Конспект занятия по внеурочной деятельности во 2 классе «Как появляется радуга».
Тема занятия: знакомство с природным явлением – радугой.
Цель: создать условия для формирования представлений о природном явлении - радуга, научить составлять синквейн на этапе осмысления изученного материала.
Оборудование: проектор, презентация; карточки с заданиями, шаблоны для аппликации, наклейки.
Задачи.
Образовательные задачи:
— формировать у учащихся основные представления о природных явлениях.
Развивающие задачи:
— развивать представления об окружающем мире;
— развивать внимание, мышление, творческие способности, связную речь;
— развивать способности детей взаимодействовать между собой;
— развивать сообразительность, самостоятельность суждений.
Воспитательные задачи:
— способствовать установлению доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса;
— воспитывать эстетический вкус и творческие способности детей;
— повышать общую культуру учащихся.
Планируемые результаты.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
— определять тему занятия с помощью педагога;
— умение формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
— умение вносить коррективы в свои действия, вносить дополнения, исправления;
— умение оценивать свои результаты;
— умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию.
Познавательные УУД:
— проявление интереса к познанию, осознание необходимости приобретения знаний;
— выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос;
— ориентироваться в своей системе знаний;
— умение добывать новые знания;
— умение искать, выделять, анализировать, сравнивать, классифицировать информацию;
— использовать приобретённые знания и умения для творческого решения задач;
— смысловое чтение;
— действия со знаково-символическими средствами;
Коммуникативные УУД:
— оформлять свою мысль в устной речи;
— воспринимать текст с учетом поставленной задачи; искать в тексте ответы на поставленные вопросы; находить в тексте необходимую информацию;
— работать в группе, индивидуально.
Личностные результаты:
— развитие интереса к изучению природы и окружающего мира;
— установление доброжелательных отношений в классе;
— развитие связной речи, обогащение словаря;
— развитие представлений об окружающем мире;
— развитие внимания, критического мышления.
Ход занятия.
1. Организация деятельности учащихся (1 минута).
Воспитатель приветствует учащихся, напоминает, что необходимо убрать со столов все лишнее.
Вот и встретились мы снова
И к уроку все готово.
Я надеюсь, что урок
Нам пойдет сегодня впрок!
2. Подготовительный этап.
Актуализация опорных знаний, определение темы занятия (4 минуты).
Педагог предлагает детям отгадать загадку, для того чтобы узнать, о чем пойдёт речь на занятии.
Семь дорожек друг за другом
Пробежались полукругом
И, украсив небо цветом,
В облаках исчезли где-то.
— Правильно, это РАДУГА.
Посмотрите на экран, на слайдах изображена радуга. А что вы знаете об этом природном явлении?
3. Фаза вызова (7 минут).
Цель – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
Упражнение «Круги по воде».
Воспитатель записывает опорное слово «РАДУГА» в столбик на доске. На каждую букву дети должны подобрать существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. При затруднении воспитатель помогает детям раскрыть каждое озвученное понятие. Получается небольшое исследование.
Например, «круги по воде» к слову РАДУГА – Разноцветная, Арка, Дуга, Удивительная, Гром, Аккуратная.
— Молодцы, ребята! Вот мы и попробовали исследовать радугу.
Давайте снова проверим ваши знания о радуге. Для этого нам нужно выполнить небольшое задание.
Воспитатель раздаёт детям карточки с утверждениями по теме. Предлагает отметить верные и неверные утверждения и обращает внимание на то, что в конце занятия они вернутся к таблице.
|
Выберите верные утверждения.
1. Радуга появляется на небе после сильного дождя. 2. Без солнечного света радуга не появится. 3. Солнечный свет белый. 4. Радуга состоит из десяти цветов. 5. Радуга может выглядеть как круг.
|
— Можем ли мы сейчас выполнить задание без ошибок?
(Ответы детей: наверное, не можем, потому что не всё знаем об этом).
— Тогда попробуем сформулировать задачи нашего занятия.
Задачи занятия:
ü Узнать, когда появляется на небе радуга;
ü Узнать, нужен ли для радуги солнечный свет;
ü Узнать, какого цвета солнечный свет;
ü Узнать, сколько цветов у радуги;
ü Узнать, какой формы бывает радуга.
4. Фаза получения нового знания (10 минут).
Цель – получение новой информации.
— Ну что ж, а теперь давайте узнаем всё необходимое про радугу. Но об этом природном явлении я вам рассказывать не буду. Потому, что вы всё узнаете сами, когда прочитаете небольшой текст.
