Цели:
– Сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества.
Оборудование: иллюстрации использования человеком различных свойств воды; оборудование для опытов по изучению выталкивающей силы воды, плавания дерева и железа, сообщающихся сосудов (две банки с разным уровнем воды и шланг); фильтр из промокательной бумаги для изучения фильтрации, шприц.
Окружающий мир
Урок 20, 21.
РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА
Тема: Как человек использует силу воды.
Цели:
– Сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – несжимаемости, одинаковом
уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества.
Оборудование: иллюстрации использования человеком различных свойств воды; оборудование для опытов по изучению
выталкивающей силы воды, плавания дерева и железа, сообщающихся сосудов (две банки с разным уровнем воды и
шланг); фильтр из промокательной бумаги для изучения фильтрации, шприц.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
4 3
Прежде всего, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
– Для чего живым организмам нужна вода?
– В каких состояниях бывает вода?
– Сравни эти состояния воды.
– Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в
другое?
– Какие предметы тонут в воде, а какие – нет? Почему? (Гипотезы
записываются на доске.)
Отвечают на вопросы.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
© ООО «Баласс», 2014– Прочитайте диалог на с. 82.
О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?
– Где и как свойства воды помогают человеку?
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– «Как человек использует свойства воды?»
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
План. 3
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
.ΙΙ Совместное
открытие знаний.
4 5 6 7 2 4 3
Работа в учебнике.
Проводит опыт по заданию на с. 82. Наблюдают результаты опыта и
обсуждают их.
– Куда направлена выталкивающая сила?
– Можно ли её измерить? Как?
Проводит опыт: опускает в стакан с водой кусок дерева и железа.
– Что вы наблюдали?
– Объясните результат опыта с использованием понятия «выталкивающая сила»
(при необходимости с помощью текста учебника).
– Аналогично объясните гипотезы к последнему вопросу актуализации (на доске).
Работа с левым рисунком на с. 83.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014Наблюдают и делают вывод по результатам опыта.
– Почему не тонет корабль? (При необходимости можно обратиться к тексту
учебника.) (Подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и
вытесняет большой объём воды.)
– Как человек использует выталкивающую силу воды? (Для постройки плотов,
сплава деревьев по реке, подъёма грузов со дна водоёма, для судоходства.)
– В каком направлении текут реки (в горах, на равнине)? Как это можно
объяснить? (Реки текут с более высокой местности в сторону более низкой. Вода
обладает свойством текучести.)
– Рассмотрим правый рисунок на с. 83.
– Что мы наблюдаем? (Вода из фонтана поднимается почти до уровня воды в
башне.)
– В каком направлении движется вода? (Вверх.)
– Как человек использует это свойство воды? Для ответа используйте рисунок на
с. 83. (При постройке водопровода, фонтанов.)
– С какой скоростью текут равнинные и горные реки? Можно ли использовать
силу течения рек? (Ответ с опорой на два верхних рисунка на с. 84.) (Скорость
течения горных рек больше, чем равнинных. Человек это использует: на таких
реках построены ГЭС, водяное колесо на водяной мельнице.)
Опыт с растворением в воде соли, сахара, почвы, песка и глины (показывает
учитель или делают ученики).
– Что вы наблюдали?
Наблюдают и объясняют результаты опыта.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план.)
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2014– Объясните результаты: какие вещества растворились, а какие – нет?
(Растворились сахар и соль, а остальные – нет.)
– Где используется это свойство воды? (Работа с рисунками нижнего ряда на с.
84.) (При приготовлении пищи, при стирке, в медицине).
– Можно ли очистить воду после проведённого нами опыта? Как? (При
необходимости найти ответ в тексте учебника.) (Да, её надо профильтровать).
Опыты по фильтрованию (показывает учитель или делают ученики) и
выпариванию воды (с. 85 учебника).
– Как мы ответим на вопрос урока?
Наблюдают и обсуждают результаты опытов.
– Люди изучили свойства воды и научились применять их в повседневной жизни,
изобрели различные механизмы.
Максимум.
Опыт с паром, совершающим работу (с. 87).
– Что вы наблюдали?
– В каких состояниях вы наблюдали воду?
– Почему была вытолкнута пробка?
– Какой объём стала занимать вода при переходе из жидкого состояния в пар?
Наблюдают и обсуждают результаты опыта.
– Где применяется это свойство воды? (Работа с учебником и рисунком
парового двигателя на с. 87.) (Человек изобрёл паровой двигатель, паровоз.)
Опыт со сжатием воды в шприце (с. 85).
– Что вы наблюдали?
Наблюдают и обсуждают результаты опыта.
© ООО «Баласс», 2014– Где используется данное свойство воды? (Работа с учебником и рисунком на с.
87.) (Человек изобрёл гидравлический пресс и домкрат.)
– Как данные свойства воды связаны с явлениями природы: образованием туч,
дождя, снега, града, лавин, ледохода, наводнения? (Вода может переходить из
одного состояния в другое – образуются осадки; вода текуча и не имеет формы,
занимает любой объём – возможны наводнения.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
4 3 7 2 3 4 3 2
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 86.
2. Работа в рабочей тетради.
Задания из рабочей тетради
(однодва на выбор).
3. Проверочная работа № 10.
Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или
одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли
в устной форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
© ООО «Баласс», 2014VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Чтение учебника (тема 19). Задания из рабочей тетради (однодва на выбор).
4
– Что нового вы узнали на уроке?
– Отгадайте загадки. О каких свойствах воды в них говорится?
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И «стеклянной» быть могу.
(Вода)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(Вода)
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
© ООО «Баласс», 2014Возможные ответы на задания проверочной работы № 11.
Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Уровни воды выровняются.
Повышенный уровень. Вода из левого сосуда опустится до перемычки, но в правом сосуде вода при этом не дойдёт до
перемычки (можно признать верным ответ, что вода в обоих сосудах уравновесится).
2. Необходимый уровень. Бетон, цемент, стекло, кварц, асфальт, древесные опилки, рыбий жир. Сложности у детей могут
возникнуть при анализе цемента (он смачивается водой и образует густую массу), крахмала (он растворяется в воде при
нагревании, образуя кисель), рыбьего жира (он вроде бы растворяется, как всякий жир в супе, но на самом
деле скапливается на поверхности). За эти сложные случаи снижать оценку не следует. Повышенный уровень.
Правильность выполнения задания оценивает учитель. 3. Правильность ответа оценивает учитель (миска может оказаться
и на поверхности, и на дне).
Вариант 2. 1. Необходимый уровень. Крышка начнёт приподниматься за счёт пара. Повышенный уровень. Пар при
нагревании расширяется.
2. Необходимый уровень. Сода, стиральный порошок, соль, сахар, мёд, каменная соль. Сложности у детей могут
возникнуть при анализе бензина (он скапливается на поверхности, не растворяясь). Повышенный уровень. Правильность
ответа оценивает учитель. 3. Необходимый уровень. Поршень второго шприца выйдет. Повышенный уровень. Причина –
несжимаемость воды.
© ООО «Баласс», 2014