Как ребенок привыкает к школе
Оценка 5

Как ребенок привыкает к школе

Оценка 5
Документация
docx
классное руководство
7 кл
02.04.2024
Как ребенок привыкает к школе
Адаптация 1 классников.docx

Доклад   на  педагогическом совете

 

Адаптация первоклассников

Учитель начальных классов:   Ковалева Татьяна  Викторовна

Как ребенок привыкает к школе

 

          Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встречает  новый коллектив детей и взрослых.

В целях облегчения процесса адаптации детей  к требованиям школы  учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В первой половине сентября проводится по 3 урока по 35 минут каждый, во второй половине  сентября проводится по 3 урока ежедневно по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные  занятия. С октября в первых классах проводится  так  же  3 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом уроке в первых классах проводится по две физкультминутки. Кроме физкультминуток учителя проводят  гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. После третьего урока организуется динамическая пауза.

 В  1 г  классе  24  учащихся    из  них  :  мальчиков  - 15,  девочек – 9. занимаются по УМК «Школа  России» . Выявлено 9 детей  с нарушениями речи,  которые   занимаются  с логопедом. У всех вторая основная физкультурная  группа. Не  посещали детский  сад 14 детей из  24 и  12  детей

не  посещали  подготовительные курсы .

 Им, следовательно, нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные  с учебной  работой. Опыт показывает, что  и  дети  посещающие  детский  сад  не  готовы к этому.  Некоторые   первоклассники, даже  с  высоким   и   базовым  уровнем  интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой  обязывает  школьное  обучение.  В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в  первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна.

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Понятие адаптации непосредственно связано  с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие  тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются  на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической  готовности  ребенка.

 Каждый   год  в  учебное  учреждение  приходят дети с  разной   подготовительной  базой.  В  1  г   классе  7  слабо  читающих и знающих   алфавит , 17 не читают  и знают некоторые буквы  из  алфавита.

Считают до 10 и обратно эти же  дети, следовательно, 17 только учатся.

Провела   входной  тест по математике   ( базовый  уровень) , 22 ученика выполняли   работу, если применить  5 –ти  бальную  систему   оценивания,    результаты  следующие:  «  5 » - 2 шт., « 4 » -  5 шт., « 3 » - 7 шт., « 2» - 8 шт.

Входную   (стартовую ) диагностику  выполняли  24 учащихся,  проходила  по блокам :  25  баллов , набранные  за  все  3  блока , являются  нижней  границей  базового уровня , результат от 34 баллов показывает на повышенный  уровень.

 Меньше 25 баллов набрали  9 учащихся , что составляет (37%,) , 25 баллов и больше набрали  7 учащихся ( 29%) , и от 34 баллов повышенный  уровень  набрали 8 учащихся ( 33 %).

 

В процессе же школьного обучения главное - научить детей осознавать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:

 

Атмосфера на уроках  рабочая, но  некоторым  детям  еще  трудно  концентрировать внимание, у них снижена  работоспособность, нечетко представляют предъявляемые  к  ним  требования. Для  успешного  решения возникающих  проблем  на  уроках  использую  игры,  занимательные  элементы, яркие  наглядные  пособия, ИКТ.

1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.

2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.

4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

Следовательно, даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы был высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности.

Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, или психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья Поэтому  мы  будем    использовать  на  уроках   методы  и приемы  здоровьесберегающей  технологии  В.Ф. Базарного.

1 этапом  мы совместно с родителями  измерили  физическое  развитие, вестибюлярный аппарат,

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

-       Режим динамической смены поз.  ( 5 конторок)

-       Упражнения на зрительную координацию.

-       Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

-       Упражнения на мышечно-телесную координацию.

В основном  адаптационный  период  проходит  нормально.

Есть  предложение  для  школьных   психологов   проводить   диагностику  школьной зрелости первоклассников   в  конце  подготовительных  курсов  «Филиппок»   , а   в  дальнейшем диагностики мотивации к обучению.

А выступление хотелось бы  закончить словами

С. Харрисона: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".

 

 

 


 

Доклад на педагогическом совете

Доклад на педагогическом совете

Некоторые первоклассники, даже с высоким и базовым уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение

Некоторые первоклассники, даже с высоким и базовым уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение

Для успешного решения возникающих проблем на уроках использую игры, занимательные элементы, яркие наглядные пособия,

Для успешного решения возникающих проблем на уроках использую игры, занимательные элементы, яркие наглядные пособия,

В основном адаптационный период проходит нормально

В основном адаптационный период проходит нормально
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2024