Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur64-korr.doc
Литературное чтение Урок 64. Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается... Тема: Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество») Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1  2  3  Обсуждение сочинений. II. Развитие  умений. 2  4  1  2  3  1  2  3  3  1. Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. 1) Обсуждение путевых очерков, написанных учащимися. Обобщение. – Где вы побывали? Какой разнообразный мир увидели? Каким словом можно © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 1назвать описанные в сочинениях места? (Родина, Отечество, Отчизна.)  Самостоятельное   составление   плана   статьи   (в   «Тетради   по 2) Прогнозирование содержания главы «Наше Отечество». – На какие вопросы может ответить Ушинский в этом тексте? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение главы «Наше Отечество». – На все ли вопросы получили ответы? 2) литературному чтению»). – Что изменилось со времён Ушинского? (Зачитать.) – Что осталось неизменным? (Зачитать.) Почему?  Работа с текстом после чтения. 1) Обсуждение вопроса 3 учебника (с. 205). 2) Творческая (исследовательская) работа – см. задание III.2 в «Тетради по литературному чтению». 1.   Выписать   толкование   основных   (ключевых)   понятий   из   статьи   К.Д. Ушинского «Наше Отечество» (понятия учащиеся выделяют самостоятельно: Родина, Отечество, матушка­Россия). 2. Сравнить толкования, данные К.Д. Ушинским, с толкованиями В.И. Даля: Отечество   –   родная   земля,   Отчизна,   где   кто   родился,   вырос;   корень,   земля народа,   к   коему   кто,   по   рождению,   языку   и   вере,   принадлежит.  Отец   мой выходец из Дании, а моё отечество  Русь, русское государство.  (К сведению учителя: отец Даля – от рождения Иоганн Христиан – происходил из «датских офицерских детей». В 16 лет Даль попадает в Данию: «Меня сильно занимало то, что я увижу отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД © ООО «Баласс», 2014 21. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. я на первых  же порах окончательно убедился в том, что нет у меня ничего общего с отчизной моих предков». Даль был убеждён, что «моё отечество» – не «отечество моих предков».) Матушка­Россия – земля, отечество многих народов, разных по языку и вере. В России более шестидесяти губерний и областей. Народу более всего русского, есть   много   народов   других.   Все   они   составляют   землю  Русскую,   должны стоять друг за друга, как односемьяне. Это зыбка твоя, колыбель твоя и могила, хлеб насущный, вода животворная. Русская земля тебе отец и мать. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Родина – родимая земля, чьё место рождения. И кости по роди не плачут. Где кто родится, там и пригодится. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по­русски, моя Родина – Русь. (По   материалам   «Толкового   словаря   живого   великорусского   языка»   В.И. Даля) а)   Выделить   общие   мысли   (о   величии   матушки­России,   многонациональном характере России, о патриотизме, любви и преданности Отчизне). б) Выявить различия: К.Д. Ушинский 1. Разделяет понятия: отечество – отец родина – родились 2. Не отделяет историю предков: Отечество – земля наших отцов и дедов. © ООО «Баласс», 2014 33. Язык точный, научный и образный одновременно. 4. Предназначено для детского чтения (учебной книги). В.И. Даль 1. Не разделяет понятия  отечество, отчизна, родная земля  (место, где кто родился). 2. Отделяет историю предков от собственной: отечество, родина – место моего рождения, страна родного языка. 3. Язык образный, описательный, много пословиц и поговорок. 4. Предназначено широкому кругу читателей. Задание для учащихся: а) выделить (подчеркнуть) самые близкие тебе (интересные, волнующие и пр.) мысли; б) проследить, как влияет жизнь писателя на толкование ключевых понятий; в) определить своё понимание слов Отечество, Родина, матушка­Русь. Беседа с учащимися. – Что бы ты включил в раздел учебной книги «Первое знакомство с Родиной»? – Как же помогает Ушинский детям полюбить свою родную землю, Отечество? (Помогает   узнать,   понять,   рассказывает   с   любовью,   уважением,   находит особенно проникновенные слова; вызывает чувство гордости.) –   Представь,   что   ты   учитель.   Чьи   учебные   книги   (Л.Н.   Толстого   или   К.Д. Ушинского) ты бы выбрал для своих учеников? Почему? –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? © ООО «Баласс», 2014 4ΙΙΙ . Итог. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? IV.  Домашнее задание. 1) Самостоятельное чтение текста «Жалобы зайки». 2) Задание III.3 в тетради (урок 64).  © ООО «Баласс», 2014 5

Посмотрите также