Как я и моя семья решаем проблему эвтрофикации Балтийского моря
Автор: Кувшинова Алиса, 2 класс
Руководитель: Птюшкина Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Наверное, каждый слышал о негативных последствиях воздействия деятельности человека на экологическое состояние Балтийского моря. Балтийское море — международное пространство, ответственность за которое несут 9 стран: Россия, Финляндия, Швеция, Германия, Польша, Литва, Латвия и Эстония. В течение столетий эти страны использовали море как гигантское природное очистное сооружение. Возникающие проблемы не могут быть эффективно решены странами в одиночку, здесь необходима активизация действий всех заинтересованных сторон.
Сегодня, несмотря на достигнутые успехи (в 1974 году представители 9 стран подписали Конвенцию о защите окружающей среды и создание Комиссии по охране морской среды Балтийского моря – ХЕЛКОМ), состояние Балтийского моря нельзя назвать удовлетворительным. Деятельность человека продолжает оказывать давление на экосистему моря. Во многих случаях это давление увеличивается.
Цель: обратить внимание на нашу повседневную жизнь, наши бытовые привычки, чтобы помочь морю, ежедневно уменьшая попадание биогенов в Балтийское море.
Замысел: я надеюсь, что большинство моих товарищей и их семьи последуют примеру моей семьи, и это поможет уменьшению попадания биогенов в Балтийское море.
Главной проблемой Балтийского моря признается эвтрофикация – процесс, при котором высокая концентрация питательных веществ (азота и фосфора) стимулирует рост водорослей. Излишний рост водорослей, их гниение сопровождается излишним потреблением кислорода. Море превращается в болото: усиливается рост сине-зеленых водорослей, разрушаются прибрежные рекреационные зоны, погибают водные обитатели.
Существует несколько источников попадания биогенов (азота и фосфора) в море в результате деятельности человека: со сточными водами, из атмосферы, от сельского хозяйства. И в наших силах помочь морю, ежедневно уменьшая попадание биогенов в Балтийское море.
Я хочу рассказать, как эту проблему мы решаем в своей семье:
· выбираем общественный транспорт, а не машину, снижая выбросы соединений азота;
· бережем энергию: выключаем свет и электроприборы, не оставляем их в режиме ожидания, используем энергосберегающие лампы;
· утепляем окна и двери;
· уменьшаем объем мусора, не покупаем ненужные вещи, избегаем излишней упаковки;
· поддерживаем местных производителей;
· экономим воду.
Хотя члены моей семьи никогда не расходуют воду бездумно, подсчитав расход воды за неделю (5451 л), мы решили принять некоторые меры для экономии. Опустили в бачок унитаза пластиковую бутылку объемом 2 литра, экономя при каждом спуске 2 литра воды. При мытье посуды не держим постоянно кран открытым; используем стиральную машину только при полной загрузке; при принятии душа делаем средний напор воды, а не сильный, экономя 75 литров воды.
Подсчитав, сколько литров воды мы потратили за неделю в режиме экономии (4753 л), мы выяснили, что каждую неделю экономим 698 литров воды.
Самое простое средство для защиты себя и окружающей среды от огромного количества вредных веществ — это использовать вместо химических моющих средств натуральные или механические.
Мы стараемся покупать моющие средства с низким содержанием фосфатов или с цеолитами и цитратами, но чаще используем натуральные моющие и чистящие средства: соду — для мытья посуды, чистки кухонной плиты и других поверхностей; сухую горчицу — для мытья посуды; уксус - для дизенфекции, мытья окон, зеркал и других стеклянных поверхностей; зубная паста эффективно очищает изделия из серебра, а сок лимона — для удаления ржавчины с посуды, удаления пятен с одежды, алюминиевых и фарфоровых изделий.
Натуральными ароматическими маслами мы заменяем искусственные освежители воздуха.
На дачном участке почти не используем минеральных удобрений, используем сухой туалет с компостированием отходов.
Для прочистки раковины или унитаза папа использует старое проверенное средство — вантуз, и только в крайнем случае — химические средства.
Мы выработали для своей семьи эти простые правила и стараемся их соблюдать.
Я считаю, что каждый из нас уже сегодня должен учиться вносить свой вклад в решение проблем Балтийского моря, потому что во взрослой жизни именно мы будем принимать решения и на предприятиях, и на городском, и на государственном уровнях.
Список литературы
1. Бергстрем Г. Остановим фосфор: образование для устойчивого развития / Гуннель Бергстрем, Гитте Ютвик. – СПб, 2010. – 63 с.
2. Корякина, Н. И. Уроки Балтийского моря: Методические рекомендации для проведения тематических занятий Н. И. Корякина. – СПб., 2009. – 20 с., прил.
3. Корякина, Н. И. Вода в Санкт-Петербурге: сегодня и завтра. Методические рекомендации для педагогов / Н. И. Корякина, П. Н.Кириллов. – СПб., 2008. – 27 с., прил.
4. Кокорин А. О., Смирнова Е. В. Изменение климата: пособие для педагогов. – М., 2010. – 51 с.
4. Рянжин, С. В. Новый экологический букварь / С. В. Рянжин. – СПб.: Анатолия, 2008. - 416 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.