Родительское собрание «Как привить любовь к чтению»
Подготовила и провела
Учитель начальных классов
МАОУ «Русская гимназия» г.Сыктывкар
Черных Нина Николаевна
Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и
воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с
результатами развития читательских умений учащихся класса.
Предварительная подготовка:
Анкета для родителей
1. Любит ли ваш ребенок читать?
2. Читаете ли вы ребенку?
3. Обсуждаете ли вы прочитанное?
4. Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?
5. От чего зависит выразительное чтение?
6. Как этому научить?
7. Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что
устал?
8. Ваши просьбы, пожелания учителю.
9. О чем бы вы хотели узнать на собрании?
Анкета для учащихся:
1. У вас дома много книг?
2. Читают ли тебе родители книги?
3. С кем ты недавно читал книгу дома?
4. Хвалят или ругают тебя родители во время чтения?
Памятки для родителей и учащихся.
Ход собрания:
Значение книги в жизни человека огромно. Об этом говорится и в
высказываниях великих людей (слайд 2) А. Пушкина, А.Чехова,
В.Сухомлинского)
Актуальность темы сегодняшнего разговора на собрании
определяется тем, что чтение и умение работы с текстом занимают
особое место в Программе формирования универсальных учебных
действий на уровне начального общего образования.
В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без
чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются
компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Изза этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности:
ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его
суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых
они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и
неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к
чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.
При подготовке к собранию было проведено анкетирование учащихся и
родителей.
1. Анализ анкет учащихся
В анкетировании приняли участие 26 учеников из 29 (89,6%)
Вопросы анкеты Ответы
учащихся
У вас дома много книг?
Читают ли тебе родители книги?
С кем ты недавно читал книгу дома?
Хвалят или ругают тебя родители во
время чтения?
Да 23
Не очень 2
Нет 1
Да – 12
Нет – 9
Иногда 5
С родителями 16
С другими членами –
6
Ни с кем 4
Хвалят – 20
Ругают – 2
Ничего не делают 4
в %
88,4
46,2
34,6
19,2
61,5
23,1
15,3
78
7,7
15,3
Из анализа видно, что книги у детей есть. Но наличие большой библиотеки не
может само по себе формировать интерес к чтению. Надо сделать так, чтобы
наши дети читали книги и не просто читали, а читали увлечённо, понимали
прочитанное, умели оценивать поступки героев и соотносить их со своими
делами и поступками. Только тогда мы можем сказать, что литературное
чтение, как предмет, достигло свои цели. Приоритетной целью обучения
чтению в начальной школе является формирование читательской
компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного
читателя, способного к использованию читательской деятельности как
средства самообразования и самовоспитания. Достижение этой цели
предполагает решение задач:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской
деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественнотворческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение
первоначальными навыками работы с учебными и научнопознавательными
текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к
культуре народов многонациональной России и других стран.
Решение этих задач непосильно только средствами урока, поэтому к работе
по
формированию настоящего читателя привлекаются родители,
воспитатели, общественные организации (библиотека, музеи)
Анализ анкет родителей учащихся
Приняли участие 17 родителей (58,7%)
Вопросы анкеты Ответы родителей
Любит ли Ваш ребёнок читать?
Читаете ли Вы ребёнку?
Обсуждаете ли прочитанное?
Можно ли увлечь ребёнка
чтением? Как?
От чего зависит выразительное
чтение?
Как научить ребёнка читать
выразительно?
Да 9
Не очень – 6
Нет 2
Да – 9
Не часто – 5
Нет 3
Да – 13
Иногда – 3
Нет 1
Интересной книгой 8
Совместным чтением 7
Предварительным рассказом 2
От дикции, от настроения, от
интереса, понимания смысла, от
частого чтения, от
внимательности
На примере выразительного
чтения 7
Медленное, вдумчивое чтение 2
Частой тренировкой чтения – 7
Не знаю 1
в %
53
35,2
11,8
53
29,4
17,6
76,5
17,7
5,8
47
41,2
11,8
41,2
11,8
41,2 И я сегодня хочу похвалить тех родителей, которые приняли участие в
анкетировании за понимание проблемы низкого уровня чтения у наших детей.
