Как создать экосистему во временном детском коллективе?
Оценка 4.6

Как создать экосистему во временном детском коллективе?

Оценка 4.6
Руководства для учителя
pdf
воспитание +1
20.06.2024
Как создать экосистему во временном детском коллективе?
Статья содержит практические советы по созданию экосистемы во временном детском коллективе на примере региональной команды обучающихся, направленной для участия во всероссийском конкурсе.
Статья Турсумбаева Л.Ш..pdf

Как создать экосистему во временном детском коллективе?

 

50-е годы XX века. Обычно этот период обозначают как начало становления экологии как комплексной науки, науки о доме, о жилище (от греч. «ойкос»).

За почти вековой период в экологии появилось столько ответвлений, сколько нет ни в одной существующей ныне науке. Помимо общеизвестных классических биоэкологии, геоэкологии, глобальной экологии, существуют прикладные виды экологии: медицинская, экономическая, социальная, городская и прочие.

В свое время из общей экологии выделилась и экология человека, практической задачей которой является создание экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека. А позже в педагогическом сообществе заговорили об экологии детства.

Экология детства определяется, как сохранение физического (соматического) и психологического здоровья детей от воздействия негативных факторов окружающей среды.

В экологии детства, как и в прочих разделах экологии, определяющее значение имеет экосистема. Именно от нас, взрослых, зависит формирование этой экосистемы. Педагогическое сообщество совместно с родительской общественностью должны понимать, что экосистема не является статичным образованием и не может быть единственной даже на период взросления от рождения до 18 лет. Нет. Существуют микро- и макро-экосистемы, долгосрочные и краткосрочные, временные и относительно постоянные.

Так, ребенок, переезжая из одного города в другой, переходя из одной школы в другую, из класса в класс, попадает в совершенно разные экосистемы. Самыми постоянными структурными элементами всех экосистем, в которых формируется личность, являются родители. Именно родители помогают развиваться, адаптироваться, понять и принять новую среду обитания со всеми факторами и другими компонентами, так или иначе взаимодействующими и оказывающими влияние на формирующуюся личность.

Вторым структурным элементом по значимости является педагог. Будет ли этот элемент постоянным или временным, зависит от самого педагога. Случается так, что классные руководители в начальной или средней школе, педагоги в колледже или университете на протяжении не одного десятка лет продолжают оставаться для выпускника «путеводной звездой» в жизни, тем человеком, который и поможет, и подскажет в сложной ситуации или покажет варианты выбора на собственном примере.

В данной статье мы рассмотрим пример создания детской экосистемы с благоприятным воздействием на формирование личности ребенка.

С 2021 года на федеральном уровне дан старт долгосрочному проекту – Всероссийскому конкурсу обучающихся общеобразовательных организаций «Ученик года», оператором которого является ООО «РСМ».

Как и в нашей области, конкурс «Ученик года» в той или иной форме существовал практически в каждом регионе страны, во многих школах, еще с 90-х годов XX века. Наверняка и в Советском Союзе существовал подобный конкурс, в котором отмечались достижения школьника. Учитывая современные реалии (слабая мотивация у большинства детей к обучению, занятиями спортом, творчеством, общественной деятельностью), вопрос о необходимости реализации вышеуказанного проекта был закономерным.

Наш регион присоединился к данному проекту с первого года реализации. А областной Дворец творчества детей и молодежи стал организатором регионального этапа и уже третий год подряд готовит делегацию региона на Всероссийский конкурс.

В 2021 году Всероссийский конкурс «Ученик года» проводили, как и в большинстве регионов. Каждый финалист должен иметь достижения в разных сферах и направлениях жизнедеятельности. Универсальный ученик, лучший во всем. Поэтому от каждого региона принимали по одному конкурсанту, победившему в региональном этапе.

В 2022 году концепцию конкурса изменили, и ввели семь номинации по разным направлениям деятельности. Теперь в каждой из номинаций определяется один победитель и два призера (лауреаты) конкурса. Кроме этого, жюри конкурса определяет абсолютного победителя.

Два года подряд наш регион имел на финале конкурса максимальное представительство. В 2022 году – семь финалистов в семи номинациях. В 2023 году – пять финалистов с сопровождающим получили возможность принять участие в финале конкурса в городе Саратове. Больше финалистов было только у Саратовской области – хозяйки конкурса. И в этом же, 2023 году, у нас в регионе появился первый лауреат.

