Как приучить ребенка к труду
Оценка 4.9

Как приучить ребенка к труду

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
5 кл—10 кл
11.10.2020
Как приучить ребенка к труду
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества. Трудовое воспитание детей в детском доме - составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома. Труд является источником материальной и духовной жизни общества и фактором, воздействующим на самого человека. С самого раннего детства ребенок познает основы труда, сначала в игре, а позже в некоторых обязанностях домашнего уклада. В труде развиваются и проявляются способности, природные задатки человека, формируется творческая активность, умение и мастерство. Труд выступает как важнейшее средство формирования личности и одновременно является критерием оценки уровня воспитанности человека.
Как приучить ребенка к труду.doc

 

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Краснобаковский детский дом

 

 

 

проект

Трудовое воспитание

в условиях детского дома

как средство развития личности ребенка

Как приучить ребенка к труду

 

 

 

 

 

 

 

выполнила:

воспитанник семьи “Солнечная» Трушкова Татьяна Васильевна

 

2019 год

 

«Самое воспитание,

если оно желает счастья человеку,

должно воспитывать его не для счастья,

а приготовлять к труду, к жизни».

К.Д. Ушинский

Введение

 

   Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества.


   Трудовое воспитание детей в детском доме - составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома. Труд является источником материальной и духовной жизни общества и фактором, воздействующим на самого человека. С самого раннего детства ребенок познает основы труда, сначала в игре, а позже в некоторых обязанностях домашнего уклада. В труде развиваются и проявляются способности, природные задатки человека, формируется творческая активность, умение и мастерство. Труд выступает как важнейшее средство формирования личности и одновременно является критерием оценки уровня воспитанности человека.

 

   Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, воспитателям нужно сделать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».

   Задача педагогического коллектива - научить детей всему тому, что потребуется после выхода из детского дома, чтобы вступление в «большую жизнь» не превратилось в тяжкое испытание из-за неприспособленности к самостоятельной жизни.

   Основным направлением воспитания трудового сознания у воспитанников детского дома должно стать - профпросвещение. Профессиональное просвещение должно носит общеформирующий характер, что предполагает предоставление детям общих сведений о профессиях и пробуждение разносторонних профессиональных интересов. Главное, как мне кажется - это приучать ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Дать понять, что приобретение профессии - это один из важнейших шагов к успешной, взрослой жизни, к становлению человека как личности. Выбор профессии, свободная ориентация в многообразии современных производств и профессий, навыки и умения взаимодействовать с людьми и коллективом - все это должно быть заложено в каждом воспитаннике. Покидая детский дом, ребенок должен иметь творчески мыслящую умную голову и умелые руки.

   Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием - убрать постель, накрыть стол, убрать со стола, помыть посуду…. С первого взгляда - однообразная и скучная работа. Душа не лежит, но приходится выполнять. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен. Вот и дежурит плохо, спустя рукава, не несет ответственность за дом, где живет.

«Когда труд - удовольствие, жизнь хороша! Когда труд - обязанность, жизнь рабство!» М. Горький.

   Задачами воспитания трудовой активности в детском доме, да и в обучении детей в целом - является как формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, так и развитие интереса к трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда.

   Воспитание трудовой активности выполняет задачу - привлечь внимание детей к труду, это особенно необходимо в условиях детского дома, так как в основном все трудовые действия выполняет обслуживающий персонал, поэтому в этих условиях в двойне необходимо пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Одновременно необходимо развивать у детей чувства долга и ответственности, активизирующие трудовое сознание.

   Все компоненты трудового воспитания детей должны осуществляться поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели: Сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение детей к трудовой деятельности, развить творческие способности воспитанников.

  

   Для развития трудовой активности также можно использовать экскурсии. Им принадлежит одно из ведущих мест в работе по ознакомлению детей с трудом взрослых. Воспитанники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства. Эффективность экскурсии зависит от тщательности ее подготовки и планирования. Для детей важно увидеть, как производится та или иная продукция, а также и иметь возможность потрогать ее руками, ощутить запахи, связанные с особенностями производства. Желательно, чтобы за экскурсией следовала беседа, закрепляющая знания и позволяющая сформировать более общие представления и понятия. Это способствует и развитию образной памяти у детей, и формирует положительную направленность к труду.