Из ваших анкет видно, что большинству родителей не безразлично, что и как
читают их дети. Половина опрошенных читают вместе с детьми постоянно,
стараются обсуждать прочитанное и объяснять непонятное. Многие родители
понимают, что научить ребёнка читать правильно и выразительно можно на
собственном примере. Но многие думают, что частые тренировки могут
обеспечить выразительное чтение. Возможно эти родители забыли добавить к
слову «частые» слово «совместные» тренировки? Потому что если ребёнок
читает неправильно, невыразительно, не соблюдая знаков препинания, неверно
ставя ударение в словах и логические ударении в выражениях, то при частой
тренировке он только закрепит все эти ошибки.
Значит, первоочередной задачей стоит – научить читать правильно. А это
возможно только при медленном чтении, и неоднократном прочтении одного
и того же слова с объяснением значения, если это слово ребёнку незнакомо.
Да и в задачах осознанность и правильность стоят впереди беглого чтения. В
погоне за беглым темпом чтения мы упускаем саму цель чтения – для чего мы
читаем. Темп чтения должен примерно равняться темпу речи человека, а это
100120 слов в минуту. В этом году нам на школьном методическом
объединении учителей начальных классов даже пришлось пересмотреть
нормы темпа чтения.
В связи с тем, что чтение является одним из важнейших метапредметных
умений, и уже на этот год планируется провести в 4 классах владение
метапредметными умениями в форме миниЕГЭ, правильность чтения стаёт
во главу угла.
А теперь рассмотрим ситуации, которые встречаются в жизни. Я надеюсь не
из нашей жизни. Ситуации взяты из методической литературы, они
утрированы.
СИТУАЦИЯ 1
Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько
я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один
втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать,
третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение
матери?
Выслушав ответ родителей, делаем вывод: будем терпимы к тому, что на
первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось
чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем
нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у
него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову,
гордится всякой удачей в преодолении трудностей.
Анализ анкеты родителей
Не все дети любят читать. Родители читают детям очень редко, но
прочитанное стараются обсуждать. Для увлечения чтением можно записать
ребенка в библиотеку, читать ему книги, рассказывать о прочитанном,
увлекать своим примером. Выразительное чтение зависит от того, как читают
взрослые, от эмоциональности ребенка, от понимания прочитанного, от
соблюдения знаков препинания. Чтобы научить выразительно читать, нужно
голосом передавать характер героев, слушать «живое слово» (в театре, по
телевизору и т.д.), чаще читать по ролям. Если ребенок не хочет читать или
устал, родители разрешают ему немного поиграть, а потом предлагают
продолжить читать.
СИТУАЦИЯ 2
Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай,
кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят,
читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем
разговариваешь? Да я тебя...» – угрожает мать. Как избежать конфликта?
После высказываний родителей о данной ситуации я упомянула о пользе
физкультминуток. Некоторые из них мы разучили прямо на собрании и
записали их в блокнот.
Пожелания учителю:
Больше знакомить детей с интересными книгами, завести читательский
дневник, инсценировать сказки.
Родители на собрании захотели узнать: сколько времени должен читать
ребенок, как увлечь чтением, что нужно делать родителям, чтобы ребенок
хотел читать, как привить любовь к чтению. Вот на эти вопросы мы сегодня с
вами и постараемся ответить.
3. Психологопедагогическое просвещение
Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу.
Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и
выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром
во все времена великие люди призывали к чтению. А.П. Чехов говорил:
«Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное
чтение».
Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь
им полюбить книгу, так как неумение читать отрицательно влияет не только
на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал,
взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, облегченно
вздыхают, надеясь, что вот теперьто отдохнут. А спустя 8–10 лет мы часто
становимся участниками диалога: «Ну, как книга?» – «Ничего, нормально», –
безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что
между ними и детьми – стена непонимания. Избежать подобных сцен
помогает семейное чтение. Во время него мать и отец открываются для
ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг
открывают, что дети намного взрослее, чем казалось, что с ними можно
говорить не только о школьных отметках.
Совет 1
Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был
читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель.
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь,
заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать
заразительным для всех.
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда
привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение
будет значительно затруднено. Существуют разные точки зрения на
необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе
начальных классов она составляет 90–100 слов в минуту.