Сейчас я раздаю вам карточки с текстом – как появляется радуга. Вам необходимо внимательно прочитать текст и промаркировать (пометить) каждое предложение.
Воспитатель раздаёт детям карточки, предлагает прочитать текст и промаркировать значками по мере чтения.
|
V — это я уже знаю. + — эта информация новая для меня.
|
Ученики выполняют задание – читают и помечают текст.
|
Как появляется радуга.
Радуга — семицветная дуга. Она появляется на небе после сильного дождя, когда выглядывает солнце. Причина появления радуги – солнечный свет. Нам кажется, что он белый. На самом деле солнечный свет состоит из семи цветов. Когда лучи света проходят через воздух, мы видим белый свет. А когда на пути лучей встречаются капельки воды, они разделяют каждый луч на семь цветных лучиков. Получается радуга. Чем крупнее капли, тем ярче радуга. Все цвета радуги всегда располагаются в одинаковом порядке. Они никогда не меняются местами. Легко усвоить этот порядок с помощью запоминалки: «КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН». Чтобы увидеть радугу, нужно находиться между солнцем и дождем. Солнце должно быть сзади, а дождь должен быть перед тобой. Иногда на небе бывает двойная радуга. А из самолета или с высокой горы радуга может выглядеть как круг.
|
— Что нового вы узнали? (Дети отвечают по очереди).
Физкультминутка (3 минуты).
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и выполнить танцевальные движения под видеоролик «Радуга».
5. Фаза рефлексии (3 минуты)
Цель – осмысление нового знания.
Воспитатель просит детей вновь вернуться к карточкам с утверждениями, отметить те утверждения, которые были верными.
— Молодцы, ребята. Теперь мы знаем больше, чем в начале занятия и выполнили это задание правильно!
Фаза рефлексии (другой вариант) – СИНКВЕЙН.
Цель – осмысление нового знания.
Синквейн – это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.
Правила написания синквейна:
1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Как это делать:
Название (обычно существительное) _________________________
Описание (обычно прилагательное) __________________________
Действия ________________________________________________
Чувство (фраза) ___________________________________________
Повторение сути __________________________________________
Например:
1. РАДУГА
2. Яркая, удивительная.
3. Появляется, переливается, исчезает.
4. На небе красуется радуга.
5. Волшебство.
Дети вместе с воспитателем составляют синквейн и записывают полученное пятистишие на доске.
6. Практическая работа – тематическая аппликация (10 минут).
Воспитатель предлагает детям создать радугу методом обрывной аппликации. Для этого шаблон радуги нужно вырезать, наклеить на картон и заполнить полоски кусочками цветной бумаги по порядку их расположения. Для яркого заполнения можно использовать кусочки цветной фольги.
Дети выполняют творческую работу в парах.


7. Подведение итогов (2 минуты).
— Что нового узнали сегодня?
— Что запомнилось больше всего?
Воспитатель благодарит детей и хвалит за активную работу на занятии (особо активных называет отдельно).
— Ребята, если занятие вам понравилось, наклейте на вашу аппликацию радугу.
Если вам было трудно на занятии, что-то не совсем понятно, остались вопросы, то наклейте зонтик.
Выберите верные утверждения.
1. Радуга появляется на небе после сильного дождя.
2. Без солнечного света радуга не появится.
3. Солнечный свет белый.
4. Радуга состоит из десяти цветов.
5. Радуга может выглядеть как круг.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
|
V — это я уже знаю.
+ — эта информация новая для меня.
|
|
Как появляется радуга.
Радуга — семицветная дуга. Она появляется на небе после сильного дождя, когда выглядывает солнце.
Причина появления радуги – солнечный свет. Нам кажется, что он белый. На самом деле солнечный свет состоит из семи цветов.
Когда лучи света проходят через воздух, мы видим белый свет.
А когда на пути лучей встречаются капельки воды, они разделяют каждый луч на семь цветных лучиков.
Получается радуга. Чем крупнее капли, тем ярче радуга. Все цвета радуги всегда располагаются в одинаковом порядке. Цвета радуги никогда не меняются местами.
Легко усвоить этот порядок с помощью запоминалки: «КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН».
Чтобы увидеть радугу, нужно находиться между солнцем и дождем. Солнце должно быть сзади, а дождь должен быть перед тобой.
Иногда на небе бывает двойная радуга. А из самолета или с высокой горы радуга может выглядеть как круг.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.