Как распознать дислексию

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.
Иконка файла материала Как распознать дислексию.doc
Как распознать дислексию Теперь   о   том,   как   среди   тех,   кто   испытывает   трудности   в   обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии   и   дислексии,   специфичны,   типичны   и   носят   стойкий   характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести   к   специфическим,  но   они   редки,  от   случая   к   случаю   или   вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение. Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание   на   проблемы   ребенка,   посоветовать   родителям   обратиться   к логопеду,   но   ни   в   коем   случае   не   дают   право   самостоятельно   делать заключение,   тем   самым   подвергая   и   ребенка,   и   родителей   лишнему беспокойству, вполне возможно – и необоснованному. Каковы же ошибки, которые нас должны насторожить? Существует   несколько   видов   нарушений   письма   и   чтения,   каждому   виду соответствуют и свои ошибки. 1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б   –   д;   п   –   т;   Е   –   З;   а   –   о;   д   –   у   и   т.д. 2. Ошибки,   связанные   с  нарушением   произношения.   Отсутствие каких­то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что(шапка). и 3. Смешение фонем по акустико­артикуляционному сходству, что говорит:   сапка   происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими   лёбит   (любит). фонемами.   тубло   (дупло),   Например: 4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте,   а   это   при   недостаточно   сформированной   фонетико­ фонематической стороне может привести к ошибкам на письме:   пропуск   букв   и   слогов,   недописание   слов. 5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом   росла   мамина”   (За   домом   росла   малина),   антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым). 6. Большой процент ошибок из­за неумения ребенка передавать на письме   мягкость   согласных:   сольить   (солить),   въезет   (везет). 7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии. Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из­за незнания грамматических правил.