   Именно воспитание в детях потребности в труде, умения получать от труда удовольствие и является одной из приоритетных целей настоящего.

Актуальность

 

   Данный проект представляет широкие возможности для организации трудовой деятельности воспитанников, где формируются жизненно важные умения и качества личности, такие как самостоятельность, инициативность, умение принимать решение, работать в коллективе, самостоятельно получать знания, то есть тех качеств, которые помогут успешно адаптироваться в самостоятельной жизни.

Индивидуальность и новизна

 

   При разработке программы был изучен опыт А.А Католикова, который стремился воспитывать у детей-сирот потребность в труде и привычку к работе “как основу будущего счастья” в процессе систематического каждодневного труда. Идеи этого педагога были взяты за основу проекта. В отличие от других проектов, реализация данного предполагает учет индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка. Предполагаемые в программе мероприятия не ограничиваются рамками образовательного учреждения.

Цель:

Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе трудовой деятельности.

Задачи:

· Воспитать уважение к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.

· Развивать трудовые навыки, навыки ответственного и творческого отношения к труду.

· Создать условия для развития каждого ребёнка путём вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями.

Проект рассчитан на 1 год с детьми младшего и среднего возраста по следующим направлениям:

· хозяйственно-бытовой труд;

· самообслуживание;

· сельскохозяйственный труд;

· творческий труд.

   Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью 40 минут, где рассматриваются теоретические и практические основы трудового воспитания.

Предполагаются следующие результаты:

1.Выработать у воспитанников привычку систематическому труду.

2.Сформировать у воспитанников обще-трудовые умения и навыки.

3.Создать в семье сплоченный детский коллектив, через включение воспитанников в активную трудовую деятельность.

4.Воспитать гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду, как первейшему общественному долгу.

Этапы

   В своей работе я выделяю несколько этапов формирования любви и потребности в труде у ребенка, на которые хотела бы обратить внимание:

Подробнее я хочу раскрыть этапы содержание трудового воспитания.

Первый этапознакомительный - начинается с момента, когда к нам в семью приходят дети, мы учим их бережному отношению к детскому дому с самого первого дня.

Почти все дети приходят в детский дом, не имея навыков по уходу за собой.

И следующий второй этап – деятельныйзаключается в организации «собственного» труда. Девизом этого этапа становятся слова Леонардо да Винчи: «Счастье достается тому, кто много трудится».

На третьем этапе - поисковый или пробный, когда ребенок постепенно входит в коллектив имеет собственные дела, мы спрашиваем, а что ты мог бы сделать полезного для нашего дома, чем ты хотел бы заниматься, давая время привыкнуть, осмотреться.

Следующий четвертый этап – диалого - регулятивный - открывает результативность труда: награды в спорте, дипломы в конкурсах творчества, даже небольшие победы, такие как правильно пришитая пуговица - становятся наглядным достижением. Уголок достижений, поздравления, поощрения как детьми друг друга, так и воспитателями – неотъемлемые компоненты этого этапа.

Шестой этап – контролирующийхарактеризуется комплексом мероприятий по стимуляции потребности у детей к труду, увлечению трудовой деятельностью, направленных на осознание детьми необходимости иметь профессию и необходимые знания, а также направленных на воспитание духовных ориентиров в жизни и стремлению к разумному распределению денежных средств. Основные мероприятия: Беседы, ролевые игры, просмотр фильмов о профессиях, встречи с людьми - представителями различных сфер деятельности.

   Таким образом, рассмотрев различные методы, приемы и этапы формирования трудовой активности у детей детского дома можно сделать следующий вывод:

   Необходимо постоянно, систематически использовать различные методы и приемы для повышения трудовой активности воспитанников.

Принципы формирования трудового сознания и трудовой активности:

 

1.Воспитанник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу детского дома (работа на участке, оформление детского дома, ремонт учебных пособий, благоустройство и озеленение двора).

2.Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Воспитанник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить детей с общественным назначением цели его труда, показать ребенку кому нужен его труд. Но если дети не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они будут работать по принуждению, неохотно.

3.Труд должен быть коллективным. Коллективный труд - это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность детям приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.

