Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу.
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.
Как распознать дислексию
Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении,
распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как
учитель – первый человек, который может забить тревогу.
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к
дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.
Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно
отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще
единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.
Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.
Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи,
учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо
помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить
внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к
логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать
заключение, тем самым подвергая и ребенка, и родителей лишнему
беспокойству, вполне возможно – и необоснованному.
Каковы же ошибки, которые нас должны насторожить?
Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду
соответствуют и свои ошибки.
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству:
б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие
какихто звуков или замена одних звуков на другие в устной речи
соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что(шапка).
и
3. Смешение фонем по акустикоартикуляционному сходству, что
говорит:
сапка
происходит при нарушениях фонематического восприятия. При
этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под
диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й –
ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие,
звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими
лёбит (любит).
фонемами.
тубло (дупло),
Например:
4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном
возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико
фонематической стороне может привести к ошибкам на письме:
пропуск букв и слогов,
недописание слов.
5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За
зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации
(предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом
голубым).
6. Большой процент ошибок изза неумения ребенка передавать на
письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также
является одним из проявлений дисграфии.
Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо
искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные изза
незнания грамматических правил.