"Кака развивать креативные способности"

  • Занимательные материалы
  • Мероприятия
  • docx
  • 15.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал для ШМО
Иконка файла материала Психологический семинар практикум.docx

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Клетнянская средняя общеобразовательная школа №2

имени героя советского союза  Н.В. Можаева

 

 

 

 

 

 

 Тема семинара «Как развивать креативные способности».      

 

 

 

                                                             Выполнила педагог-психолог

                                                              Песенко Т.В.

 

 

 

 

 

 

Клетня 2020

 

  «Железо ржавеет, не находя себе применения,                                                                                                                                                       стоячая вода гниет или на холоде  замерзает,                                                        а ум человека, не находя себе применения, чахнет».

                                                                        Леонардо да Винчи

 

Что такое креативность

Креативность – (в переводе с английского – созидательный, творческий) – творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактор.

               Воспитание вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде ученика – одна из основных задач, стоящих сегодня  перед школой. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности. Но в мир творчества он может войти через преодоление трудностей и решение проблем. Благодатный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и  создавать ситуации заинтересованности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.
Акт творчества может происходить исключительно по внутреннему движению души.   

Игра, учение и труд – вот три основных вида деятельности в начальной школе. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду. Игры могут и должны быть использованы в целях развития творческих способностей учащихся.

Хочу предложить вашему вниманию некоторые виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках:

 

 

«Исключение лишнего»

Берутся любые 3 слова, например «собака», «помидор», «солн­це». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, лишнее, не обладающее этим об­щим признаком, исключить. Следует найти как можно больше ва­риантов исключения лишнего слова. Не пренебрегая вариантами, которые сра­зу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солн­це» оставить, потому что они круглые), желательно поискать не­стандартные и в то же время очень меткие решения.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожи­данные связи между явлениями, но и легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одно­временно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

 

Задание «Новое применение»

помогает подобрать разные способы применения предмета.

Называется какой-либо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно больше необычных способов его применения

Эта игра развивает способность концентрировать внимание на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и открывать в обычном предмете неожиданные возмож­ности.

Итак, этот предмет – кирпич. В течение минуты придумайте как можно больше нестандартных способов использования этого предмета. Свои варианты нумеруйте и записывайте на листке.  Вслух никто ничего не говорит.

 

Задание «Синонимы»

В течение минуты придумайте как можно больше синонимов к слову высокий.

Обычно слово высокий ассоциируется с величиной, размером и типичным будут синонимы: длинный, каланча и т.п. вырваться из стереотипных ассоциаций позволяет гибкость воображения: может быть кто-то  вспомнит, что высокий говорят о тоне голоса, и тогда ассоциативный ряд дополнится синонимами «тонкий», «звонкий». Понятие «высокий» приложимо к нравственным качествам, устремлениям, и тогда возникнут ассоциации «благородный», «целеустремленный».

 

«Старая сказка на новый лад»

Это задание наряду с развитием логическо­го мышления имеет чрезвычайно важное зна­чение и для развития речи ребенка, а также стимулирует воображение и фантазию.

 

«Решение нестандартной задачи»

Данная задача позволяет развивать способность к нестандартному мышлению, преодолению шаблонности мышления.

Двое подошли к реке.  У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжали свой путь. Как они это сделали?

Правильный ответ: путники подошли к разным берегам реки, сначала переправился один, а затем другой.

Вы увидели, что задачу мешает решить шаблонное понимание первой фразы (двое подошли к реке), которая наталкивает на мысль, что путники шли вместе и в одном направлении.

 

«Друдлы»

Основой друдла (головоломки для развития воображения и креативности) могут быть любые каракули и кляксы. Друдл - это НЕ совсем законченная картинка, которая требует ответа на вопрос: «Что здесь нарисовано?» Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится в ответах оригинальность и юмор.

Каждый ответ развивает фантазию и творческое мышление. Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.

Возможны три направления использования друдлов:
1) Для приятного времяпрепровождения детей и родителей, как при разгадывании кроссворда.
2) В исследовании познавательных способностей ребенка.
3) Для  развития гибкости мышления и умения подойти к ситуации с разных сторон.
- Разберём следующие головоломки - рисунок, на основании которых невозможно точно сказать, что это такое.
Возможно, это человек в костюме с галстуком-бабочкой? Или бабочка, взбирающаяся по веревке вверх. А может, треугольник, целующий свое отражение в зеркале? Или флюгер на крыше дома? А может - песочные часы, стоящие на столе? Или два громкоговорителя на столбе? (это явно неполный список возможных описаний данного друдла)

Вы можете увидеть в данном изображении десятки различных ситуаций. Единственно правильного ответа нет. Данный друдл может быть всем, что Вы ему припишите. И не обязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным и  интересным.

 

Друдл             Друдл             Друдл

 

 

«Синквейн»

Как есть мода на определённую одежду или музыку, точно так же существует мода на те или иные задания в школьной практике. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов, как способов творческой рефлексии.   

   Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

 

  Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн". В вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".

Правила написания этого чуда  перед вами.

Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях. Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные и творческие. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Составление синквейна с примерами

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также