«КАК Я ОСУЩЕСТВЛЯЮ КОНТРОЛЬ ЗА УСВОЕНИЕМ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКОМ». ДОКЛАД
Оценка 4.9

«КАК Я ОСУЩЕСТВЛЯЮ КОНТРОЛЬ ЗА УСВОЕНИЕМ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКОМ». ДОКЛАД

Оценка 4.9
Контроль знаний +3
doc
история +2
5 кл—11 кл
26.05.2021
«КАК Я ОСУЩЕСТВЛЯЮ КОНТРОЛЬ ЗА УСВОЕНИЕМ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКОМ». ДОКЛАД
представлен материал из опыта работы учителя по осуществлению контроля за усвоением учащимися программного материала
Назаренко_МБОУ СОШ4_доклад_контроль знаний..doc

 

Светлана Николаевна Назаренко,

Учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория,

МБОУ СОШ № 4,г. Радужный , Ханты-Мансийский автономный округ- Югра,РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«КАК Я ОСУЩЕСТВЛЯЮ КОНТРОЛЬ ЗА УСВОЕНИЕМ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКОМ».

ДОКЛАД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021

 

Современное образование претерпевает большие изменения и реформирование. Это связано с требованиями времени и зарождением рыночных отношений.

И каждый учитель для себя определяет наиболее оптимальные методы и способы достижения целей, связанных с постоянно изменяющимися образовательными стандартами, а для исторической науки это особенно важно, потому что огромное количество учебников, отсутствие единых программ и, в конце- концов, появление новых технических средств, которые дают более интересную информацию, чем сухой и насыщенный фактами текст параграфа. Из этого следует, что необходимо уделять большее внимание методам и формам уроков, а чтобы урок был более эффективен, необходимо системно контролировать знания учащихся.

В своей работе по контролю знаний я ставлю главной целью усвоение образовательных стандартов учащимися. При успешном усвоении стандартов, учащиеся быстрее овладевают знаниями и навыками более сложными по структуре, т.е. причинно-следственными связями, анализом и синтезом.

Применение знаний является сложным психолого-педагогическим процессом, заключающимся в реализации усвоенных понятий в интеллектуальной и практической деятельности. В школе применение знаний является одновременно средством и целью учебно-воспитательного процесса. Как средство обучения применение переплетается с усвоением знаний, навыков и умений. В процессе применения усиливается мотивация учения. Применяя знания на практике,

учащиеся убеждаются в их общественной ценности и, на основе этого у них формируется потребность в усвоении знаний. На основе применения осуществляется дифференциация, обобщение и систематизация знаний.

     Поскольку учебный процесс работает на


успешное усвоение учебного материала, то осуществлять контроль необходимо с самого начала урока, т.е. создать мотивацию обучения.

      Основным мотивом выполнения конкретного практического задания является осознание учащимися практической значимости тех знаний, навыков и умений, которыми они должны овладеть и уметь применять.

 В своей практике я использую различные формы и виды контроля знаний умений и навыков: 1) индивидуальный, фронтальный, групповой,2) устный, письменный, практический.

     Знания, умения и навыки я проверяю на разных этапах учебного процесса. На каждом этапе проверка выполняет различные функции. В начале изучения нового материала проверяются знания опорных представлений и понятий для уточнения и углубления их с целью подготовки учащихся к усвоению нового материала. Основная функция такой проверки- актуализация знаний. При опросе устанавливается, чем овладел ученик, его пробелы в знаниях и корректировка путем индивидуальных заданий.

Пример:1) фронтальный опрос по домашнему заданию. Используемые вопросы могут быть различными:

- вопросы к домашнему параграфу из учебника;

-опережающее задание: подготовить сообщение или доклад.

2) слабоуспевающий ученик не имеет мотивации к учению из-за плохо усвоенного ранее материала. Для того чтобы заставить его заняться предметом, т.е. мотивировать, необходимо предложить ему индивидуальное задание из серии «Как я был царем», «Один день из жизни крестьянина XVII века» и др. Или предложить составить тест по домашнему параграфу или описать иллюстрацию по предложенному плану.

    Выявление качества знаний, навыков и умений необходимо для решения вопроса о способах усовершенствования учебно-воспитательного процесса на уроке. Функции проверки в этом случае заключаются в том, чтобы предупредить отставание и неуспеваемость отдельных учащихся, своевременно выявить пробелы в знаниях и принять решение о способах и средствах ликвидации этих пробелов. Кроме того, это дает возможность выявить общую тенденцию в усвоении учебного материала того или иного класса.

ПРИМЕР: составить словарь терминов по теме,  заполнить  по теме таблицу или написать исторический диктант.


Проверка знаний очень важна для правильного управления процессом усвоения знаний учащимися.


В процессе проверки выявляется, как учащиеся


усвоили формулировки понятий, терминов, закономерностей, как осмыслили объективные связи и отношения между явлениями и процессами реального мира.

Но, к сожалению, сегодня проверить знания по истории у школьников довольно непростая задача, ведь до сих пор не выработано единое мнение, что и в каком объеме должен знать ученик. Кроме того, в ограниченное учебное время опросить на повторительном уроке весь класс также невозможно. Исходя из этого, наиболее универсальной формой проверки знаний (но для истории все-таки в определенной степени условной) являются тесты. Тесты позволяют активизировать    мыслительную деятельность и помогают учащимся приобретать глубокие и прочные знания. А для учителя проследить общую тенденцию в усвоении учебного материала того или иного класса. Прослеживая из урока в урок, таким образом знания, умения и навыки, учитель может задавать одни и те же вопросы тестового характера на ранее изученный материал.