Рекомендации В.Н. Зайцева по развитию техники чтения
1. Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения
техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать
поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание
абзаца. Через часдва – еще 1–2 абзаца. Перед сном – еще одна порция.
Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение
часа за один прием.
2. Хорошие результаты дает чтение перед сном.
3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения:
ребенок читает однудве строчки, после этого получает краткий отдых. Такой режим получается, если ребенок просматривает
диафильмы. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают
неохотно.
4. Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой
чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым
торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной
стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть
ребенок читает ровно 1 минуту. Подсчитайте, сколько слов он
успевает прочесть за это время. К своим успехам он будет относиться
столь же ревностно, как к меткам роста на двери. Педагоги пришли к
выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально
читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись
читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое
место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в
страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. Чуковский, сказка есть
самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный
хлеб. Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш.
Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребенку, с ней
можно поиграть, тем самым сделав ее своим помощником в развитии ребенка.
Так же развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить
выразительно, точно, ярко помогают стихи. Родители могут ненавязчиво
помочь ребенку обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг от
друга, а внутренне между собой связаны. Полезно после разбора
стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет
разобраться, насколько понят смысл и передано настроение стихотворения.
Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно
именно ему.
Приглашенный на собрание библиотекарь объясняет:
– что читать детям 7–8 лет;
– как создать домашнюю библиотеку;
– на какие издания можно подписаться всей семье;
– как пользоваться книгами в библиотеке;
– традиции библиотеки.
Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное
отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. В
некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся
детские книги. Жизнь у этих книг может быть длинная: их читали бабушка,
дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная
традиция не просто воспитывает бережное отношение к книге – оно
дополняется чувствами к самым дорогим людям. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней
библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного. Даже
бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали
вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими
переживаниями и мыслями о прочитанном.
Совет 2
Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя
умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не
уязвляйте его самолюбие, если даже он понял чтото не так, как вам хотелось.
Поддерживаете его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он
непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы –
это согреет его сердце.
Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов
врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20–30 минут, а потом делать
перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения:
переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.
Совет 3
Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением,
используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий
цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5–7 секунд, столько же времени –
на дальний объект, находящийся на улице.
Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение.
Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами.
Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60–
80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под
углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее
30–40 см.
5. Обсуждение организационных вопросов
1) Слово председателю родительского комитета
2) Обсуждение планов на Новый год и каникулы
3) Режим оповещения в актированные дни
4) О личных вещах учащихся.
5. Личная беседа с родителями
Советы родителям
Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого
учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в
звуки и буквы. Рассказывайте детям сказки.
Устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее,
чем маленьким. Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время
мама и папа проводят не только у телевизора.
Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать
ответы в книгах самостоятельно.
Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к
словарям и работать с ними.
Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с
надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.
Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные
книги, а не только фантастика и приключения.
Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда
вместе с ним.
III. Осмысление итогов собрания
1. Родители делятся своим опытом, как привить детям любовь к чтению.
2. Мнение родителей о пользе собрания.
3. Решение собрания. Учитывая большую роль родителей в воспитании у
детей интереса к книге, поставим себе цель:
Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по
картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей
правильной, точной речи, исключая словаповторения и словапаразиты.
В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской
– не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для
семейного чтения.
Выписать детские журналы и приучить детей их читать.
Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них
можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные
мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучший читательский дневник.
На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.
Провести праздник сказок: инсценировать сказку по выбору детей,
организовать сказочную викторину и т.д.
Держать связь с библиотекой: проводить совместные мероприятия с детьми и
родителями. Учитель. Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания,
силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут
добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить
читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир
книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!
Как привить любовь к чтению. Родительское собрание.
Как привить любовь к чтению. Родительское собрание.
Как привить любовь к чтению. Родительское собрание.
Как привить любовь к чтению. Родительское собрание.
Как привить любовь к чтению. Родительское собрание.
Как привить любовь к чтению. Родительское собрание.
Как привить любовь к чтению. Родительское собрание.
Как привить любовь к чтению. Родительское собрание.
Как привить любовь к чтению. Родительское собрание.
Как привить любовь к чтению. Родительское собрание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.