Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить — правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если бы малыш говорил только по подражанию, он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова: ковер — ковров, окно -окон, лампа — ламп, шел — пошел, играл — играли — играла (правда, вначале он ограничивается лишь одной формой, например использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием -ов (-ев): ковров, «окнов», «карандашов»); строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребенка определенного чувства языка, К. И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».
Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка (и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука. В момент произнесения звука происходит сближение или смыкание языка, губ, мягкого нёба с неподвижными частями артикуляционного аппарата: зубами, альвеолами, твердым нёбом. Например, при правильном произнесении звука «я» органы артикуляции принимают такое положение: губы слегка растянуты, зубы сближены (расстояние между зубами не более 1,5 — 2 мм), широкий кончик языка расположен за нижними резцами, спинка языка слегка выгнута, боковые края спинки языка прилегают к верхним коренным зубам, посередине языка образуется желобок, по которому проходит воздушная струя, мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздушной струи в носовую полость, голосовые связки сомкнуты, вибрируют, образуя голос.
Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других -- более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.
В оформлении звучащей речи принимают участие и голосовой аппарат, и органы дыхания. Произнесение гласных звуков, звонких согласных, сонорных (р, л, м, н) осуществляется благодаря колебанию голосовых связок. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков. Так, например, в зависимости от того, куда направляется воздушная струя — в ротовую или носовую полость, при одинаковом положении органов артикуляционного аппарата звуки будут звучать по-разному: при произнесении м, мь, н, нъ воздух проходит через носовую полость, звуков б, бь, д, дь — воздушная струя выходит через рот.
В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т. е. их появление происходит через промежуточные звуки. Например, в 2,5— 3 г. вместо звука ш ребенок сначала может произносить звуки ть, т («тяпка», «тапка» вместо шапка), в 3 — 4 г.— звуки сь, с («сяпка», «сайка»), затем может быть смягченное произнесение звука ш как шь («шяпка») и, наконец, к 4 — 5 г. он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое имеет место и при усвоении других звуков. Например, усвоение звука ц проходит через такие промежуточные звуки: ть — сь — с — тс — тц («типленок» — «сипленок» — «сыпленок» «тсыпленок» «тцыпленок» — цыпленок). Процесс усвоения правильного произношения звука р проходит через следующую систему заменителей: й — ль — л — рь — р (рыба — «йыба» — «либа» — «лыба»). Конечно, данная система заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 л.), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3 — 4 г.), другие усваивают их несколько позже (к 5 — 6 г.).
В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса. Условно в процессе овладения ребенком речью можно отметить несколько этапов. На первоначальном, подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела — коры головного мозга и периферического — органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого нёба и др.).
Следующий этап — развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов. Далее с приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи (сначала она имеет ситуативный характер, недостаточно совершенна). И наконец последний этап -наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое ее оформление, четкое и внятное произнесение звуков и слов.
Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости нарушения речи могут выражаться в неправильном произношении звуков, в недоразвитии фонематического восприятия, в бедности словарного запаса, в нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи (в легких случаях, а в тяжелых — вплоть до полного ее отсутствия). Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, также нередко отстают в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.