Как человек использует силу воды.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – Сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества. Оборудование: иллюстрации использования человеком различных свойств воды; оборудование для опытов по изучению выталкивающей силы воды, плавания дерева и железа, сообщающихся сосудов (две банки с разным уровнем воды и шланг); фильтр из промокательной бумаги для изучения фильтрации, шприц.
Иконка файла материала konsp_okr_4kl_ur20 21-korr.doc
Окружающий мир  Урок 20, 21.  РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА Тема: Как человек использует силу воды. Цели:  –  Сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества. Оборудование: иллюстрации использования человеком различных свойств воды; оборудование для опытов по изучению выталкивающей силы воды, плавания дерева и железа, сообщающихся сосудов (две банки с разным уровнем воды и шланг); фильтр из промокательной бумаги для изучения фильтрации, шприц. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 4  3  Прежде всего, надо выяснить с учениками, что они уже знают. – Для чего живым организмам нужна вода? – В каких состояниях бывает вода? – Сравни эти состояния воды. –  Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое? –  Какие   предметы   тонут   в   воде,   а   какие   –   нет?   Почему?   (Гипотезы записываются на доске.) Отвечают на вопросы. Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  © ООО «Баласс», 2014– Прочитайте диалог на с. 82. О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос? – Где и как свойства воды помогают человеку? – Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. – «Как человек использует свойства воды?» – Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План.  3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. .ΙΙ  Совместное  открытие знаний. 4  5  6  7  2  4   3 Работа в учебнике. Проводит   опыт   по   заданию   на   с.   82.   Наблюдают   результаты   опыта   и обсуждают их. – Куда направлена выталкивающая сила? – Можно ли её измерить? Как? Проводит опыт: опускает в стакан с водой кусок дерева и железа. – Что вы наблюдали? – Объясните результат опыта с использованием понятия «выталкивающая сила» (при необходимости с помощью текста учебника). – Аналогично объясните гипотезы к последнему вопросу актуализации (на доске). Работа с левым рисунком на с. 83. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2014Наблюдают и делают вывод по результатам опыта. – Почему не тонет корабль? (При необходимости можно обратиться к тексту учебника.) (Подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет большой объём воды.) –  Как человек использует выталкивающую силу воды? (Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъёма грузов со дна водоёма, для судоходства.) –  В   каком   направлении   текут   реки   (в   горах,   на   равнине)?   Как   это   можно объяснить? (Реки текут с более высокой местности в сторону более низкой. Вода обладает свойством текучести.) – Рассмотрим правый рисунок на с. 83. –  Что мы наблюдаем? (Вода из фонтана поднимается почти до уровня воды в башне.) – В каком направлении движется вода? (Вверх.) – Как человек использует это свойство воды? Для ответа используйте рисунок на с. 83. (При постройке водопровода, фонтанов.) –  С какой скоростью текут равнинные и горные реки? Можно ли использовать силу течения рек? (Ответ с опорой на два верхних рисунка на с. 84.) (Скорость течения горных рек больше, чем равнинных. Человек это использует: на таких реках построены ГЭС, водяное колесо на водяной мельнице.) Опыт с растворением в воде соли, сахара, почвы, песка и глины (показывает учитель или делают ученики). – Что вы наблюдали? Наблюдают и объясняют результаты опыта. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2014–  Объясните   результаты:   какие   вещества   растворились,   а   какие   –   нет? (Растворились сахар и соль, а остальные – нет.) – Где используется это свойство воды? (Работа с рисунками нижнего ряда на с. 84.) (При приготовлении пищи, при стирке, в медицине). –  Можно   ли   очистить   воду   после   проведённого   нами   опыта?   Как?   (При необходимости найти ответ в тексте учебника.) (Да, её надо профильтровать). Опыты   по   фильтрованию   (показывает   учитель   или   делают   ученики)   и выпариванию воды (с. 85 учебника). – Как мы ответим на вопрос урока? Наблюдают и обсуждают результаты опытов. – Люди изучили свойства воды и научились применять их в повседневной жизни, изобрели различные механизмы. Максимум. Опыт с паром, совершающим работу (с. 87). – Что вы наблюдали? – В каких состояниях вы наблюдали воду? – Почему была вытолкнута пробка? – Какой объём стала занимать вода при переходе из жидкого состояния в пар? Наблюдают и обсуждают результаты опыта. –  Где   применяется   это   свойство   воды?  (Работа   с   учебником   и   рисунком парового двигателя на с. 87.) (Человек изобрёл паровой двигатель, паровоз.) Опыт со сжатием воды в шприце (с. 85). – Что вы наблюдали? Наблюдают и обсуждают результаты опыта. © ООО «Баласс», 2014– Где используется данное свойство воды? (Работа с учебником и рисунком на с. 87.) (Человек изобрёл гидравлический пресс и домкрат.) –  Как данные свойства воды связаны с явлениями природы: образованием туч, дождя, снега, града, лавин, ледохода, наводнения? (Вода может переходить из одного состояния в другое – образуются осадки; вода текуча и не имеет формы, занимает любой объём – возможны наводнения.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. 4  3  7  2  3  4  3  2 1. Работа в учебнике. Вопросы на с. 86. 2. Работа в рабочей тетради. Задания из рабочей тетради (одно­два на выбор). 3. Проверочная работа № 10. Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. © ООО «Баласс», 2014VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Чтение учебника (тема 19). Задания из рабочей тетради (одно­два на выбор). 4 – Что нового вы узнали на уроке? – Отгадайте загадки. О каких свойствах воды в них говорится? Я и тучка, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И «стеклянной» быть могу. (Вода) Чего в гору не выкатить, В решете не унести И в руках не удержать? (Вода) – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? © ООО «Баласс», 2014Возможные ответы на задания проверочной работы № 11. Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Уровни воды выровняются. Повышенный уровень. Вода из левого сосуда опустится до перемычки, но в правом сосуде вода при этом не дойдёт до перемычки (можно признать верным ответ, что вода в обоих сосудах уравновесится). 2. Необходимый уровень. Бетон, цемент, стекло, кварц, асфальт, древесные опилки, рыбий жир. Сложности у детей могут возникнуть при анализе цемента (он смачивается водой и образует густую массу), крахмала (он растворяется в воде при нагревании, образуя кисель), рыбьего жира (он вроде бы растворяется, как всякий жир в супе, но на самом деле   скапливается   на   поверхности).   За   эти   сложные   случаи   снижать   оценку   не   следует.  Повышенный   уровень. Правильность выполнения задания оценивает учитель. 3. Правильность ответа оценивает учитель (миска может оказаться и на поверхности, и на дне). Вариант  2.  1.  Необходимый  уровень. Крышка   начнёт  приподниматься   за  счёт  пара.  Повышенный   уровень.  Пар  при нагревании расширяется. 2.  Необходимый   уровень.   Сода,   стиральный   порошок,   соль,   сахар,   мёд,   каменная   соль.   Сложности   у   детей   могут возникнуть при анализе бензина (он скапливается на поверхности, не растворяясь). Повышенный уровень. Правильность ответа оценивает учитель. 3. Необходимый уровень. Поршень второго шприца выйдет. Повышенный уровень. Причина – несжимаемость воды. © ООО «Баласс», 2014