Памятка для педагогов и учащихся, делающих первые шаги в науке
С чего начать?
• Определить направление будущего исследования (ботаника, медицина, и т.п.).
• Найти проблему (сформулировать вопрос, на который хотелось бы найти ответ).
• Сформулировать тему (определить свой научный интерес в данном направлении). Внутри темы определить проблемное поле, в котором вы будете работать.
Тема должна быть интересной для исследования,
оригинальной и как можно более узкой. Экономьте время и силы!
• Определить цель исследования (цель указывает направление исследовательской работы). При формулировании цели нужно ответить на вопрос: «Что вы хотите получить в результате исследования?».
КАК написать исследовательскую РАБОТУ_ПАМЯТКА.doc
К А К Н А П И С А Т Ь И О Ф О Р М И Т Ь
И С С Л Е Д О В А Т Е Л Ь С К У Ю Р А Б О Т У
Памятка для педагогов и учащихся, делающих первые шаги в
науке
С ч е г о н а ч а т ь ?
Определить направление будущего исследования (ботаника, медицина, и т.п.).
Найти проблему (сформулировать вопрос, на который хотелось бы найти ответ).
Сформулировать тему (определить свой научный интерес в данном направлении).
Внутри темы определить проблемное поле, в котором вы будете работать.
Тема должна быть интересной для исследования,
оригинальной и как можно более узкой. Экономьте время и силы!
Определить цель исследования (цель указывает направление исследовательской
работы). При формулировании цели нужно ответить на вопрос: «Что вы хотите
получить в результате исследования?».
Цель – это планируемый результат. Цель лучше формулировать
не как процесс («изучить», «исследовать», «рассмотреть»),
а как результат («доказать», «обосновать», «выявить», «определить»).
Определить задачи исследования (задачи – основные этапы исследования. При
определении каждой задачи необходимо задавать себе вопрос: «Зачем мы это будем
делать?»).
Выдвинуть гипотезу (сделать предположение о том, как проблема может быть
решена).
Гипотеза научное предположение, выдвигаемое для объяснения какихлибо
явлений. В зависимости от темы гипотез может быть несколько. Гипотезу можно
строить по схеме: «Если…, то…», «Так как..., то...».
Изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования.
Умение работать с литературными источниками – основа
научного исследования. Список литературы в исследовании старшеклассника
не должен превышать 10 источников.
Выбрать методы исследования (определить, как вы будете изучать то или иное
явление по теме исследования).
Методы исследования могут быть:
теоретические (классификация, сравнение, обобщение…)
и эмпирические (наблюдение, опрос, измерение, эксперимент…).
К а к п р о в е с т и и с с л е д о в а н и е ?
Составить план исследования (определить последовательность решения задач
исследования).
В ходе работы получить собственные результаты исследования, сопоставить их друг
с другом или с данными, полученными из литературных источников.
Соблюдайте правила научной достоверности. Не изучайте несопоставимое! Полученные данные обобщить и проанализировать.
В завершении работы сделать выводы, в которых тезисно и последовательно
изложить результаты работы.
Выводы должны соответствовать целям и задачам исследования, отвечать на
поставленные вопросы, подтверждать или опровергать гипотезу.
Формулируются выводы по принципу пирамиды: сначала даются
ответы на вопросы задач, а затем ответ на вопрос цели.
К а к о ф о р м и т ь и с с л е д о в а н и е ?
Исследовательская работа должна иметь:
титульный лист, на котором обязательно указываются: название
образовательного учреждения, при котором выполнена работа, регион и населённый пункт,
название детского объединения, тема работы, фамилия, имя, отчество автора, класс,
фамилия, имя, отчество руководителя работы (полностью), год выполнения работы;
оглавление
(содержание), перечисляющее нижеупомянутые разделы (с
указанием страниц).
В структуре изложения содержания работы должно быть представлено:
введение, где должны быть четко сформулированы цель и задачи работы,
степень изученности проблемы, обоснована актуальность исследования, а также указаны
место и сроки проведения исследования, при необходимости дана физикогеографическая
характеристика района исследования и режим хозяйственного использования территории;
литературный обзор по теме исследования (допускается в разделе «введение»);
методика исследований (описание методики сбора материалов, методы
первичной и статистической обработки собранного материала);
результаты исследований и их анализ (обязательно приведение всех численных
и фактических данных с анализом результатов их обработки);
выводы, где приводятся краткие формулировки результатов работы, в
соответствии с поставленными задачами;
заключение, где могут быть отмечены лица, принимавшие участие в выполнении и
оформлении работы, намечены дальнейшие перспективы работы, указаны практические
рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы;
список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами
составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на
использованные литературные источники.
2. Фактические и численные данные, имеющие большой объём, а также рисунки,
диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы в
приложения, которые соединяются с текстом работы и соответствуют формату самой
работы или представлены отдельно.
3. Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены и обеспечены
ссылками. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.
4. Текст работы должен быть набран на компьютере (формат листа А4, шрифт 12
или крупнее через 1,5 интервала) и распечатан; поля все по 2 см; красная строка в тексте
1.25 см; в числах десятые доли отделяются знаком «.» (точка), например: 2.5, 4.7;
сокращения должны быть обязательно расшифрованы в тексте.
Латинские названия растений и животных выделять курсивом.
Работа должна быть написана грамотно,
аккуратно оформлена, страницы
пронумерованы и скреплены.
5. Объём работы не ограничен (желательно не более 8 страниц основного текста
работы). К а к п р е д с т а в и т ь и с с л е д о в а н и е ?
Подготовить устное сообщение (доклад). Доклад – это защита своей работы перед
аудиторией.
Рекомендуется следующая структура доклада:
вступление (актуальность и степень изученности проблемы);
определение целей и задач исследования;
демонстрация путей решения проблемы;
оглашение полученных результатов, выводы, заключение.
Правильно рассчитать время.
Продолжительность доклада обычно составляет 710 минут, в течение
которых необходимо успеть изложить результаты работы.
Подобрать иллюстрации к докладу (схемы, макеты, таблицы и прочее).
Быть готовым к ответам на вопросы.
Ж Е Л А Е М У Д А Ч Н Ы Х И С С Л Е Д О В А Н И Й
И Т В О Р Ч Е С К И Х О Т К Р Ы Т И Й !
Памятку подготовил С.А. Яновский – методист
Коми республиканского экологобиологического центра
КАК НАПИСАТЬ И ОФОРМИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ
КАК НАПИСАТЬ И ОФОРМИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ
КАК НАПИСАТЬ И ОФОРМИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.