Как учить неговорящего
ребенка с аутизмом повторять звуки и слова?
Несколько стратегий по развитию базовых навыков
для устной речи у детей с аутизмом.
Один из главных симптомов аутизма — нехватка
речевых и коммуникативных навыков, соответствующих возрасту. При обучении детей
с аутизмом речи, один первых и важнейших навыков — вокальная имитация. Эхо или
вокальная имитация — это вид речи, когда говорящий повторяет слова другого
говорящего. Например, когда ребенок говорит «пока», после того, как его мама
скажет «пока». Очевидно, почему вокальная имитация так важна: если ребенок
может повторять чужие слова, то это облегчит дальнейшее обучение просьбам,
называнию предметов и ответам на вопросы.
Первый шаг в обучении вокальной имитации — это
выбор ценного для ребенка поощрения. Это может быть съедобное поощрение,
любимые игрушки или какие-то действия (например, щекотка).
Далее следует оценить существующий репертуар
ребенка. Насколько часто ребенок издает какие-то звуки, лепечет? Может ли он
спонтанно произносить разные звуки, либо он повторяет одни и те же звуки речи
снова и снова? Какие звуки ребенок произносил в прошлом? Запишите все это
заранее, чтобы определить стратегию или стратегии дальнейшего обучения ребенка.
Затем можно выбрать одну или более из следующих
стратегий:
1. Сочетание «стимул-стимул»
Цель: Сформировать связь или ассоциацию звуков
речи с сильным поощрением для того, чтобы в будущем сами по себе звуки речи
стали поощрением и чем-то приятным для ребенка.
Практика: Выберите звуки речи, которые ребенок
уже произносил в прошлом, либо те звуки, которые проще всего произнести («ба»,
«ммм» и тому подобное). Протяните поощрение ребенку и произнесите нужный звук.
Если ребенок произносит или пытается произнести звук, то немедленно отдайте ему
поощрение. Если звуков нет, то отдайте ему поощрение после паузы в одну
секунду. Помните, сейчас ваша цель в формировании ассоциации между звуком и
поощрением, так что ребенку совсем не обязательно что-то говорить. Однако если
ребенок все-таки повторит звук за вами, то поощрите его гораздо больше, чем
когда звуков не было.
Поощрения: Для этой программы лучшие поощрения —
те, что не нужно постоянно забирать у ребенка обратно. Например, это могут быть
маленькие кусочки любимого лакомства ребенка или приятные действия взрослого,
например, щекотка. Лучше избегать поощрений, которые придется забирать обратно
(например, игрушек), за исключением случаев, когда у ребенка нет поощрений
других видов. Некоторые дети могут расстроиться, если каждые пять секунд у них
будут забирать игрушку.
Примечание: Для того, чтобы ребенок начал
успешно имитировать звук речи в рамках этой программы обычно нужны сотни проб.
Собирайте данные о том, какие звуки произносит ребенок, чтобы определить, какой
звук должен стать следующей целью. Впоследствии от обучения по программе
«стимул-стимул» можно перейти к обучению просьбам.
2. Вокальная игра
Цель: Объединить или создать ассоциацию между
звуками речи и веселыми занятиями, которые предпочитает ребенок.
Практика: Начните играть с ребенком или
заниматься вместе с ним тем, что ему обычно нравится. Во время игры как можно
чаще произносите простые звуки и вокализации, которые обычно связаны с такой
игрой (например, «Бип-бип!», «Ба-бах!»). Если ребенок спонтанно повторил звук
за вами или начал лепетать, тут же хвалите его как можно больше и поощряйте.
Однако не просите и не требуйте, чтобы ребенок что-то произносил.
С течением времени ребенок начнет ассоциировать
забавные звуки с игрой и с большей вероятностью будет имитировать эти звуки в
будущем.
Поощрение: Любая игра или любимое занятие
ребенка. Вы можете на всякий случай держать под рукой дополнительное поощрение
(например, любимое лакомство ребенка), чтобы поощрить любые спонтанные звуки
речи.
Примечание: В рамках этой программы полезно установить
таймер на определенное время и подсчитать, сколько звуков речи произносит
ребенок, чтобы можно было отследить его прогресс.
3. Обучение просьбам с помощью жестов
одновременно со словами (метод тотальной коммуникации)
Цель: Создать ассоциацию между звуками речи или
словами и конкретными поощрениями во время обучению просьбам с помощью жестов.
Практика: Когда вы обучаете просьбам с помощью
жестов, всегда говорите название предмета во время каждого шага обучения. Если
ребенок уже научился просить с помощью жеста, то называйте поощрение, когда
передаете его ребенку. Если ребенок учит новый жест, то назовите поощрение,
когда подсказываете ребенку нужный знак, а затем дайте ему поощрение. Со
временем, ребенок научится ассоциировать слово с поощрением, и это повысит
вероятность попыток произнести слово и спонтанных устных просьб.
Поощрение: Предмет, который ребенок просит с
помощью жеста.
4. Поощрение всех звуков
Цель: Поощрение всех звуков, которые произносит
ваш ребенок, чтобы он с большей вероятностью повторял их в будущем.
Практика: Давайте ребенку поощрение и хвалите
его (Например, «Молодец, так хорошо сказал «а»!») каждый раз, когда он или она
произносит какой-либо звук речи. Это следует делать на протяжении всего дня.
Поощрение: Лучше всего выбрать сразу несколько
поощрений из разных категорий (например, различные виды продуктов, различные
действия, различные игрушки). В противном случае, ребенок быстро пресытится
поощрением.
Когда ребенок уже может имитировать (или
пытается имитировать) базовые звуки речи, то можно применять другие процедуры
для формирования артикуляции и произношения слов.
И наконец, некоторые дети усваивают различные
вокализации быстрее, чем другие. Дети, которые часто лепечут, гораздо быстрее
начинают произносить различные звуки, чем дети, у которых нет лепета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.