Всё это возможно благодаря нескольким составляющим: организатору регионального этапа, родителям детей и их педагогам.

Все они внесли вклад в создание такой экосистемы для детского коллектива региональных представителей конкурса, чтобы каждый его участник смог раскрыть себя, достойно представить область, пройти все испытания и не разочароваться в жизни, а получить положительный эмоциональный заряд на дальнейшую реализацию собственных идей и достижение новых целей.

Добиться этого не так сложно. Необходимо всего лишь следовать этим советам. И, мы уверены, у вас тоже всё получится.

Будьте готовы.

Начните подготовку к отъезду заранее. Проинформируйте детей и их родителей об особенностях маршрута, о пересадках (если планируются) и длительных остановках в пути, согласуйте режим питания. Подготовьте для участников делегации список необходимых вещей и документов. Изучите инфраструктуру города вблизи места проживания, расположение ближайших к месту проведения конкурса магазинов и аптек.

Будьте на связи.

Создайте для общения с участниками делегации и с родителями чаты в мессенджерах. Во время пребывания на конкурсе периодически сообщайте родителям о происходящем. Так они будут меньше переживать и не отвлекать от подготовки конкурсантов. Чат с участниками необходим для быстрой коммуникации и объединения команды. Часто на конкурсах участники могут находиться в разных группах и в разных локациях. Не забывайте и о своем руководстве, ему также необходимо сообщать новости.

Проведите инструктаж.

Перед отправлением в дорогу обязательно проведите инструктаж по технике безопасности. Предупредите обучающихся о возможных чрезвычайных ситуациях и о поведении в подобных случаях. Независимо от возраста участников, будь им десять, пятнадцать или двадцать лет, все свои действия и передвижения они должны согласовывать с руководителем делегации.

Не скандальте.

Ни при каких обстоятельствах не вступайте в спор и не устраивайте скандалов, ни во время следования до места проведения конкурса и обратно, ни во время пребывания на самом конкурсе. Это может отрицательно сказаться на репутации региона и организации, которую вы представляете, а также отразиться на атмосфере внутри вашего коллектива. Лишний стресс конкурсантам ни к чему. Не показывайте детям плохой пример, будьте со всеми открыты и доброжелательны. Помните, что всегда можно договориться.

Учитывайте мнение.

Если возникают ситуации выбора, не принимайте решение в одиночку. Советуйтесь с детьми. Старые народные поговорки всегда действенны, особенно, если с вами коллектив старших школьников или студентов. Уж они точно помогут быстрее определиться, найдут информацию в интернете и сориентируются в незнакомом городе. А решений общей задачи поспособствует сплочению коллектива. Если вы предупредите всех о такой возможности в самом начале поездки, доверие к вам начнет расти с первой минуты.

Интересуйтесь.

При встрече после конкурсных испытаний и мероприятий расспросите каждого о его мнении и впечатлениях. Но не выражайте сильных эмоций любого окраса. Просто собирайте свежую информацию для последующего обсуждения и похвалите за прохождение испытания или участие в мероприятии.

На протяжении всей поездки выражайте участие и понимание. Будьте внимательны к проявлениям симптомов болезней и признакам плохого самочувствия. Часто дети замалчивают о своих неудобствах или болевых ощущениях из-за стеснения или отсутствия привычки делиться с малознакомыми людьми.

Будьте в курсе.

Всегда поддерживайте связь с организаторами и дирекцией конкурса. Контролируйте поступление информации о возможных изменениях в программе конкурса и логистике. Не забывайте о взаимодействии с коллегами из других регионов. Общение с ними сделает время пребывания более полезным и наполненным. Не стесняйтесь обмениваться опытом. Это пригодиться вам в будущем.

Проводите рефлексию.

Ежедневно перед подготовкой ко сну проводите обсуждение всего, что произошло за день. В процессе беседы обращайте общее внимание на положительный опыт членов делегации, обращайтесь ко всем за поддержкой того, кто оказался в трудном положении.

В заключении приободрите всех и озвучьте планы на следующий день.

Поддерживайте.