После изучения отдельных разделов программы проверяются комплексно усвоенные ЗУНы в течение определенного периода.

Тестирование представляет собой заметный шаг вперед в развитии системы педагогического контроля усвоения учебного материала. Его преимущество состоит в том, что, от во многом индивидуальных оценок, присущих традиционным методам, тестирование позволяет перейти к более объективным и сопоставимым измерениям результатов обучения.

    Тестирование помогает продвинуться в решении кардинальных проблем образования. Оно не только позволяет сопоставить качественный уровень постановки учебного процесса, но и закладывает предпосылки, для объективных международных сравнений качества образования. (Участие в олимпиадах различного уровня.)

              Тестирование не должно заменять, а должно дополнять систему педагогического контроля успеваемости, в органичном пространстве с которым оно создает возможность разработки и реализации эффективных систем обеспечения качества образования.


Хотя я лично отдаю предпочтение тестированию, т.к. оно дает возможность не только проверить знания, но и постепенно подготовить учащихся к единому государственному экзамену, который на данный момент является одним из видов контроля за учебным процессом в целом.

Тестирование отвечает, как социальным (равноправие, справедливость), так и педагогическим (улучшения качества знаний) целям и развернутой в нашей стране реформе образования.   

 Достижения в области тестирования во многом определят перспективы развития образования, создадут условия для его реформирования с учетом лучшего опыта.

Я использую очень часто тесты как для текущего контроля, так и для итогового. Тест рассчитан на 10-15 минут. Тесты содержат различные задания:

Пример: определите термин по предложенным признакам

1.    полная и частичная передача государством своих прав и функций;

2.    собственность, передаваемая частным лицам;

3.    необходимое условие формирования рыночного механизма;

4.    процесс, проводимый многими правительствами западных стран.

Ответ: приватизация.

  Соотнесите названия органов и их определения:

1.    Земский Собор                а) высший орган управления русской           

                                                 Православной церковью;

2.    Синод                              б) высший законодательный, админи-

                                                стративный, судебный орган;

3.    Сенат                             в) сословно-представительное учреж-

                                                     дение.

И другие вопросы.

Поскольку учебный процесс работает на качество знаний и главной задачей учителя является усвоение материала, то кроме выше перечисленных видов контроля знаний я использую еще один прием. Он называется «исторический диктант». Этот вид контроля позволяет проверить не только знание хронологии, но и просмотреть осмысление текста учеником. Если текст не знаком, ученик будет теряться в информации, а если нет- то работа будет успешной и ученик закрепит полученные ранее знания.

Пример: Первое летописное упоминание о Москве относится…

(1147) Первая встреча с русскими состоялась в …(1223) на р.Калка и закончилась поражением русских войск. Крепость западных рубежей Руси испытывали в…(1240) шведские феодалы, а в …(1242) немецкие рыцари-крестоносцы, но были разгромлены оба раза новгородцами под руководством князя Александра Ярославича, получившего прозвище … (Невский).

Данный вид контроля применим лишь на определенных уроках.

   При проведении контроля по большим разделам и темам я провожу зачеты, которые могут проходить по-разному, в зависимости от уровня класса.

ПИСЬМЕННЫЕ: 1. задание-вопрос- дайте развернутый ответ в письменной форме; 2. сочинение на тему: «В чем причины самозванства в России?»

УСТНЫЕ:

·       1.устный ответ на вопрос;

·       2.групповой зачет;

·       3. «мозговой штурм», в котором возможны любые вопросы не только по изученной теме, но и другим предмета


Как показал опыт, переход на усовершенствованную структуру уроков и контроль за процессом приносит свои положительные плоды.

     Таким образом, система контроля знаний направлена на выявление всех знаний, полученных в курсе обучения, но и забывать об особенностях контроля также нельзя. При подготовке к контролю необходимо учитывать некоторые особенности и основные требования:

·       мотивация опроса;

·       включение всех учащихся в работу;

·       учет особенностей учеников;

·       дифференциация проверки;

·       связь содержания проверки с новой темой;

·       определение места проверки на уроке;

·       мотивация оценки знаний.

Обобщив все выше изложенное, можно сказать, что контроль знаний и умений занимает в процессе обучения главное место и это зависит от многих составляющих:

1.    учитель-ученик;

2.    ученик-знания;

3.    ученик-мотив в обучении.

А чтобы был мотив, необходимо постоянно находиться в поиске и пытаться что-то изменить к лучшему.


Светлана Николаевна Назаренко,

Светлана Николаевна Назаренко,

Современное образование претерпевает большие изменения и реформирование

Современное образование претерпевает большие изменения и реформирование

В своей практике я использую различные формы и виды контроля знаний умений и навыков: 1) индивидуальный, фронтальный, групповой,2) устный, письменный, практический

В своей практике я использую различные формы и виды контроля знаний умений и навыков: 1) индивидуальный, фронтальный, групповой,2) устный, письменный, практический

Но, к сожалению, сегодня проверить знания по истории у школьников довольно непростая задача, ведь до сих пор не выработано единое мнение, что и в каком…

Но, к сожалению, сегодня проверить знания по истории у школьников довольно непростая задача, ведь до сих пор не выработано единое мнение, что и в каком…

Тестирование отвечает, как социальным (равноправие, справедливость), так и педагогическим (улучшения качества знаний) целям и развернутой в нашей стране реформе образования

Тестирование отвечает, как социальным (равноправие, справедливость), так и педагогическим (улучшения качества знаний) целям и развернутой в нашей стране реформе образования

Александра Ярославича, получившего прозвище … (Невский)

Александра Ярославича, получившего прозвище … (Невский)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2021