Т.Г. Казазаева учитель начальных классов МБОУ «Федоровская НОШ №4»
Н.И. Уздемир, Ф.К. Ракова воспитатели МБДОУ "Умка"
п.г.т. Федоровский ХМАО-Югры
Формирование интереса к деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте является одной из актуальных, общественно значимых проблем в современных условиях, так как согласно Закону «Об образовании в РФ» и Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольного и начального общего образования, главной целью является целостное развитие личности ребёнка и подготовка к дальнейшему совершенствованию после окончания образовательной организации.
Основу современных взглядов на образовательный процесс составляет понятие деятельности. Опираясь на труды учёных педагогов и психологов, принимая во внимание, что основой развития и воспитания растущего человека является деятельность и общение (А.Н. Леонтьев, М.И. Махмутов, Г.И. Щукина и др.), в которых выражена социальная сущность человека, рассмотрим сущность и структуру интереса к познавательной деятельности, основные компоненты и особенности, важные для педагогического процесса [2, с. 33].
По мнению А.Н. Леонтьева, познавательная деятельность - это продукт и предпосылка усвоения социального опыта. Ребёнок не обладает врожденными готовыми формами поведения, логическим мышлением, готовыми знаниями о мире, или музыкальными способностями. Переходя этапы от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, он развивается не путём развертывания изнутри готовых, заложенных наследственностью способностей, а путём усвоения опыта, накопленного предыдущими поколениями [3, с.74].
Главную роль в этом процессе играет педагог, общественная функция которого и состоит в передаче опыта предыдущих поколений.
Основываясь на утверждениях А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И.Щукиной и др., можно сделать вывод, что познавательная деятельность - необходимый этап подготовки к образованию и жизни в обществе. Данное положение логически подводит нас к рассмотрению особенностей познавательной деятельности дошкольника и младшего школьника.
В работах Н.Ф.Добрынина, А.Г.Ковалева отмечается, что познавательная деятельность ребенка, перешедшего из ДОО в школу, в современном обществе представляет собой обязательную, систематически совершаемую деятельность. Обязательность учения для ребёнка определена законодательством и его социальная роль определяет характер формирования познавательной деятельности, задач, действий и результата
[1, с.51].
В этом и состоит основная особенность формирования интереса к познавательной деятельности младшего школьника, которая находится в зависимости от социальных целей.
Ещё одной отличительной особенностью познавательной деятельности ребенка на этапе перехода к школьному обучению является активный характер её протекания. Так, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, Л.Г. Петерсон и другие справедливо отмечают, что познавательная деятельность активизирует все психические процессы младшего школьника, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности, через изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон [2, с.63].
Ещё одна особенность познавательной деятельности - обобщённость, когда сам обучающийся необязательно непосредственно соприкасается с областью действительности, знания, которую изучает; взаимодействие с окружающей средой и преобразующий характер деятельности, когда приобретенные знания, умения преобразуют самого ребенка, его способы мышления и восприятия действительности [3, с.45].
Таким образом, можно дополнить вышеперечисленные особенности формирования интереса познавательной деятельности ребенка на этапе перехода к школьному обучению следующими: субъектом познавательной деятельности выступает обучающийся, в центре учения стоит его личность, сознание, отношение к окружающему, к процессу познания; познавательная деятельность может носить исполнительский, активноисполнительский, творчески-самостоятельный характер; восприятие в процессе познания носит преимущественно непроизвольных характер, дети замечают в предметах не главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов; значительную роль играет эмоциональный фактор.
Список использованной литературы:
1.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст].- / Большой психологический словарь. /Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П.Зинченко. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2014.- 672с.
2. Волкова, A.A. Психология и педагогика [Текст]/А.А. Волкова. - Ростовна-Дону: Феникс, 2013.-348 с.
3. Электронный ресурс: www.logos-cds.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.