Как подготовить и провести классный час
(методический материал для МО классных руководителей)
Разработала преподаватель истории и обществознания Политыко И.И.
Классный час – это…
Что в педагогической науке и практике понимается под такой
формой воспитательной работы, как классный час?
С этой целью мы обратились к публикациям известных ученых
и выписали в записную книжку определения этого понятия.
В результате получилась вот такая палитра представлений о
классном часе:
Классный час –это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы.
Н.И. Болдарев
Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич
Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия.
Е.В.Титова
Классный час, в нашем понимании – это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным.
Л.И.Маленкова
Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками.
В.П.Созонов
Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Л.В.Байбородова
Обобщенное понятие классного часа:
под классным часом понимается специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с обучающимися класса…
Нами классный час понимается
как гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с обучающимися группы с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Классный час способствует решению следующих педагогических задач:
1. Обогащение обучающихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике;
2. Усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;
3.Формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;
4. Содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала обучающегося, его творческих и других, способностей;
5. Формирование и развитие классного коллектива.
Сравнительная характеристика традиционного и личностно – центрированного классного часа
(по Е.Н. Степанову)
Основные компоненты классного часа |
Традиционный классный час |
Личностно-центрированный классный час |
Целевой |
Направленность на усвоение обучающимися принятых в обществе ценностей, норм, отношений и образцов поведения |
Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала обучающихся, процессом их самоактуализации, становлением уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка |
Содержательный |
Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления |
Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и сомоутверждения личности. Классный руководитель совместно с обучающимися и (если необходимо) родителями определяет тему и содержание классного часа. |
Организационно-деятельностный |
Главным, и часто единственным, организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. Совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа |
Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа, проходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с обучающимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия. |
Оценочно-аналитический |
При анализе и оценке классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения обучающимися |
В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников |
Проведение классного часа один из важных моментов в воспитательской деятельности классного руководителя. Необходимо вовлекать детей в процесс подготовки классного часа, выбирать темы интересные для обучающихся. Темы должны быть детям важны, интересны, многогранны и полезны. У обучающихся должна быть возможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу и услышать мнение других. От выбранных методов и приемов проведения классного часа будет зависеть его значимость в воспитательном процессе детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.