Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.
Оценка 4.6

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
дефектология +1
Взрослым
14.01.2018
Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.
Каждый год в сентябре учителя сталкиваются с нарушениями речевого развития школьников 1-4 классов и составляют списки детей, имеющих речевые проблемы и нуждающихся в логопедическом воздействии. Не всегда получается заручиться поддержкой родителей, которым ставят такие диагнозы как «ФНР», «ОНР», «ФФНР», «дисграфия». Что же это такое, чем грозит и как жить дальше? Фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи в норме к 5 года у ребенка должна быть полностью сформирована речь – то есть: Во-первых, малыш должен правильно произносить все звуки, Во-вторых, различать на слух звуки, сходные по звучанию, например, [п-б], [ш-с] (это называется «фонематический слух»), И, в-третьих, иметь развитую смысловую сторону речи – то есть богатый словарный запас и умение изменять слова – например, назвать детеныша лисы «лисенком» или сказать, что варенье, сваренное из вишни – «вишневое». Однако в силу различных причин этого не происходит и в 6-7 лет ученик приходит в школу с недостаточно сформированной речью. Как можем мы, учителя, активизировать речевое развитие ребенка? С тех компонентов, которые участвуют в процессе речи. Это прежде всего формирование речевого дыхания, целенаправленной воздушной струи, необходимой при произношении звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Упражнения для развития активности языка и губ. От положения, например, языка, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Систематическая работа по развитию артикуляционной моторики на занятиях по звукопроизношению и ежедневная гимнастика для языка и губ помогают детям произносить большинство согласных звуков без специальной постановочной работы логопеда.Примерные занятия для работы во время урока
статья для печати.docx
Учитель начальных классов школы­лицея № 15  Романюк Карина Борисовна Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.     Каждый год в сентябре учителя сталкиваются с нарушениями  речевого  развития школьников 1­4 классов и составляют списки детей, имеющих речевые  проблемы и нуждающихся в логопедическом воздействии. Не всегда получается  заручиться поддержкой родителей, которым ставят такие диагнозы как «ФНР»,  «ОНР», «ФФНР», «дисграфия».     Что же это такое, чем грозит и как жить дальше?     Фонетическое и фонетико­фонематическое недоразвитие речи в норме к 5  года у ребенка должна быть полностью сформирована речь – то есть:  Во­первых, малыш должен правильно произносить все звуки,  Во­вторых, различать на слух звуки, сходные по звучанию, например, [п­б], [ш­с]  (это называется «фонематический слух»),  И, в­третьих, иметь развитую смысловую сторону речи – то есть богатый  словарный запас и умение изменять слова – например, назвать детеныша лисы  «лисенком» или сказать, что варенье, сваренное из вишни – «вишневое».    Однако в силу различных причин этого не происходит и в 6­7 лет ученик  приходит в школу с недостаточно сформированной речью. Если у ребенка нарушено произношение одного или нескольких звуков, можно  говорить о фонетическом недоразвитии речи (ФНР). Если ребенок затрудняется повторить сочетания звуков или повторяет их  неправильно – это может свидетельствовать о снижении фонематического слуха или «фонетико­фонематическом недоразвитии речи» (ФФНР). Если ребенок, кроме проблем с произношением и различением звуков имеет  бедный словарный запас, не может пересказать прочитанное или услышанное,  затрудняется придумать рассказ по картинке, не может правильно связать слова в фразу, ограничивается короткими однословными ответами на вопросы – все  это может свидетельствовать об общем недоразвитии речи (ОНР). Ведь, чтобы написать слово, ребенку необходимо:  1.Определить последовательность и место каждого звука;  2.Соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;  3.Воспроизвести с помощью движений руки букву.     Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить,  проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на  составляющие его слова, обозначить границы каждого слова. Если у ребенка имеются затруднения хотя бы на одном этапе такой работы, то  может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия. Это пропуски и замены букв на письме, о которых говорилось ранее, например,  «комнта» или «комата» вместо «комната», «шук» вместо «жук»; Перестановки и  пропуски слогов: «онко» — окно, «стрки» — стрелки. Часто дети не могут  определить границы предложений – то есть не ставят точки в конце  предложений, первое слово пишут с маленькой буквы или, наоборот ставят точку в самом немыслимом месте, а слово в середине предложения начинают писать с  большой буквы. Могут написать, например, словосочетание «на стене» слитно, а  слово «набухли» наоборот, раздельно. Дети­дисграфики могут путать буквы,  похожие по написанию, например «п» и «т». Если такие «нелепые» ошибки не  случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходима консультация и  коррекционная помощь логопеда. Ведь очевидно, что дисграфия, не  преодоленная в начальных классах, приведет к низкой успеваемости ребенка в  средних и старших классах.    Как можем мы, учителя, активизировать речевое развитие ребенка?   