«Роль родителей в развитии речи детей»
Многим родителям кажется, что развитие связной речи, обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которая по силам только специалистам. Однако это совсем не так. С этой задачей справится и родители. Ведь для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Для того чтобы заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с
ребенком, в творческих играх.
Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им
приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой
форме.
Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу.
Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха
в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме этого, играя с
ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с
Вашим малышом.
Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад,
на прогулке, в транспорте.
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой
предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение.
Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них,
игрушки и мультфильмы.
Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на
улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только
предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него
есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что
есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К 4 годам
дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить
их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый,
светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые
разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан?
Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы
побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной
речи.
Названия свойства предметов закрепляются в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево,
человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть
выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река,
улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети
учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов
"высота", "ширина" и др.
На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными
изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё
это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы.
Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз,
научить ребёнка понятно выговаривать их.
Вот
примеры нескольких игр:
1. Отгадай предмет по его частям. В эту игру можно играть
в двух вариантах.
Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры
раздаются карточки с изображением различных предметов – мебель, овощи,
животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам,
и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым
догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.
Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош
тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в
детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п. На первый взгляд все кажется,
слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы.
Попробуйте!
2. Отгадай предмет по описанию.
Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не
только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по
родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как
мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные.
3. Шаги. (Кто быстрее доберется до...)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с
ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи, в общем. Игроки
становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10
шагов). И оговаривают тему шагов. Например, "Вежливые слова". Каждый
может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на
размышление и "Старт!"
Достаточно длительное время мамы, а вместе с дети, проводят на кухне. И здесь
у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь
ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты
питания», «Бытовая техника» и др.
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите,
какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым
словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он
запоминал и повторял их за вами.
На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по
темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья»,
«Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные
на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю
жизнь.
И ещё несколько игр:
1. "Объяснялки" - объясни, что это такое? (Водопад - вода падает с горы).
2. "Скажи наоборот" (вверху - внизу, мягкий - твердый).
3. "Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?" (пушистая, веселая, быстрая, умная)
4. "Что летает, ползает, идет, едет?" Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать - мчаться, пахучая - ароматная.
5. Игра - соревнование: "Кто больше запомнит и придумает родственных слов?" (хлеб - хлебушек - хлебный - хлебопек).
6. "Кто где живет?", "Чьи детки?"
7. "Узнай предмет по описанию" (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).
Некоторые рекомендации по развитию
устной речи ребёнка
* Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно
ребёнок излагает свои мысли.
* Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более
подробнее. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь
обогащается.
* Завести тетрадку, в которой печатными буквами и разборчиво будут записаны
короткие рассказы ребёнка буквально соблюдая его стилистику и слова. Опыт
показывает, что ребёнок воспринимает и на слух и зрительно значительно легче и
быстрее тот текст, который были записан в точности с его слов. И это
естественно, так ведь при этом он опирается на свои же речевые навыки и на свой
словарный запас.
* После того, как ребёнком будут освоены элементарные навыки чтения, предложить
ему читать его же произведения.
* При разучивании стихов и песенок ребёнок не должен создавать видимость
''''как-бы поёт'''', не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно
какие-то слога. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и
произносить каждое слово. Поэтому - пойте вместе с ним.
* Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.
Например: сок-носок; палка-галка; рог-пирог; огурец-молодец; каша-Маша.
* Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и
распространенных выражений.
* Учить малыша придумывать и загадывать загадки.
* Учить рассказывать и придумывать истории
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.