Заранее перед мероприятием или конкурсным испытанием спрашивайте у участников всего ли хватает для участия, готовы ли они. Возможно, кому-то нужен совет или взгляд со стороны, кому-то дополнительная репетиция, кому-то реквизит. Старайтесь оказать помощь своим подопечным и не забудьте пожелать удачи.

Будьте позитивны.

Ваш положительный и оптимистический настрой является залогом благоприятного климата внутри экосистемы. Как бы вы не устали и не хотели домой, каждое утро встречайте свою команду с блестящими глазами и взглядом, полным уверенности в замечательном будущем.

Создавайте ритуалы.

Причастность к коллективу создает чувство безопасности, уверенности. Коллектив для многих является подобием семьи. А сплотить коллектив и создать ощущение семейности помогут ежедневные ритуалы. Например: общее пробуждение с определенной песней, совместный завтрак, вечерние посиделки за чашкой чая.

Сопровождающий делегацию финалистов в 2023 году рассказывал, как во время чаепития вечером в гостинице делился воспоминаниями о туристических поездках, об интересных находках краеведов и смешных походных историях. «Так можно было отвлечь ребят от волнения о завтрашнем дне и новых конкурсных испытаниях. Так они легче засыпали», – делился педагог.

У нас с командой финалистов на конкурсе в 2022 году сложилась своя традиция. Каждое утро перед выходом из гостиницы мы хором говорили: «Встречаем этот день с радостью!», и обязательно улыбались. После возвращения домой еще долго в общий чат присылали «видео в кружочке» с этой фразой. Каждый вечер за чашкой чая мы проводили рефлексию, вместе планировали следующий день, и все вместе обсуждали готовность каждого члена команды.

Создайте историю.

Фотографируйте и снимайте видео, сохраняйте себе профессиональные фото и видео, если на конкурсе организована съемка. Загружайте в общий с командой чат и попросите об этом всех участников. Обязательно сделайте общее фото с флагом области. Формируйте у обучающихся гордость за принадлежность к своей малой родине, своему краю.

Все эти советы являются руководством, в первую очередь, для сопровождающих делегаций. Так как именно сопровождающий в данной временной экосистеме детства выполняет ключевую роль. В природе его влияние на здоровье экосистемы можно сравнить с деревом, от которого зависит жизнь большинства организмов данной экосистемы и само ее существование.

Немалое значение, несомненно, имеют и факторы внешней среды, как в природе климат, рельеф, отсутствие или наличие воды. Так, если организаторами конкурса подготовлены хорошие условия для проживания и питания, отлажена логистическая система, грамотно выстроена программа, то сопровождающим и обучающимся намного легче находится на конкурсе. А слаженная работа волонтеров и экспертов благоприятно воздействует на общую коллективную атмосферу всех людей, пребывающих на конкурсе, и создает положительную оценку всему событию.

Именно так и работает дружная команда проекта «Всероссийский конкурс обучающихся общеобразовательных организаций «Ученик года». Команда эта включает федеральную дирекцию (ООО «РСМ»), оргкомитет региона и города, в котором проводится финал Всероссийского конкурса и региональные координаторы.

Если говорить о команде отдельного региона, помимо дирекции и муниципальных координаторов, мы отмечаем вклад родителей и педагогических коллективов. Как упоминалось выше, родители обучающихся и их педагоги являются главными структурными элементами всех экосистем детства. Но любой детской экосистеме для жизни требуется поддержка со стороны государства. И мы надеемся, что после всех видимых положительных результатов и решения поставленных задач, интерес к данному проекту, поддержка организаторов и обучающихся, а следовательно, и инвестиции, увеличатся.

Как создать экосистему во временном детском коллективе? 50-е годы

Как создать экосистему во временном детском коллективе? 50-е годы

Наш регион присоединился к данному проекту с первого года реализации

Наш регион присоединился к данному проекту с первого года реализации

Ни при каких обстоятельствах не вступайте в спор и не устраивайте скандалов, ни во время следования до места проведения конкурса и обратно, ни во время…

Ни при каких обстоятельствах не вступайте в спор и не устраивайте скандалов, ни во время следования до места проведения конкурса и обратно, ни во время…

Причастность к коллективу создает чувство безопасности, уверенности

Причастность к коллективу создает чувство безопасности, уверенности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024