С тех компонентов, которые участвуют в процессе речи. Это прежде всего  формирование речевого дыхания, целенаправленной воздушной струи,  необходимой при произношении звуков речи. Правильное речевое дыхание  обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий  плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи,  для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к  громкой и наоборот. Упражнения для развития активности языка и губ. От положения, например,  языка, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб,  кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное  произношение большинства звуков русского языка. Систематическая работа по  развитию артикуляционной моторики на занятиях по звукопроизношению и  ежедневная гимнастика для языка и губ помогают детям произносить  большинство согласных звуков без специальной постановочной работы логопеда.      1. «Лошадка». Упираемся языком в нёбо, громко цокаем, при этом должна  тянутся уздечка языка. Проделываем упражнение десять раз.              2. «Грибок». Раскрываем рот, также упираемся языком в нёбо, а нижнюю  челюсть максимально отодвигаем вниз. Делаем тоже 10 раз.              3. «Качели». Открываем рот и тянемся языком то к носу, то к подбородку.  Делаем под счет. 4. «Вкусное варенье». Высовываем язык, облизываем верхнюю губу, а потом  прячем вглубь рота.              5. «Змейка». Это упражнение напоминает «иголочку». Также высовываем  язык максимально вперед, напрягаем, чтоб он сделался узеньким, потом прячем  его вглубь рота. Делаем так несколько раз.              6. «Маляр». Высовываем язык и облизываем губы круговыми движениями  (сначала верхнюю губу, потом нижнюю).              7. «Барабан». Открываем ротик и стучим язычком по верхним зубкам   С помощью этих упражнений, ваш ребенок подготовит свой артикуляционный  аппарат к произношению даже самых трудных звуков.  А также, на уроках обучение грамоте, литературное чтение и развитие речи  использовать такие упражнения: Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки). "Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.). Задание №2.  "Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и  т.д.).  Задание №3.  "Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и  т.д.).  Упражнение №4. "Хлоп­хлоп" (обучение звуковому анализу слова). Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.  "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое  начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".  Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или  звук в середине слова.  "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором  есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г ­ хлопни 2  раза".  Задание №5.  "Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?" железо ­ бумага ­ дерево ­ снег ­ пух ­ стекло ­ Задание №6.  "Назови другой предмет, такой же белый, как и снег". (Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый,  как и мяч; такой же желтый, как и дыня).  Задание № 7: "Попробуй угадать конец фразы".  Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду  растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо... .  Упражнение №8. "Рассказ по картинке". Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите  рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять  как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.  Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.  Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности  истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.  ­ О чем эта картинка? ­ Кто главный герой? ­ Что происходит? ­ Какие герои нарисованы на картинке? ­ Какой у них характер? ­ Как можно назвать этот рассказ?  С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на  пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений)  рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как  ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко  ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные  грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.  Ну и самое простое. Задание № 9: «Скороговорки» Ведь именно они способствуют развитию правильной речи, улучшают дикцию. Чтение и заучивание скороговорок с раннего детства помогают формированию  красивой речи, учат произносить слова чисто и правильно, не пропуская и не  проглатывая буквы и звуки.  * * * От топота копыт пыль по полю летит.  * * * Вылили мыло в ванну  И вымыли мылом Ваню.  * * * На возу лоза,  У воза коза.  * * * Галка села на палку,  Палка ударила галку.  * * * У ёлки иголки колки.  * * * Купила бабуся бусы Марусе.  * * * Белый снег. Белый мел.  Белый сахар тоже бел.  А вот белка не бела.  Белой даже не была.  * * * Топал, топал по полу и на пол упал.  * * * Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.  * * * Грач с горяча осерчал на грача.  * * * Шла бы не лесом, а пролесью лиса,  Шуба лисья была бы на лисе.  * * * На горе дубы, под горой грибы.  * * * Карл у Клары украл кораллы,  Клара у Карла украла кларнет.  * * * Проворонила ворона воронёнка. * * * Карасёнку раз карась Подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка – Три весёлых поросёнка: Карасёнок поросят перекрасил в карасят! Систематическая работа по развитию артикуляционной моторики на занятиях  по звукопроизношению и ежедневная гимнастика для языка и губ помогают  детям произносить большинство согласных звуков без специальной  постановочной работы логопеда. (Примеры упражнений).    Итак, влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно  значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это  обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению  пробелов в речевом развитии детей.

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.

Как помочь учащимся начальных классов с нарушениями речевого развития в процессе обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2018