Как создать экосистему во временном детском коллективе?
50-е годы XX века. Обычно этот период обозначают как начало становления экологии как комплексной науки, науки о доме, о жилище (от греч. «ойкос»).
За почти вековой период в экологии появилось столько ответвлений, сколько нет ни в одной существующей ныне науке. Помимо общеизвестных классических биоэкологии, геоэкологии, глобальной экологии, существуют прикладные виды экологии: медицинская, экономическая, социальная, городская и прочие.
В свое время из общей экологии выделилась и экология человека, практической задачей которой является создание экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека. А позже в педагогическом сообществе заговорили об экологии детства.
Экология детства определяется, как сохранение физического (соматического) и психологического здоровья детей от воздействия негативных факторов окружающей среды.
В экологии детства, как и в прочих разделах экологии, определяющее значение имеет экосистема. Именно от нас, взрослых, зависит формирование этой экосистемы. Педагогическое сообщество совместно с родительской общественностью должны понимать, что экосистема не является статичным образованием и не может быть единственной даже на период взросления от рождения до 18 лет. Нет. Существуют микро- и макро-экосистемы, долгосрочные и краткосрочные, временные и относительно постоянные.
Так, ребенок, переезжая из одного города в другой, переходя из одной школы в другую, из класса в класс, попадает в совершенно разные экосистемы. Самыми постоянными структурными элементами всех экосистем, в которых формируется личность, являются родители. Именно родители помогают развиваться, адаптироваться, понять и принять новую среду обитания со всеми факторами и другими компонентами, так или иначе взаимодействующими и оказывающими влияние на формирующуюся личность.
Вторым структурным элементом по значимости является педагог. Будет ли этот элемент постоянным или временным, зависит от самого педагога. Случается так, что классные руководители в начальной или средней школе, педагоги в колледже или университете на протяжении не одного десятка лет продолжают оставаться для выпускника «путеводной звездой» в жизни, тем человеком, который и поможет, и подскажет в сложной ситуации или покажет варианты выбора на собственном примере.
В данной статье мы рассмотрим пример создания детской экосистемы с благоприятным воздействием на формирование личности ребенка.
С 2021 года на федеральном уровне дан старт долгосрочному проекту – Всероссийскому конкурсу обучающихся общеобразовательных организаций «Ученик года», оператором которого является ООО «РСМ».
Как и в нашей области, конкурс «Ученик года» в той или иной форме существовал практически в каждом регионе страны, во многих школах, еще с 90-х годов XX века. Наверняка и в Советском Союзе существовал подобный конкурс, в котором отмечались достижения школьника. Учитывая современные реалии (слабая мотивация у большинства детей к обучению, занятиями спортом, творчеством, общественной деятельностью), вопрос о необходимости реализации вышеуказанного проекта был закономерным.
Наш регион присоединился к данному проекту с первого года реализации. А областной Дворец творчества детей и молодежи стал организатором регионального этапа и уже третий год подряд готовит делегацию региона на Всероссийский конкурс.
В 2021 году Всероссийский конкурс «Ученик года» проводили, как и в большинстве регионов. Каждый финалист должен иметь достижения в разных сферах и направлениях жизнедеятельности. Универсальный ученик, лучший во всем. Поэтому от каждого региона принимали по одному конкурсанту, победившему в региональном этапе.
В 2022 году концепцию конкурса изменили, и ввели семь номинации по разным направлениям деятельности. Теперь в каждой из номинаций определяется один победитель и два призера (лауреаты) конкурса. Кроме этого, жюри конкурса определяет абсолютного победителя.
Два года подряд наш регион имел на финале конкурса максимальное представительство. В 2022 году – семь финалистов в семи номинациях. В 2023 году – пять финалистов с сопровождающим получили возможность принять участие в финале конкурса в городе Саратове. Больше финалистов было только у Саратовской области – хозяйки конкурса. И в этом же, 2023 году, у нас в регионе появился первый лауреат.
