Как работают с классом за рубежом
Оценка 4.9

Как работают с классом за рубежом

Оценка 4.9
Исследовательские работы
pdf
воспитательная работа
15.04.2023
Как работают с классом за рубежом
Проведено сравнение между воспитательной работой за рубежом и в российской школе
Как работают с классом за рубежом.pdf

«Ребенок — это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение». Следовательно, каждый педагог должен понимать, какую ответственность он несет за каждого своего подопечного, и знать чем этот "сосуд" нужно наполнить.

Древняя мудрость

 

 

 

 

Как работают с классом за рубежом ( сравнение с нашей школой)

 

            Известно, что в зарубежной школьной практике класс не представляет собой такого стабильного объединения, как в российской школе.

            В европейской и американской педагогике класс рассматривается как группа учащихся, созданная, прежде всего, для решения образовательных задач.

            Исследования школьного класса в европейской и американской традиции тесно связаны с групповой педагогикой.

Плодотворная попытка целостного рассмотрения проблем школьного класса, способов их разрешения и предотвращения была предпринята в книге М. Бени и Д. Джонсона «Поведение школьного класса». В ней предполагается управление классом в основном, через решение конфликтных ситуаций в области дисциплины и норм поведения. Профилактика возникновения проблем практически не разрабатывается, педагог идет вслед за возникающими проблемами, хотя необходимо предотвращать конфликтные ситуации.

            В книге предлагается разрешение различных ситуаций путем различных  технологий:  Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся.

Процедура внесения изменений должна включать в себя:

1.      понимание задач и необходимости перемен;

2.      рассмотрение альтернативных линий поведения;

3.      установление целей или намерений для действия;

4.      превращение намерений в действительную попытку создания перемен. Если данная перемена достаточно велика, желательно осуществить ее путем небольших разовых изменений.

Технология принятия общих решений в классе.

В нее входит ряд этапов:

1.      изучение ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: Почему желательны изменения? Что может быт достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требует ли изменение каких-то действий со стороны каждого члена класса? );

2.      подготовка предложений (важно, чтобы группа осознавала необходимость перемен);

3.      представление предложений группе.

4.      групповое обсуждение (успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участников);

5.      помощь группе в претворении ее решений  в действие.

 

Рассмотрим типичную ситуацию: ребенок или группа детей ведут себя грубо, неуважительно по отношению к учителю, ведут себя вызывающе. Обычно это небольшая группа детей. Другие, как правило, не одобряют такое поведение, но многие просто стараются не высказывать своего мнения, боясь оказаться вне коллектива. Таким образом, просто получается «круговая порука».    Для решения этой проблемы можно применить дискуссию (считается, что дети всегда готовы поменять свое поведение на положительное, если уверенны в том, что и группа испытывает те же чувства. Но в данном случае  у педагога должна быть вера в детей и в то, что они могут самостоятельно планировать и улучшать свое поведение).

            В книге М. Бени и Д. Джонсона высказываются две принципиальные идеи: первая –

«детей следует практически учить рассуждать и самим решать, что правильно и какое поведение нормально и приемлемо». Вторая – «детей следует учить отстаивать то, что по их убеждению правильно, но делать это в соответствии с установленными нормами поведения».

Примером такого обсуждения может служить ситуация в классе с поведением некоторых учащихся.

      В такой ситуации при обсуждении с учащимися класса приняты общие правила поведения по отношению к мальчику, которые, как ни странно, приносят свои плоды: это явное неодобрение коллективом класса безобразного поведения, игнорирование отношений с зачинщиком. Конечно, здесь огромную роль играет не только учитель, но и родители, которым необходимо поддерживать своих детей в их начинаниях.

Эти идеи весьма характерны и для американской школы.

Примером такой реализации может служить программа для начальной школы «Свобода учиться, свобода учить» Л. Кумекер и Д. Шейн. Учителю пошагово рассказывается, каким образом можно установить правила поведения в классе, привлекая к этой работе самих учащихся, активно используя для этого собрания классного сообщества как на уроке, так и вне его. В Книге больших идей, которую авторы предлагают вести с первых дней учебы в школе, должна находить отражение вся жизнь классного сообщества. Одновременно она является и классной конституцией, сводом правил и норм поведения, принятых в данном классе. Она включает  в себя 30 таблиц, которые заполняются педагогом и детьми:

         Наше классное сообщество                         

         Общешкольные правила безопасности          • Необсуждаемые правила нашего учителя   

         Физические потребности                                

         Таблица упражнений на случай пожара        

         План поведения в ЧС                                      

         Потребность в безопасности                          

         Социальные потребности                               

         Жизнь в нашей школе                                     

         Наша игровая площадка

         Наша столовая

         Наши туалетные комнаты

         В школу и домой

         Проблемы 

         Правила по составлению

         Составление правил для решения наших проблем

         Учимся на собственных ошибках

         Домашняя работа

         Помощники в школе

         Здравствуйте и до свидания

         Оставаться здоровым

         Здоровье и посещение школы

         Подменный учитель

         Школьное имущество

         Законы нашей страны

         Законы, обеспечивающие заботу о детях

         Права и обязанности

         Жизнь на нашей планете

         Забота о нашем мире.

