Этот материал представляет собой консультацию для учителей начальной школы. В настоящее время детей с нарушением письма и чтения в начальной школе становится всё больше. Учителя не всегда знают об особенностях таких учащихся, как им помочь, как оценить их работу. поэтому целью консультации является ответить на эти вопросы.Этот материал представляет собой лекцию на тему "Как работать с детьми-дисграфиками?"
консультация для учителей..doc
Консультация логопеда для учителей.
Как работать с детьмидисграфиками?
На логопедические пункты часто направляются дети, которые не могут
овладеть письмом и чтением на протяжение двухтрех лет обучения в
начальной школе. Эта неспособность известна под названием дисграфии и
дислексии. Они часто сопутствуют друг другу и являются серьезным
препятствием в овладении грамотой и усвоении грамматики родного языка
на более поздних этапах.
Некоторые учителя объясняют дисграфические ошибки личностными
качествами ученика: неумением слушать учителя, невнимательностью,
небрежным отношением к работе и т.д. Другие часто задают себе вопрос о
том, как работать с дисграфиками, чтобы они были успешны на уроке.
Однако прежде чем говорить о том, как помочь таким ребятам необходимо
знать причины, вызывающие дисграфию.
Для овладения письменной речью важное значение имеет как развитие всех
сторон речи (звукопроизношение, фонематический слух, лексикограммати
ческие категории), так и сформированность ряда функций неречевого харак
тера (ориентировка в пространстве и времени, двигательная функция руки,
развитие слуха и зрения). У детей, склонных к дисграфии имеется ряд
особенностей, cвязанных с недостаточным развитием всех или большинства
вышеперечисленных категорий. Можно отметить следующие предпосылки
появления дисграфии.
1. Несформированность ведущей руки, ноги, глаза. Это, так называемые,
детиамбидекстры.
2. Недостаточное развитие двигательной функции руки. Этим детям
трудно пересчитывать пальцы рук. Они не могут чередовать «кулак реброладонь» одновременно на двух руках. Движения рук неплавные,
напряженные.
3. Незнание, либо нетвердое знание основных единиц времени (утро, вечер,
вчера, завтра, весна, осень, старше, младше, скоро, месяцы года, дни
недели и т.д.)
4. Затруднение вызывает и отсчитывание ритма. Дети отстукивают ритм
либо с нарушениями, либо медленно.
5. Большинство детей имели в анамнезе нарушение звукопроизношения.
6. Несформированность фонематического анализа и синтеза.
7. Кроме того, словарный запас у детей группы риска недостаточен. Дети
смешивают сходно звучащие слова. Например, «рассада – это то, что
блестит на траве», «сор – это когда ругаются», «горсть – большая гора».
8. У данной категории учащихся отмечается бедность синтаксических
конструкций, аграмматизмы. Дети затрудняются в установлении
причинно следственных связей.
Исходя из вышесказанного, основная специфичность работы с
дисграфиками и дислексиками заключается в
сугубо индивидуальном подходе к каждому ученику;
развитии анализаторов, участвующих в акте речи, письма и чтении
(слуховой, зрительный, кинестетический);
выработке четкой артикуляции;
выработке четкой дифференциации оппозиционных звуков;
систематическом подборе материала для упражнений по анализу и
синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря и развитию
синтаксического уровня речи.
большое место должна занимать работа с азбукой и слогами по принципу
от легкого к трудному.
И в заключение хотелось бы сказать, что должна обязательно иметь место
взаимосвязь коррекционного (логопед) и обучающего (учитель) процессов, которая способствует успешному овладению учащимися материала по
родному языку в целом. Учитывая то, что детидисграфики уже с первого
класса отстают в овладении письмом, в умении применять на письме
грамматические правила, необходимо с первого класса начинать работу по
предупреждению дисграфии.
Составила и провела
учительлогопед Вахромичева Ю.В.
Как работать с детьми-дисграфиками на уроках?
Как работать с детьми-дисграфиками на уроках?
Как работать с детьми-дисграфиками на уроках?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.