Всё это возможно благодаря нескольким составляющим: организатору регионального этапа, родителям детей и их педагогам.
Все они внесли вклад в создание такой экосистемы для детского коллектива региональных представителей конкурса, чтобы каждый его участник смог раскрыть себя, достойно представить область, пройти все испытания и не разочароваться в жизни, а получить положительный эмоциональный заряд на дальнейшую реализацию собственных идей и достижение новых целей.
Добиться этого не так сложно. Необходимо всего лишь следовать этим советам. И, мы уверены, у вас тоже всё получится.
Будьте готовы.
Начните подготовку к отъезду заранее. Проинформируйте детей и их родителей об особенностях маршрута, о пересадках (если планируются) и длительных остановках в пути, согласуйте режим питания. Подготовьте для участников делегации список необходимых вещей и документов. Изучите инфраструктуру города вблизи места проживания, расположение ближайших к месту проведения конкурса магазинов и аптек.
Будьте на связи.
Создайте для общения с участниками делегации и с родителями чаты в мессенджерах. Во время пребывания на конкурсе периодически сообщайте родителям о происходящем. Так они будут меньше переживать и не отвлекать от подготовки конкурсантов. Чат с участниками необходим для быстрой коммуникации и объединения команды. Часто на конкурсах участники могут находиться в разных группах и в разных локациях. Не забывайте и о своем руководстве, ему также необходимо сообщать новости.
Проведите инструктаж.
Перед отправлением в дорогу обязательно проведите инструктаж по технике безопасности. Предупредите обучающихся о возможных чрезвычайных ситуациях и о поведении в подобных случаях. Независимо от возраста участников, будь им десять, пятнадцать или двадцать лет, все свои действия и передвижения они должны согласовывать с руководителем делегации.
Не скандальте.
Ни при каких обстоятельствах не вступайте в спор и не устраивайте скандалов, ни во время следования до места проведения конкурса и обратно, ни во время пребывания на самом конкурсе. Это может отрицательно сказаться на репутации региона и организации, которую вы представляете, а также отразиться на атмосфере внутри вашего коллектива. Лишний стресс конкурсантам ни к чему. Не показывайте детям плохой пример, будьте со всеми открыты и доброжелательны. Помните, что всегда можно договориться.
Учитывайте мнение.
Если возникают ситуации выбора, не принимайте решение в одиночку. Советуйтесь с детьми. Старые народные поговорки всегда действенны, особенно, если с вами коллектив старших школьников или студентов. Уж они точно помогут быстрее определиться, найдут информацию в интернете и сориентируются в незнакомом городе. А решений общей задачи поспособствует сплочению коллектива. Если вы предупредите всех о такой возможности в самом начале поездки, доверие к вам начнет расти с первой минуты.
Интересуйтесь.
При встрече после конкурсных испытаний и мероприятий расспросите каждого о его мнении и впечатлениях. Но не выражайте сильных эмоций любого окраса. Просто собирайте свежую информацию для последующего обсуждения и похвалите за прохождение испытания или участие в мероприятии.
На протяжении всей поездки выражайте участие и понимание. Будьте внимательны к проявлениям симптомов болезней и признакам плохого самочувствия. Часто дети замалчивают о своих неудобствах или болевых ощущениях из-за стеснения или отсутствия привычки делиться с малознакомыми людьми.
Будьте в курсе.
Всегда поддерживайте связь с организаторами и дирекцией конкурса. Контролируйте поступление информации о возможных изменениях в программе конкурса и логистике. Не забывайте о взаимодействии с коллегами из других регионов. Общение с ними сделает время пребывания более полезным и наполненным. Не стесняйтесь обмениваться опытом. Это пригодиться вам в будущем.
Проводите рефлексию.
