Рекомендации учащимся и родителям
Как получить высокую оценку на экзаменах
Многие школьные предметы очень обширны, что выучить все невозможно. В настоящее время не существует единых базовых учебников для всей страны. Вы готовитесь по одним учебникам, а человек, который составляет тесты, использовал другой учебник. Но не надо отчаиваться. Вы вполне можете набрать достаточное количество баллов, чтобы поступить в нужное вам учебное учреждение.
Человек не компьютер. У него есть эмоции, интуиция, вера в свои силы и, конечно, знания. В итоге ваша оценка зависит как минимум от пяти факторов:
· Психофизическое состояние
· Наличие определенных знаний по предмету
· Умение найти нужный ответ из нескольких вариантов
· Вашего воображение
Первый пункт – психофизическое состояние. Во время экзамена вы должны быть бодры. Сосредоточены и спокойны, хорошо выспаться, легко позавтракать, быть уверены в себе и включить на полную мощность свою логику и воображение.
В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять свой режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо отражается в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзамена желательно сохранять привычный образ жизни с минимальными изменениями в режиме дня. Эти изменения должны заключаться в следующем.
v Режим сна и бодрствования.
Не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна. Нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление сил, но и играет важную роль в механизмах памяти. Во время подготовки к экзаменам желательно в распорядок дня ввести кратковременный дневной сон.
v Чередование умственной и физической деятельности.
Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной нагрузкой распределения нагрузки являются 1,5-часовые занятия с 15-минутными перерывами между ними для физкультминуток. Это может быть физзарядка, аэробика, танцы и пр. Помимо кратковременных перерывов, в режиме дня следует предусмотреть 1-2 больших перерыва для прогулок на свежем воздухе.
v Питание.
Во время интенсивной умственной работы рекомендуется 4-5-разовое питание. Питание должно быть средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Очень важно наличие в пище свежих овощей и фруктов, а также ржаного хлеба, яиц и печени.
v Психология подготовки к экзаменам.
Заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего учащемуся наилучшим образом продемонстрировать свои знания, а также свести к минимуму вред здоровью. Для нормализации физиологического и психологического состояния учащиеся могут применять различные приемы, направленные на релаксацию или на мобилизацию организма. Больше всего мне нравится механизм, повышающий эффективность подготовки к экзаменам, - так называемые «формулы цели». При создании формул цели необходимо руководствоваться следующими принципами:
быть по возможности краткими,
иметь позитивный характер.
«Я уверен в себе!»
«Я спокоен и уверен в себе!»
«Мой мозг работает хорошо. Мои мысли ясные и четкие. Я уверен в себе!»
«Моя память работает хорошо. Я все помню»
«Я ощущаю бодрость и уверенность в себе»
Теперь перейдем к знаниям.
Чтобы вы смогли за минимальный промежуток времени усвоить максимальное количество знаний, следует обратиться к некоторым психофизиологическим закономерностям работы нашего мозга.
Возможно, вы слышали, что память человека можно разделить на три вида: кратковременную, оперативную и долговременную. За свою жизнь наш мозг перерабатывает триллионы бит информации, а запоминаем мы ничтожную долю. Только незначительная часть информации, хранящейся на уровне кратковременной памяти, попадает в оперативную, и только доли процентов последней отправляются на долголетнее хранение в глубины нашей психики. Существует несколько принципов хорошего запоминания.
Ø Принцип эмоционального восприятия
Оказывается, что в первую очередь сознание запоминает жизненно важную информацию, сопровождающуюся эмоциональным возбуждением. Другими словами, для успешного запоминания мозг должен быть активизирован, возбужден, перед ним должна стоят проблема. Там, где есть проблема, есть эмоции. В свою очередь эмоции активизируют память и делают ее более прочно.
Ø Принцип привязки к себе
Особенно легко он может быть применен при изучении анатомии, физиологии и гигиены человека. Здесь даже не нужно сильно напрягать свое воображение – ведь фактически вы изучаете не какого-то абстрактного человека, а самого себя. Разбирая скелет человека, постарайтесь обнаружить у себя соответствующие кости. Потрогайте их, найдите начало и конец, определите подвижность суставов и т.д.
Ø Принцип структурирования знаний
Он означает, что для успешного запоминания необходимо разбивать учебный материал на смысловые блоки, связанные единой темой, и переходить к изучению следующего блока только после усвоения предыдущего. Читая книгу, старайтесь раскладывать материал «по полочкам», составляя списки, рисуйте схемы и таблицы. Педагоги давно установили, что применение принципа наглядности повышает усвоение материала на 30 – 40%.
Ø Принцип использования нескольких видов памяти
Для успешного запоминания нужно помимо логической стараться по мере возможности использовать и другие виды памяти: зрительную, слуховую и механическую. Каждый из нас знает, как долго сохраняются двигательные навыки. Научившись ездить на велосипеде или плавать, эти движения забыть невозможно. Технология простая – вы смотрите на рисунок и стараетесь его скопировать на черновике. Затем, рассматриваете 15 секунд еще раз. Потом по памяти рисуете его. Потом открываете оригинал и сравниваете, отмечая ошибки и неточности. Делаете еще одну попытку нарисовать. Думаю, рисунок вы запомнили. Повторит перед экзаменом.
Для активизации слуховой памяти используйте аудио учебники или повторяйте прочитанное вслух.
Теперь перейдем к тактике во время ответов на экзамене.
Сначала бегло пройдите по всему тесту, отвечая только на то, что вы точно знаете. Затем пройдитесь по вопросам еще раз, стараясь разрешить более сложные, требующие логики и размышлений. Дальше остановитесь и дайте себе 1 -2 -минутную передышку. Потом приступайте к вопросам, на которые у вас нет ответа. Здесь есть несколько способов.
§ Использование информации из смежных областей знаний. Дело в том, что большая часть нужной информации уже хранится в вашей голове. Она находится в разбросанном виде, вам нужно собрать их воедино.
§ Визуализация. Постарайтесь максимально отчетливо вспомнить страницу учебника, где вы встречали нужный материал, расслабьтесь и включите зрительное воображение.
§ Подключение логики. Сделав предположение о верности какого-то варианта, логически продолжите это предположение и посмотрите, не вызовет ли оно какое-либо противоречие основным понятиям. Если получается несуразность, следует выбрать другой вариант.
§ Метод исключения. Начинайте исключать по одному самые невероятные варианты ответов, и оставшийся вопрос окажется верным.
§ Действуйте наугад. После исключения двух маловероятных ответов, у вас осталось два варианта. Выбирайте наугад.
§ Последний способ – никогда не отступай и борись до конца.
Желаю всем удачи!
Почерней Н.В. Учитель биологии МБОУ СОШ №8
г. Томмот, Алданский район, РС(Я)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.