4.Труд воспитанника должен быть инициативным и творческим. Желательно, чтобы он предоставлял детям возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью будут заниматься им дети.

5.Необходимо требовать от воспитанников не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

   Если все указанные условия будут соблюдаться, то труд для детей станет весьма привлекательной деятельностью, будет вызывать у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, а также формируются такие качества личности, составляющие трудовую активность, как трудовая направленность, инициативность, целеустремленность, общительность и т.д.

   Занимаясь трудовым воспитанием очень важно иметь ввиду, что труд не только средство создания материальных ценностей, но и мощный фактор формирования внутреннего мира человека, его нравственных убеждений. «Тело, сердце и ум человека требуют труда».

Вывод

 

   Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает, что мы добились каких - то результатов, необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически. А для этого, на мой взгляд, необходимо изменить сам воспитательный процесс в детском доме, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников.

 

Таблица 2. Тематический план

 

Направления

Теория

Практика

Общее кол-во

 

1

Хозяйственно-бытовой труд

6

39

45

 

2

Самообслуживание

7

11

18

 

3

Творческий труд

6

17

23

 

4

Сельско-хозяйственный труд

8

29

37

 

 

Таблица 3. Тематический план 1 года обучения.

 

 

Раздел

Тема

Теоретические занятия

Кол-во часов

Практические занятия

Кол-во часов

Общее кол-во часов

 

 

Хозяйственно-бытовой труд

Стирка белья

Сортировка белья, моющие, отбеливающие, подсинивающие средства

1

Сортировка, стирка, сушка в центрифуге, воздухе, отбеливание

1

20

 

 

Ремонт одежды

Виды ремонта

1

Способы наложения заплат

2

3

 

Самообслуживание

Гигиена девушки

Виды кожи, гигиенические требования по уходу за кожей, волосами, ногтями.

2

 

 

2

 

 

Уход за одеждой, обувью

Уход за платьем, верхней одеждой, головными уборами

1

Удаление пятен с одежды, укладка шерстяных и меховых изделий на хранение.

2

3

 

Творческий труд

Вязание спицами

Материалы и инструменты для вязания, правила подбора спиц, правила вязания на двух и пяти спицах, условные обозначения

2

Изготовление вязанных изделий

6

8

 

Сельско-хозяйственный труд

Сбор урожая

Правила хранения урожая

Приемы обработки земли

Определение спелости, правила сбора и сроки уборки урожая.

Сведения о правилах и сборах хранения, подготовки закладки на хранение.

Сроки обработки земли, инвентарь для ручной обработки

1

1

1

Уборка урожая, подготовка к хранению.

Заготовка на зиму “Ассорти для души”

Ручная обработки земли лопатами

 

 

 

 

 

 

Литература.

Интернет - ресурсы

Гуламов Г. " Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся" // Сов. "педагогика", 1991 г.

Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей» пед. сочинения в 8т.,т.4.

Мудрость тысячелетий/ автор-сост. В. Балязин. – М: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 304с.

6

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильева, Москва, Мозаика-Синтез, 2010г. 2. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3- 7 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. –М.: ТЦ Сфера, 2017г. 4. Как организовать проект с дошкольниками/ Авт.-сост. А.А. Сидорова. – М.: ТЦ Сфера, 2017г. 5. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ сост. Л. В. Русскова. –М.: Просвящение, 1986г. 6. Воспитание дошкольников в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой – М.: Просвещение, 1983г. 7.

 

 


Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни»

Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни»

Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием - убрать постель, накрыть стол, убрать со стола, помыть посуду…

Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием - убрать постель, накрыть стол, убрать со стола, помыть посуду…

Индивидуальность и новизна

Индивидуальность и новизна

Воспитать гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду, как первейшему общественному долгу

Воспитать гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду, как первейшему общественному долгу

Здесь очень важно на деле знакомить детей с общественным назначением цели его труда, показать ребенку кому нужен его труд

Здесь очень важно на деле знакомить детей с общественным назначением цели его труда, показать ребенку кому нужен его труд

Таблица 2. Тематический план №

Таблица 2. Тематический план №

Творческий труд Вязание спицами

Творческий труд Вязание спицами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2020