Ежедневно перед подготовкой ко сну проводите обсуждение всего, что произошло за день. В процессе беседы обращайте общее внимание на положительный опыт членов делегации, обращайтесь ко всем за поддержкой того, кто оказался в трудном положении.
В заключении приободрите всех и озвучьте планы на следующий день.
Поддерживайте.
Заранее перед мероприятием или конкурсным испытанием спрашивайте у участников всего ли хватает для участия, готовы ли они. Возможно, кому-то нужен совет или взгляд со стороны, кому-то дополнительная репетиция, кому-то реквизит. Старайтесь оказать помощь своим подопечным и не забудьте пожелать удачи.
Будьте позитивны.
Ваш положительный и оптимистический настрой является залогом благоприятного климата внутри экосистемы. Как бы вы не устали и не хотели домой, каждое утро встречайте свою команду с блестящими глазами и взглядом, полным уверенности в замечательном будущем.
Создавайте ритуалы.
Причастность к коллективу создает чувство безопасности, уверенности. Коллектив для многих является подобием семьи. А сплотить коллектив и создать ощущение семейности помогут ежедневные ритуалы. Например: общее пробуждение с определенной песней, совместный завтрак, вечерние посиделки за чашкой чая.
Сопровождающий делегацию финалистов в 2023 году рассказывал, как во время чаепития вечером в гостинице делился воспоминаниями о туристических поездках, об интересных находках краеведов и смешных походных историях. «Так можно было отвлечь ребят от волнения о завтрашнем дне и новых конкурсных испытаниях. Так они легче засыпали», – делился педагог.
У нас с командой финалистов на конкурсе в 2022 году сложилась своя традиция. Каждое утро перед выходом из гостиницы мы хором говорили: «Встречаем этот день с радостью!», и обязательно улыбались. После возвращения домой еще долго в общий чат присылали «видео в кружочке» с этой фразой. Каждый вечер за чашкой чая мы проводили рефлексию, вместе планировали следующий день, и все вместе обсуждали готовность каждого члена команды.
Создайте историю.
Фотографируйте и снимайте видео, сохраняйте себе профессиональные фото и видео, если на конкурсе организована съемка. Загружайте в общий с командой чат и попросите об этом всех участников. Обязательно сделайте общее фото с флагом области. Формируйте у обучающихся гордость за принадлежность к своей малой родине, своему краю.
Все эти советы являются руководством, в первую очередь, для сопровождающих делегаций. Так как именно сопровождающий в данной временной экосистеме детства выполняет ключевую роль. В природе его влияние на здоровье экосистемы можно сравнить с деревом, от которого зависит жизнь большинства организмов данной экосистемы и само ее существование.
Немалое значение, несомненно, имеют и факторы внешней среды, как в природе климат, рельеф, отсутствие или наличие воды. Так, если организаторами конкурса подготовлены хорошие условия для проживания и питания, отлажена логистическая система, грамотно выстроена программа, то сопровождающим и обучающимся намного легче находится на конкурсе. А слаженная работа волонтеров и экспертов благоприятно воздействует на общую коллективную атмосферу всех людей, пребывающих на конкурсе, и создает положительную оценку всему событию.
Именно так и работает дружная команда проекта «Всероссийский конкурс обучающихся общеобразовательных организаций «Ученик года». Команда эта включает федеральную дирекцию (ООО «РСМ»), оргкомитет региона и города, в котором проводится финал Всероссийского конкурса и региональные координаторы.
Если говорить о команде отдельного региона, помимо дирекции и муниципальных координаторов, мы отмечаем вклад родителей и педагогических коллективов. Как упоминалось выше, родители обучающихся и их педагоги являются главными структурными элементами всех экосистем детства. Но любой детской экосистеме для жизни требуется поддержка со стороны государства. И мы надеемся, что после всех видимых положительных результатов и решения поставленных задач, интерес к данному проекту, поддержка организаторов и обучающихся, а следовательно, и инвестиции, увеличатся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.