Согласитесь, в нашей работе применяются многие темы из предложенных для составления книги больших идей. Мной проведены классные часы по аналогичным тематикам: о законах, правах, налогах, воспитанности, обязанностях и правах школьников. 

Следует отметить, что в американской школе для решения тех или иных проблем нередко прибегают к помощи различных программ. Например, проект, целью которого было обучение и воспитание трудных подростков с помощью специально созданного для этих детей класса. 

 В этом классе подбираются дети 15-16 лет с сомнительным прошлым – всего 10-12 человек. Одна из основных идей проекта – класс должен стать единой семьей. Любая проблема в таком классе становится темой для обсуждения учеников и их наставника. Это один из принципов, положенных  в основу работы с классом для трудных. Но здесь еще не ясно, какими будут результаты исследовательского проекта. Но такой класс не нужно изолировать от других, его необходимо подключать к работе других классов на уроках и вне них.

Если говорить о трудных подростках, то в моем классе и им есть время и внимание для высказывания своего мнения. Разница лишь в возрасте и численности детей в классе.

            Для американской школы стало традицией уделять большое внимание диалогу. Большую роль в этом сыграла концепция Л. Кольберга, в основе которой лежит предложенная им концепция морального развития – поэтапное формирование моральных суждений и подкрепляющих их эмоций. Но такие дискуссии, создавая условия для формирования более зрелых моральных суждений, не способны полностью изменить климат и атмосферу школы. В этой ситуации возникает необходимость помощи, когда между учеником и группой, к которой он принадлежит, устанавливается наряду с формальной, еще и эмоциональная связь, тогда это становится стимулом, побуждающим ребенка жить в соответствии с нормативными ожиданиями и требованиями группы. Необходимость объединить метод моральных дискуссий с демократическим процессом управления и принятия решений привела к созданию концепции «справедливого сообщества».

 «Справедливые сообщества» - это объединения учителей и учащихся внутри обычной школы. Это своеобразная школа в школе со своими правилами и нормами поведения, собственными органами самоуправления, главным из которых является общее собрание.

            В 5 «б» классе организовано подобное сообщество: из наиболее активных и инициативных детей в классе. Это ядро класса, за которым идет остальная масса детей. С ними решаются основные вопросы организации школьной жизни класса, с ними строится диалог, дискуссия.

Особое внимание уделяется в некоторых американских школах и представленности класса в школе. Так как в школах практически отсутствуют общешкольные мероприятия, в которых участвовал бы каждый класс, то попытки класса заявить о себе часто связаны с оформлением школьного интерьера. Стены коридора рядом с классом украшены поделками детей этого класса, стендом «Лучший ученик месяца», стендом с сочинениями ребят и т. д.

Таким образом, наряду с традиционными способами налаживания дисциплины (гибкая система требований со стороны педагогов, совместная выработка учащимися норм поведения в классе, система контроля и наказаний) все больше заявляют о себе более демократичные способы, заключающиеся в создании сообществ в классе, школе путем развития в них самоуправления. Внутри такого сообщества создается климат– «жизнь, разделяемая всеми».

Итак, в европейской и американской педагогике школьный класс рассматривается в рамках идей групповой педагогики, которая, естественно сама претерпевает существенные изменения. Ее идеи пронизывают кооперативное обучение и воспитание, «умеренную педагогику», «педагогику успеха», «коммуникативную педагогику», «педагогику диалога». Все это позволяет более полно анализировать школьный класс, яснее видеть его достоинства и недостатки.

Российская школа с ее требованиями и традициями решает проблемы воспитания порой даже качественнее и быстрее, чем зарубежная. Жизнь школьников всего мира подчиняется своим молодежным законам, возрастные особенности никто не отменяет. 

 

Ребенок — это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение»

Ребенок — это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение»

Для решения этой проблемы можно применить дискуссию (считается, что дети всегда готовы поменять свое поведение на положительное, если уверенны в том, что и группа испытывает…

Для решения этой проблемы можно применить дискуссию (считается, что дети всегда готовы поменять свое поведение на положительное, если уверенны в том, что и группа испытывает…

Законы, обеспечивающие заботу о детях •

Законы, обеспечивающие заботу о детях •

Все это позволяет более полно анализировать школьный класс, яснее видеть его достоинства и недостатки

Все это позволяет более полно анализировать школьный класс, яснее видеть его достоинства и недостатки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2023