Scale for Children (WISC). Русский вариант был адаптирован в 1992 году и используется по сегодняшний день.
Интерпретация результатов детского теста Векслера (ТВД) позволяет вычислить общий показатель вербального и невербального интеллекта ребенка, сделать выводы о наличии либо отсутствии задержек в развитии.
Норма баллов детского теста Векслера:
IQ-показатель численный |
Уровень интеллектуального развития |
140 и выше |
Очень высокий |
130-140 |
Высокий |
120-130 |
Интеллект выше среднего |
110-120 |
Средний, абсолютная норма |
100-110 |
Сниженная норма |
100 и ниже |
Низкая норма |
70-79 |
Пограничный уровень интеллекта |
69 и менее |
Дефект умственного развития |
Ребенок с РАС-перешел от низкой нормы к сниженной норме
Ребенок с РИС с 22 до 34
Список литературы
1. А. И. Копытин Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2019. - 670 c.
2. Арт-терапия в психологическом консультировании. Психодиагностика в арт-терапии. Искусствотерапия. Практикум по сказкотерапии (комплект из 4 книг) / М.В. Киселева и др. - М.: Речь, 2014. - 737 c.
3.
Арт-терапия женских проблем / Коллектив авторов. - М.: Когито-Центр, 2010.
- 300 c.
4. Арт-терапия с детьми. - М.: Генезис, 2014. - 756 c.
5. Арт-терапия. Великолепная природа и ее обитатели . 60 рисунков для раскрашивания и снятия стресса. - М.: Попурри, 2015. - 346 c.
6. Арт-терапия. Джунгли Амазонки. 70 рисунков для раскрашивания и снятия стресса. - М.: Попурри, 2015. - 639 c.
7. Будза, А. Арт-терапия / А. Будза. - М.: АСТ, 2016. - 351 c.
8. Воронова, Армине Арт-терапия для детей и их родителей / Армине Воронова. - М.: Феникс, 2013. - 256 c.
9. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. - М.: Речь, 2014. - 160 c.
10. Киселева, М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании / М.В. Киселева. - М.: Речь, 2016. - 612 c.
11. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - М.: Речь, 2016. - 478 c.
12.
Копытин, А. И. Арт-терапия наркоманий / А.И. Копытин, О.В. Богачев. - М.:
Психотерапия, 2017. - 176 c.
13. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин. - М.:
Когито-Центр, 2017. - 460 c.
14. Крамер, Э. Арт-терапия с детьми (+ DVD) / Э. Крамер. - М.: Генезис, 2014.
- 507 c.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.