Как распознать умственную отсталость?

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

уровень интеллекта, степень выраженности психических нарушений и своевременно начать проведение соответствующих лечебно-реабилитационных мероприятий. Хорошие результаты обычно достигаются при сочетании медицинских подходов и длительного педагогического воздействия с обучением, воспитанием ребенка, приспособлением его к окружающей обстановке, выработке бытовых навыков и максимальной компенсации имеющегося отставания в развитии.
Иконка файла материала конспект.docx
Применение игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР Включение   игровых   приемов   в   систему   логопедической   работы   с  младшими   школьниками   обусловлено   необходимостью   преодоления объективных   трудностей,   возникающих   в   коррекционном   процессе.   Эти трудности связаны с тем, что у многих детей с ОНР отмечаются различные сопутствующие   и   вторичные   отклонения   в   развитии   нервно­психической сферы.   Такие   учащиеся   характеризуются   повышенной   возбудимостью, расторможенностью,   замкнутостью,   склонностью   к   аффектным   реакциям, неспособностью   к   волевым   усилиям.   У   них   обнаруживаются   расстройства внимания   и   целенаправленного   восприятия,   снижение   общей работоспособности [5]. Естественно, что младшие школьники с такими особенностями развития оказываются   психологически   не   готовыми   к   активному   участию   в логопедических   занятиях.   Для   преодоления   трудностей,   обусловленных отклонениями   в   развитии   психической   сферы   учащихся,   используются специальные игровые приемы [3]. Начинаются   логопедические   занятия   с   артикуляционной   гимнастики, которая создает у детей позитивный психологический настрой. В ходе логопедических занятий полезно проводить игры и упражнения на развитие дыхания и голоса. Особенно эффективными являются следующие игровые   дыхательные   упражнения:   «Цветочный   магазин»   (тренировка глубокого   медленного   вдоха   через   нос);   «Свеча»   (тренировка   ровного медленного   выдоха   на   пламя   свечи);   «Упрямая   свеча»   (тренировка интенсивного сильного выдоха); «Погашу свечу» (тренировка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением: Фу! Фу! Фу!); «Насос» (тренировка продолжительного   сильного   выдоха   при   длительном   произнесении звукосочетания   «пшшш...»); (тренировка продолжительного   з­з­з­з­з­з...);   «Пожарная   машина»   (имитация   сирены); громкое и длительное произнесение гласных и их сочетаний, звонких и глухих щелевых и взрывных согласных, слогов [6].   «Назойливый   комар»   Очень полезны игры, развивающие высоту голоса. Они раскрепощают голосовой аппарат ребенка, повышают общий тонус организма, активизируют эмоциональные реакции. В   результате   применения   перечисленных   игр   и   упражнений   у   детей нормализуется   речевое   дыхание,   дифференцируется   ротовое   и   носовое дыхание, вырабатывается долгий плавный вдох.   Игровые упражнения для развития силы голоса (она зависит от уровня подвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок) можно проводить на основе звукоподражания паровозному гудку, вою волка, плачу   ребенка,   шипению   гуся,   жужжанию   пчелы   и   т.д.   Такие   упражнения 1позволяют научить детей говорить громко (но не крикливо), изменять силу голоса (от громкого произнесения к среднему, затем к тихому и наоборот) [4]. В   содержание   логопедических   занятий   рекомендуется   включать   и упражнения на развитие тембра голоса: повышение, понижение и длительное произнесение гласных звуков [у], [о] и их сочетаний; произнесение сочетаний бум­бум­бум,   бом­бом­бом,   ба­ба­ба   в   одной   тональности,   с   понижением, повышением   голоса;   произнесение   междометий,   развивающих   гибкость, диапазон   голоса;   пение;   чтение   стихотворных   текстов   на   одних   гласных звуках; подражание голосам героев сказок, басен; чтение потешек, загадок, считалок, пословиц, поговорок, скороговорок, басен, сказок и т.д. [1.] Кроме   статических   упражнений   следует   проводить   и   динамические, связанные с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног, туловища, с элементами лечебной физкультуры. Благодаря использованию игр в логопедической работе у детей с ОНР снимается   излишнее   эмоциональное   напряжение,   нормализуется   речевое дыхание,   речь   становится   внятной,   произнесение   фонем   четким,   голос приобретает   достаточную   силу   и   высоту.   Дети   начинают   использовать голосовые   модуляции,   что   делает   их   речь   выразительной,   эмоционально окрашенной [2]. Список используемой литературы: 1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико­грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПБ.: «Детство­Пресс», 2002, ­ 128 с. 2. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда // Дошкольное воспитание, 1999, №6 – С. 14­17. 3. Лагутина А. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 2006. ­ №6. – С. 76­80. 4. Логопедия:   Учеб.   для   студ.   дефектол.   фак.   пед.   высш.   учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с. 5. Лукина   Н.А.  Использование   игровых   приемов   в  коррекционной работе   с   детьми   с   ОНР   //   Воспитание   и   обучение   детей   с   нарушениями развития. – 2004. ­ №4. – С. 38­43. 6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988. – 240 с. 2

Посмотрите также